на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Политика правительства РФ в области валютных отношений

3.  Основным средством международных расчетов стала свободно конвертируемая  валюта, а также СДР и резервные позиции в МВФ;

4.  Не существует пределов колебаний валютных курсов. Курс валют формируется под воздействием спроса и предложения.

5.  Центральные банки стран не обязаны вмешиваться в работу валютных рынков для поддержания фиксированного паритета своей валюты. Однако они осуществляют валютные интервенции для стабилизации курсов валют.

6.  Страна сама выбирает режим валютного курса, но ей запрещено выражать его через золото.

7.  МВФ наблюдает за политикой стран в области валютных курсов; страны-члены МВФ должны избегать манипулирования валютными курсами, позволяющего воспрепятствовать действительной перестройке платежных балансов или получать односторонние преимущества перед другими странами-членами МВФ.

По классификации МВФ страна может выбрать следующие режимы валютных курсов: фиксированный, плавающий или смешанный.

Фиксированный валютный курс имеет целый ряд разновидностей:

·     курс национальной валюты фиксирован по отношению к одной добровольно выбранной валюте. Курс национальной валюты автоматически изменяется в тех же пропорциях, что и базовый курс. Обычно фиксируют курсы своих валют по отношению к доллару США, английскому фунту стерлингов, французскому франку развивающиеся страны.

·     курс национальной валюты фиксируется к СДР.

·     «корзинный» валютный курс. Курс национальной валюты привязывается к искусственно сконструированным валютным комбинациям. Обычно в данные комбинации (или корзины валют) входят валюты основных стран – торговых партнеров данной страны.

·     курс, рассчитанный на основе скользящего паритета. Устанавливается твердый курс по отношению к базовой валюте, но связь между динамикой национального и базового курса не автоматическая, а рассчитывается по специально оговоренной формуле, учитывающей различия (например, в темпах роста цен).

В «свободном плавании» находятся валюты США, Канады, Великобритании, Японии, Швейцарии и ряда других стран. Однако часто центральные банки этих стран поддерживают курсы валют при их резких колебаниях.

Именно поэтому говорят об «управляемом», или «грязном», плавании валютных курсов.

Смешанное плавание также имеет ряд разновидностей. Во-первых, это групповое плавание. Оно характерно для стран, входящих в ЕВС. Для них установлены два режима валютных курсов: внутренний – для операций внутри Сообщества, внешний – для операций с другими странами. Между валютами стран ЕВС действует твердый паритет, рассчитанный на основе отношения центральных курсов к ЭКЮ с пределом колебаний +/- 15%. Курсы валют совместно «плавают» по отношению к любой другой валюте, не входящей в систему ЕВС. Кроме того, к этой категории валютных режимов принадлежит режим специального курса в странах ОПЕК. Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн и другие страны ОПЕК «привязали» курсы своих валют к цене на нефть.

В целом развитые страны имеют курсы валют, находящиеся в чистом или групповом плавании. Развивающиеся страны обычно фиксируют курс собственной валюты к более сильной валюте или определяют его на базе скользящего паритета.

Особенности валютного рынка РФ

Валютный рынок Российской Федерации находится в стадии формирования. Начало его становления относится к 1986 г., когда валютная монополия государства была разрушена и практически все хозяйствующие субъекты получили право выхода на внешний рынок.

До 1986 г. в СССР отсутствовала необходимость в валютном регулировании внешнеэкономической деятельности. Это объяс­нялось существованием государственной монополии на операции с валютой, которая проявлялась в отсутствии связей между внут­ренним» рынками капитала, товаров и услуг и соответствующими мировыми рынками; полной централизации управления валют­ными ресурсами государства; минимальном, количестве участни­ков внешнеэкономической деятельности. От имени государства на международном рынке выступало несколько крупных внешнеторговых объединении. Валютная выручка от экспорта концент­рировалась на счетах Внешторгбанка СССР. Государство в лице Госплана СССР, Минфина СССР и Госбанка CCC'P осуществля­ло плановое распределение средств, полученных от привлечен­ных валютных кредитов и экспортной выручки в соответствии с потребностями регионов и отраслей. Выделение предприятиям ва­лютных средств осуществлялось в строгом соответствии с разме­ром предоставленных им лимитов. Существовало несколько ре­жимов валютного курса рубля к доллару США. Официальный курс рубля к доллару резко отличался от рассчитанного на основе па­ритета покупательной способности.

В 1986 г. (с появлением Закона РФ «О государственном предприятия») начинается новый этап в формировании валютного рынка на территории СССР. В соответствии с этим Законом почти все субъекты российской экономики получили право выхода на внешний рынок. Начался период децентрализации внешне­экономической деятельности. В это время валютные поступления от экспорта делились в определенных пропорциях между государ­ством и непосредственными производителями экспортной продукции: 20% валютной выручки оставалось в пользовании пред­приятия, 80% продавалось государству по фиксированному курсу.    Следует отметить, что в этот период отсутствовал специальный орган валютного регулирования, не был принят закон, регулирующий валютные операции на территории СССР. Источником валютного законодательства служили решения Совета Министров СССР, а также издаваемые в их развитие нормативные акты ми­нистерств и ведомств.

В 1989 г. впервые появляется официально признанный валют­ный рынок в форме валютных аукционов Внешэкономбанка СССР. Валютные аукционы были организованы на основе конкурса за­явок на покупку - продажу иностранной валюты предприятий и ор­ганизаций, имеющих счета во Внешторгбанке. В ходе аукционов устанавливался текущий рыночный курс рубля к доллару. В этот период валютный рынок не играл значительной роли в экономи­ке страны.

Период децентрализации внешнеэкономической деятельнос­ти, характеризующийся почти полным отсутствием государствен­ного регулирования и контроля за движением валютных средств, закончился к 1991 г., когда был принят Закон СССР "О валютном регулировании". Впервые в юридическую практику были введены такие понятия, как валюта СССР, иностранная валюта, валютные ценности, текущие операции с валютой и др. В этот период получают бурное развитие валютные биржи, активно формируется инфраструктура валютного рынка. С распадом СССР и образованием Российской Федерации потребовалась корректировка дан­ного Закона с учетом особенностей валютного рынка РФ и необходимости проведения ею самостоятельной экономической политики, в том числе и валютной.

Вступление в силу Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" в ноябре 1992 г. открыло новый этап валют­ного регулирования в России. В апреле 1992 г. Российская Федерация вступила в МВФ и, следовательно, вышла на международ­ный валютный рынок. В дальнейшем совершенствование валют­ного регулирования идет по пути его ужесточения и централиза­ции контроля за ведением валютных операций субъектами валют­ного рынка Российской Федерации. В настоящее время валютное законодательство России во многом противоречиво, но достаточно жестко ограничивает про­цесс "бегства" капитала из России. Механизм правового регули­рования валютных отношений включает в себя три структурных элемента:

1) валютное законодательство, принимаемое различными государственными органами;

2) валютные отношения, складывающиеся между различными субъектами по поводу совершения ими валютных операций;

3) регулирующее воздействие валютного законодательства на валютные отношения, осуществляемое с помощью предписаний и запретов, а также установления мер ответственности в случае их нарушения.

Рассмотрим каждый из этих структурных элементов.

Особенности валютного законодательства РФ

Валютное законодательство Российской Федерации представ­ляет собой неоднородный нормативный комплекс, который вклю­чает акты, исходящие от государственных органов различных сту­пеней государственной иерархии (табл. №1)

Таблица №1: Государственные органы, эмитирующие акты валютного законодательства

Органы, издающие акты валютного законодательства  (институциональный аспект) Акты валютного законодательства (нормативный аспект)

Органы общей компетенции

1. Федеральное собрание РФ

2. Правительство РФ

3. Президент РФ

1. Федеральные законы

2. Постановления

3. Указы

Органы специальной компетенции

1. Центральный банк РФ

2. Министерство финансов РФ

3. Государственный таможенный комитет РФ

4. Комитет РФ по драгметаллам и драгкамням

1. Положения, инструкции, приказы, письма, разъяс­нения

2. Положения, инструкции, приказы

3. Положения, инструкции, приказы

4. Положения, инструкции, приказы

Основными нормативными документами, определяющими специфику валютного законодательства Российской Федерации, являются: Закон РФ от 9.10.1992 "О валютном регулировании и валютном контроле; Инструкция ЦБ  РФ от 29 июня 1992 г. № 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединения­ми, организациями части валютной выручки через уполномочен­ные банки и проведения операций на внутреннем валютном рын­ке Российской Федерации"; Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ № 19 (1993 г.) "О порядке осуществления валютного контроля за по­ступлением в РФ выручки от экспорта товаров"; Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ № 30 (1995 г.)  "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары": постановление Правительства РФ от 26.12.95 г. № 1267 "О введении единой системы обязательной экспертной оценки количества, качества и цены экспортных товаров"; Закон РФ от 18.08.96 г. "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок".

Под валютой Российской Федерации понимаются находящие­ся в обращении рубли в виде банкнот Российской Федерации и монеты, средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в Российской Федерации, а также за ее пределами на основании соглашений, заключаемых Правительством РФ и ЦБ РФ с соответствующим и органами иностранных государств об использовании на территории данного государства валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства.

Под иностранной валютой понимаются денежные знаки иностранных государств (банкноты, казначейские билеты и мо­неты), находящиеся в обращении и являющиеся законным пла­тежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств; средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчет­ных единицах.

Валютные ценности включают в себя иностранную валюту, ценные бумаги в иностранной валюте; драгоценные металлы в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий и их лома; природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением юве­лирных и бытовых изделий и их лома.

Правовое регулирование в Российской Федерации порядка совершения операций с каждым видом валютных ценностей различно. Так, порядок совершения операции с драгоценными металлами и камнями определяется Правительством РФ, в частнос­ти Комитетом РФ по драгметаллам и драгкамням. Порядок обра­щения и использования наличной иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте устанавливает Центральный банк России. К особенностям валютного законодательства Российской Федерации относится необычный перечень документов, относи­мых к категории ценных бумаг, которые выражены в иностран­ной валюте. Помимо традиционных видов (акции, облигации, чеки, векселя и сертификаты) в него включены и платежные поруче­ния, гарантийные письма и аккредитивы, которые по своей при­роде никогда не были ценными бумагами.

Субъектами валютных отношений выступают резиденты и нерезиденты Российской Федерации. В основе деления субъектов валютного рынка на "резидентов" и "нерезидентов" лежит общепризнанный в международном частном праве критерий "оседлости". Резидентами Российской Федерации признаются юридические лица, созданные в соответствии с ее законодательством и имеющие в ней местонахождение. При определении круга физических лиц-резидентов принимается во внимание критерий постоянного места жительства, известный в международном част­ном праве как критерий "домициляции".

По своему содержанию все валютные операции, проводимые на территории Российской Федерации, подразделяются на:

1) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности;

2) ввоз и пересылку в (из) Российскую Федерацию валютных ценностей;

3) осуществление международных денежных переводов. Далее, по порядку осуществления валютные операции подразде­ляются на текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.