на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Предъявление обвинения

Закон не указывает на обязательность изложения в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого доказательств, обосновывающих обвинение. Достаточно изложить сведения о фактических обстоятельствах деяния, поскольку они устанавливаются материалами дела, и дать произошедшему уголовно-правовую оценку. Однако все утверждения, содержащиеся в постановлении, должны основываться на имеющихся в деле доказательствах, а не на предположениях. Момент предъявления обвиняемому самих доказательств и получение его объяснений определяет следователь. Необязательно предъявлять доказательства одновременно с предъявлением обвинения.

Формулировка признаков объективной стороны составов ряда преступлений должна дословно повторять содержание некоторых доказательств. Так, например, когда речь идет о нарушении лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения (ст. 264 УК), в описательной части постановления о привлечении в качестве обвиняемого полностью приводится содержание пункта (всех нарушенных пунктов) этих правил. Наличие такого пункта в Правилах дорожного движения РФ подтверждается приобщаемым к уголовному делу доказательством - выпиской из Правил дорожного движения РФ. Но даже в этом случае неправильно было бы говорить, что в искомом постановлении отражено доказательство. В рассматриваемом постановлении о привлечении в качестве обвиняемого нет необходимости упоминания о выписке, в нем подлежит фиксации только правило.

Резолютивная часть постановления

Согласно проекту УПК постановление должно содержать решение о привлечении лица в качестве обвиняемого по расследуемому делу. Это требование прямо не закреплено в действующем уголовно-процессуальном законе. Однако и в настоящее время постановление о привлечении в качестве обвиняемого имеет резолютивную часть.

Резолютивная часть постановления начинается после слова "постановил" и представляет собой формулировку принимаемого решения: "привлечь" лицо (фамилия, имя, отчество) "в качестве обвиняемого по настоящему делу, предъявив ему обвинение в совершении преступлениями), предусмотренного(ых)"; далее указываются статьи (части, пункты) УК, предусматривающие ответственность за вменяемые лицу преступления.

В учебной литературе и в ведомственных нормативных актах иногда отмечается, что постановление о привлечении в качестве обвиняемого, составленное лицом, производящим дознание, утверждает начальник органа дознания. Причем начальник, прежде чем его утвердить, обязан изучить материалы дела с тем, чтобы лично убедиться в законности и обоснованности привлечения лица к уголовной ответственности. Между тем следует помнить, что данное правило, касающееся лица, производящего дознание, распространяется только на должностных лиц (а не на учреждения), признанных законодателем органом дознания (к примеру, на командиров воинских частей, начальников СИЗО). Так, в утвержденной 1 августа 1994 года Главным военным прокурором инструкции органам дознания Вооруженных Сил и иных воинских формирований Российской Федерации говорится о том, что данное постановление подписывается дознавателем и утверждается командиром воинской части. Более того, в инструкции содержится предписание о предъявлении обвинения лишь после согласования постановления о привлечении военнослужащего в качестве обвиняемого с военным прокурором.

Если органом дознания является учреждение, то процессуальное значение имеет подпись на постановлении любого лица, производящего дознание, в должностные обязанности которого входит осуществление функций учреждения.

Постановление, вынесенное следователем (прокурором), никем не утверждается и приобретает юридическую силу с момента его подписания следователем (прокурором).

 Особый порядок привлечения

к уголовной ответственности судей, депутатов

и некоторых других лиц

Законом установлен особый порядок привлечения к уголовной ответственности:

- судьи (ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации");

- зарегистрированного кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, зарегистрированного кандидата на должность выборного должностного лица местного самоуправления в субъекте Федерации (ст. 24 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления);

- кандидата на должность главы администрации (ст. 26 Закона РСФСР "О выборах главы администрации");

- депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на территории Муниципального образования (п. 7 ст. 18 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

- члена избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов (ст. 12 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления);

- члена Конституционного Суда Российской Федерации (ст. 15 Федерального конституционного закона РФ "О Конституционном Суде Российской Федерации");

- председателя Счетной палаты, заместителя председателя Счетной палаты, аудитора Счетной палаты (ст. 29 Федерального закона РФ "О Счетной палате Российской Федерации");

- кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ст. 44 Федерального закона РФ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации");

- депутата Федерального Собрания РФ (ст. 18 Федерального закона РФ "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ");

- кандидата на должность Президента РФ (ст. 37 Федерального закона РФ "О выборах Президента Российской Федерации");

- Президента РФ (ст. 93 Конституции РФ);

- человека, выдаваемого другим государством для привлечения к уголовной ответственности (ст. 66 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, некоторые международные договоры др.). Тем самым закон гарантирует неприкосновенность их личности и независимость при исполнении ими своих обязанностей.

Законодатель предусмотрел дополнительные условия, без соблюдения которых никто не вправе привлечь указанных лиц к уголовной ответственности, а значит, и предъявить им обвинение.

Данное требование не закреплено в действующем УПК, не содержит его и проект УПК. В то же время это требование включено в другие нормативно-правовые акты РФ.

Подвидами анализируемых гарантий неприкосновенности личности являются случаи, когда для привлечения к уголовной ответственности недостаточно наличия в распоряжении следователя необходимой для предъявления обвинения совокупности доказательств. Для привлечения должностного лица (кандидата на вступление в должность) к ответственности необходимо еще иметь согласие определенного органа.

Нельзя предъявлять обвинение:

а) судье, когда отсутствует согласие соответствующей квалификационной коллегии судей на привлечение его к уголовной ответственности;

б) члену Конституционного Суда РФ - в случае отсутствия согласия этого суда на привлечение его к уголовной ответственности;

в) депутату Совета Федерации или депутату Государственной Думы, если отсутствует согласие на привлечение к уголовной ответственности соответствующей палаты Федерального Собрания РФ;

г) кандидату на должность главы администрации, когда окружная избирательная комиссия не дала согласия на привлечение его к уголовной ответственности;

д) кандидату на должность Президента РФ, а также кандидату в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, когда не получено согласие Генерального прокурора РФ;

е) депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления на территории муниципального образования, зарегистрированному кандидату в депутаты представительного органа местного самоуправления, а равно зарегистрированному кандидату на должность выборного должностного лица местного самоуправления в субъекте федерации - при отсутствии согласия прокурора субъекта РФ на привлечение его к уголовной ответственности;

ж) члену избирательной комиссии с правом решающего голоса во время проведения выборов Президента РФ, члену избирательной комиссии с правом решающего голоса во время проведения выборов депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, члену комиссии по проведению референдума РФ с правом решающего голоса во время подготовки и проведения референдума - в случае невозможности получения согласия соответствующего прокурора на привлечение названного лица к уголовной ответственности;

з) председателю Счетной палаты, заместителю председателя Счетной палаты, аудитору Счетной палаты - при отсутствии соответствующего согласия той палаты Федерального Собрания РФ, которая назначила их на должность в Счетную палату.

Обычно порядок получения согласия на привлечение указанных лиц к уголовной ответственности состоит в следующем. Следователь или иное лицо, производящее расследование, обращается к прокурору и, если прокурор сам не может дать согласие на привлечение к ответственности, он обращается в соответствующий орган с представлением о даче согласия на привлечение лица к уголовной ответственности.

Вопрос о привлечении заместителя председателя или аудитора Счетной палаты к уголовной ответственности решается по представлению Генерального прокурора РФ. После получения представления Комитет Совета Федерации по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию, денежной эмиссии, налоговой политике и таможенному регулированию совместно с Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам принимают по нему заключение и проект постановления Совета Федерации. Только после этого вопрос выносится на обсуждение в верхней палате Федерального Собрания РФ. Решение считается принятым, если за него на заседании Совета Федерации проголосовало большинство от общего числа депутатов.

Законом ограничена также возможность привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших деяние, предусмотренное главой 23 УК(преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях), если таковое не причинило вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства (ст. 27.1 УПК). В отношении таких граждан постановление о  привлечении в качестве обвиняемого выносится с согласия на то руководителя данной организации.

Что касается предъявления обвинения Президенту РФ, то согласно Конституции, РФ Государственная Дума может выдвинуть обвинение лишь в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Кроме того, обвинение обязательно должно быть подтверждено двумя заключениями:

- Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления;

- Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения должно быть принято двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

Выдвинув Президенту РФ обвинение, Государственная Дума не лишает последнего статуса уголовно-правовой неприкосновенности. Если в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения Совет Федерации не примет решения об отрешении Президента РФ от должности, обвинение против президента считается отклоненным. В такой ситуации Президента РФ нельзя привлечь к уголовной ответственности в качестве обвиняемого.

Необходимо сказать еще об одном субъекте, который не подлежит привлечению к уголовной ответственности в обычном порядке. Некоторые международные договоры содержат следующее положение. Если государство выдало человека для привлечения к уголовной ответственности, то привлекать его могут лишь за то преступление, по поводу которого его и выдали, либо за преступление, совершенное после выдачи. В международных договорах говорится, что "без согласия запрашиваемой договаривающейся стороны выданное лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности или подвергнуто наказанию в связи с преступлением иным, чем то, которое явилось основанием для выдачи".

    Лица, не подлежащие привлечению в качестве обвиняемого

Выносить постановление о привлечении в качестве обвиняемого при отсутствии на то оснований запрещается. Между тем иногда и при наличии соответствующих оснований следователь не вправе привлечь лицо в качестве обвиняемого. Нельзя, к примеру, привлечь к ответственности лицо, обладающее статусом дипломатической неприкосновенности.

Согласно Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, а также аналогичным международным договорам свидетель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, а также эксперт, прибывшие из Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины и некоторых других государств в учреждение юстиции по вызову российского учреждения, не могут независимо от своего гражданства быть привлечены на территории РФ к уголовной ответственности за деяние, совершенное до пересечения ими государственной границы. Таких лиц нельзя также привлечь к ответственности в связи с их свидетельскими показаниями или заключениями в качестве экспертов, данными ими по имеющемуся в РФ уголовному делу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.