Процессу
централизации во Франции и оформление сословной монархии, как и повсюду в
Европе, предшествовал довольно длительный период значительного ослабления
центральной власти, которая в борьбе с земельными собственниками ранее шедшие с
переменным успехом, уступила последним, не будучи в состоянии не удержать
власть над ними, ни обеспечить внеэкономическое принуждение по отношению к
попавшему в феодальную зависимость крестьянству. Эту задачу почти целиком взял
на себя класс феодалов, особенно в лице его наиболее крупных представителей.
С развитием
феодальных отношений и глубинными изменениями феодальной формации в период ее
рассвета мог либо упрочится локальный суверенитет, либо побеждала в условиях
централизации королевская власть. Из двух вариантов политического развития,
которое узнала средневековая Европа, Франция, дала блестящий пример последнего.
На начальных этапах процесса централизации во Франции королевская власть
находилась в крайне затруднительных условиях, преходящего характера. Среди них
следует назвать ограниченные материальные возможности правящей династии и
компактную структуру земельных владений крупных феодалов, создающие наиболее
благоприятные условия для политической автономии. Домен Капетингов представлял
собой сравнительно небольшую полоску земли по Сене и Луаре, тянущуюся от
Компьена до Орлеана и стиснутую со всех сторон феодальными княжествами –
герцогствами Нормандия, Бургундия, Бретань, графством Шампань, - во много раз
превосходившие по своим размерам ее территорию еще в XII веке.1
Специфика
вассальной системы во Франции с ее принципом, согласно которому король должен
был рассчитывать лишь на помощь непосредственных вассалов, а также отсутствие
дополнительных социальных ресурсов существенно ограничивали ее возможность.
Королевская власть имела выборный характер. Местные династии на юге страны,
как, например, герцоги Аквитанские, не признавали Капетингов. Экономическое и
социально-политическое своеобразие юга и севера страны, подкрепленная наличием
двух народностей, усугубляло политическую раздробленность. Тем не менее,
процесс государственной централизации самым убедительным образом реализовался
во Франции благодаря решающим для него факторам, которые возникли в ходе
развития основной феодальной формации и имели, таким образом, общий характер.2
Из них определяющее
значение имело возникновение и развитие городов и товарно-денежных отношений –
этой сущностной особенности феодальной структуры, начиная с эпохи рассвета.
Сословное деление
являлось своеобразным делением в сфере надстройки корпоративного характера
собственности, не свободной от ограничений политическо-юридического характера.
Для индивида обладание юридическим статусом и реализация связанных с ним прав и
обязанностей определялись его принадлежн6остей к сословию и, следовательно,
носили ограничительный характер.1
Само же приобретение
юридического статуса той или иной общественной группы являлось логическим
закреплением ее социально-экономического статуса, который характеризовался
определенной функцией и специфическим отношением к средствам производства и
орудием труда.
На этапе феодализма,
и особенно в условиях централизации, наблюдается процесс оформления и
постепенной консолидации сословий, а также рост их политической активности.
Социальные коллективы утверждали свои права и привилегии в хартиях – процесс,
который постепенно привел к выработке общественных требований в начале в рамках
отдельных провинций, затем государства. В качестве социальной черты феодализма
сословное деление в свою очередь подчеркивало неразрывную связь феодальной
собственности с полной властью и значительное влияние этой собственности на
социальную структуру общества.
Полная автономия
сословий имела договорную юридическую базу и, предполагает их право на диалог и
соглашение с монархией, ставило существенные ограничения к притязаниям
королевской власти. Государь мог помощью легестов объявить и пытаться применить
в своей внутренней политике формулу римского права «Quod principi plasuit, legis habet rigorem»
– что угодно государю имеет силу закона. Однако на данном этапе
государственности формула была лишена реального содержания. Отсутствовали
система постоянных налогов, постоянная армия, достаточно действенный
исполнительный аппарат; требовались согласие и помощь сословий на крупные
государственные внутренние и внешние акции.
Не всякая
общественная группа, располагавшая юридическими привилегиями, приобретала
статус сословия, подобно тому, как монархи с общественными силами страны имели
самые разнообразные формы – от частных консультаций и частного договора
повседневного характера до самой яркой формы диалога – сословно-представительного
учреждения на местном провинциальном и общегосударственном уровнях. Участие в
нем институционально завершало процесс сословного оформления.2
Оценка сословной
монархии как особого этапа в развитии феодальной государственности, не может
быть сведена к вопросу о судьбах и особенностях сословного представительства.
Учитывая важность в этой характеристике факта оформления и развития сословий,
можно утверждать что термин «сословная монархия» также имеет право на
существование, хотя принятое советской медиевистике определение «феодальная
монархия с сословным представительством» точнее передает классовую сущность
этой государственной формы. И хотя сословно-представительное учреждение
составляло наиболее характерный признак данной формы государственности, его
судьба, как и судьба государства, зависела от степени консолидации и активности
сословий, от их позиции по отношению к центральной власти.1
Глава II. Социально-политический
строй
2.1
Эволюция сословий
Процесс сословного оформления
во Франции получил особенно активное развитие в среде горожан. Хотя отправной
точкой этого процесса послужили отдельные ремесла от с/х и его дальнейшая
эволюция в качестве самостоятельной сферы производства, оформление сословия как
общественной группы, обладающей юридически закрепленными правами, было определено
коммунальным движением. Несмотря на неодинаковые результаты движения, известную
растянутость процесса приобретения городами политических и экономических
привилегий, юридический статус городского сословия во Франции установился
сравнительно рано – в XII - начале XIII в. Именно городская община, в рамках
которой реализовывалось единство мелких профессиональных корпораций (цехов,
гильдий), а также более крупных социальных групп (патрициата, бюргерства),
формировала в целом социальную сущность горожан.
Существенной особенностью
становления городского сословия была возникшая уже в ходе коммунального
движения связь северных городов Франции с центральной властью, что позволяло им
раньше, чем городам юга страны, влиться в общегосударственный процесс
централизации и испытать на себе последствия этого процесса.
Процесс консолидации сословий
в общегосударственном масштабе, неизбежно связанный с выравниванием прав
отдельных городских общин и, следовательно, с ликвидацией коммунальных
вольностей, которая последовала с конца XIII в. не
устранит тем не менее групповых привилегий до конца феодализма. Городские
общины останутся важным элементом сословной структуры горожан – особенность,
которая послужит как источник слабости сословия, питающий частный сепаратизм,
так и средством формирования его полной активности и сознательности.
Важной особенностью
средневекового городского сословия была его внутренняя гетерогенность и
подвижность социальной среды.1 Дробные мелкие коллективы, объединенные
профессиональными занятиями и экономическим статусом, принадлежностью к цеху,
гильдии, городскому управлению, организовывались на какое-то время в более
крупные противостоящие друг другу страты – патрициат и ремесленную масса. Установление
королевской властью контроля за муниципальным управлением и последующая
активизация налоговой политики часто поднимала все городское население на
антиправительственные выступления. Социальную эволюцию городского населения
отразит смена ведущих сил и форм управления в городской общине, которая в
конечном счете будет конструировать корпус городских представителей в органах
сословного представительства. И хотя политическое признание городского сословия
в феодальном государстве будет существенно ограничено в пользу класса феодалов,
однако оно отчетливо продемонстрирует тот уровень социальной организованности,
которого не смог достичь класс крестьянства.
Тем не менее сословное
оформление затронуло и французское крестьянство. Заметное улучшение
экономического, социального и юридического статуса крестьянства приведет к
тому, что словарь французского общества XV в. объединяет
горожан и крестьян одним термином «третье сословие» (tiers
etat), хотя юридическо-правовое положение этих двух
общественных сил остается неодинаковым *. Тем не менее к этому
времени сословное оформление крестьянства, характеризуемое не столько
юридическими правами, сколько ограничением или отсутствием таковых, выдвинет
крестьянский вопрос на одно из первых мест не только в государственной
политике, но и в социально-политической борьбе и общественном месте Франции.1
Процесс становления класса
феодалов завершился в общих чертах уже к XI в.
Принадлежность к нему определялась в основном по рождению. Класс получил четко
выраженное сословное деление на светских и духовных феодалов (hoblesse et clerge). Наиболее организованным,
как и повсюду, являлось сословие духовенства, располагавшее собственной
церковной иерархией и дисциплиной, а также суммой привилегий, резко отделявших
его от светского мира. Последнее обстоятельство вызывало активные выступления
против него дворянства. В конфликтах этого рода уже в XIII в. имели
место альянсы различных сословных групп – дворянства и горожан. Конфронтация
духовенства и дворянства нашла отражение в структуре Генеральных штатов, где
духовенство сформировало отдельную палату. Она была закреплена практикой
государственного аппарата, в частности высшего судебного органа – Парламента.
В среде феодалов к середине XIII
в. заметно изживают себя различия между шателенами – владельцами замков – и
простыми рыцарями. Экономические трудности феодалов в связи с развитием
товарно-денежных отношений, с ростом дороговизны самой процедуры посвящения в
рыцарство порождали новую прослойку – сыновей рыцарей, дворян по происхождению,
но не получивших звания рыцарей. Кроме того, мы не можем выделить мелких и
средних феодалов, как особую сословную группу, отличавшуюся своей
привязанностью к экономической деятельности, от крупных сеньоров. Это обстоятельство
имело важные последствия в социально-политической жизни общества, в частности
отразилось на характере взаимоотношений дворянства с сословием горожан**.
Анализ социальной структуры
дает основание отметить в числе особенностей становление французской с.м.
известную соотнесенность, совпадение по времени и силе проявления начальных процессов
усиления центральной власти, с одной стороны, и оформления и консолидации
сословий – с другой (XII-XIII вв.). В дальнейшем некоторая замедленность в развитии
этого процесса для сословий позволит центральной власти определить их в своем
усилении. Тем не менее сравнительно ранняя активность сословий обеспечит
уравновешенные формы их взаимодействия с монархией во Франции. существенной
особенностью социальной базы французской с.м. на начальном этапе являлась ее
сравнительная узость, показателем которой служил, в частности,
аристократический состав духовенства и особенно дворянства на ассамблеях ранних
Генеральных штатов. Эта особенность была связана с отличительной спецификой
вассального права, которое ограничивало контакты монархии с классом феодалов.
Весьма важной особенностью
структуры Франции являлась специфическая расстановка социальных сил, также
определившаяся уже на этапе ранней с.м. Социальная рознь привилегированных
сословий с горожанами, имевшая глубокие корни в особенности
социально-экономического развития французского феодального общества и
усугубленная крайними формами коммунального движения, делала возможным лишь
кратковременный союз между ними. Замедленная консолидация сословий на
общегосударственном уровне, а также специфическая расстановка социальных сил
определили относительную слабость ранних Генеральных штатов.1
Появление в начале XIV
в. общегосударственного органа с.п. завершало в общих чертах процесс
складывание с.м. во Франции. Дальнейшее развитие этой формы государственности
пришлось на XIV и XV в., т.е. на второй этап зрелой стадии феодализма.
2.2.
Королевская власть и ее взаимоотношения с сословиями.
Социально-экономическое
развитие феодального общества и внутренняя эволюция сословий не исчерпывает
причин обострившейся к концу XIII в. межсословной борьбы во Франции. Существенным
источником противоречий, усугублявшим напряженность в стране, было усиление
королевской власти, которое наносило ощутимый материальный ущерб всем классам и
изменило равновесие положительных сил в пользу монархии.
Обеспечив себя сравнительно
действенным и надежным административным аппаратом, король пытался осуществлять
и до известной степени осуществлял высший суверенитет уже не только в
королевском домене, который к началу XIV в. составлял ¾
территории Франции, но и в рамках всего королевства. изменился и сам характер
королевской власти, патримониальная основа которой постепенно уступала место
публично-правовой. Королевская власть к этому времени была объявлена легистами
единственным источником права и закона, хранительницей общественного блага. С
конца XIII в. монархия заметно оживила свою законодательную
деятельность, посредством которой пыталась регулировать все стороны жизни
феодального общества. Однако преувеличивать полноту власти короля Франции н
следует. были области, где власть короля была скорее теоретической, например, в
таких областях, как Бретань, Гиень, Бургундия, Фландрия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|