Регулирование земельных отношений,
основанных на равноправии сторон, в том числе и в области частной собственности
и самостоятельности хозяйствования на земле, основано на диспозитивном методе,
свойственном частному праву и предоставляющем участнику отношений право
самостоятельного решения.
Соотношение императивного и
диспозитивного методов регулирования земельных отношений исторически менялось
в зависимости от изменений в содержании земельных отношений, их характера. С
юридическим признанием земли недвижимостью и вытекающим из этого
регулированием земельных сделок в соответствии с гражданским законодательством
публичный метод регулирования земельных отношений, хотя и сохранился, но в
значительной мере уступил место методу, присущему частному, гражданскому,
праву.
4. Правовые вопросы, стоящие перед российским земельным
законодательством.
Таким образом, земля является
предметом регулирования значительного числа отраслей российского права:
конституционного - при определении на ней государственных границ;
административного - при разграничении территорий между субъектами Российской
Федерации; гражданского - при совершении сделок с земельными участками;
семейного - при решении споров о разделе собственности супругов; финансового -
при земельном налогообложении; аграрного — при использовании земель
сельскохозяйственного назначения для выращивания сельскохозяйственных культур
и т. д.
В связи с этим, можно определить
следующие важнейшие направления в области земельных отношений, которые наиболее
актуальны в российских условиях.
Во-первых, это вопрос о праве
собственности на землю. В начале установления советской власти был
провозглашен лозунг «Земля – крестьянам!». Но фактически крестьяне как класс
был лишь пользователем земли, а полноправным собственником стало государство,
провозгласившее себя единственным субъектом, имевшим право распоряжаться
земельными ресурсами.
Теперь же, после отмены монополии
государства на хозяйственную деятельность, вопрос о том, кто должен владеть
землей, встал с нешуточной серьезностью. Поэтому так важно конкретно
определить, разрешить ли частную собственность на землю или нет. В связи с этим
возникает параллельно такие вопросы, как правовое обеспечение отношений
государства с частным собственником земли, правовая проблема сохранения
земельных недр за государством и пр.
Возникает еще такой вопрос, как
проблема платного землепользования. Платное землепользование является
одним из основополагающих принципов земельного права и обязательным условием
эффективной эксплуатации, рационального использования, охраны и использования
земель. По идее плата за землю должна стать регулирующим фактором, прямо
воздействующим на пользователя земли.
В-третьих, это вопрос о так называемом
земельном кадастровом учете. Из-за того, что ценность природных ресурсов
не может быть выражена никакой денежной оценкой, земельный учет должен
осуществляться по особой государственной системе земельного кадастра,
учитывающего как специфику учитываемых земель, так и их ценность.
Кадастровый учет особо необходим в
связи с обширностью территории России (где в наличии почти все существующие на
Земле природно-климатические зоны), да и с устойчивой природной неоднородностью
земли, которая бесконечно многообразна в своих различных проявлениях (различия
почвенных покровов).
Подобно тому, как даже металл,
являющийся наиболее прочным объектом, подвержен коррозии, так и земельные
угодья в результате их хозяйственной эксплуатации подвержены негативным
изменениям: эрозии почв, засолению, закислению, заболачиванию, зарастанию
сорняками и т.д. Поэтому правила охраны земель являются в земельном праве
всеобщими в отличие, к примеру, от гражданского права, которое распространяет
такие правила на узкий круг объектов (территории, где проживает население).
В связи с этим возникает следующий
немаловажный правовой вопрос, как правовое обеспечение охраны земель.
Сейчас охрану земель обеспечивает специальная государственная служба земельного
контроля, обладающая существенными правовыми средствами: правом
беспрепятственного посещения землепользования, проверки порядка соблюдения
земельного законодательства, привлечения к ответственности лиц, виновных в его
нарушении, изъятия по суду участков, используемых нерационально и не в соответствии
с их целевым назначением. Но необходимо усилить ответственность за нарушение
земельного законодательства, вплоть до уголовного, ведь экологическая ситуация
ухудшается с каждым годом.
Итак, сейчас перед российскими
законодателями стоит задача правового наполнения целого комплекса вопросов,
касающихся земельных отношений.
Глава II. Характеристика развития земельного регулирования в
Российской Федерации.
1. Регулирование права собственности на землю.
До 1990 г. определяющим в содержании
и развитии земельного законодательства было существование института
исключительной государственной собственности на землю. Следствием этого был
прямой запрет на совершение сделок с землей. Совершение таковых признавалось
юридически (в том числе уголовно) наказуемым деянием. Например, согласно ст.
136 Земельного кодекса РСФСР (далее - ЗК РСФСР), принятого 1 июля 1970 г.,
купля-продажа, залог, завещание, дарение, аренда, самовольный обмен земельными
участками и другие сделки, в прямой или скрытой форме нарушающие право
государственной собственности на землю, являлись недействительными. Лица,
виновные в совершении таких сделок, несли уголовную или административную
ответственность в порядке, установленном законодательством Союза ССР и РСФСР.
Начиная с 1990 г. по настоящее время можно выделить три основных этапа
становления нормативной правовой базы.
Вопрос о праве собственности земли
является главным в развитии земельного рынка земли, который, по идее, должен
сформироваться с появлением множества разнообразных собственников земли.
При определении критериев выделения
этапов в развитии правовой базы рынка земли учитывались следующие положения:
1)
развитие
правового регулирования рынка земли подчиняется общим тенденциям развития
земельного законодательства по правилам соотношения категорий особенного и
общего;
2)
определяющим
моментом в развитии правового регулирования рынка земли явилось решение (в
законе) вопроса о праве собственности на землю;
3)
основными
тенденциями в развитии правового регулирования рынка земли стали:
а) переход от закрепления в
законодательстве исключительной государственной собственности на землю к
легальному признанию множественности форм собственности на землю и их равной
защиты;
б) соответственно переход от абсолютного
юридического запрета сделок с землей к их разрешению путем постепенного
расширения видов разрешенных сделок, их субъектного состава при одновременном
сокращении ограничений правового, в том числе процедурного, характера
(например, установление исчерпывающего перечня оснований отказа к выдаче
документов, удостоверяющих права на землю, и др.).
Первый этап (1990 - сентябрь 1993 гг.). Для
этого этапа характерны переход от закрепления в законодательстве исключительной
государственной собственности на землю к легальному признанию множественности
ее форм и их равной защиты. Одновременно происходит переход от абсолютного
запрещения сделок с землей к их разрешению: законодательство предусматривает
возможность совершения некоторых сделок, ограничивая их по субъектному признаку
(сначала только граждане) и устанавливая исчерпывающий перечень случаев их
совершения. С первым этапом связано также легальное признание земельных
участков недвижимым имуществом.
Например, Указом Президента РФ от 27
декабря 1991 г. с 1 января 1992 г. гражданам, владеющим земельными участками
на правах собственности, были разрешены их продажа другим гражданам и
оформление сделок в местной администрации в следующих случаях: при выходе на
пенсию по старости (за выслугу лет); при получении земли в порядке
наследования; при переселении с целью организации крестьянского хозяйства на
свободных землях фонда перераспределения; при вложении вырученных средств от
продажи земли в перерабатывающие, торговые, строительные и обслуживающие
предприятия на селе. Иные сделки купли-продажи земельных участков, не
предусмотренные законодательством и данным Указом, объявлялись недействительными
(п. 12). Указом Президента РФ "О продаже земельных участков гражданам и
юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных
предприятий" от 25 марта 1992 г. было предоставлено право приобретать в
собственность гражданам и юридическим лицам земельные участки при
приватизации государственных и муниципальных предприятий в соответствии с
Основными положениями программы приватизации государственных и муниципальных
предприятий в Российской Федерации на 1992 г., и при расширении и
дополнительном строительстве объектов этих предприятий (наряду с арендой этих
земельных участков), а также гражданам и их объединениям - земельные участки,
предоставленные им для предпринимательской деятельности (по их желанию).
В 1992 г. в Конституцию (Основной
Закон) РФ были внесены изменения, смысл которых состоял в признании
множественности форм собственности на землю. Устанавливались следующие формы
собственности на землю:
-
государственная
(федеральная, республик в составе Российской Федерации, автономных областей и
округов, Москвы и Санкт-Петербурга);
-
муниципальная
(района, города);
-
частная
(юридических лиц и граждан);
-
коллективная
(общая совместная и общая долевая).
Был снят мораторий на продажу земельных участков,
принадлежащих физическим и юридическим лицам и используемых для ведения
личного подсобного и дачного хозяйства, для садоводства и индивидуального
жилищного строительства.
Указом Президента РФ "О
дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками" от 23
апреля 1993 г. гражданам при перерегистрации земельного участка, ранее предоставленного
им бесплатно в пользование, не только оформлялось право собственности в отношении
участка или его части в пределах действующих на момент перерегистрации
предельных норм предоставления земельных участков, но и было предоставлено
право выкупить по своему желанию остальную часть участка в собственность.
В целом, по официальным оценкам,
законодательство этого этапа (его также можно охарактеризовать как
законодательство первого этапа земельной реформы), а именно:
-
Закон РСФСР
"О земельной реформе" от 23 ноября 1990 г.;
-
Закон РСФСР
"О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 22 ноября 1990 г.;
-
Закон РСФСР
"О плате за землю" от 11 октября 1991 г.;
-
Земельный кодекс
РСФСР от 25 апреля 1991 г.;
-
а также ряд
указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.
Они в основном решило проблему приватизации земли,
хотя и с ограниченными правами по распоряжению земельными участками и
земельными долями.
Второй этап (октябрь 1993-1996 гг.). Отличительной
чертой этого этапа стали объявление земельных участков недвижимым имуществом и
разрешение всех основных видов сделок с землей. Указом Президента РФ "О
регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России"
от 27 октября 1993 г. земельные участки и все, что прочно с ними связано, были
отнесены к недвижимости (п. 1). Граждане и юридические лица - собственники
земельных участков получили право продавать, передавать по наследству,
дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный
участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных
обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями
(п. 2). Было установлено, что оборот земельных участков регулируется
гражданским законодательством с учетом земельного, лесного,
природоохранительного, иного специального законодательства и данного Указа (п.
1). Права собственников земельных долей по совершению сделок с принадлежащими
им долями были урегулированы Указом Президента РФ "О реализации
конституционных прав граждан на землю" от 7 марта 1996 г. (п. 4). В том
числе был предусмотрен новый вид сделок с землей - передача земельной доли на
условиях договора ренты и пожизненного содержания.
Третий этап (1996 г. и по настоящее время). Для
этого этапа характерны постановка в качестве цели создания единого правового
режима недвижимого имущества и первые попытки формирования объектов
недвижимости, их государственного учета, оценки и регистрации прав на них,
исходя из общности правового режима земли и находящихся на ней зданий,
строений, сооружений и др.
Этот вывод следует как из Федерального закона
"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с
ним" от 21 июля 1997 г., так и из подзаконных нормативных правовых актов.
Например, Указом Президента РФ "О гарантиях собственников объектов недвижимости
в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами" от
16 мая 1997 г. установлено следующее правило: "Приватизацию зданий,
строений, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства
осуществлять в дальнейшем, как правило, вместе с земельными участками
(соответствующей долей земельного участка), на которых они расположены".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|