на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Земельные правоотношения в Республике Саха (Якутия)

Принятие закона о введении права частной собственности на земельные участки будет способствовать совершенствованию земельных отношений, углублению аграрной реформы. Однако, учитывая многообразие форм собственности и традиционного уклада жизни местного населения, а также   территориальные   особенности использования   земли,   право   частной   собственности   следует распространить на личные, приусадебные, дачные, дачно-кооперативные хозяйства и садово-огороднические товарищества. Следовательно, основные   сельскохозяйственные земли   остаются   в   общем коллективном пользовании и       при современной технической оснащенности аграрного сектора        они могут использоваться более эффективно.

Законодательное разрешение купли-продажи земельных участков не приведет к широкомасштабной рыночной торговле землей, так как предусматривается механизм ограничения. Кроме того, сам якутский селянин традиционно привязан к родному очагу, к местности, где он родился и трудится. Поэтому он превратит земельные участки в товар только необходимых жизненно важных случаях.

Проект закона Республики Саха (Якутия) "О частной собственности на земельные участки", разработанный ИРЭ АН РС (Я), необходимо обсудить на уровне Правительства и внести на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я). Без принятия  этого  закона  невозможно добиться  радикального осуществления земельной реформы в республике.


Глава IV. Сравнение законодательств РФ и РС(Я) в области земельного регулирования.

Начнем с сравнения самых главных законов, определяющих общий характер всех прочих законодательных и нормативных актов, своего рода шаблонов, на которых следует ориентироваться при составлении законов.

Необходимо будет привести некоторые статьи, касающиеся земельных отношений, чтобы потом их сравнить и оценить.

Конституция Российской Федерации.

Статья 9.

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Статья 72.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности...

Таким образом, в общероссийской конституции предусмотрено, что в земельных правоотношениях отдельным субъектам Федерации предоставлена свобода самостоятельно определять и регулировать земельные отношения, ведь в каждом регионе есть свои особенности. В одном регионе может не быть своих природных ресурсов – тогда местные законотворцы могут не уделять внимания составлению специального закона о недрах. А вот в нашей республике недра настолько богаты и неисчерпаемы, что органы власти справедливо сочли вопрос о недрах одним из самых важнейших, стратегических. К этому стоит прибавить и огромную площадь данного субъекта Федерации, занимающего почти 1/5 часть всей Российской Федерации. Поэтому в Конституции Республики Саха (Якутия) так много внимания было уделено вопросам о земле.

Приведем некоторые статьи.

Конституция Республики Саха (Якутия).

Статья 5. Земля, недра и их богатства, воды, леса, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, воздушное пространство, континентальный шельф на территории Республики Саха (Якутия) являются ее собственностью и неотъемлимым достоянием народа Республики Саха (Якутия).

Статья 6. Государство обеспечивает защиту экологических интересов общества в хозяйственной, промышленной и иной деятельности.

Территория Республики Саха (Якутия) является свободной от производства, размещения, хранения, использования, испытания ядерного, химического, бактериологического и иных видов оружия массового поражения, их промышленных отходов.

Статья 38. Исключительному ведению Республики Саха (Якутия) в лице ее высших органов государственной власти подлежат:

...

-     установление отношений собственности, порядка владения, пользования и распоряжения землей, недрами, лесами и водами, охраны окружающей среды.

Статья 42. Республика Саха (Якутия) гарантирует сохранение и возрождение коренных народов республики, а также русских и других старожилов.

Республика, уважая традиции, культуру, обычаи коренных народов и малочисленных народов Севера, защищает и обеспечивает их неотъемлимые права:

-     на владение и пользование в соответствии с законом землей и ресурсами, в том числе родовыми сельскохозяйственными, охотничье-рыбопромысловыми угодьями.

Статья 88. Экономическую основу деятельности местных органов государственной власти и органов местного самоуправления составляют коммунальная собственность, местное хозяйство и местные финансовые ресурсы, а также владение землей, водами, лесами.

Статья 90. Органы местной власти:

-     решают, координируют и контролируют вопросы пользования местными природными ресурсами, охраны природы и защиты окружающей среды, обеспечивают рациональное распределение и эффективное использование земли, охотничьих угодий.

Статья 117. Экономическую основу Республики Саха (Якутия) составляют государственная, коллективная, частная и совместная собственность и различные формы хозяйствования.

Статья 119. Недровые богатства не могут быть объектами собственности отдельных граждан и их объединений. Граждане вправе иметь земельный участок в пожизненном наследуемом владении, либо в пользовании для ведения сельскохозяйственного производства и предпринимательства.

Статья 120. В целях природоиспользования и обеспечения экономического развития лицензии и квоты на эксплуатацию местных ресурсов для внутренних нужд республики устанавливаются местными органами государственной власти, а для внереспубликанских поставок продукции – Правительством Республики Саха (Якутия).

Таким образом, Конституция Республики Саха (Якутия) более подробно и тщательно прописывает земельные отношения на территории республики, чтобы не было никаких неясностей и двучтений при дальнейшем законотворчестве. Из конституции также видно, что особенностью республики является не только ее богатые природные ресурсы, но наличие коренных народов, которые тоже имеют право на землю республики.

Что касается других основополагающих законодательных актов по земельным отношениям, то здесь вырисовывается следующая картина. Как известно, самым главным после Конституции законодательным актом в области земельных отношений в России является Закон РСФСР "О земельной реформе" от 23 ноября 1990 г., а в Республике Саха (Якутия) – Закон Якутской-Саха ССР «О земельной реформе» от 4 марта 1991 г. Второй закон по сути является переработанным вариантом первого закона, учитывающем особые условия земельных отношений в республике.

Непосредственно связанным с землей вопросам является проблема определения правового статуса негосударственных, личных хозяйств, которые возникать сразу после начала земельной реформы. Следствием этого явилось принятие Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 22 ноября 1990 г. В Республике Саха (Якутия) соответствующим законодательным актом стал Закон Якутской-Саха ССР «О крестьянском хозяйстве» от 27 июня 1991 г.

Законодательство о плате за землю также постигла участь дублирования на региональном уровне. Закон РСФСР "О плате за землю" был принят 11 октября 1991 г., а Закон Республики Саха (Якутия) «О плате за землю» – 3 февраля 1992 г.

Республиканскому законодательству не хватает только своего Земельного кодекса, дублировавшего бы Земель­ный кодекс РСФСР, принятый еще 25 апреля 1991 г.

А вот республиканский Закон «Об охране природы» от 17 октября 1991 года был принят даже раньше Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», который был принят только 19 декабря 1991 года. Эти два закона говорят фактически об одном и том же – о бережном отношении к невосполнимым природным ресурсам.

Такими же схожими между собой законами явились Закон Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 года и Закон Республики Саха (Якутия) «О недрах» от 22 декабря 1992 года.

Но региональные законотворцы в некоторых вопросах проявляют завидную расторопность, что было продемонстрировано в принятии Закона Республики Саха (Якутия) «О лесе», принятого 28 мая 1992 года. А по Российской Федерации еще не было принято окончательного закона в области лесного законодательства. Отношения по лесу все еще регламентируются так называемыми Основами лесного законодательства от 6 марта 1993 года.

Некоторые общероссийские законодательные акты подвергаются обработке при применении их в республике посредством принятия специальных положений типа «О порядке применения ...».

В качестве примера можно привести методические указания по формированию кадастрового номера земельного участка.

Указания по формированию кадастрового номера земельного участка.

1. Основные понятия и определения

Земельный участок — часть земной поверхности с фиксирован­ными границами, переданная в собствен­ность или пользование юридическому либо физическому лицу для осуществления хо­зяйственной или иной деятельности.

Кадастровый номер — уникальный, формализованный номер, присвоенный земельному участку, который сохраняется за ним до тех пор, пока учас­ток существует.

Кадастровый квартал — компактный земельный массив определен­ной категории земель, имеющий фиксиро­ванные границы, которые выделяются:

в городе — по красным линиям, линиям застройки, улицам и дорогам, естественным контурам;

в районе — по полосам отводов дорог, границам природных контуров.

Кадастровая зона — земельный массив, который зафиксирован границами административных районов, на­селенных пунктов;

в городе — границами городских райо­нов.

2. Общие положения

2.1. В соответствии Указом Президента Российской   Федерации "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость" от 11.12.93 г. № 2130, государствен­ный земельный кадастр ведется по единой системе на всей терри­тории Российской Федерации.

2.2. Основной учетной единицей государственного земельного кадастра является земельный участок.

2.3. Земельный участок может быть внесен в государственный земельный кадастр только при наличии кадастрового номера, юриди­ческих документов на право пользования земельным участком (акта, свидетельства), земельнокадастровых данных, характеризующих зе­мельный участок.

2.4. Настоящие указания устанавливают требования, принципы и структуру формирования кадастрового номера земельного участка и предусматривают как ручную, так и машинную реализацию процесса.

3. Требования, принципы и структура формирования кадастрового номера.

3.1. Основным требованием, предъявляемым к формированию кадастрового номера, является то, что кадастровый номер земель­ного участка должен быть уникальным и формализованным для всей территории Российской Федерации.

Уникальность кадастрового номера означает, что в пределах России не может быть 2-х земельных участков с одинаковыми кадастровыми номерами, как не должно быть и двух кадастровых номеров одного и того же земельного участка.

Формализованность кадастрового номера заключается в том, что он состоит из стандартного набора 5 кодов, содержащих строго определенное число знаков, характеризующих местоположение земельного участка на территории Российской Федерации.

3.2. В основу принципа формирования кадастрового номера положена структура территориального деления земель Субъекта Федерации (рис.1).

Рис. 1. Структура деления земель Субъекта Федерации

Земли Субъекта Федерации

Земли административного района Земли города подчиненного Субъекту Федерации

Земли населенных пунктов Земли вне населенных пунктов

Земли района города

Земли кадастровых кварталов Земли кадастровых кварталов Земли кадастровых кварталов

Земельные

участки

Земельные

участки

Земельные

участки

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.