Вовлечение
в дидактическую игру, игровое освоение профессиональной деятельности на ее модели
способствует системному, целостному освоению профессии.
Стажировка
с
выполнением должностной роли — активный метод обучения, при котором «моделью» выступает
сфера профессиональной деятельности, сама действительность, а имитация затрагивает
в основном исполнение роли (должности). Главное условие стажировки — выполнение
под контролем учебного мастера (преподавателя) определенных действий в реальных
производственных условиях.
Имитационный
тренинг предполагает
отработку определенных профессиональных навыков и умений по работе с различными
техническими средствами и устройствами. Имитируется ситуация, обстановка профессиональной
деятельности, а в качестве «модели» выступает само техническое средство (тренажеры,
приборы и т. д.).
Игровое
проектирование является практическим занятием, в ходе которого
разрабатываются инженерные, конструкторские, технологические, социальные и другие
виды проектов в игровых условиях, максимально воссоздающих реальность. Этот метод
отличается высокой степенью сочетания индивидуальной и совместной работы обучаемых.
Создание общего для группы проекта требует, с одной стороны, от каждого знания технологии
процесса проектирования, а с другой — умения вступать в общение и поддерживать межличностные
отношения с целью решения профессиональных вопросов.
Игровое
проектирование может перейти в реальное проектирование,
если его результатом будет решение конкретной практической проблемы, а сам процесс
будет перенесен в условия действующего предприятия или в учебно-производственные
мастерские. Например, работа по заказу предприятий, работа в конструкторских ученических
бюро, изготовление товаров и услуг, относящихся к сфере профессиональной деятельности
обучаемых.
Технология
проектного обучения рассматривается как гибкая модель организации учебного процесса
в профессиональной школе, ориентированная на творческую самореализацию личности
обучаемого путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых
качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг. Результатом
проектной деятельности являются учебные творческие проекты, выполнение которых осуществляется
в три этапа (табл. 5).
Таблица
5.Технология
выполнения проекта
Этап |
Содержание
работы |
Исследовательский |
Поиск
проблемы; выбор и обоснование проекта; анализ предстоящей деятельности; выбор
конструкции и материалов; разработка конструкторско-технической документации по
организации рабочего места |
Технологический |
Выполнение
технологических операций, предусмотренных технологическим процессом; соблюдение
технологической, трудовой дисциплины, норм охраны труда, экологической и технической
безопасности; сборка изделия |
Заключительный |
Контроль
и испытание изделия; экономическое обоснование, маркетинговые исследования; подведение
итогов; защита проекта |
Учебный
творческий проект состоит из пояснительной записки и самого изделия (услуги).
В
пояснительной записке должны быть отражены:
•
выбор и обоснование темы проекта, историческая справка по проблеме проекта, генерирование
и развитие идей, построение опорных схем размышления;
•
описание этапов конструирования объекта;
•
выбор материала для объекта, дизайн-анализ;
•
технологическая последовательность изготовления изделия, графические материалы;
•
подбор инструментов, оборудования и организация рабочего места;
•
охрана труда и техника безопасности при выполнении работ;
•
экономическое и экологическое обоснование проекта и его реклама;
•
использование литературы;
•
приложение (эскизы, схемы, технологическая документация).
К
проектируемому изделию предъявляются такие требования, как технологичность, экономичность,
экологичность, безопасность, эргономичность, эстетичность и др.
Технология
проектного обучения способствует созданию педагогических условий для развития креативных
способностей и качеств личности учащегося, которые нужны ему для творческой деятельности,
независимо от будущей конкретной профессии.
Компьютерные
технологии обучения — это процессы сбора, переработки, хранения
и передачи информации обучаемому посредством компьютера. К настоящему времени наибольшее
распространение получили такие технологические направления, в которых компьютер
является:
•
средством для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;
•
средством информационной поддержки учебных процессов как дополнительный источник
информации;
•
средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала;
•
универсальным тренажером для приобретения навыков практического применения знаний;
•
средством для проведения учебных экспериментов и деловых игр по предмету изучения;
•
одним из важнейших элементов в будущей профессиональной деятельности обучаемого.
На
современном этапе во многих профессиональных учебных заведениях разрабатываются
и используются как отдельные программные продукты учебного назначения, так и автоматизированные
обучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам. АОС включает в себя комплекс
учебно-методических материалов (демонстрационных, теоретических, практических, контролирующих),
компьютерные программы, которые управляют процессом обучения.
С
появлением операционной системы Windows
в
сфере профессионального обучения открылись новые возможности. Прежде всего, это
доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах.
Кроме того, стало осуществимым широкое использование графики (рисунков, схем, диаграмм,
чертежей, карт, фотографий). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных
системах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее
понимание.
Возросшая
производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое
применение технологий мультимедиа. Современное профессиональное обучение уже трудно
представить без этих технологий, которые позволяют расширить области применения
компьютеров в учебном процессе.
Новые
возможности в системе профессионального образования открывает гипертекстовая технология.
Гипертекст (от англ.— «сверхтекст»), или гипертекстовая система, — это совокупность
разнообразной информации, которая может располагаться не только в разных файлах,
но и на разных компьютерах. Основная черта гипертекста — это возможность переходов
по так называемым гиперссылкам, которые представлены либо в виде специально сформированного
текста, либо определенного графического изображения. Одновременно на экране компьютера
может быть несколько гиперссылок, и каждая из них определяет свой маршрут «путешествия».
Современную
гипертекстовую обучающую систему отличает удобная среда обучения, в которой легко
находить нужную информацию, возвращаться к уже пройденному материалу и т. п.
Автоматизированные
обучающие системы, построенные на основе гипертекстовой технологии, обеспечивают
лучшую обучаемость не только благодаря наглядности представляемой информации. Использование
динамического, т. е. изменяющегося, гипертекста позволяет провести диагностику обучаемого,
а затем автоматически выбрать один из возможных уровней изучения одной и той же
темы. Гипертекстовые обучающие системы представляют информацию так, что и сам обучаемый,
следуя графическим или текстовым ссылкам, может использовать различные схемы работы
с материалом.
Применение
компьютерных технологий в системе профессионального образования способствует реализации
следующих педагогических целей:
•
развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной профессиональной
деятельности;
•
реализация социального заказа, обусловленного потребностями современного общества;
•
интенсификация образовательного процесса в профессиональной школе.
Инновационные
технологии обучения, отражающие суть будущей профессии, формируют профессиональные
качества специалиста, являются своеобразным полигоном, на котором учащиеся могут
отработать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным.
4.
Сущность и особенности инновационного управления
Инновационное
управление — это управление, которое включает в себя, модульные или системные управленческие
новшества, обеспечивает устойчивое инновационное функционирование и развитие образовательного
учреждения и обладает такими особенностями, как системность, гибкость, опережающий
характер, мотивационность, информативность и оптимальность.
Инновационное
управление предполагает управление развивающимся образовательным учреждением, которое
представляет собой открытую, динамичную, социально-адаптированную систему, включающую
в себя образовательный, инновационный, обеспечивающий и управленческий элементы.
Все
управленческие новшества можно подразделить на три вида:
1)
новые организационные структуры управления;
2)
новые управленческие функции;
3)
новшества в организационном механизме реализации управленческих решений.
Новыми
организационными структурами управления образовательными учреждениями могут быть
различные службы, комиссии, советы, экспертные группы, кафедры, лаборатории и т.
д.
Кроме
общих инновационное управление выполняет такие специфические функции, как научное
консультирование, экспертная оценка, организация экспериментальной работы, педагогическое
проектирование, установление договорных отношений с субъектами управления, привлечение
дополнительных внебюджетных средств.
Новшества
в организационном механизме реализации управленческих решений отражаются в различных
положениях, инструкциях, договорах и т. д.
Условиями
эффективности инновационного управления образовательными учреждениями являются:
•
высокое информационное обеспечение процесса управления;
•
контролируемость процессов функционирования и развития образовательного учреждения;
•
создание опережающего оптимального материально-технического, финансового, научно-методического,
дидактического обеспечения процесса функционирования и развития образовательного
учреждения;
•
заинтересованность преподавателей в инновационной деятельности.
Вопросы
для самоконтроля:
Обсудите
ваши впечатления от прослушанной лекции и постарайтесь ответить на следующие вопросы:
1.
Объясните
сущность инновационной деятельности преподавателя.
2.
Какие
технологии относятся к инновационным технологиям обучения?
3.
Какое
обучение называется интерактивным в психологической теории?
4.
С
чем состоит сущность интерактивных технологий обучения?
5.
Каковы
роли обучающего и обучаемых, а также роль информации в интерактивных технологиях
обучения?
6.
На
какие виды делятся все технологии интерактивного обучения?
7.
Назовите
и охарактеризуйте некоторые формы и методы технологий интерактивного обучения (Проблемная
лекция, семинар-диспут, учебная и т.д.)
8.
Объясните
сущность методики кооперативного обучения (учебного сотрудничества,
мозговой штурм, дидактическая игра).
9.
Компьютерные
технологии обучения — это …? для чтения и записи на компакт-диск),
позволяющие сосредоточить большие объемы информации (сотни мегабайт) на небольшом
и недорогом носителе.
Литература
1.Закон Республики Узбекистан об
Образовании. –Т.: Изд-во «Узбекистан», 1997-36 с.
2.Национальная программа по подготовке
кадров.- Т.: Изд-во «Узбекистан», 1997.
3.И.Каримов. Мечта о совершенном
поколении. –Т.: ИПК «Шарк», 1999 – 184 с.
4.И. Каримов. Узбекистан на пороге ХХI
века.- Т.: Изд-во «Узбекистан» 1997.318 с.
5.И.Каримов. Юксак маънавият – енгилмас
куч. –Т.: «Маънавият», 2008 – 176 б.
6.Н.А.Морева. Тренинг педагогического
общения. Учебное пособие для вузов. -М.: «Просвещение», 2003 -303 с.
7.А.С.Агафонова. Практикум по общей
педагогике. Учебное пособие для вузов. -С.-П.: «Питер», 2003 – 416 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|