на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Учебное пособие: Основы управления образовательными системами

При решении задач описательно-объяснительного типа исследований используются традиционные для социальных наук методы: наблюдение, опрос, тестирование, контент-анализ документов; сбор, обработка, систематизация и анализ информации об опыте управленческой деятельности, его экспертиза и обобщение и пр.

В исследованиях формирующего типа сначала разрабатываются модели новой управленческой деятельности, затем осуществляется их внедрение в практику управления конкретных образовательных учреждений с последующим анализом и оценкой последствий произведенных новшеств. В качестве основных при таком типе исследований используются методы проектирования (моделирования) деятельности и формирующего эксперимента; в дополнение к ним могут применяться методы наблюдения, опроса, тестирования, экспертизы, обработки и анализа статистических данных и пр. Взаимосвязь этих групп методов исследования управленческих процессов закономерна в силу того, что, с одной стороны, теоретические модели, составленные в результате описания и объяснения существующей практики управления, служат основой для создания новых моделей управления. С другой стороны, результаты реализации новых моделей, подвергнутые всестороннему анализу, становятся мощным фактором совершенствования существующей управленческой практики.

Вопросы для самоконтроля:

Обсудите ваши впечатления от прослушанной лекции и постарайтесь ответить на следующие вопросы:

1.  Проследите путь развития теории социального управления.

2.  Что является существенным стимулирующим фактором развития теории управления школой в современном мире?

3.  Как понималось управление до 80-х гг. прошлого века?

4.  Как характеризуется управление в 80-е гг.?

5.  Что понимают под управлением?

6.  Объясните значение понятий «управление» и «менеджмент»?

7.  Что понималось первоначально под словом «management»? Какие существуют общепризнанные школы менеджмента? Что является привлекательными в них? Специфика национальной школы менеджмента?

8.  Назовите основные принципы менеджмента.

9.  Назовите разновидности менеджмента и раскройте сущность каждого из них.

10.  Кто такой менеджер? Можно ли считать менеджером современного учителя, работающего в условиях активного вхождения школы в рыночные отношения?

11.  Педагогический менеджмент — это: а) …; б) …?

12.  В чем специфика педагогического менеджмента?

13.  Что является предметом, продуктом, орудием, результатом труда менеджера образовательного процесса?

14.  Что является общим предметом внутривузовского управления?

15.  Что рассматривается частными предметами внутривузовского управления?

16.  На какие группы подразделяют все исследования во внутривузовском управлении? Какие задачи выполняют они? подразделяют на две группы: описательно-объяснительного и формирующего типов.

Литература

1.Закон Республики Узбекистан об Образовании. –Т.: Изд-во «Узбекистан», 1997-36 с.

2.Национальная программа по подготовке кадров.- Т.: Изд-во «Узбекистан», 1997.

3.И.Каримов. Избранный нами путь – это путь демократического развития и сотрудничества с прогрессивным миром. –т.11. Т.: «Узбекистон», 2003 – 292 с.

4.И. Каримов. Обеспечение интересов человека, совершенствование системы социальной защиты – наша приоритетная задача. –Т.: «Узбекистон», 2007 – 48 с.

5.И.Каримов. Юксак маънавият – енгилмас куч. –Т.: «Маънавият», 2008 – 176 б.

6.В.Д.Симоненко. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Изд.центр «Вентана-Граф», 2006 стр. 450 с.

7.П.И.Пидкасистый. Педагогика. Учебное пособие. –М.:Высшее образование, 2008. -430с.

8.Т.И.Давыдова, Т.М.Давыденко, Г.Н.Шибанова Управление образовательными системами. М.: Изд.центр «Академия», 2006, стр. 11-74

9.Республика Узбекистан http://www.gov.uz

10.Открытая электронная библиотека http://orel.rsl.ru

11.История Родины http://www.lants.tellur.ru

12.Образовательная Федерация Интернет http://www.fio.ru

13.Разная информация http://www.bilimdon.uz

14.www.ziyo.net

15.www.5ballov.ru

16.http://www.rambler.ru/

17.www.bilim.uz

18.http://www.mail.ru/

19.Библиотеки России http://www.libs.ru



Лекция №2. Сущность, основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами

Цели занятия: осмыслить сущность управления образованием; рассмотреть специфические характеристики управления системой образования в Узбекистане; изучить основные принципы, методы, формы и функции управления педагогическими системами;

План:

1.  Сущность управления образованием.

2.  Основные принципы управления педагогическими системами.

3.  Методы, формы и функции управления педагогическими системами.

Базовые понятия: управление, менеджмент, педагогический менеджмент, менеджер образования, принципы управления, методы управления, формы управления.

1. Сущность управления образованием

Вопросам управления образовательными учреждениями педагогическая наука всегда уделяла большое внимание. Усложнение функций современных профессиональных образовательных учреждений повлекло за собой значительные перемены организационного характера. В жизни их коллективов и руководителей определилась потребность в поиске новых форм и методов организационно-педагогической деятельности, направленной на решение новых сложных задач.

Управлением называется деятельность по выработке решений, организации, контролю и регулированию объекта управления в соответствии с заданной целью.

Управление системой образования в Узбекистане. Осуществляется государственное регулирование структурных изменений и динамики развития государственных и негосударственных образовательных учреждений системы непрерывного образования и подготовки кадров. Определяется сфера компетенции органов управления образованием всех уровней в соответствии с Законом «Об образовании». Развивается нормативно-правовая база образования. Обеспечивается расширение прав и самостоятельности учебных заведений в финансово-хозяйственной деятельности и организации образовательного процесса. В соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Республики Узбекистан, проводится аттестация и аккредитация образовательных учреждений. По итогам аккредитации предоставляется право на осуществление образовательной деятельности.

Внедряется эффективная система общественного управления образовательными учреждениями путем создания попечительских и наблюдательных советов, включающих представителей организаций-учредителей, местных органов власти, деловых кругов, общественных организаций, фондов и спонсоров (П.4.6. Национальная программа по подготовки кадров).

Объектами управления могут быть биологические, технические или социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, действующая в масштабе страны, края, области, города и района. Субъектами управления системой образования выступают Министерство образования РУз, краевые, областные, городские управления образованием и районные отделы образования.

Лежащее в основе педагогической теории управления понятие управление отражает несколько принципиальных моментов:

Управление образованием — 1) (как организация) сложная организационно-структурная система, внутри которой выделяются структуры регионального управления образованием, соответствующие муниципальные структуры управления, а также структуры управления самих образовательных учреждений; 2) (как процесс) взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффективное развитие системы образования и основных ее частей.

Управление образованием включает: планирование, организацию, руководство и контроль, определяющие функционирование и развитие основных образовательных и обеспечивающих процессов, а также непрерывное саморазвитие2.

2. Основные принципы управления педагогическими системами

Управление педагогическими системами основывается на соблюдении ряда принципов.

Принципы управления — это основополагающие идеи по осуществлению управленческих функций. Принципы отражают закономерности управления.

К основным принципам управления относятся:

ü  демократизация и гуманизация управления;

ü  системность и целостность в управлении;

ü  рациональное сочетание централизации и децентрализации;

ü  взаимосвязь единоначалия и коллегиальности;

ü  научная обоснованность (научность) управления;

ü  объективность, полнота и регулярность предоставления информации.

Рассмотрим более подробно эти принципы.

Демократизация и гуманизация управления. Принцип демократизации и гуманизации управления предполагает развитие самодеятельности и инициативы всех участников образовательного процесса (руководителей, учителей, учащихся и родителей), привлечение их к открытому обсуждению и коллективной подготовке управленческих решений. Демократизация школьной жизни начинается с внедрения в практику выборности руководителей школы, введения механизма конкурсного избрания и контрактной системы в отборе руководящих и педагогических кадров. Гласность в управлении школой основывается на открытости, доступности информации, когда каждый участник образовательного процесса не только знает о делах и проблемах школы, но и принимает участие в их обсуждении и высказывает свою точку зрения по вопросам школьной жизни. Демократизация управления школой реализуется через регулярные отчеты администрации, совета школы перед общешкольным коллективом и общественностью, через гласность принимаемых решений.

Управление образовательными процессами в последние годы обретает тенденцию перехода от субъектно-объектных к субъектно-субъектным отношениям, от монолога к диалогу между управляющей и управляемой подсистемами.

Системность и целостность в управлении педагогическими системами определяются системной природой педагогического процесса и создают реальные предпосылки для эффективного управления им.

Системный подход в управлении педагогическими системами побуждает руководителя образовательного учреждения и других участников управленческой деятельности осуществлять ее в системе, в единстве и целостности всех взаимодействующих компонентов и подсистем.

Реализация данного принципа способствует приданию управленческой деятельности последовательности, логичности, гармоничности и в конечном счете эффективности.

Рассматривая школу как целостную систему, имеют в виду, что она состоит из частей (компонентов), которыми могут выступать коллективы учителей, учащихся, родителей. Можно эту же систему представлять через процессы.

Например, процесс обучения является подсистемой целостного педагогического процесса, а урок — подсистемой процесса обучения. В то же самое время сам урок — это сложная динамическая система, структурным элементом которой является учебно-воспитательный процесс, воплощающий в себе учебно-воспитательную задачу, подобранные под нее методы обучения и воспитания, содержание учебного материала и формы организации познавательной деятельности учащихся. Чтобы установить точное приложение управленческого воздействия, необходимо уметь расчленять систему на части, блоки, подсистемы и структурообразующие элементы.

Оценкой действенности системы выступает реальный результат. Если педагог правильно сформулировал учебно-воспитательную задачу на том или ином учебно-воспитательном моменте занятия, но не сумел отобрать под нее учебный материал, соответствующее содержание, то какие бы методы обучения и формы организации познавательной деятельности он ни применял, получить высокий положительный результат невозможно.

Таким образом, уровень целостности системы зависит от ее целеустремленности, полноты набора компонентов, качества каждого компонента и плотности взаимосвязей как между компонентами, так и между каждым из них и целым.

Изучение сущности социально-педагогических систем невозможно без комплексного подхода. Комплексный подход при изучении системы образования предполагает:

ü  системный и всесторонний анализ результатов управленческой и педагогической деятельности;

ü  выявление закономерных связей (по вертикали и горизонтали);

ü  определение специфических условий и проблем социума;

ü  разработку динамической структуры и технологии управления;

ü  обоснование содержания управления.

Рациональное сочетание централизации и децентрализации. Чрезмерная централизация управленческой деятельности неизбежно ведет к усилению администрирования, сковывает инициативу управляемых подсистем (руководителей нижних уровней, учителей и учащихся), которые в данном случае становятся простыми исполнителями чужой управленческой воли. В условиях излишней централизации часто происходит дублирование управленческих функций, что приводит к потерям временных, финансовых и иных ресурсов, перегрузке всех участников образовательного процесса от руководителей школы до учащихся.

С другой стороны, децентрализация управления, понимаемая как передача ряда функций и полномочий от высших органов управления к низшим, при неумеренности ее исполнения, как правило, приводит к снижению эффективности деятельности педагогической системы. Это выражается в следующих негативизмах: снижение роли управляющей подсистемы (руководителя и администрации в целом), полная или частичная утрата аналитических и контролирующих функций, осуществляемых органами управления. Чрезмерное увлечение децентрализацией приводит к возникновению серьезных проблем в деятельности коллектива, к возникновению межличностных и межуровневых конфликтов и недоразумений, неоправданному противостоянию административных и общественных органов управления образовательным учреждением.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.