Выделяют
два типа инвесторов:
1) финансовые
инвесторы (таблица 1.2);
Таблица 1.2 - Цели и мотивы финансовых инвесторов
Цели |
Мотивы |
Объекты |
Участники |
Примеры |
Портфельные инвестиции
ДЛЯ
диверсификаци
и
инвестиционн
ых рисков
|
Приобретенеие небольшой доли в
компаниях для
получения дивидендов или
дохода от повышения ее
стоимости
|
Крупные
высокорентабель
ные компании;
публичные
компании;
торгующие на
фондовом
рынке;
отраслевые
монополисты;
компании с
очевидным
потенциалом
роста и повышения стоимости
|
Крупные
инвестиционные
фонды, портфельные
инвесторы,
инвестиционные
компании и банки,
частные инвесторы
(«Спутник», Russia
Partners, Delta
Capital, ЕБРР,
Millhouse Capital,
АФК «Система»
|
Hermitage
Asset
Management -
кондитерская
фабрика «Волжанка»
|
Участие собственным
капиталом в долгосрочных инвестиционн
ых проектах
|
Merchant
Banking;
размещение
капитала в
непрофильные
проекты;
формирование
отраслевых
холдингов;
повышение
капитализации;
продажа
стратегическому
инвестору
|
Средние или
крупные
компании,
ощутимая доля
рынка, конкурентные преимущества;
сырьевая,
технологическая
или сбытовая
связь с
крупнейшими
отраслевыми
игроками;
низкая
эффективность4
потенциал роста;
ясная стратегия
выхода
|
Крупные
инвестиционные
фонды и компании,
ФПГ (ЕБРР, Sun
Capital, TPG Aurora,
Millhouse Capital,
АФК «Система»,
«Интеррос», Группа
МДМ, РУСАЛ,
«Атон», «Тройка
Диалог»
|
«Тройка Диалог» -
«Росгосстрах »; «Альфа-
Эко» 9Альфа
производится
и газетной
бумаги;
«Атон» -
«Осколцемен
т» (продан
«Интеко»);
фонд Capital
International -
«Браво Интернешнл»
(продан Heineken NV)
|
2) стратегические
инвесторы (таблица 1.3).
Таблица 1.3 - Цели и мотивы стратегических инвесторов
Цели |
Мотивы |
Объекты |
Участники |
Примеры |
Поглощение
стратегически
важных
активов,
дополняющих
основной
бизнес компаний
|
Укрупнение холдинговых структур;
усиление позиций основного бизнеса; оптимизация бизнес-процессов |
Ключевые
компании
отрасли;
конкурентные
преимущества;
сырьевая,
сбытовая или
технологическая
синергия с
другими
предприятиями
холдинговой
структуры
|
ФПГ, крупнейшие
отраслевые игроки
(«Интеррос»,
РУСАЛ,
«Евразхолдинг»,
УГМК,
«Северсталь»,
ЛУКОЙЛ,
«Газпром», ТНК-
ВР, «Роснефть»,
«Сибнефть», «Итера», «Альфа-Групп»,
Группа МДМ, «Штерн-Цемент», Lafarge, «Интеко», WBD, Nestle, Sun Interbrew, Heineken, и т.д.
|
ВР-ТНК; ЮКОС-Сибнефть; «Интеко»
-«Осколцемент »; «Эфес-Москва» -Пивовареный завод «Амстар» |
Приобретение для развития
непрофильных
направлений
бизнеса
|
Перераспределе ние прибыли от
основного
бизнеса; выход
на новые
отраслевые
рынки
|
Крупные и
средние
производства;
значительная
доля рынка;
низкая
конкуренция в
отрасли;
операционные
синергии при
объединении в
холдинги
|
ФПГ, крупнейшие отраслевые игроки |
«Континенталь
Менеджмент»
9РУСАЛ) -
Кондровская
бумажная
компания;
АПК «Агрос»
(«Интеррос») -
перербургская
и московская
макаронные
фабрики;
Группа
«Планета»
( Millhouse
Capital) -
птицефабрики
|
Помимо
традиционных мотивов интеграции могут встречаться и специфические. Так, слияния
для российских компаний представляют собой один из немногих способов
противостояния экспансии на российский рынок более мощных западных конкурентов.
Более
наглядно место слияний и поглощений в корпоративной стратегии компании можно
проследить, рассматривая различные типы слияний и поглощений.
1.3 Классификация типов слияний и поглощений
В
современном корпоративном менеджменте можно выделить множество разнообразных
типов слияния и поглощения компаний. Считаем, что в качестве наиболее важных
признаков классификации этих процессов можно назвать:
1) характер интеграции компаний;
2) национальную принадлежность
объединяемых компаний;
3) отношение компаний к слияниям;
4) способ объединения потенциала;
5) условия слияния;
6) механизм слияния.
Остановимся
на наиболее часто встречающихся типах слияния компаний. В зависимости от
характера интеграции компаний целесообразно выделять следующие типы:
1)
горизонтальные
слияния предполагают объединение компаний, функционирующих и конкурирующих в
одной области деятельности. Такой тип слияний обеспечивает достижение
конкурентных преимуществ по сравнению с другими участниками данного конкретного
сегмента рынка за счет экономии от масштаба и наращивания капитала. Здесь
необходимо отметить, что подобного рода слияния как ограничивающие конкурентную
борьбу могут регулироваться со стороны государства через систему
антимонопольных мер;
2)
вертикальные слияния
- объединение компаний разных отраслей, связанных технологическим процессом
производства готового продукта, т.е. расширение компанией-покупателем своей
деятельности либо на предыдущие производственные стадии, вплоть до источников
сырья, либо на последующие до конечного потребителя. Например, слияние
горнодобывающих, металлургических и машиностроительных компаний;
3)
родовые слияния -
объединение компаний, выпускающих взаимосвязанные товары. Например, фирма,
производящая фотоаппараты, объединяется с фирмой, производящей фотопленку или
химреактивы для фотографирования;
4)
конгломератные
слияния - объединение компаний различных отраслей без наличия производственной
общности, т.е. слияние такого типа -это слияние фирмы одной отрасли с фирмой
другой отрасли, не являющейся ни поставщиком, ни потребителем, ни конкурентом.
В рамках конгломерата объединяемые компании не имеют ни технологического, ни
целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора.
Профилирующее производство такого вида объединениях принимает расплывчатые
очертания или исчезает вовсе.
В свою
очередь можно выделить три разновидности конгломератных слияний:
слияния
с расширением продуктовой линии (product line extension mergers), т.е. соединение неконкурирующих продуктов, каналы реализации
и процесс производства которых похожи.
В качестве примера можно привести приобретение
компанией Procter & Gamble, ведущим производителем моющих средств, фирмы Clorox
- производителя отбеливающих веществ для белья;
слияния
с расширением рынка (market extension mergers), т.е.
приобретение
дополнительных каналов реализации продукции, например, супермаркетов, в
географических районах, которые ранее не обслуживались;
вЛ
чистые конгломератные слияния, не предполагающие никакой общности.
В
зависимости от национальной принадлежности объединяемых компаний можно выделить
два вида слияния компаний:
а.)
национальные слияния - объединение компаний, находящихся в рамках одного
государства;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|