Во-вторых,
существенно содействует этому процессу конкуренция между покупателями. Каждый
следующий претендент на покупку компании стремится превзойти условия,
выдвинутые предыдущим. При этом все большая часть выигрыша от предстоящей сделки
слияния переходит к акционерам поглощаемой компании. В то же время менеджеры
компании, которую собираются поглотить, могут предпринять ряд мер
противозахватного характера, добиваясь, чтобы продажа их компании, если она и
наступит, произошла по самой высокой из возможных в данных условиях цене.
В рамках
крупных корпораций, образованных в результате слияния или поглощения, зачастую
возникает явление, называемое в экономической науке субоптимизацией. Суть его
состоит в следующем: внутри корпорации обычно преобладают стремления укреплять
внутригрупповые кооперационные связи, покупать преимущественно у «своих». При
этом каждая «своя» компания, естественно, стремится устанавливать цену,
приносящую максимальную прибыль. В результате либо продукция на выходе становится
слишком дорогой и неконкурентоспособной, либо обычные коммерческие переговоры
об уровне цен превращаются в бесконечные разборы взаимных претензий. Чем
сложнее система кооперационных связей внутри корпорации, тем сложнее построить
и отладить систему трансфертных цен, удовлетворяющих фирмы на разных концах
кооперационной цепочки.
г
Основная тенденция российского рынка слияний и поглощений - возможность покупки
активов по низким ценам уходит в прошлое.
Поэтому потенциальные
инвесторы сталкиваются с проблемой более тщательного анализа компании-цели.
Найти и
оценить объект слияния или поглощения в сегменте средних и мелких компаний
непросто. К сожалению, в настоящее время в открытом доступе информации о таких
фирмах практически нет. Это значительно ограничивает классические технологии
отбора и оценки компаний, которые могли бы стать предметом поглощения.
Опасности
слияний и поглощений - покупатели готового бизнеса
берут на себя множество рисков. Они могут: ^
1)
переплатить;
2)
недооценить все
последствия сделки и приобрести не то, что нужно;
3)
недооценить
дополнительные инвестиции, необходимые для слияния компаний;
4)
неверно
определить объект покупки: активы или весь бизнес;
5)
потерять ключевых
менеджеров и специалистов при реорганизации;
6)
выбрать самый
дорогой путь решения проблемы, зачастую слияние или поглощение приводит к
ухудшению финансового положения компании;
7)
ошибиться в цене
сделки.
Владельцы
предприятия всегда знают о нем и его перспективах больше, чем сторонние
наблюдатели. Последние могут не подозревать, что в компании назревают системные
проблемы или приближается кризисное положение.
2.3 Современные тенденции и динамика российского рынка слияний и
поглощений
В 2009
году активность на рынке слияний и поглощений в России в целом значительно
снизилась. Вместе с тем был заключен ряд крупных сделок, в первую очередь в
нефтегазовом секторе, и заметно увеличилась доля сделок, вызванных острой
потребностью продавцов в ликвидных средствах.
Общая
сумма сделок на рынке слияний и поглощений (М&А) России в 2009 году
составила 46,1 млрд. долл. США. Это на 62 % меньше, чем в 2008 году, и объем
рынка уменьшился, достигнув примерно уровня 2005 года. Такое серьезное падение
в основном объясняется неопределенностью относительно перспектив развития экономики
после начала кризиса, нежеланием брать на себя риски, недостаточностью
финансовых средств в связи с кризисом ликвидности и значительным разрывом в
ценовых ожиданиях между покупателями и продавцами.
Оставив
позади необычайно трудный год, ожидается в 2010 году всплеск деловой активности
на рынке слияний и поглощений. На фоне стабилизации экономики по мере выхода из
кризиса мы прогнозируем, в частности, усиление притока иностранных инвестиций и
рост сделок российских компаний по приобретению зарубежных активов.
Наибольшее
падение в М&А отмечается в таких отраслях, как потребительский сектор,
финансовые услуги, металлургия и горнодобывающая промышленность - это именно те
отрасли, которые больше всего пострадали от кризиса. В каждом их этих секторов
падение составило примерно 80 % от уровня 2008 года.
Наиболее
резкое падение активности на рынке слияний и поглощении наблюдалось в
потребительском секторе и розничной торговле, финансовом секторе и
металлургической и горнодобывающей промышленности. Характерно, что именно эти
отрасли оказались в числе тех, кто в наибольшей степени пострадал от кризиса.
Объем сделок в каждом из перечисленных секторов упал примерно на 80 % по
сравнению с 2008 годом.
Прямо
противоположная тенденция наблюдалась в нефтегазовой отрасли, где объем сделок
слияний и поглощений увеличился почти на 100 %. Такой рост стал возможен
главным образом за счет крупномасштабных разовых стратегических сделок, включая
крупнейшие приобретения ОАО «Газпром», ОАО «Газпром нефть» и ОАО
«Сургутнефтегаз». В итоге лидирующие позиции на рынке М&А в 2009 году занял
нефтегазовый сектор, на долю которого пришлось около половины всего объема
сделок. Вторым по степени активности сегментом рынка оказался сектор
телекоммуникаций и СМИ, на который пришлось чуть более одной пятой общего
объема сделок.
Объем
сделок по слияниям и поглощениям за 2008 год представлен на рисунке 2.12.
Как
видно по рисунку 2.12 количество сделок по слиянию и поглощению в нефтегазовой отрасли
составило 10 %, в металлургической и горнодобывающей промышленности 19 %,
потребительские рынки и розничная торговля 8 %, в финансовом секторе количество
сделок М&А составляет 9 %, телекоммуникации и СМИ 9 %, 44 % прочие сектора.
Объем
сделок слияний и поглощений в различных секторах за 2009 год, представлен на
рисунке 2.13.
Как
видно на рисунке, самое большое количество сделок по слияниям и поглощениям в
2009 году произошло в нефтегазовом секторе и составило 50 %, на втором месте по
количеству сделок сектор телекоммуникаций и СМИ 23 %, потребительские рынки и
розничная торговля 5 %, металлургическая и горнодобывающая промышленность 9 %,
финансовый сектор 4 %, 10 % прочие.
Самой
крупной сделкой 2009 года стало слияние ОАО «ВымпелКом» и ЗАО «Киевстар Дж. Эс.
Эм.». Сделка стоимостью 5,5 млрд,_ долл. США у составила более половины общего
объема сделок слияний и поглощений в секторе телекоммуникаций и СМИ. В число
других крупнейших сделок вошла покупка «Газпромом» 20 % пакета акций ОАО
«Газпром нефть» за 4,2 млрд„ долл. США, а также приобретение 25 % минус одна
акция ОАО «Севернефтегазпром» германским концерном E.ON примерно за 4,0
млрд долл. США. Из десяти крупнейших сделок за 2009 год семь были заключены в
нефтегазовом секторе, три - в секторе телекоммуникаций и СМИ.
Поскольку
общий объем рынка слияний и поглощений сократился, а стоимость крупномасштабных
сделок осталась приблизительно на уровне 2008 года, доля десяти крупнейших
сделок в общем объеме рынка резко , увеличилась. Если в 2008 году на
десять самых крупных сделок приходилось (29 % от общего объема рынка, то в 2009
году этот показатель вырос до 57 %. В отсутствие таких сделок падение рынка
слияний и поглощений оказалось бы намного существеннее.
Поскольку
в периоды кризиса компании обычно тяготеют к внутреннему рынку, не стремясь к
расширению своего присутствия на мировом рынке, относительная доля
трансграничных слияний и поглощений в 2009 году уменьшилась, составив 46 % от
общего объема сделок по сравнению с 56 % в предыдущем году. Особенно заметным
стало сокращение сделок по приобретению российских активов иностранными
инвесторами, доля которых в общем объеме российского рынка слияний и поглощений
упала с 32 % в 2008 году до 17 % в 2009 году.
В 2010
году финансовые аналитики прогнозируют ощутимый рост общего объема сделок
слияний и поглощений. В первую очередь этому будут способствовать такие
факторы, как заметно возросшая уверенность участников рынка на фоне начавшегося
экономического роста, продолжающаяся «расчистка» балансов компаний с высокой
долговой нагрузкой за счет продажи отдельных активов, а также все более
активный возврат на рынок иностранных покупателей.
3. РАЗРАБОТКА ОСНОВНОГО МЕХАНИЗМА СЛИЯНИЯ
И ПОГЛОЩЕНИЯ
3.1 Общая характеристика компаний. Анализ финансового состояния ОАО
«Приморский кондитер» и ОАО Холдинговая компания «Объединенные кондитеры»
ОАО
«Приморский кондитер» - безусловный лидер в сфере производства кондитерских
изделий на Дальнем Востоке. Это стабильное, многопрофильное, активно
развивающееся предприятие с высокой репутацией. Здесь выпускается более 360
наименований конфет, шоколада, мармелада, карамели, печенья, тортов, отмеченных
десятками престижных призов и наград международного, всероссийского и
регионального уровня.
Ниже в таблице
3.7 приведены основные финансовые результаты деятельности ОАО «Приморский
кондитер», за 2008'-2009 года.
Таблица 3.7
- Анализ финансовых результатов деятельности ОАО «Приморский кондитер» за
2008-2009 года
|
|
|
|
|
|
|
|
%
|
|
|
Абсолютное |
|
|
|
|
Показатель |
Код строки |
значе
ТЫС. ]
|
ние эуб. |
Изменение тыс. руб. |
Темп изменения
%
|
|
|
|
|
2009 |
2008 |
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
Доходы и расходы по обычным видам
деятельности
Выручка от продажи товаров,
|
|
|
|
|
|
|
|
продукции, работ, услуг (за минусом
налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
010 |
583944 |
511827 |
+72117 |
+ 14,1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|