на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Антитрестовое законодательство США: сущность и последствия

Обсуждение содержания антитрестовских законов и практики их применения не должно привести нас к заключению, что правительственная политика яв­ляется последовательно про-конкурентной. Важно отметить, что 1) существуют исключения из анти­трестовского законодательства и 2) ряд мер госуда­рственной политики ослаблял конкуренцию.

Профсоюзы и сельскохозяйственные кооперати­вы были выведены — с некоторыми оговорками — из-под действия антитрестовских законов. Как мы увидим в следующей главе, в федеральном законодательстве и политике правительства проявилось стремление наделить сельское хозяйство некоторой долей монополистической власти и поддерживать сельскохозяйственные цены выше конкурентного уровня. Из следующей главы мы также узнаем, что с 1930 г. федеральное законодательство, как правило, в конечном счете способствовало росту сильных профсоюзов. Этот поддержанный федеральными вла­стями рост имел своим результатом, согласно некото­рым авторитетным источникам, развитие профсоюз­ных монополий, цель которых заключалась в устано­влении ставок заработной платы, превышающих кон­курентный уровень. В масштабах отдельного штата и на местном уровне значительное число профессио­нальных групп сумело добиться принятия обязатель­ных требований, которые произвольно ограничивают вступление в определенные сферы деятельности, тем самым поддерживая заработки и доходы на уровнях, превышающих конкурентные (гл. 30).

Американские патентные законы, первый из которых был принят в 1790 г., нацелены на обеспечение достаточного денежного стимула для новаторов путем предоставления им исключитель­ных прав производить и продавать новый продукт или устройство на период в семнадцать дет. Патент­ные свидетельства способствуют защите новаторов от конкурентов, которые в противном случае быстро скопировали бы это изделие и приняли участие в прибылях, хотя и не участвовали в расходах и уси­лиях, связанных с исследовательской работой. Неко­торые настаивают на положительной роли этого особого свойства наших патентных законов, особен­но если вспомнить, что новаторство может ослабить и подорвать существующие позиции монопольной власти. Однако выдача патента часто равносильна предоставлению монопольной власти в производст­ве запатентованного предмета. Многие экономисты сознают, что продолжительность патентной защиты — семнадцать лет — слишком велика.

Значение патентных законов для развития пред­принимательской монополии нельзя недооценивать. Такие хорошо известные фирмы, как "Дюпон", "Дженерал электрик", "Америкэн Телефон энд Те­леграф , "Истмэн Кодак", "Алкоа", и бесчисленное множество других промышленных гигантов достиг­ли различных степеней монопольной власти частич­но благодаря тому, что они владели определенными патентными правами3.

Хотя мы должны отложить сколько-нибудь под­робное обсуждение тарифов до одной из последу­ющих глав, здесь уместно признать, что тарифы и подобные им торговые барьеры предназначены для защиты американских производителей от ино­странной конкуренции. Протекционистские тарифы, в сущности, представляют собой дискриминацион­ные налоги на товары иностранных фирм. Эти нало­ги затрудняют и часто делают невозможной для иностранных производителей конкуренцию с аме­риканскими фирмами на их внутренних рынках. Каков результат? Менее конкурентный отечествен­ный рынок и общая обстановка часто способствуют развитию отечественных предпринимательских мо­нополий.

Естественные монополии и их регулирование

Антитрестовское законодательство основано на предположении, что общество будет получать пользу, препятствуя развитию монополии или пре­кращая деятельность монополии там, где она уже существует: Здесь мы рассматриваем особый слу­чай, когда монополистическая организация отрасли экономически обоснованна.

Естественная монополия

Естественная монополия существует, когда эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может снабжать весь рынок, имея более низкие из­держки на единицу продукции, чем имел бы ряд конкурирующих фирм. Такие условия характерны для гак называемых, предприятий общественного пользова­ния, к которым относятся, в частности, предприятия электро-, водо- и газоснабжения, телефонная служба и т. д. (гл. 26). В этих случаях эффект масштаба в производстве и распределении продукта настолько велик, что для получения низких издержек на единицу продукции и низкой цены необходима крупномасш­табная деятельность (см. рис. 24-96). В такой ситуации конкуренция является просто нерентабельной. Если бы рынок был поделен между многими производите­лями, эффект масштаба не был бы достигнут, издерж­ки на единицу продукции были бы высоки и потребо­вались бы высокие цены, чтобы покрыть эти издержки. В качестве возможных средств обеспечения об­щественно приемлемого поведения со стороны есте­ственной монополии представляются две альтерна­тивы. Одной является государственная собствен­ность, а другой — государственное регулирование. Государственная собственность или некоторые по­добные ей формы были в некоторых случаях со­зданы: на национальном уровне можно вспомнить почтовую службу, Управление долины реки Теннесси и "Амтрак" Общественный транспорт, системы водоснабжения и сбора мусора являются типичны­ми общественными предприятиями на местном уро­вне. Но государственное регулирование — вариант, которого наиболее широко придерживаются в Со­единенных Штатах. В таблице 1 приводится спи­сок главных федеральных регулирующих комиссий и перечисляются области их юрисдикции. Все шта­ты также имеют такие регулирующие органы, занятые находящимися на территории штата естествен­ными монополиями. Регулируемый сектор имеет внушительные размеры; по приблизительным под­счетам, около 10% ВНП производится регулиру­емыми отраслями.

Цель законодательства о естественной монопо­лии воплощена в теории регулирования в интересах общества. Эта теория Предусмат­ривает возможность обеспечить потребителей каче­ственным обслуживанием по приемлемым расцен­кам посредством регулирования таких отраслей на благо общества. Логическое обоснование Следу­ющее: если конкуренция неуместна, следует созда­вать регулируемые монополии, чтобы избежать воз­можных злоупотреблений неконтролируемой моно­польной властью. В частности, регулирование долж­но гарантировать, что потребители получат выгоду от экономии, обусловленной масштабами производ­ства, то есть от снижения издержек на единицу продукции (эта экономия достигается предприяти­ями общественного пользования благодаря их положению естественной монополии). На практике те, кто осуществляет регулирование, стремятся устано­вить тарифы, которые будут возмещать издержки производства и приносить "справедливый" или "обоснованный" доход предприятию. Цель состоит, если применять специальную терминологию, в уста­новлении цены, равной средним валовым издерж­кам. (Настоятельно советуем читателю, возвраща­ясь к этому вопросу, вновь просмотреть раздел "Регулируемая монополия" гл. 26.)

Таблица 1. Главные федеральные регулирующие комиссии.

 

Комиссия (год создания) Сфера полномочий
Компания по торговле между штатами (1887) Железные дороги, грузовые и автобусные перевозки, водные пути, морской флот, транспортные конторы и т.д.
Федеральная комиссия по управлению энергетикой (1930)* Электроэнергия, газ, газопроводы, нефтепроводы, гидроэнергетические сооружения
Федеральная комиссия по связи (1934) Телефон, телевидение, кабельное телевидение, радио, телеграф, радиотелефон, зарегистрированные радиолюбители и т.д.

* Первоначально называлась Федеральной энергетичес­кой комиссией, переименована в 1977 г.

 

ПРОБЛЕМЫ

Хотя логика теории регулирования и кажется вер­ной, существует значительное расхождение во мне­ниях относительно эффективности регулирования на практике. Давайте кратко рассмотрим три глав­ных критических замечания в адрес регулирования.

1. Издержки и эффективность. Опыт регулиро­ваний говорит о том, что существует ряд взаимо­переплетающихся проблем, связанных со сдержи­ванием роста издержек и эффективностью испо­льзования ресурсов. Во-первых, главной целью ре­гулирования является установление цены, позволяющей регулируемым фирмам получать "но­рмальную", или "справедливую", прибыль сверх своих издержек производства. Но фактически это означает, что фирмы действуют на основе цено­образования по принципу "издержки плюс" и, сле­довательно, не имеют стимула сдерживать рост издержек. Наоборот, более высокие издержки будут означать большие валовые прибыли. Зачем разра­батывать или применять снижающие издержки но­вовведения, если вашим "вознаграждением" будет снижение цены? Применяя специальную термино­логию, регулирование приводит к формированию благоприятных условий для значительной Х-неэффективности (см. гл. 26). Во-вторых, признается также, что регулируемая фирма может прибегнуть к бухгалтерским ухищрениям, чтобы преувеличить свои издержки и таким образом получить более высокую и неоправданную прибыль. Более того, во многих случаях цены устанавливаются комиссией так, что фирма будет получать предусмотренную норму прибыли, основанную на стоимости ее реального капитала. Это порождает особую пробле­му. Для увеличения прибылей регулируемая фирма будет стремиться к экономически, неоправданному -замещению труда капиталом, способствуя тем са­мым неэффективному распределению ресурсов вну­три фирмы (Х-неэффективность).

2. Недостатки комиссий. Другое критическое за­мечание заключается в том, что действия регули­рующих комиссий не соответствуют предъявляе­мым к ним требованиям, потому что они часто "захвачены" или контролируются отраслями, ко­торые обязаны регулировать. Члены комиссий за­частую являлись руководящими работниками в этих самых отраслях. Следовательно, регулирование осу­ществляется не в интересах, общества, а скорее защищает и поддерживает удобное положение есте­ственного монополиста. Утверждают, что регули­рование, как правило, становится средством гара­нтирования прибылей и защиты регулируемой от­расли от потенциальной новой конкуренции, ко­торую могли бы создать технологические изменения.

3. Регулирование конкурентных отраслей. Может быть, наиболее глубокое критическое замечание в адрес отраслевого регулирования состоит в том что иногда оно применялось в отраслях, которые не являются естественными монополиями и которые в отсутствие регулирования были бы полностью конкурентными. Так, регулирование в особой мере использовалось в таких отраслях, как грузовые и авиаперевозки, 'где Эффект масштаба невелик и естественные барьеры для внедрения в отрасль новых конкурентов относительно слабы. Утверждают, что в таких случаях само регулирование, огра­ничивая вступление в отрасль, создает скорее моно­полию, чем условия, изображенные на рисунке 26-6.В результате устанавливаются более высокие цены и меньший объем производства, чем были бы в отсутствие регулирования. Вопреки теории регулирования в интересах общества выгоду от регулирова­ния получают сами регулируемые фирмы и их слу­жащие. Проигрывают же общество и потенциальные конкуренты, для которых вступление в отрасль затруднено.

Пример: регулирование железных дорог Комис­сией по торговле между штатами (КТмШ) было оправданно в конце XIX в. и в первые десятилетияXX в. Но к 1930-м годам в стране получила развитие сеть автомагистралей, и перевозки на грузовиках серьезно подорвали монопольную власть желез­ных дорог. В это время было бы желательно ликвидировать КТМШ и позволить железным дорогами владельцам грузовиков, а также речному флоту и авиалиниям конкурировать друг с другом. Вместо этого регулирующая сеть КТМШ в 1930-е годы была раскинута еще шире, чтобы охватить и грузо­вой автомобильный транспорт.

ТЕОРИЯ ЛЕГАЛЬНОГО КАРТЕЛЯ

Регулирование потенциально конкурентных отрас­лей породило теорию регулирования с помощью легального картеля. На место чиновников, руководствующихся интересами обще­ства и навязывающих регулирование естественным монополиям, чтобы защитить потребителей, эта ко­нцепция ставит практических политиков, оказыва­ющих "услугу" регулирования тем фирмам, кото­рые хотят подвергнуться регулированию? Регули­рование является желанным, потому что оно фак­тически учреждает вид легального картеля, который может быть высокоприбыльным для регулируемых фирм Точнее говоря, регулирующая комиссия вы­полняет такие функции, как раздел рынка, (напри­мер, в период, предшествовавший дерегулирова­нию, Управление гражданской авиации устанавливало маршруты для определенных авиакомпаний) и ограничение потенциальной конкуренции путем расширения картеля (например, включение грузового автомобильного транспорта в сферу компетен­ции КТМШ). В то время как частные картели подве­ржены нестабильности и могут распадаться (гл. 28), особая привлекательность картеля, под видом регу­лирования поддерживаемого государством, состоит и том, что его положение довольно прочно. Короче говоря, теория регулирования с помощью легаль­ного картеля предполагает, что регулирование явля­ется следствием погони за рентой (гл. 33),

Сторонники теории регулированиях помощью легального картеля привлекают внимание к тому, что Закон о торговле между штатами был поддер­жан железными дорогами и что автотранспортные компании, кик и авиалинии, поддержали распрост­ранение регулирования на их отрасли по той причине, что нерегулируемая конкуренция была сильной и разрушительной. Сторонники также говорят о ли­цензировании профессий (гл. 30) как о форме прояв­ления их теории на рынке труда. Определенные профессиональные группы — парикмахеры, дизай­неры по интерьеру или врачи-диетологи—  требуют выдачи лицензий на том основании, что необходимо защищать общество от шарлатанов и мошенников. Но действительная причина, возможно, состоит в стремлении ограничить вступление в профессию для того, чтобы практикующие могли получать мо­нопольные доходы.

Дерегулирование

Теория легального картеля, возрастающее число фактов расточительства и неэффективности в регу­лируемых отраслях и утверждения, что правитель­ство на самом деле регулировало потенциально конкурентные отрасли, — все это породило в 1970-х и 1980-х годах движение в поддержку дерегулирования. В последние несколько лет было принято важное законодательство, которое в раз­личной степени дерегулирует авиалинии, автомо­бильные перевозки, банковское дело, железные до­роги, добычу природного газа и телевизионное вешание.

"Новое" социальное регулирование

"Старое" регулирование, только что рассмотренное, было названо экономическим, или о т р ас левы м, регулированием. При этом правительство за­трагивает общую экономическую деятельность не­скольких отдельных отраслей и концентрируется на ценообразовании и обслуживании общественных нужд. С начала 1960-х годов в значительной степени развернулось и стало быстро развиваться государ­ственное регулирование нового типа. Это новое со­циальное регулирование затрагивает условия, при которых производятся товары и услуги, влияние производства на общество и физические характеристи­ки самих товаров. Так, например, Управление по безопасности труда и здоровью (УБТЗ) занято защи­той рабочих от профессиональных травм и заболева­ний; Комиссия по безопасности потребительских това­ров (КБПТ) устанавливает максимально допустимые нормы содержания потенциально небезопасных проду­ктов; Управление по охране окружающей среды (УООС) регулирует количество загрязняющих веществ, которое производители могут выбрасывать; Комиссия по соблюдению равных условий найма (КРУН) стре­мится обеспечить женщинам и представителям нацио­нальных меньшинств справедливый доступ к работе.

 

ХАРАКтерНЫЕ ЧЕРТЫ

 

Социальное регулирование отличается от экономи­ческого регулирования несколькими чертами. Во-первых, социальное регулирование "в равной пропор­ции" применяется фактически во всех отраслях и, таким образом, прямо затрагивает намного больше людей. В то время как Комиссия по торговле между штатами (КТМШ) сосредоточивается только на спе­циальных делах транспортной отрасли, правила и инструкции УБТЗ касаются каждого нанимателя. Во-вторых, природа социального регулирования обусловливает вмешательство государства в каж­дую деталь производственного процесса. Например, КБПТ не просто устанавливает стандарты безопас­ности для продуктов» а скорее дает распоряжения, часто подробные, относительно того, какими харак­теристиками должны обладать продукты. Послед­ней отличительной чертой социального регулирова­ния является его быстрое распространение. Напри­мер, с 1970 по 1979 г. законодательство создало 20 новых федеральных регулирующих агентств.

Приведенный выше перечень нескольких наибо­лее известных регулирующих органов подсказывает основную причину их создания и развития: значи­тельная часть нашего общества к 1960-м годам до­стигла довольно высокого материального уровня жизни, и внимание поэтому переключилось на улуч­шение качества жизни. Это предполагало производ­ство более безопасных и лучших по качеству проду­ктов, уменьшение загрязнения окружающей среды, улучшение условий труда и выравнивание возмож­ностей.

В ПОДДЕРЖКУСОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Существуют также аргументы в защиту социально­го регулирования. Проблемы, которые решает социальное регулирование, серьезны и значительны по масштабам. В 1987 г. в Соединенных Штатах 11 100 рабочих погибли в результате несчастных случаев на производстве. Загрязнение окружающей среды твер­дыми частицами продуктов неполного сгорания и элементами, разрушающими озоновый слой ат­мосферы, по-прежнему является бедствием для крупных городов и дорого обходится, вызывая сни­жение стоимости имущества и рост расходов на поддержание здоровья. Тысячи детей и взрослых ежегодно умирают вследствие несчастных случаев, вызванных использованием продуктов, которые со­здавались с нарушением технологии. Дискримина­ция чернокожих, женщин и престарелых рабочих снижает заработки этих групп и вдобавок вменяет обществу большие издержки.

Сторонники социального регулирования справе­дливо указывают, что экономическим критерием це­лесообразности социального регулирования служит не высокий или низкий уровень издержек, а ско­рее — соотношение выгод и издержек. Спустя годы относительной беспечности общество не может рас­считывать на то, чтобы без значительных затрат очистить окружающую среду, повысить безопас­ность рабочего места, увеличить безопасность авто­мобиля и расширить экономические возможности граждан. Более того, подсчет издержек может, дать слишком туманное представление о социальном ре­гулировании. Пользу, которую, как правило, прини­мают как должное, гораздо труднее измерить, чем издержки, и общество может ощутить ее только по истечении длительного периода времени. Между тем польза значительна. Примеры: подсчитано, что при отсутствии предписанных законодательством устройств безопасности в автомобилях ежегодное количество смертельных случаев на автомагистра­лях было бы на 40% выше. Выполнение законов о применении детских ремней безопасности значите­льно снизило показатель смертности маленьких де­тей в автокатастрофах. "С 1975 по 1985 г. показа­тель смертности от транспортных средств для всего населения снизился на 10%, а для детей до 5 лет он упал на 32%"а, Установленные законом националь­ные стандарты качества окружающего воздуха по содержанию двуокиси серы, двуокиси азота и свин­ца были достигнуты почти во всех районах страны. Недавнее исследование обнаружило, что регулирование, направленное на увеличение занятости черно­кожих и женщин, привело к возрастанию спроса на рабочую силу этих категорий3. Производство без­опасных для детей упаковок для бытовых ядохими­катов и медикаментов способствовало тому, что детская смертность, вызванная случайными отрав­лениями, сократилась на 90%4.

Хотя мы можем ожидать, что социальное регулирование останется предметом крупных раз­ногласий, общепризнано, что оспариваемый "воп­рос не в том, должно ли осуществляться (социаль­ное) регулирование, а в том, как и когда оно должно применяться; как мы можем усовершен­ствовать систему регулирования; и полностью ли мы отдаем себе отчет в предполагаемых издержках и выгодах".

Выводы.

1. Доводы против предпринимательской монополии опира­ются  на утверждения, что предпринимательская монополия а) вызывает нерациональное распределение ресурсов; б) за­медляет тема научно-технического прогресса; в) способству­ет неравенству в доходах; г) представляет собой угрозу политической демократия.

2. Защита предпринимательской монополии строится во­круг следующих аргументов: а) фирмы приобрели свои боль­шие рыночные доли, предлагая продукты лучшего качества; б) межотраслевая и иностранная конкурсная , так же как и потенциальная конкуренция со стороны вновь вступающих в отрасль компаний, делает американские отрасли более конкурентными, чем обычно считается; в) некоторая степень монополии может быть необходима для реализации эффекта масштаба; г) монополии являются технологически прогрессивными.

3. Краеугольным камнем антитрестовской политики яв­ляются закон Шермана 1890 г. и закон Клейтона 1914 г. Закон Шермана устанавливает, что "любое соглашение, объ­единение... или тайный сговор, имеющие целью ограничение торговли между несколькими штатами... объявляются... не­законными" и что любое лицо, которое монополизирует или пытается монополизировать межштатную торговлю, винов­но в совершении преступления

4. Закон Клейтона был призван усилить и сделать более определенными положения закона Шермана. С этой целью закон Клейтона провозгласил, что ценовая диск­риминация, принудительные соглашения, межкорпорационное участие в капиталах посредством владения акциями друг друга и взаимопереплетающиеся директораты являются незаконными, когда вследствие этих действий ослабляется конкуренция

5. Закон о Федеральной торговой комиссии 1914 г. со­здал Федеральную торговую комиссию для расследования нарушений антитрестовского законодательства и предотвращения применения "нечестных методов конкуренции". Будучи уполномоченной издавать запретительные предписания, комиссия также выступает как контролирующий орган в от­ношении предоставления ложной и вводящей в заблуждение информации о продуктах.

6. Закон Селлера—Кефовера против слияний, принятый в 1950 г., запрещает одной фирме приобретать aкmивы другой фирмы, если результатом является ослабление конкуренции

7. В число главных проблем использования антитре­стовских законов входят: а) сложность определения, следует ли оценивать отрасль в соответствии с ее структурой или по ее поведению, б) определение сферы деятельности и размера рынка господствующей фирмы.

8. Вообще говоря, более вероятно, что чиновники, зани­мающиеся наблюдением за исполнением антитрестовского законодательства, будут возражать против фиксирования цен и горизонтальных слияний, но не попытаются разрушить существующие рыночные структуры.

9. В отношении сельского хозяйства, рынка труда, выдачи лицензий на занятие профессиональной деятельностью, патентов и установления внешнеторговых барьеров политика правительства имела тенденцию к ограничению конкуренции.

10. Цель отраслевого регулирования состоит в том, чтобы защитить общество от рыночной власти естественных монополий путем регулирования цен и качества обслужива­ния. Критики утверждают, что отраслевое регулирование благоприятствует неэффективности и росту издержек и что во многих случаях оно учреждает легальный картель для регулируемых фирм. Законодательство, принятое в конце 1970-х годов н в 1980-е годы, привело в той или иной  степени к дерегулированию авиалиний, грузовых автоперевозок, банковского дела, железных дорог, телевизионного вещания.

11. Дерегулирование авиакомпаний способствовало снижению тарифов н повышению эффективности отрасли, что принесло обществу значительную чистую выгоду.

12. Социальное регулирование касается проблем безопасности продуктов, создания более безопасных условий труда уменьшения загрязнения окружающей среды и увеличения экономических возможностей. Критики утверждают, что компании подвергаются чрезмерному регулированию, так как предельные издержки превышают предельную пользу, в то время как защитники ставят под сомнение это утверждение.

Список литературы:

1.    Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. В 2т.-М., 1996.

2.    Учебник по основам экономической теории /Под ред. Камаева В.Д.– М.,1994.


Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.