В
рамках научного исследования учеными факультета филологии и журналистики РГУ
под руководством Е.А. Корнилова была изучена проблема эффективности
регионального телевидения. На примере ТРК «Ставрополь-ТР» были составлены
рейтинги программ, проанализированы наиболее волнующие зрителей темы передач,
выявлены проблемы неадекватности мнений журналистов и зрителей в оценке
социальной событийности и основные недостатки телекомпаний. Так, по мнению
исследователей, региональное телевидение может обеспечить себе жизнеспособность
только в случае монополизации функции передачи дополнительной, по сравнению с
федеральным, информации, удовлетворяющей специфические интересы и потребности
жителей региона (края, области)[16].
Выявление зависимости функциональной деятельности телевизионных каналов,
проводимой ими программной политики, тематической направленности их продукции и
прочего от форм собственности базируется в работе на основных положениях
исследований Р.А. Борецкого о специфике различных форм организации телевидения
в мире: государственного, общественного и коммерческого. Анализируя этапы
реформирования отечественного телевещания, автор приходит к выводу, что
соединение власти государства и частного капитала не может стать основой для
создания общественного телевидения.
Модель
коммерческого телевидения, ориентированного на запросы и потребности массовой
аудитории, основой существования которого является реклама, – единственная на сегодняшний день
приемлемая форма функционирования отечественных телеканалов. А таких
классических примеров государственного телевидения, как советское центральное
телевидение под руководством Гостелерадио, в развитых странах сейчас почти не
существует, и даже российский телеканал РТР, считающийся государственным, не
соответствует данной модели. В этом с ним согласны и другие авторы: «Роль
государственного телевидения в том, чтобы защищать российские традиции, историю
и культуру… Государственный канал должен быть более респектабельным. Не должно
быть порнографии, минимум жестокости и насилия»[17].
Методы
исследования проблем экспансии базируются на научном анализе причин и
последствий экспансии на телевидении, представленном Р.А. Борецким в его
публикациях[18],
где он освещает проблему «засилия» на отечественном телеэкране таких программ,
как ток-шоу, телешоу, телевикторины, телеигры и т. п. Проблемы функционирования
телевидения нашли свое отражение в работах Г.В. Кузнецова [19].
Кроме того, он говорит о современных жанрах телевидения, уделяя большое
внимание так называемым «новым жанрам», например, ток-шоу, описывая историю
его появления на российском экране, основные признаки – «легкость разговора,
артистизм ведущего и обязательное присутствие аудитории» – и методы его создания[20].
Феномен
успеха такого рода жанров послужил поводом для появления множества критических
отзывов в прессе. Так, например, А. Вартанов, один из постоянных авторов
журнала «Журналист», говорит о таких реалиях современного «голубого экрана»,
как «смех по принуждению», публичное раздевание и пр.[21]
Исследуя проблемы деятельности регионального телевидения, критик не сомневается
в способности последнего составить конкуренцию центральному в борьбе за
зрителя. Подтверждением этому, по его мнению, служит неподдельная
эмоциональность периферийных тележурналистов, их естественность в общении со
зрителем, создающие больший эффект доверительности, чем на центральном
телевидении[22].
В
настоящей диссертационной работе определены два основных направления экспансии
телевизионных программ, жанров и тематики: завоевание западным телевидением
федеральных российских каналов и расширение границ влияния последних за счет
регионов.
Объектом настоящего исследования выступают
российское федеральное и региональное телевидение, представленное основными
вещательными каналами, а предметом – их взаимодействие, основанное на процессах экспансии и
взаимного влияния.
Цель
работы заключается в выявлении механизмов взаимодействия региональных и
федеральных отечественных телеканалов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.
Рассмотреть
особенности взаимодействия, в том числе обратные связи федеральных и
региональных телеканалов на различных этапах социально-экономического развития
страны.
2.
Проследить
экспансию жанров, методов, форм собственности телевидения с учетом новых условий
развития телевещания.
3.
Выявить
основные принципы формирования отношений между федеральными и региональными
телеканалами.
4.
Установить
позитивное влияние федерального телевидения на региональное в аспекте
телевизионного мастерства.
5.
Рассмотреть
негативное влияние федерального телевидения на региональное в плане унификации
программ, жанровых и содержательных подходов к их производству.
6.
Определить
специфику программирования сетки вещания регионального телевидения и факторы,
влияющие на этот процесс.
7.
Проанализировать
проблемы деятельности регионального телевидения и установить степень
освещаемости региональной тематики федеральными каналами.
8.
Рассмотреть
особенности информационных программ региональных телеканалов и противопоставить
их подвергающимся экспансии жанров центральных телевизионных каналов
тематическим программам.
Эмпирической
базой исследования служат
информационные и публицистические программы трех основных федеральных (ОРТ,
РТР, НТВ) и региональных телевизионных каналов, ведущих вещание на Ростовскую
область (ГТРК «Дон-ТР», «Южный Регион», «Теле-ИКС»), сравнительный анализ
жанрового своеобразия и тематики однотипных программ которых позволил раскрыть
принципы и охарактеризовать процессы экспансии на телевидении.
Кроме того, в течение шести месяцев
(с марта 2001года по август 2001года) проводился контент-анализ информационных
программ («Время», «Вести», «Сегодня») на федеральных каналах с целью выявления
и классификации сюжетов, посвященных проблемам регионов РФ, для чего было
зафиксировано на видеопленке и расшифровано 120 информационных выпусков, также
составивших эмпирическую базу исследования.
Программа анализа содержания
программ, таблицы, их описание и выводы подробно описаны в приложении к данной
работе.
Научная
новизна диссертации состоит
в самой постановке проблемы: впервые предпринята попытка исследования
взаимосвязей между федеральными и региональными телеканалами сквозь призму
процессов экспансии программ, их жанров и содержания, а также в выявлении на
этом основании принципов формирования отношений между телеканалами с учетом их
типологических характеристик и форм собственности.
Практическая
значимость. Данная работа
может быть использована в практической деятельности журналистов региональных
телевизионных каналов, а также в качестве основы для разработки учебного курса
по региональному телевидению для студентов-журналистов. Многие сведения,
содержащиеся в диссертации, могут войти в лекционные курсы и уже стали базой
для спецкурсов, курсовых и дипломных работ студентов.
Апробация
работы. Материалы и основные
положения исследования были апробированы в ходе научных конференций
«Журналистика на рубеже тысячелетий» (РГУ, 2000), «Журналистика в 1999 году»
(МГУ, 2000), «Журналистика в 2001 году» (ВГУ, 2001), «40 лет науки и журналистскому
образованию в РГУ» (РГУ, 2002) и др.
Идеи и материалы диссертационного
исследования апробировались в процессе работы автора в качестве главного
редактора учебной телевизионной студии РГУ, а также на региональных
телевизионных каналах.
Содержание диссертации нашло
отражение в следующих научных публикациях:
1. Политические выборы и региональное
телевидение // Журналистика в 1999 году: Тез. науч.-практ. конф. – М., 2000 (тезисы).
2. Развитие и функционирование
регионального телевидения в телевизионной системе России // 40 лет развития
журналистских исследований и журналистского образования на Юге России // Тез.
науч.-практ. конф. –
Ростов н/Д, 2002 (тезисы).
3. Формирование отношений между
федеральными и региональными телеканалами как основа для создания телесетей //
Проблемы региональной журналистики: Тез. науч.-практ. конф. – Тольятти, 2002 (тезисы).
4. Основные принципы формирования
отношений между федеральными и региональными телеканалами и создание телесетей
// Филологический вестник Ростовского государственного университета. 2002. № 2
(статья, 0.6 п.л.).
5. Проблемы творческой деятельности
региональных телевизионных каналов (на примере Ростовской области) // Среда (в
печати) (статья).
Диссертация
выполнена в соответствии с планом научно-исследовательской работы факультета
филологии и журналистики и кафедры истории журналистики РГУ.
Диссертация
обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории журналистики
РГУ.
Структура исследования обусловлена
поставленными целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав,
заключения, библиографии и приложения.
Первая глава – «Развитие и функционирование телевидения в России» – состоит из трех параграфов. В ней рассматриваются этапы развития
отечественной телевизионной системы, проблемы взаимосвязи функций и форм
собственности на телевидении, причины и последствия процессов экспансии на
отечественном телеэкране, основные принципы формирования отношений между
федеральными и региональными телеканалами.
Вторая глава – «Концепция регионального вещания»
– включает три
параграфа, в которых анализируются роль федерального телевидения в
программировании сетки вещания региональных телеканалов, специфика
программирования на региональном телевидении, проблемы творческой деятельности
региональных телеканалов. Третья глава – «Творческое взаимодействие
федеральных и региональных телевизионных каналов» – состоит из
двух параграфов, в которых определяется структура, выявляются особенности
содержания и место информационных программ в системе регионального телевидения,
рассматриваются тенденции развития программ собственного производства на
региональных телеканалах, обусловленные спецификой местного вещания.
Библиография состоит из 188
источников, включая монографии, учебные пособия, статьи в научных и научно-популярных
журналах, справочники, словари, законодательные акты.
Приложение состоит из программы
контент-анализа, таблиц, содержащих данные исследования, и выводов.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕНОГО
ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ (1985-2002 гг.)
1.1. Эволюция
отечественного телевидения от советских структур к формам собственности,
присущим периоду реформирования общественно-экономических отношений
Изменения,
происходящие в системе отечественного телевизионного вещания, тесно и неразрывно
связаны с процессами, происходящими в обществе. Телевидение, с одной стороны,
подвержено влиянию этих процессов, а с другой – оно их освещает.
Исследователи выделяют два этапа реформирования
отечественной телевизионной системы в переходный период: 1985–1991 годы и с 1991 года по настоящее время[23].
Эксперты предполагают, что третьего этапа радикальных реформ в ближайшее время
не предвидится.
Некоторые исследователи СМИ России[24]
классифицируют общие тенденции функционирования телевидения в советский период
по следующим признакам:
1.По характеру вещания:
-
общегосударственная централизация телевизионного вещания;
-
многонациональный характер телевидения.
2. По способу управления:
-
возможность определенного преодоления стихийности в процессе развития, сбалансированности
центробежных и центростремительных тенденций, аккумуляции и быстрого
распространения опыта во всех областях: техники и технологии, организации
производства и творческого процесса, совершенствования форм вещания и
управления на основе централизованного руководства телевизионной системой;
-
жесткое регламентирование деятельности ТВ из центра, диктат местного
партийного руководства[25].
3. По техническому обеспечению:
-
унифицированная техническая система распространения телевизионных
программ по всей территории страны (спутниковая связь, ретрансляционная сеть,
тысячи километров радиорелейных линий).
4. По финансированию:
-
федеральное финансирование;
-
отсутствие рекламы.
Кроме того, законодательства, регламентирующего деятельность
телевидения, не существовало. Управление осуществлялось посредством директив и
постановлений ЦК КПСС, Гостелерадио.
Центральное телевидение производило высококачественные
информационные, научно-популярные, литературные, образовательные, детские
программы, в то время как уровень местных программ был довольно низким, чем
объясняется и низкий авторитет региональных телецентров.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27
|