p align="left">Рациональная организация приема призвана сократить время ожидания больных на прием к врачам. Среднее время, затраченное на посещение поликлиники, в зависимости от цели посещения и ряда других объективных причин, связанных с особенностями обслуживания тех или иных больных, варьируется от 31,9 мин до 125,2 мин. Управление сложным потоком больных в поликлинике обеспечивается внедрением прогрессивных форм организации труда врачебного и среднего медицинского персонала, а также путем совершенствования существующих форм работы регистратуры с учетом установленных норм нагрузок. Работа регистратуры должна строиться по централизованной системе и исходить из участково-территориального принципа обслуживания населения и бригадного метода работы врачей поликлиники. Работой регистратуры руководит заведующий, назначаемый на эту должность приказом главного врача поликлиники. Медицинскому регистратору отводится большая роль в деле правильной организации приема больных. Он первым встречает больного, беседует с ним, в необходимых случаях помогает больному разобраться в организации приема. Медицинский регистратор должен разбираться в вопросах сортировки больных по медицинским показаниям, что дает возможность правильно решать вопросы регулирования потока больных. Врач-терапевт Основными задачами терапевта являются: ? оказание квалифицированной терапевтической помощи пациентам на приеме в поликлинике и на дому; ? организация и непосредственное проведение профилактических мероприятий среди пациентов поликлиники путем пропаганды санитарно-гигиенических знаний, проведения профилактических прививок, организации профилактических осмотров пациентов; ? снижение заболеваемости и смертности пациентов. В соответствии врач-терапевт обязан обеспечить: ? своевременную терапевтическую помощь в поликлинике (амбулатории) и на дому; ? экстренную медицинскую помощь больным в случае их непосредственного обращения при возникновении острых состояний, травм, отравлений; ? своевременную госпитализацию терапевтических больных с обязательным предварительным обследованием при плановой госпитализации; ? экспертизу временной нетрудоспособности больных; ? консультацию больных в необходимых случаях в поликлинике; ? использование в своей работе современных методов профилактики, диагностики и лечения больных, в том числе комплексной терапии и восстановительного лечения (медикаментозные средства, диетотерапия, лечебная физкультура, массаж, физиотерапия и др.); ? выдачу заключений пациентам, проходящим медицинские осмотры и отъезжающим за рубеж; ? систематическое повышение своей квалификации и уровня медицинских знаний участковой медицинской сестры. Старшая медицинская сестра Прямым помощником заместителя главного врача по медицинской части является старшая медицинская сестра, которая организует и контролирует работу среднего медицинского персонала поликлиники, выполнение им своих функциональных обязанностей. Старшая медицинская сестра поликлиники: ? осуществляет рациональную расстановку и использование среднего и младшего медицинского персонала, а также составление графиков работы и отпусков; ? обеспечивает четкую работу регистратуры, справочно-информационной службы, процедурного и других лечебных кабинетов, работающих без врачей; ? осуществляет контроль над соблюдением дисциплины и направляет работу младшего и среднего медицинского персонала на создание надлежащей культуры в обслуживании больных и выполнением врачебных назначений ? контролирует учет, распределение, расходование и использование медицинского инструментария, медикаментов, бактериальных препаратов, перевязочного материала, а также хранение и учет сильнодействующих ядовитых медикаментов, ведение медицинской документации; ? всемерно содействует внедрению мероприятий по научной организации труда; ? составляет планы повышения квалификации средних и младших медицинских работников, организует и контролирует их выполнение. Медицинская сестра Важным помощником участкового врача-терапевта является участковая медицинская сестра. Целесообразно, чтобы с терапевтом работала постоянно одна и та же медицинская сестра. Прежде всего, она помогает врачу при амбулаторном приеме, ей отводится большая роль в организации наблюдения за больными на дому и выполнения назначений врача. Медицинская сестра должна приходить на работу на 20-30 мин раньше врача. За это время ей необходимо подготовить рабочее место, проверить поступление медицинских карт из регистратуры, наличие всей необходимой документации, выявить нуждающихся в первоочередном приеме, измерить у больных температуру, артериальное давление (АД) (если это не было сделано в кабинете доврачебного приема и т. д.). Это все необходимо провести для того, чтобы врач сразу же начал прием. Работая под непосредственным руководством и контролем врача и старшей сестры поликлиники, участковая медицинская сестра осуществляет следующую работу: ? оказывает лечебную помощь населению, выполняет назначения врача как в поликлинике, так и на дому; ? по указанию врача измеряет больным артериальное давление, проводит термометрию и другие медицинские манипуляции; ? заполняет статистические талоны, карты экстренного извещения, бланки направлений на лечебно-диагностические исследования, вносит в медицинскую карту данные флюорографического и других исследований, помогает заполнять посыльные листы во ВТЭК, санаторно-курортные карты, выписки из медицинских карт и др., при соответствующих условиях под диктовку врача пишет рецепты и заполняет соответствующие графы листка нетрудоспособности, медицинские карты амбулаторного больного и др.; ? выдает очередные талоны для повторных посетителей; ? объясняет больному способы подготовки к лабораторным, инструментальным и другим исследованиям, методы подготовки и сдачи материала для лабораторных исследований; ? принимает активное участие в организации и проведении диспансерной работы на участке: под контролем и руководством врача заполняет диспансерную карту на вновь выявленных больных ведет картотеку диспансеризуемых в поликлинике больных в соответствии со сроками динамического наблюдения изучает условия жизни диспансерных больных и о результатах наблюдения докладывает участковому врачу подготавливает предварительные материалы для составления отчета по диспансеризации населения участка; ? помогает в осуществлении госпитализации больных; ? комплектует необходимым инструментарием и медикаментами сумку врача для оказания неотложной медицинской помощи при амбулаторном приеме и на дому. При оказании медицинской помощи на дому участковая сестра проводит следующую работу: ? посещает больных на дому и выполняет манипуляции в соответствии с назначением; ? комплектует соответствующим набором медикаментов, перевязочного материала и медицинского инструментария специальную сумку, предназначенную для посещения больных на участке; ? информирует врача о своевременности выполнения больным диагностических и лечебных процедур; ? при необходимости привлекает общественный актив к уходу за больными на дому; ? проводит профилактические прививки. Кроме того, медицинская сестра отчитывается об израсходованных медикаментах перед старшей сестрой отделения. 2 Концептуальная модель предметной областиДиаграмма вариантов использования, моделирующих функциональную (процессную) структуру предметной области посредством вариантов использования и отношений между ними (Рисунок 3).
Рисунок 3 - Диаграмма вариантов использования Так как основной задачей разрабатываемой системы является организация постановки пациента на учет и контроль процесса прохождения лечения, то необходимо рассмотреть диаграмму активности постановки пациента на учет (рисунок 4).
Рисунок 4 - Диаграмма активности Отношения между ключевыми объектами представлено на диаграмме классов (рисунок 5).
Рисунок 5 - Диаграмма классов 3 Описание проблем и формирование концепции информационной системы3.1 Проблемы предметной областиПосле проведения исследования предметной области были выявлены следующие проблемы:? с увеличением количества пациентов сети поликлиник, увеличивается количество информационных потоков, что приводит к снижению управляемости из-за несвоевременного получения информации, ошибочной информации или вовсе из-за отсутствия таковой. Это является недопустимым, так как может затянуть процесс лечения, привести к неверной и (или) несвоевременной постановки диагноза; ? затраты большого количества временных и человеческих ресурсов на обработку документов и необходимость увеличивать эти ресурсы с ростом количества клиентов; ? тратится много времени на подготовку и поиск необходимых историй болезней, личных карточек, результатов обследований; ? в связи с большим бумажным документооборотом возрастает нагрузка на персонал, в связи с чем возрастает количество ошибок; ? при обращении пациента в различные поликлиники сети могут произойти ошибки при передаче сведений; ? из-за необходимости получать документы и данные из других подразделений возникают временные задержки, связанные с их доставкой. 3.2 Концепция информационной системыОсновные понятия. Пациент - человек, получающий медицинскую помощь, подвергающийся медицинскому наблюдению и/или лечению по поводу какого-либо заболевания.Регистратура - основное структурное подразделение по организации приема больных в поликлинике и на дому.Врач - специалист с высшим медицинским образованием, который занимается предотвращением (профилактикой), распознанием (диагностикой) и лечением заболеваний и травм.Лечебно-диагностический центр - специально оборудованный комплекс, приспособленный для проведения различных медицинских исследований и диагностик.Функциональные требованияОсновные требованияК информационной системе предъявляются следующие основные требования:? содержать электронные формы стандартных документов (личная медицинская карта, история болезни, результаты анализов / исследований); ? позволять заполнять имеющиеся стандартные формы используя устройства ввода; ? иметь возможность хранения электронных (отсканированных) копий документов; ? иметь возможность формирования различных типовых отчетов (по пациентам, по отделениям, по заболеваниям); ? централизованно хранить информацию для доступа к ней из любой поликлиники. Обеспечивающие требования К информационной системе предъявляются следующие Обеспечивающие требования: ? иметь возможность внесения дополнительных форм документов и отчетов; ? обеспечивать защиту информации от несанкционированного доступа и изменения; ? иметь возможность резервного копирования данных; ? проверка на правильность ввода данных. Вспомогательные требования ? иметь удобную систему поиска и фильтрации по различным параметрам; ? возможность печати (на принтере) отчетов, форм и электронных копий документов; ? возможность сохранения данных, отчетов, форм в отдельный файл для отправки по факсу или электронной почтой. Нефункциональные требования ? работа в операционной системе Windows; ? наглядный пользовательский интерфейс для простоты и удобства работы пользователя; ? возможность хранения большого объема электронных документов. 4 Концептуальная модель информационной системыДля разработки архитектуры ИС, целесообразно использовать шаблон трехслойной архитектуры.Основные высказывания:Слой представления - предоставляет услуги отображения данных, обработки событий пользовательского интерфейса (щелчки мыши, нажатия клавиш). В общем случае, охватывает все, что имеет отношение к общению пользователя с ИС.Предметная область - Выполняет вычисления на основе вводимых и хранимых данных, проверку всех элементов данных и обработка команд, поступающих от слоя представления, а так же передачу информации стою источника данных.Выполняет обращение к БД, обмен сообщениями, мониторинг транзакций.Результаты разработки представлены в виде диаграммы классов на рисунке 6, описание назначения классов по слоям - в таблице 1.
Страницы: 1, 2, 3
|