p align="left">5 ОБОЗНАЧИТЬ КОНТАКТЫ Используя команду Place Pin, нанесите три вывода транзистора. Выводы элементов схемы выполняются при помощи команды Place Pin (Вывод), которая позволяет изобразить на УГО (в том числе и микросхем) выводы и снабдить эти изображения необходимой цифровой, текстовой или графической информацией. Длина вывода и размер шрифта (текстовый стиль) для сопровождающих надписей либо назначаются пользователем, либо выбираются из стандартного ряда. Чтобы нанести вывод, щелкните по кнопке Place Pin, сдвиньте указатель мыши на рабочее поле и щелкните ЛК. Откроется одноименное диалоговое окно (рисунок 1.4), при помощи которого конструируются любые выводы элементов схемы. В этом окне имеется маленький экран с изображением вывода. При работе с окном все ваши установки и действия будут сразу отображаться на маленьком экране. При разработке простейшего УГО в этих окнах должны оставаться установки None (Нет), как показано на рисунке 1.4. Рисунок 1.4 - Диалоговое окно Place Pin. Простейшие элементы схем, такие как резисторы, конденсаторы и многие другие, не требуют нумерации выводов и нанесения около них дополнительной информации, так что у выводов подобных элементов не должно быть никаких обозначений. Поэтому снимите в зоне Display (Экран) флажки в окнах Pin Name (Имя вывода) и Pin Des (Обозначение вывода). В окне Length (Длина) предлагаются выводы разной длины: Normal (Нормальная) - 7,62 мм, Long (Длинная) - 12,7 мм и Short (Короткая) - 2,54 мм. Кроме того, установив флажок в окне User (Пользователь), вы можете задать любую длину вывода. Другие установки в данном случае не требуются, поэтому щелкните по кнопке ОК, окно свернется, и можно будет приступить непосредственно к нанесению выводов. Сначала займемся левым выводом. Его расположение на элементе схемы точно соответствует показанному на малом экране диалогового окна Place Pin. Подведите указатель к предполагаемому месту выхода вывода из условного обозначения и щелкните ЛК. Вывод появится на требуемом месте. Теперь нарисуем второй вывод, который должен быть развернут в противоположную сторону. Подведите указатель к желаемому месту выхода вывода, нажмите и удерживайте левую кнопку. На рабочем поле будет видно изображение вывода, но пока вы удерживаете ЛК, имеется возможность развернуть или перевернуть это изображение. Переворачивается вывод щелчком по кнопке F - при каждом щелчке происходит переворот на 180°. Это очень похоже на построение зеркальной копии. Если же вам нужно повернуть вывод, то щелкайте по кнопке R - изображение при каждом щелчке будет поворачиваться на 90° против часовой стрелки. Следующая задача - ввести нумерацию выводов. Какому выводу транзистора будет присвоен тот или иной номер. С практической точки зрения целесообразно, чтобы у всех УГО транзисторов была одинаковая оцифровка, например: эмиттер - 1, база - 2, коллектор - 3. Недостающие фрагменты линий, подходящих к выводам, дорисуйте при помощи команды Place Line. 6 ЗАДАТЬ ТОЧКУ ПРИВЯЗКИ ИЭТ Точка привязки наносится при помощи команды Place Ref Point (Точка привязки). Щелкните по соответствующей ей кнопке, подведите указатель мыши к первому контакту и щелкните ЛК. Условный знак точки привязки будет вычерчен. 7 УКАЗАТЬ МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ПОЗИЦИОННОГО ОБОЗНАЧЕНИЯ ИЭТ. Следующая обязательная составляющая часть УГО -- позиционное обозначение элемента, которое состоит из кода обозначения (одна или две буквы) и сквозной цифровой нумерации. Поскольку на этапе создания УГО присвоить элементу истинное позиционное обозначение невозможно, оно заменяется «пустышкой». Чтобы нанести «пустышку», щелкните по кнопке Place Attribute (Признак). В понятие «признак » входит большая группа данных, определяющих параметры элементов схемы. Этот термин относится также и к элементам печатной платы (к проводникам, контактным площадкам и т.д.). Однако мы введем только один признак, а именно - позиционное обозначение элемента на схеме. После щелчка по кнопке переведите указатель мыши на рабочее поле и еще раз щелкните ЛК. Откроется диалоговое окно Place Attribute. В окне Attribute Category (Категория признака) перечислены разделы, к которым отнесены все признаки. Если в этом окне выбрать конкретный раздел, то в соседнем окне Name (Имя) появится список его признаков. Выделите цветом в области Attribute Category строчку Component (Компонент), а в зоне Name (Имя) - RefDes (это сокращение от Reference Designator «позиционное обозначение»). Отметив название RefDes цветом, щелкните по кнопке в окне Text Style и укажите в списке стиль текста и щелкните ЛК. Диалоговое окно свернется. Подведите указатель мыши к свободному месту рядом с нанесенной ранее точкой привязки и еще раз щелкните ЛК. На рабочем поле появится текст {RefDes}. Фигурные скобки свидетельствуют о том, что он временный. При вычерчивании электрических схем около каждого УГО можно нанести дополнительную информацию. Чаще всего это номинальное значение Value (Значение) и тип Type (Тип) элемента, которые допускается ввести в УГО в виде «пустышек», причем на схеме эти параметры могут присутствовать как явно, так и скрыто. 9 СОХРАНИТЬ СОЗДАННОЕ ОПИСАНИЕ ИЭТ. 9.1 Создать библиотеку графических элементов схемы Выполните команды Library => New. Откроется диалоговое окно Library New (Новая библиотека). Прежде всего создадим общую папку для хранения всех библиотек. Для этого в окне Library New щелкните по кнопке Новая папка. В нем появится новый ярлык папки и вы сможете сразу с клавиатуры ввести ее имя. В данном случае напечатайте имя Библиотеки элементов. Затем откройте эту папку и укажите в окне Имя файла данного диалогового окна название первой формируемой библиотеки, например LАB. В эту библиотеку мы поместим часто используемые условные обозначения схем. Записав имя, щелкните по кнопке Сохранить - библиотека создана. Диалоговое окно закроется, и вы вернетесь на рабочее поле программы Symbol Editor. Теперь можно загружать библиотеку. 9.2 Записать объект в библиотеку Для записи объекта в библиотеку воспользуемся кнопкой Save (Сохранить). Щелчок по этой кнопке открывает одноименное диалоговое окно. В окне щелкните по кнопке Library (Библиотека), найдите папку для хранения библиотек и сформированную вами ранее библиотеку LAB. Полное имя библиотеки (путь поиска) появится в окне, расположенном рядом с кнопкой. Если вы постоянно работаете с одной библиотекой, то ее название всегда присутствует в данном окне. В окне Symbol (Символ) будет показан текст Untitled. Замените его новым текстом, соответствующим разработанному объекту. В данном случае наберите PNP. Обратите внимание, что название в этом окне независимо от установленного регистра печатается прописными (заглавными) буквами. Начерченное графическое обозначение транзистора будет применяться для рисования схем, поэтому сразу запишем его и как компонент. Для этого оставьте флажок Create Component и наберите в окне Component (Компонент) имя, которое может отличаться от названия символа или повторять его. Введите имена в оба окна и щелкните по ОК. Не исключено, что прежде чем откроется следующее диалоговое окно, программа выдаст несколько предупреждений: * Overwrite existing symbol? (Перезаписать существующий символ?). Этот вопрос возникает, когда используется ранее созданный символ со старым названием. Если вы действительно хотите видоизменить символ, то щелкните по кнопке Да; * Missing type attribute. Save anyway? (Отсутствует обозначение типа элемента. Записать в таком виде?). Если в разрабатываемом компоненте тип элемента преднамеренно не записан, то ответьте Да. Кроме этого, могут появляться предупреждения об ошибках, например: Error. Missing reference point. Подобные сообщения указывают на конкретную ошибку. В данном случае говорится, что точка привязки не указана. Щелкнув по кнопке ОК, вы вернетесь на рабочее поле, где можете внести исправления и повторить процедуру записи объекта. Если вы все сделали правильно, то откроется диалоговое окно Save Component As (Сохранить компонент как), в котором выполняются очередные установки. В зоне Component Type (Тип компонента) ставится один из флажков. Большинство создаваемых компонентов относится к типу Normal (Нормальный), поэтому именно он отмечен флажком по умолчанию, так что вам достаточно щелкнуть по кнопке ОК. Остальные флажки позволяют разделить компоненты по категориям: * Power (Питание) - символы, обозначающие элементы, выводы или контакты, подключаемые к цепям питания. Эти УГО обычно не имеют конструктивного исполнения в электрической схеме образуют единую цепь. В элементах данного типа необязательны посадочные места; * Cheet Connector (Соединение в пределах листа) - условные обозначения, отмечающие на схеме разрыв линии электрической связи в пределах листа схемы. Данный элемент в перечне не отражается, и цепь при наличии такого элемента рассматривается как единая и неразрывная; * Module (Модуль) - группа элементов, составляющих единый модуль, используемый в дальнейшем как один неделимый элемент схемы. Нумерация элементов модуля при построении схемы объединяется с общей нумерацией элементов всей схемы; * Link (Соединение) - элемент схемы, выполняющий функцию перемычки. Кроме того, можно установить флажок в окне Make Jumper Component (Создать компонент с замкнутыми выводами). Это необходимо при разработке конструктивных элементов, служащих перемычками. В составе электрических цепей такие компоненты рассматриваются программой как замкнутые, то есть на электрическую связь не влияющие. Любые установки в диалоговом окне заканчиваются щелчком по кнопке ОК. Ваш объект будет записан в библиотеку в виде символа, а также сохранится на рабочем поле, поэтому вы сможете работать над следующим символом, пользуясь существующим на рабочем поле объектом как заготовкой или прототипом. Аналогично создать УГО резистора, конденсатора и микросхемы. 10 СОЗДАТЬ УГО МИКРОСХЕМЫ. В графическом редакторе символов компонентов P-Cad Symbol Editor предусмотрено довольно удобное средство быстрого создания символов компонентов с использованием текстового ввода - мастер создания символа компонента Symbol Wizard. Рисунок 1.5 Диалоговое окно Symbol Wizard Экран мастера создания символа компонента Symbol Wizard представлен на рисунке1.5. Перед началом создания компонента следует установить систему единиц и шаг сетки редактора. В правой половине поля мастера Symbol Wizard отображается создаваемый символ, в левой -- вводится информация о нем. В качестве примера взята микросхема К156ИЕ6. Работа с Мастером подсказки сводится к заполнению окон в левой части диалогового окна: * Simbol Width (Ширина символа). Для данной микросхемы зададим ширину 20 мм., * Pin Spacing (Шаг выводов). Это расстояние на схеме между соседними выводами микросхемы. Установите значение 4. Важно, чтобы данное число было кратно двум и между выводами размещались надписи высотой 3-3,5 мм, * Number Pin Left (Количество выводов с левой стороны символа). В нашем случае введите 8; * Number Pin Right (Количество выводов с правой стороны символа). Наберите число 6; * Symbol Outline (Контур символа). Сохраните флажок, и тогда программа автоматически изобразит контур символа. Если флажок убрать, то контура не будет; * Line Width (Ширина линии). Установите значение, равное 0,2 мм; * Length (Длина). Здесь назначается длина изображаемого вывода микросхемы. Поставьте флажок User (Пользователь) и задайте размер 4 мм;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|