на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Программа Power Point и ИКТ в обучении физике в школе

Программа Power Point и ИКТ в обучении физике в школе

Федеральное агентство по образованию

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Дагестанский государственный педагогический университет"

Физический Факультет

Кафедра ТиМОФ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Программа Power Point и ИКТ в обучении физике в школе

Выполнил:

студент 4-го курса

Гебеков Назир Сабирович

Научный руководитель:

Доцент Абакаров Джалал Абакарович

Махачкала 2010

Содержание

Введение

Глава I. Информационные компьютерные технологии (ИКТ) в обучении физике

1.1 Информатика и Физика

1.2 Роль ИТ в познании окружающего мира

1.3 Использование ИТ в образовании

1.4 Мультимедиа технологии

1.5 Использование сетевых технологий

1.6 Связь между физикой и информатикой

Глава II. Компьтерное моделирование физических явлений

2.1 Принципы компьютерного моделирования

2.2 Численное интегрирование и дифференцирование

Глава III. Использование ПК в учебном эксперименте

3.1 Сопряжение ПК с внешними устройствами

3.2 Использование ПК в опытах по механике

Глава IV. Программа Power point

4.1 Общая идеология Power Point

4.2 Использование электронных таблиц в Power Point

4.3 Использование презентаций на уроках физики

Заключение

Список Библиографии

Введение

Информационные технологии в обучении позволяют по-новому решить многие педагогические задачи. В частности, в настоящее время разработано достаточно много обучающих программ, позволяющих изучать и повторять материал по теме в темпе, который каждый ученик сам подбирает в соответствии с индивидуальными особенностями. Другие программы позволяют "увидеть" тот материал, который трудно представить учащимся.

Преимущества компьютера как средства поддержки учебного процесса достаточно широки (наглядность, быстрота доступа к большим объемам информации др.). Однако создание полноценных программ, использующих средства мультимедиа, требует достаточно высокого уровня знаний и опыта, поэтому под силу лишь подготовленному программисту. Большинство же учителей (особенно учителей физики, которым применение мультимедиа-технологий могло бы дать максимальные преимущества, но которые, как правило, обладают гораздо меньшим опытом работы с компьютером, чем учителя информатики) такими знаниями не обладает.

Один из путей решения данной проблемы - предоставить учителям Физики возможность самостоятельно разрабатывать необходимые им мультимедийные программные средства учебного назначения, обладая при этом лишь основными навыками пользователя ПК.

При подготовке к урокам незаменимым помощником учителя физики может оказаться приложение Power Point, входящее в состав пакета Microsoft Office. Это приложение позволяет учителю самостоятельно по собственному сценарию подготовить интерактивное мультимедийное пособие к уроку по любой теме с минимальными временными затратами. Оно отличается от других интерактивных средств, для аналогичных целей простотой, так как построено по принципу "программирование без программирования", и его основные возможности могут быть освоены учителем всего за несколько часов самостоятельной работы за компьютером.

К преимуществам Microsoft PowerPoint как инструментального средства разработки мультимедиа-приложений можно отнести:

доступность (пакет Microsoft Office сегодня считается стандартным программным обеспечением практически для любого персонального компьютера);

легкость в освоении и простоту создания мультимедиа-презентаций (при достаточно широком наборе имеющихся возможностей, в частности, для реализации "оформительских" анимационных эффектов, особенно в PowerPoint XP);

возможность переноса данных из других приложений Microsoft Office, что позволяет расширить для непрофессионального пользователя возможности подготовки содержательного наполнения, а также включать в создаваемые презентации материалы, ранее подготовленные средствами Word и Excel;

* наличие встроенного языка программирования Visual Basic, позволяющего при необходимости реализовать требуемые интерактивные функции (например, автоматизированное тестирование знаний).

Гипотеза дипломной работы заключается в том, что обучение физики в школе будет эффективным, а качество знаний выше, если использовать на уроках программу Power Point и ИКТ, так как при этом развивается мышление, творческие способности учащихся, являются средством для закрепления изученного материала, способствуют углублению и закреплению теоретических знаний учащихся, повышает интерес учащихся к физике.

Изучив, проанализировав научно-методическую литературу, я пришел к выводу, что данная тема является актуальной.

Актуальностью темы дипломной работы является необходимость использования Информационных Компьютерных Технологий в частности программы Power Point в учебном процессе по физике, т.к. ИКТ способствует формированию у школьников физических понятий, развитию логического мышления, смекалки, творческой фантазии. И намного упрощает и ускоряет подачу нового материала школьникам и проверку усвоения их знаний.

Целью дипломной работы является: изучить и проанализировать роль, значение и методику использования программы Power Point и ИКТ на уроках физики.

Задачи дипломной работы:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме "Программа Power Point и ИКТ в обучении физике в школе". Составить список основного программного обеспечения необходимого на уроках физики.

2. Изучить методы, способы и формы использования Power Point и ИКТ на уроках физики.

3. Выяснить роль, значение и место использования Power Point и ИКТ в учебном процессе по физике.

4. Разработать развернутый план-конспект урока по теме: "Сила Лоренца".

5. Привести некоторые примеры использования Power Point и ИКТ на уроках физики.

Глава I. Информационные компьютерные технологии (ИКТ) в обучении физике

1.1 Информатика и Физика

Научно-техническая революция вызвала развитие компьютерной техники, что привело к появлению в конце 20 века сравнительно дешевой технологии производства персональных компьютеров (ПК). Они быстро стали товаром широкого потребления и заполнили собой практически все сферы человеческой деятельности. В настоящее время компьютер -- помощник человека, который по некоторым параметрам далеко превзошел его. Это относится к скорости выполнения различных вычислений, возможности осуществления быстрого поиска нужной информации, ее обработки в соответствии с жестко детерминированным алгоритмом и т.д. Важнейшим направлением развития информационной технологии (ИТ) является использование компьютеров в образовании.

Дальнейшее движение к информационному обществу требует формирования у учащихся и студентов информационной культуры, понимания сущности информационных процессов, умения работать с информацией, используя для ее получения, обработки и передачи компьютерную технологию, современные технические средства и методы.

Важным направлением использования компьютеров в образовании является применение сетевых технологий, создание единой информационной образовательной среды с подключением к глобальной сети Интернет. Это позволяет оптимальным образом удовлетворить образовательные потребности, обеспечить доступ к информационным ресурсам, формирует информационную культуру, способствует переходу учебного процесса на качественно более высокий уровень, повышает эффективность самостоятельной работы учащихся. В результате открываются большие возможности для внедрения передовых технологий и в первую очередь мультимедия - технологий, позволяющих создать на уроке эффект виртуальной реальности.

Информатизация образования отразилась на методике преподавания всех дисциплин, и в первую очередь -- дисциплин физико-математического цикла. Применение ИТ при изучении физических явлений существенно расширяет возможности преподавателя, позволяя ему использовать современные методы исследования и сочетать теоретическое изучение явлений с компьютерным моделированием, демонстрацией видеофрагментов и анимаций, реальным экспериментом, в котором компьютер выступает в качестве части экспериментальной установки или для обработки результатов измерений и т.д.

Между физикой и информатикой существует тесная связь, обусловленная тем, что: 1) вычислительная техника позволяет объяснить и показать использование физических принципов на практике; 2) компьютер может быть использован в качестве генератора сигналов или измерительного устройства в учебном эксперименте; 3) появилась возможность осуществления в рамках учебного процесса вычислительного эксперимента. Кроме того, ПК может быть использован для обработки файлов, полученных на других устройствах (сканерах, фото- и видеокамерах и т.д.), для математической обработки и графического представления результатов.

Основным инструментом учителя, использующего ИТ, является персональный компьютер, соединенный по локальной или глобальной сети с другими ПК, к которому подключены различные периферийные устройства: принтер, сканер, микрофон, колонки, цифровая фото и видеокамера, проектор и т.д. Результативное использование этих сложнейших электронных устройств требует не только понимания современных методов обработки информации, принципов функционирования ЭВМ и периферийных устройств, но и осознания возможностей и овладения методикой использования информационных технологий в образовании.

1.2 Роль ИТ в познании окружающего мира

Цель естественнонаучного образования состоит в познании учащимися явлений окружающей действительности, построении ее теоретической модели -- научной картины мира. Часть объективной реальности, взаимодействующая с субъектом познания (человеком) и противостоящая ему в его предметно-практической и познавательной деятельности называется объектом познания. В силу раздвоения мира на внешнюю (открытую) и внутреннюю (сокрытую) стороны в теории познания выделяют два аспекта объекта: явление, то есть внешний аспект, и сущность -- внутренний аспект.

Под сущностью понимают относительно устойчивую совокупность внутренних свойств, связей и отношений объекта, которая выражается в единстве многообразия всех форм его существования. Явление -- внешняя сторона объекта, легко изменяющаяся совокупность свойств, связей и отношений объекта, воздействующая на органы чувств субъекта познания. Эмпирическими называются знания об объектах и происходящих с ними явлениях, полученные как результат чувственных ощущений. Теоретические знания -- это знания сущности объектов и явлений, получающиеся в результате конкретизации общих положений науки.

Формирование научной картины мира осуществляется следующими способами: 1) умозрительное изучение результатов исследований ученых, осуществляемое по книгам, изложению учителя и т.п.; 2) выполнение реальных учебных наблюдений и экспериментов; 3) вычислительный эксперимент, использование информационных технологий (ИТ) с целью создания виртуальной модели изучаемых явлений.

Проведенный нами системный анализ процесса обучения позволил выделить следующие структурные элементы и связи между ними: учащийся, на которого оказывают влияние среда, учитель, учебные опыты и наблюдения, информационные технологии (рис. 1.2.1). Среда, то есть совокупность окружающих объектов и явлений, воздействует на учащегося и учителя, последний, учитывая ее влияние, выбирает такие методы обучения, при которых система научных знаний формируется оптимальным образом.

Исключение любого компонента из этой модели приводит к значительному ее огрублению. Самостоятельно, без посторонних источников информации (учителя, книги, электронной энциклопедии) учащийся не в состоянии построить научную картину мира, -- на это требуются поколения ученых. Без учителя нельзя получить систематичное образование. Учебные опыты и наблюдения являются эффективным средством формирования эмпирических знаний. Использование компьютерных технологий для решения учебных задач принципиально отличается от других методов обучения и на настоящем этапе является важным фактором, влияющим на учебный процесс. Естественные и социальные явления окружающей действительности определяют направление развития личности учителя и учащегося, цели, содержание и методы образования, применяемые средства обучения. При использовании ПК в учебном процессе возникает информационная система, состоящая из двух (ученик и компьютер) либо трех элементов (ученик, учитель и компьютер), между которыми происходит информационный обмен. Эта дидактическая информационная система, состоящая из учителя (эксперта), учащегося (обучаемого или тестируемого) и ЭВМ, используется для поддержки принятия решений, осуществления обучения, формирования соответствующих умений и навыков, оценки и тестирования учащихся.

Традиционная методика использования ИТ предполагает, что учитель формулирует учебную задачу, которая может состоять в изучении того или иного вопроса, решении некоторой проблемы, написании компьютерной программы. Учащийся, используя ПК с соответствующим программным обеспечением, решает поставленную задачу. В ряде случаев компьютер оценивает работу учащихся.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.