на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Разработка автоматизированной системы "Расписание" и её внедрение в работу учебного отдела ВУЗа

Разработка автоматизированной системы "Расписание" и её внедрение в работу учебного отдела ВУЗа

94

Оглавление

  • Введение
    • Глава 1. Теоретические аспекты автоматизированной системы "расписание"
    • 1.1 Анализ предметной области
    • 1.2 Информационные системы, автоматизированные информационные системы и их структура
    • 1.3 Обзор существующих автоматизированных информационных систем "Расписание"
    • Выводы по главе 1
    • Глава 2. Разработка и реализация автоматизированной системы "Расписание"
    • 2.1 Обоснование выбора MS Access, как средство разработки автоматизированной системы "Расписание"
    • 2.2 Структурный подход к проектированию автоматизированной системы "Расписание" и построение моделей данных
    • 2.3 Преобразование моделей в реляционную базу данных и технология разработки системы
    • Глава 3. Обоснование экономической эффективности и внедрение автоматизированной системы "Расписание"
    • 3.1 Расчет экономической эффективности разработки и внедрения автоматизированной системы "Расписание"
    • 3.2 Анализ внедрения автоматизированной системы "Расписание"
    • Выводы по главе 3
    • Заключение
    • Список литературы
    • Список сокращений
    • Приложение
Введение

Конец ХХ и начало ХХI века являются переходом развитых стран от индустриального общества к информационному. Это выражается в интенсивном совершенствовании средств вычислительной техники и техники связи, появление новых и в дальнейшем развитие существующих информационных технологий, а также в реализации прикладных информационных систем. Достижения информатики заняли достойное место в организационном управлении, промышленности, проведении научных исследований и автоматизированном проектировании. Информатизация охватила и социальную сферу: образование, науку, культуру, здравоохранение.

Трудно назвать другую отрасль человеческой деятельности, которая развивалась бы столь стремительно и порождала бы такое разнообразие проблем, как информатизация и компьютеризация общества.

Главная особенность нашего времени, несомненно, является постоянный рост темпов производства информации. Потоки информации, циркулирующие в мире, которые нас окружает, огромны. В связи с тем, что они имеют тенденцию к увеличению, в любой организации возникает необходимость применения автоматизированной обработки данных, которая обеспечила бы наиболее эффективную работу. Большинство организаций предпочитают компьютеризированные способы, позволяющие эффективно хранить, структурировать и систематизировать большие объемы данных.

В современных условиях развития высшего образования становится очевидной необходимость использования компьютера при анализе результатов образовательного процесса. Обучение студента сопровождается настолько значительным ростом объема самой различной информации, что она превращается в главную область трудозатрат персонала учебных отделов.

Далеко не все оценили по достоинству тот объем возможностей, которые предоставляют современные информационные технологии. Потенциал вычислительной техники уже давно позволяет поставить и решить задачу создания автоматизированной системы составления расписания, которая преобразила бы часть организации деятельности учебного отдела. Исследованию этой проблемы и ее разработке посвящены программы "1С: ХроноГраф Расписание", "Астра", "АВТОРасписание"; также свой существенный вклад в теорию и практику этого вопроса внесли работы авторов, таких как А.М. Вендров, В.И. Грекул, Н.Л. Коровкина, Г.Н. Смирнова, С.С. Диго, А.А. Емельянов, Г.Н. Денищенко, М.И. Семенов, И.Т. Трубилин, В.И. Лойко, В.В. Бойко, И.О. Губенко.

Однако в современный экономический кризис университету довольно проблематично приобрести готовую программную продукцию, которую без труда можно было бы перенести на почву учебного заведения. Более реалистичной является подготовка хотя и частной, однако принципиальной важной системы, позволяющей планировать и составлять расписания занятий студентов и преподавателей, что обуславливает актуальность выбранной темы исследования "Разработка информационной системы "Расписание" и внедрение её в работу учебного отдела вуза".

Разработка такого рода программ требует учёта специфики образовательного учреждения. Для этого необходимо выявить объект исследования данного дипломного проекта, им является учебный отдел Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова.

Предметом для рассмотрения является деятельность учебного отдела, связанная с анализом результатов образовательного процесса.

Цель данной работы состоит в разработке автоматизированной информационной системы "Расписание", которая предназначенной для ведения базы данных групп, студентов, дисциплин, преподавателей и т.д., а также обеспечивать ввод, удаление, хранение, редактирование и отчётность информации, которая содержится в таблицах данных.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

Теоретический анализ и обработка практической и методической литературы по теме дипломной работы.

Проектирование и реализация приемлемой для учебного отдела филиала вуза автоматизированной системы "Расписание" средствами Access.

Обоснование экономической эффективности и внедрение автоматизированной системы "Расписание".

В рамках данного исследования были использованы следующие методы:

Изучение и анализ научной литературы.

Системный и сравнительный анализ.

Классификация - разделение отдельных изучаемых предметов на группы.

Дедукция - вид умозаключения от общего к частному, от абстрактного к конкретному.

Моделирование.

Конструирование и проектирование.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что результат достижения поставленной цели имеет возможность применения в деятельности конкретного учебного заведения, а также может быть использован и другими учебными заведениями для совершенствования анализа результатов образовательного процесса, также данная концепция изложения данного исследования может быть использована в качестве методического пособия при разработке информационных систем.

Экспериментальной базой исследования является Егорьевский филиал Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова.

Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы, список сокращений и приложения.

В первой главе рассмотрены общие представления о предметной области, потоки данных циркулирующих в структурных подразделениях университета, исследованы основные инструкции для составления расписания.

Введены основные понятия, классификацию ИС и этапы проектирования. Рассмотрены и проанализированы уже имеющие программные продукты.

В третьей главе на основе статистических и вычисленных нами данных, мы выявили экономическую эффективность.

Расходы на разработку, полученные методом калькуляции, составили 37 610,2 руб.

Результатом работы является разработанная автоматизированная система "Расписание" и внедрение её в работу учебного учреждения.

В ходе эксплуатации могут быть выявлены недостатки программы, т.к этап внедрения занимает много времени, но система может совершенствоваться и развиваться, а также служить основой темы для защиты дипломного проекта последующих выпускников, что предполагает её модернизацию.

Глава 1. Теоретические аспекты автоматизированной системы "расписание"

1.1 Анализ предметной области

Начальным этапам дипломного проекта, является выявление предметной области. Она играет большую роль в анализе, структурировании данных и позволяет классифицировать и формализовать информацию обо всех процессах данного исследования.

Предметная область - совокупность связанных между собой функций, задач управления, с помощью которых достигается выполнение поставленных целей, это часть реального мира, представляющая интерес для конкретного исследования [8, c.73].

Цель данной работы - разработка автоматизированной системы "Расписание". Функция составления штатного расписания относится к учебному отделу вуза.

Учебный отдел является структурным подразделением филиала "Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова". Его работа строится на основе типовой вузовской документации и регламентируется соответствующими годовыми планами. Это предполагает его взаимодействия с другими подразделениями образовательного учреждения. Рассмотрим данную связь на нижеперечисленных процессах:

Учебный отдел осуществляет контроль за организацией учебного процесса на факультетах и кафедрах.

Учебный отдел своевременно представляет факультетам и кафедрам документацию, необходимую для ведения учебного процесса.

Факультеты и кафедры обязаны представить в учебный отдел в сроки, определенные сведения и учебно-методическую документацию, связанную с учебным процессом и работой профессорско-преподавательского состава.

Учебный отдел дает разрешение преподавателям кафедр на работу по трудовым соглашениям и по совместительству.

Все заявки учебного отдела, связанные с выполнением работ по обеспечению учебного процесса, выполняются подразделениями филиала в первую очередь [33].

И так, мы видим активную взаимосвязь с кафедрами и факультетами учебного заведения, образующую информационные потоки, т.е. перемещение информации от одного субъекта образовательного пространства к другому, что способствуют обеспечению организации внутри учреждения. Представим в виде модели (рис.1).

Рис.2. Модель информационных потоков

Контроль в вузе по организации учебного процесса осуществляется ректоратом, департаментом по учебно-методической работе, деканами, заведующими кафедрами.

В обязанности начальника учебного отдела входит:

Контролировать соответствие расписания учебных занятий учебным планам подготовки специалистов, а также нормативным документам организации учебного процесса.

Контролирует выполнение графика учебного процесса ЕФ МГГУ им. М.А. Шолохова.

Контролировать равномерное и своевременное планирование практических и лабораторных занятий в течение семестра.

Осуществляет контроль выполнения преподавателями запланированного объема учебной, учебно-методической, организационно-методической и воспитательной работ.

Осуществляет контроль выполнения профессорско-преподавательским составом утвержденных расписаний учебных занятий, экзаменационных сессий и экзаменов итоговой государственной аттестации.

Организовывать работу методистов отдела.

Подготавливать проекты приказов по организации учебного процесса.

Сотрудники этого подразделения соответственно выполняют поставленные задачи.

Данная деятельность занимает много времени и требует больших трудозатрат. Поэтому для облегчения работы учебного отдела, вследствие исследования предметной области, было выбрано для автоматизации одно из самых сложных и трудоёмких дел, выполняемых сотрудниками - технология составления расписания.

Наша задача - создать программу по организации учебных занятий. Для этого необходимо рассмотреть все аспекты выбранной области.

Расписание составляется в строгом соответствии с учебными планами специальностей:

по аудиторной нагрузке;

по срокам начала и окончания семестра и сессии.

Учебное расписание должно обеспечить равномерную нагрузку учебной работой студентов в течение семестра, месяцев, недели и дня, выполнение дидактических и методических требований и рациональное использование учебных кабинетов, лекционных аудиторий и преподавательского состава.

Один из основных аспектов для комфортной работы преподавателей и студентов является контроль над учебным расписанием. При его составлении предлагается руководствоваться следующим:

Учебное расписание должно составляться в точном соответствии с утвержденным учебным планом.

Учебный процесс может быть организован на основе технологий регулярного или блочного обучения. Обычно, студенты в течение семестра изучают около десяти дисциплин.

При технологии регулярного обучения студенты слушают лекции и занимаются на практических занятиях по всем дисциплинам в течение всего семестра. Зачеты принимаются в конце семестра, а экзамены студенты сдают во время экзаменационной сессии. По технологии регулярного обучения занимаются студенты очного и очно-заочного отделений.

При технологии блочного обучения студенты изучают в течение всего семестра только те дисциплины, которые требуют большого количества учебных часов. В основном дисциплины изучаются компактно. Экзамены и зачеты проводятся во время учебного семестра сразу после завершения лекционных и практических занятий. По технологии блочного обучения занимаются студенты заочного отделения.

Учебные занятия должны быть организованы по твердому учебному расписанию, предусматривающему непрерывность учебного процесса в течение дня и равномерное распределение учебной работы в течение учебной недели.

Для всех видов учебных занятий академический час устанавливается 45 минут, с перерывом между занятиями в 10-15 минут.

Учебные дисциплины следует размещать по дням так, чтобы обеспечивалась правильная постановка преподавания и равномерное распределение самостоятельной работы студентов над учебным материалом. В связи с этим не следует занимать учебный день только лекциями, а также проводить в один день лекционные и практические занятия по одному и тому же предмету.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.