p align="left">При распределении дисциплин по дням недели необходимо чередовать дисциплины в зависимости от трудности их усвоения, а также учитывать целесообразное чередование различных методов работы. Для обеспечения равномерного, в течение семестра, распределение занятий, на которые отводится небольшое количество аудиторных часов, необходимо проводить их через неделю. Лекции являются одной из самых сложных учебных нагрузок, поэтому рекомендуется ограничивать лекционную нагрузку преподавателя 4 ч. в день (2 лекции). Лекционные занятия должны предшествовать практическим и лабораторным. Лекции, как правило, необходимо включать в расписание в начале учебных занятий, причем не рекомендуется вводить в расписание 4-х часовые лекции. Последнее практическое или лабораторное занятие должно проводится после завершения чтения лекций по данной дисциплине. Занятия в лабораториях, особенно специальных, работу в мастерских целесообразно проводить преимущественно в конце дня, после теоретических занятий. Перерывы во время учебных занятий, удлиняющие рабочий день студента, за исключением обеденных, должны быть исключены из расписания. Учебное расписание - важный документ, и составление его является обязанностью деканов факультетов. Контроль за выполнением расписания аудиторных занятий, сдачи отчетности, в том числе расписания консультаций, осуществляют деканы факультетов, " Учебное управление университета, проректора по учебной работе. Цель такого контроля - проверка своевременности начала и окончания занятий. О нарушениях расписания занятий (консультаций) сообщается в установленном порядке в Учебное управление, проректору по учебной работе. Изменение утвержденного расписания учебных занятий допускается в отдельных случаях по представлению декана факультета с разрешения проректора по учебной работе. Изменение расписания по инициативе студенческой группы осуществляется только по согласованию с деканом факультета (или преподавателями), у которого меняется время занятий. Все изменения проводятся в течение месяца с начала учебных занятий. При составлении расписания учитываются сроки отпусков или командировок. Как правило, преподаватели имеют отпуск летом, однако некоторые из них, работающие в приемной комиссии, не успевают использовать свой отпуск до 1-го сентября. В связи с отпуском в начале семестра начало проведения занятий сдвигается на более поздний срок, а командировки разбивают занятия на две части, при этом одна часть занятий должна проводиться до командировки, другая - после. При длительном отсутствии преподавателя (отпуск, командировка или болезнь) заведующим кафедрой составляется график замены занятий, копия которого передается в Учебное управление. График замены занятий согласуется с деканом факультета. Разовые замены занятий регистрируются на кафедре, в деканате в журнале регистрации изменений в расписании, за подписью зав. кафедрой или зам. декана. Замена преподавателя на занятии без соответствующего оформления считается нарушением трудовой дисциплины. Продолжительность экзаменационных сессий для очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения устанавливается в соответствии с дополнительными отпусками, которые предоставляются студентам, обучающимся в вузе в соответствии со ст.17 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Расписания курсовых экзаменов и зачетов факультетов утверждаются проректорами по подчиненности и доводятся до сведения преподавателей и студентов не позднее, чем за месяц до начала зачетно-экзаменационной сессии. Расписание для студентов очного и очно-заочного отделений составляется с таким расчетом, чтобы на подготовку к экзаменам по каждой дисциплине было отведено не менее 3 дней. Зачеты и экзамены следует проводить после завершения всех лекционных и практических занятий. Зачет и защита курсовой работы должны предшествовать экзамену по данной дисциплине. В дни сдачи экзаменов студенты освобождаются от занятий и зачетов (на очном и очно-заочном отделениях). Перед каждым экзаменом проводится консультация. Проведение в один день консультаций и экзаменов недопустимо. Количество дисциплин, изучаемых ежедневно, не должно превышать трех. Для каждого курса необходимо запланировать дни самостоятельных занятий, когда студенты должны готовить курсовые работы, писать рефераты и заниматься в библиотеке. Как правило, такие дни назначаются студентам старших курсов. В праздничные дни занятия со студентами не проводятся, и в расписании это должно быть предусмотрено [33]. Все эти нюансы необходимо учитывать при составлении расписания учебных занятий, в целях качественной организации этого процесса. Итак, в этом параграфе были рассмотрены общие представления о предметной области, дано его определение. Так же была выявлена связь между подразделениями внутренней структуры университета с учебным отделом образующая потоки данных. Описаны основные инструкции для составления расписания. Таким образом, можно преступать к следующему параграфу данной главы, где будет рассмотрена ИС, классификация и этапы проектирования для дальнейшего развития проекта. 1.2 Информационные системы, автоматизированные информационные системы и их структураИнформатизация в современном мире превратилась в один из наиболее важных ресурсов, а информационные системы стали необходимым инструментом практически во всех сферах деятельности.Информационная система (ИС) - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.Разнообразие задач, решаемых с помощью ИС, привело к появлению множеству разнотипных систем, отличающихся принципами построения и заложенными в них правилами обработки информации.Информационные системы можно классифицировать по целому ряду различных признаков. В основу рассматриваемой классификации положены наиболее существенные признаки, определяющие функциональные возможности и особенности построения современных систем. В зависимости от объема решаемых задач, используемых технических средств, организации функционирования, ИС делятся на ряд групп (рис.2).По типу хранимых данных ИС делятся на фактографические и документальные. Фактографические системы предназначены для хранения и обработки структурированных данных в виде чисел и текстов. Над такими данными можно выполнять различные операции. В документальных системах информация представлена в виде документов, состоящих из наименований, описаний, рефератов и текстов. Поиск по неструктурированным данным осуществляется с использованием семантических признаков. Отобранные документы представляются пользователю, а обработка данных в таких системах практически не производится.Основываясь на степени автоматизации информационных процессов в системе управления фирмой, информационные системы делятся на ручные, автоматические и автоматизированные.Рис.2. Классификация информационных системРучные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком.В автоматических ИС все операции по переработке информации выполняются без участия человека.Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль в выполнении рутинных операций обработки данных отводится компьютеру. Именно этот класс систем соответствует современному представлению понятия "информационная система".В зависимости от характера обработки данных ИС делятся на информационно-поисковые и информационно-решающие.Информационно-поисковые системы производят ввод, хранение, систематизацию, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных.Информационно-решающие системы осуществляют, кроме того, операции переработки информации по определенному алгоритму. По характеру использования выходной информации такие системы принято делить на управляющие и советующие.Результирующая информация управляющих ИС непосредственно трансформируются в принимаемые человеком решения. Для этих систем характерны задачи расчётного характера и обработка больших объемов данных.Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и учитывается при формировании управленческих решений. Эти системы имитируют интеллектуальные процессы обработки данных, а не данных.В зависимости от сферы применения различают следующие классы ИС.ИС организационного управления - предназначены для автоматизации функций управленческого персонала как промышленных предприятий, так и не промышленных объектов.Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом и снабжением и другие экономические и организационные задачи.ИС управления технологическими процессами (ТП) служат для автоматизации функций производственного персонала по контролю и управлению производственными операциями. В таких системах обычно предусматривается наличие развитых средств измерения параметров технологических процессов, процедур контроля допустимости значений параметров и регулирования технологических процессов.ИС автоматизированного проектирования (САПР) - предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии. Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов.Интегрированные (корпоративные) ИС используются для автоматизации всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ от планирования деятельности до сбыта продукции. Они включают в себя ряд модулей (подсистем), работающих в едином информационном пространстве и выполняющих функции поддержки соответствующих направлений деятельности.Существует классификация ИС в зависимости от уровня управления, на котором система используется.Информационная система оперативного уровня - поддерживает исполнителей, обрабатывая данные о сделках и событиях (счета, накладные, зарплата, кредиты, поток сырья и материалов). Информационная система оперативного уровня является связующим звеном между фирмой и внешней средой.Информационные системы специалистов - поддерживают работу с данными и знаниями, повышают продуктивность и производительность работы инженеров и проектировщиков. Задача подобных информационных систем - интеграция новых сведений в организацию и помощь в обработке бумажных документов.Информационные системы уровня менеджмента - используются работниками среднего управленческого звена для мониторинга, контроля, принятия решений и администрирования.Стратегическая информационная система - компьютерная информационная система, обеспечивающая поддержку принятия решений по реализации стратегических перспективных целей развития организации.Информационные системы стратегического уровня помогают высшему звену управленцев решать неструктурированные задачи, осуществлять долгосрочное планирование. Основная задача - сравнение происходящих во внешнем окружении изменений с существующим потенциалом фирмы. Они призваны создать общую среду компьютерной телекоммуникационной поддержки решений в неожиданно возникающих ситуациях. Используя самые совершенные программы, эти системы способны в любой момент предоставить информацию из многих источников. Некоторые стратегические системы обладают ограниченными аналитическими возможностями [4].Подобно тому, как ИС делятся на классы, мы хотим выделить один из компонентов данной классификации, отражающий цель диплома.Автоматизированная информационная система (АИС) - комплекс информационных, программных, технических, организационно-методических и других необходимых средств, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, передачу данных, а также манипулирование ими для решения различных задач [4].АИС можно разделить на:системы информационного обеспечения, имеющие самостоятельное целевое назначение и область применения;системы (подсистемы) информационного обеспечения, входящие в состав автоматизированных систем управления (АСУ).Автоматизированная система управления (АСУ) - человеко-машинная система, реализующая автоматизированный сбор и переработку информации, необходимой для принятия решений по управлению объектом. АСУ создают для оптимального управления в различных сферах деятельности.АИС первой группы, как правило, содержат информационную базу, используемую различными потребителями для удовлетворения информационных потребностей при принятии решений.К этой группе можно отнести следующие системы:информационно-поисковые (АИПС) - информационные системы, предназначенные для ввода, обработки, хранения и поиска информации в информационных массивах;информационно-справочные (АИСС) - комплекс аппаратных и программных средств, предназначенных для получения пользователем максимально точной информации по интересующей его теме;информационно-аналитические (АИАС) - системы позволяющие экспертам быстро анализировать большие объемы данных, как правило являются одним из элементов ситуационных центров, так же, иногда в состав АИАС включают систему сбора данных;обработки данных (АСОД) - комплекс аппаратных и программных средств, предназначенный для сбора и обработки информации, выдачи управляющих воздействий на объект управления, предоставления результатов обработки информации человеку для принятия решений по управлению;
Страницы: 1, 2, 3
|