p align="left">В зависимости от масштабов работы по стандар-тизации она может быть национальной и междуна-родной. Национальная стандартизация - это работа по стандартизации в масштабах одной страны. Международная стандартизация - это работа по стандартизации, в которой принимают участие несколь-ко (два и более) суверенных государств. Результатом ра-боты по международной стандартизации являются меж-дународные стандарты или рекомендации по стандарти-зации, используемые странами-участницами или прямо, или при создании или пересмотре национальных стан-дартов. При этом международная стандартизация может осуществляться в рамках двусторонних соглашений между двумя странами, многосторонних соглашений стран, относящихся к определенному региону или объ-единенных взаимными экономическими связями. Наибо-лее широкой по своим масштабам является междуна-родная стандартизация, осуществляемая международ-ными организациями и в первую очередь в рамках Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК). Национальный стандарт - документ, принятый национальным органом по стандартизации. Основная его функция согласно статусу этого органа или законам государства заключается в разработке и(или) опублико-вании национальных стандартов и(или) утверждении стандартов, подготовленных другими органами. Во всех странах мира национальные стандарты утверждаются на государственном уровне. Международный стандарт - стандарт, принятый международным органом, занимающимся стандартиза-цией. Среди таких органов наиболее представительными являются Международная организация по стандартиза-ции (ИСО) и Международная электротехническая ко-миссия (МЭК). В них входят соответственно 90 и 43 страны. Международная стандартизация в сфере информатизацииМеждународные органы стандартизацииИзвестно более 300 международных и региональ-ных организаций, занимающихся разработкой и публи-кацией стандартов (правил, норм, рекомендаций и т.п.) в различных областях науки, техники, внешнеторговых и экономических отношений стран мира. Приведем перечень наиболее известных организа-ций по разработке и применению международных стан-дартов в области информатизации. Международная организация по стандартизации (ИСО) - всемирная организация, ответственная за раз-работку международных стандартов путем координации деятельности участвующих национальных органов стан-дартизации из 90 стран мира. Стандарты ИСО разрабатываются в несколько этапов. Исходный документ представляется в виде про-екта комитета - ПРК (Committee Draft - CD). В рам-ках технического комитета (ТК) ИСО ПРК проходит, как правило, несколько стадий обсуждения и голосова-ния, после чего документ приобретает статус проекта международного стандарта - ПМС (Draft International Standard - DIS). После одной или нескольких стадий обсуждения и голосования ПМС представляется в цент-ральный секретариат ИСО для утверждения в качестве международного стандарта (International Standard). Задачи стандартизации в области информационной технологии в рамках ИСО решаются в рамках созданно-го в 1987 г. Совместного технического комитета - СТК1 "Информационные технологии", в сферу деятельности которого входит стандартизация в области микроэлек-троники, вычислительной техники, средств связи и пере-дачи данных, включая стандартизацию технологии и оборудования. Этими вопросами занимаются несколько подкомитетов (ПК) СТК1, в основном ПК6 "Передача данных и обмен информацией между системами", ПК21 "Взаимосвязь открытых систем, управление данными и открытая распределенная обработка", ПК2 "Наборы знаков и кодирование информации", ПК7 "Програм-мная инженерия", ПК 18 "Обработка документов и соот-ветствующие коммуникации", ПК22 "Языки програм-мирования, их среды и системные программные интер-фейсы", ПК24 "Машинная графика и обработка изоб-ражений", ПК25 "Взаимосвязь оборудования информа-ционных технологий", ПК29 "Кодирование аудио-, видео-, мультимедиа и гипермедиа информации" и ПКЗО "Открытый электронный обмен данными". В общей сложности к концу 1997 г. силами пере-численных технических подкомитетов СТК1 разработа-но свыше 1000 международных стандартов и дополнений к ним. Определенный вклад в стандартизацию некоторых аспектов вычислительных сетей вносит Международная электротехническая комиссия (МЭК), которая несет от-ветственность за стандартизацию в области электротех-ники, включая вопросы взаимосвязи и интерфейсов обо-рудования определенных видов. Стандарты МЭК изда-ются под названием "Публикации". Вопросы стандарти-зации в рассматриваемой области решаются в рамках нескольких технических комитетов МЭК. В частности, ТК83 "Оборудование информационных технологий", созданный в 1985 г., до 1987 г. занимался в МЭК стан-дартизацией некоторых аспектов локальных вычисли-тельных сетей (общие характеристики, классификация, руководство по планированию и установке и др.). В 1987 г. ТК83 вошел в состав ИСО/МЭК СТК1 в виде ПК83 с со-хранением своего названия и функций, а в 1989 г. его функции были переданы вновь образованному ПК25 СТК1. Международный союз электросвязи (МСЭ) создан в 1965 г. (вначале как Международный телеграфный союз) с задачей разработки международных стандартов (называемых в МСЭ "Рекомендациями") в области ра-дио- и проводных линий связи, телеграфии, телефонии, передачи данных, программ звукового и телевизионного вещания, мультимедийных служб, то есть практически по всем вопросам электросвязи. До 28 февраля 1993 г. в состав МСЭ входили три комитета: Международный консультативный коми-тет по телеграфии и телефонии (МККТТ), Международный консультационный комитет по радиосвязи (МККР). Институт инженеров по электротехнике и радио-электронике (IEEE) - профессиональный орган пред-ставителей инженеров США и других стран -разраба-тывает значительное число рабочих документов в неко-торых областях стандартизации, в частности в области локальных вычислительных сетей. Ассоциация электронной промышленности (EIA), США, внесла заметный вклад в разработку и стандарти-зацию интерфейсов систем передачи данных. Стандарты EIA издаются под названием "Рекомендуемые стандар-ты" (Recommended Standards - RS). Американский национальный институт по стандар-тизации (ANSI) разработал ряд стандартов по протоко-лам управления звеном данных, которые легли в основу многих стандартов ИСО. Из фирменных разработок следует выделить доку-менты фирмы IBM по протоколам управления звеном данных и по концепции сетевой архитектуры системы SNA, которые стали фактически стандартами для промышленности средств передачи и обработки дан-ных и послужили основой международных стандартов ИСО. Международная стандартизация и проблемы информационной совместимостиНачалом процесса информационной совместимос-ти явилось, вопервых, появление достаточного коли-чества вычислительных машин и, во-вторых, развитие целого ряда сетевых архитектур и проблем взаимосвязи между ними. Исторически складывалось так, что каждая страна и даже фирма развивали свою собственную сетевую концепцию. Хотя в основу каждой из них были положены одни и те же принципы, они оказывались несовместимы друг с другом. Каждая отрасль развивала свои собственные про-токолы и форматы обмена данными, например различные архитектуры обмена документами: архитектура уч-режденческих документов (ODA), архитектура бан-ковских документов (система SWIFT), архитектура документов в торговле, промышленности и на транс-порте (система EDIFACT) и др. Несмотря на то, что специфика каждой отрасли отражалась лишь на не-большой доле соответствующих протоколов, их незави-симое развитие привело к тому, что они оказались во многом несовместимы между собой. Точно так же фор-маты и структуры файлов в различных системах ока-зывались полностью несовместимы, хотя имелась прак-тическая потребность их объединения в один крупный прикладной процесс. Полное или частичное отсутствие взаимодействующих конфигураций стало общей проб-лемой. В начале 70-х годов с ростом знаний о вычисли-тельных сетях возможности и проблемы их использова-ния стали очевидны. К концу 70-х годов отсутствие вза-имодействия и совместимости между различными маши-нами стало острой проблемой в коммуникационной сфе-ре. Пользователи были "замкнуты" на конкретные ре-шения поставщиков, стоимость разработки собственно-го программного обеспечения была очень высокой, небольшие поставщики не могли конкурировать на все-мирном рынке изделий и т.п. Для обеспечения взаимо-действия между любыми двумя машинами в 70-х годах необходимо было разрабатывать специализированные интерфейсы; с ростом числа машин число необхо-димых интерфейсов возросло до неприемлемо высокого уровня. Кроме того, на начальном этапе развития инфор-мационных технологий многие небольшие изменения, модификации или расширения сети (например, замена телеграфного канала связи на телефонный) приводили к необходимости существенных переделок остальной час-ти сети - замене целых устройств, адаптеров или разра-ботке новых программ. В конце 70-х годов Международная организация по стандартизации (ИСО) начала разработку общей базо-вой эталонной модели, которая затем получила статус международного стандарта ИСО 7498. В последующие годы к этому стандарту был разработан ряд дополнений, которые в 1993 г. вошли во второе расширенное издание ИСО/МЭК 7498-1. В эталонной модели все многочисленные функции сети были подразделены на группы, где каждая группа функций была отделена от другой группы стандартными интерфейсами и получила относительную независимость таким образом, что отдельное изменение или модифика-ция сети должны были приводить лишь к изменениям в рамках ограниченной группы функций, не затрагивая остальной части сети. Независимо от ИСО Международный консульта-тивный комитет по телеграфии и телефонии (МККТТ) начал работы по стандартизации взаимодействия на основе электросвязи. В связи с потребностями в опреде-ляемых и поддерживаемых на общем уровне коммуника-ционных связных возможностей работы быстро продви-гались в направлении набора соглашений, также осно-ванных на архитектуре взаимосвязи открытых систем (ВОС). Существо архитектуры открытых систем состо-ит в использовании стандартных интерфейсов между разнородными аппаратными и программными компонен-тами систем. Для поставщиков и пользователей систем и сетей ВОС дает существенные выгоды, которые могут быть реализованы через правительственные (государствен-ные) профили ВОС. Под профилем здесь понимается на-бор согласованных между собой базовых стандартов. Общеизвестно, что на любом национальном рынке крупнейшим пользователем, как правило, является пра-вительство, которое проявляет такой же большой инте-рес к открытым системам, как и крупные корпорации-пользователи. Правительственные профили взаимосвязи открытых систем (Government Open Systems Interconnection Profi-le - GOSIP) возникли в результате появившихся потреб-ностей упростить и облегчить процесс ассимиляции тех-нологии ВОС в федеральных правительственных службах. Федеральные службы могут иметь сотни разнообраз-ных промежуточных систем, частично или полностью не взаимодействующих между собой. Образованная в резуль-тате неоднородная среда может проявить сильную несов-местимость с точки зрения оборудования, программного обеспечения данных и коммуникационных возможностей. Эта несовместимость может привести к неэффективности, низкой производительности, большим затратам. Это как раз те проблемы, которые должен решить GOSIP. GOSIP определяет и описывает общую совокуп-ность протоколов обмена данными, которые позволяют системам, разработанным различными поставщиками, взаимодействовать между собой, а пользователям раз-личных, прикладных программ этих систем обмениваться информацией. Сейчас в мире уже доступен широкий набор изде-лий, реализующих протоколы ВОС. Например, почти каждый основной разработчик компьютеров в США, в том числе фирма IBM, объявили о производстве совмес-тимых с GOSIP изделий. Все протоколы, на которые ссылается GOSIP, облада-ют многими общими характеристиками. К ним относятся: * широкая применимость (общее использование не только службами отдельной страны, но и на все-мирной основе); * доступность (реализации либо уже существуют, либо появятся в ближайшее время); * стабильность (протоколы технически "замороже-ны" и в предсказуемом будущем их изменений не предвидится); * эффективность (протоколы могут удовлетворять общим потребностям федеральных служб). В России работы по проблеме открытых систем ве-дутся рядом ведущих институтов Минсвязи России, Гос-стандарта России и Российской академии наук. Одним из результатов этих работ является создание Государствен-ного профиля взаимосвязи открытых систем - "ГОСПРОФИЛЬ ВОС России" основные положения кото-рого будут рассмотрены далее. Национальная (государственная) стандартизация в сфере информатизацииОсновные принципы организации работ по стандартизации в РоссииРаботы по стандартизации в России осуществляют-ся на основе принятого в 1995 году Закона Российской Федерации "О стандартизации" и комплекса стандартов Государственной системы стандартизации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|