p align="left">К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории Российской Федерации, от-носятся: * государственные стандарты Российской Федера-ции; * применяемые в установленном порядке междуна-родные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; * общероссийские классификаторы технико-экономической информации; * стандарты отраслей; * стандарты предприятий; * стандарты научно-технических, инженерных об-ществ и других общественных объединений. В соответствии с действующими нормативными документами стандартизация должна основываться на стремлении всех заинтересованных сторон, разрабаты-вающих, изготавливающих и потребляющих продукцию, к достижению взаимного согласия. Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение. Требования, устанавливаемые государствен-ными стандартами для обеспечения безопасности про-дукции, работ и услуг, для охраны окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения техни-ческой и информационной совместимости, взаимозаме-няемости продукции, единства методов контроля и единства маркировки, а также другие требования, установленные законодательством Российской Федера-ции, являются обязательными для соблюдения государ-ственными органами управления, субъектами хозяй-ственной деятельности. Иные требования государ-ственных стандартов к продукции, работам и услугам подлежат обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности в силу договора либо в том случае, если об этом указывается в технической доку-ментации изготовителя (поставщика) продукции или исполнителя работ и услуг. Общее руководство работами по стандартизации в Российской Федерации возложено на Госстандарт Рос-сии. В его ведении, в частности, находятся согласование и утверждение проектов стандартов на средства и си-стемы информатизации. Вся практическая работа по координации стан-дартизации в сфере информатизации, разработке и согла-сованию с Госстандартом России проектов стандартов в сфере информатизации, а также вводу стандартов в действие после утверждения возложена на Минсвязи России. Основные направления работ по стандартизации в сфере информатизации Зарубежные страны, используя накопленный миро-вой опыт в области информационных технологий в лице Международной организации по стандартизации (ИСО) и разработав свои государственные профили взаимосвя-зи открытых систем на базе стандартов ИСО, получили, по экспертным оценкам, экономический эффект в 5$ на каждый затраченный на стандартизацию 1$. Специалистами было подсчитано, что каждый рубль, вложенный в работу по стандартизации в нашей стране, может приносить в области стандартизации информационных технологий эффект порядка 10 руб. Двукратное значение российского экономического эффекта объясняется тем, что не требуется дополнитель-ных затрат на переделку ранее разработанных в России информационных технологий под мировой уровень вви-ду практического отсутствия собственных разработок. Другое дело в ведущих зарубежных странах: к концу 80-х годов в каждой из стран было наработано огромное количество технических и программных средств, сетей, си-стем, частично совместимых с эталонной моделью ВОС ИСО. Поэтому потребовались значительные капитало-вложения на доработку, переделку и на разработку соот-ветствующих приспособлений существующих информа-ционных технологий применительно к эталонной модели ВОС ИСО. В России фонд действующих государственных стандартов в области информационных технологий включает более 300 стандартов, которые охватывают основные аспекты разработки информационных систем. Однако следует отметить, что по отдельным группам стандартов отсутствует комплексность охвата объек-тов стандартизации, а по ряду групп действующие стан-дарты требуют пересмотра с учетом современных требо-ваний. Особого внимания требует расширение примене-ния международных стандартов. Так, по состоянию на 1998 год по различным направлениям информационных технологий и смежных областей (вычислительная техни-ка, системы связи и передачи данных, радиоэлектронные средства, открытые системы, программная инженерия и др.) в России действовали свыше 700 государственных стандартов, обеспечивающих применение в стране около 400 международных стандартов. Это составляет всего 25% от общего числа международных стандартов ИСО, МЭК, МККТ, МККР, актуальных для применения в данной области. Программой по стандартизации в сфере информа-тизаци предусматривается сотрудничество с международными организациями по стандартизации при проведении работ по трем приори-тетным для Российской Федерации направлениям стан-дартизации информационных технологий, краткие сведе-ния о которых мы приводим низке. Направления 1-го приоритета * Языки программирования и программный интер-фейс. Участие России в разработке международных стандартов по данной тематике позволяет поддерживать те направления российской математической школы, ко-торые имеют традиционно устойчивую позицию, а также разрабатывать новые языки для перспективных направ-лений программирования. * Языки описания документов. Стандартизация в данной области позволяет обеспечить необходимую нормативную базу, поддерживающую создание, хране-ние и обращение документов в открытых системах, включая элементы доступа при поиске информации. * Программная инженерия. Данное направление стандартизации представляется особо важным для Рос-сии в ближайшей перспективе. В сочетании с сертифика-цией и внедрением систем качества, соответствующих требованиям международных стандартов, участие в раз-работке и применении этой группы стандартов дает оте-чественным разработчикам, а также изготовителям и по-ставщикам программных средств возможность повысить качество и конкурентоспособность своей продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках. * Сервисы управления данными. Данное направление является перспективным в плане создания и развития отечественных систем распределенных баз данных и формирования национальных информационных ресур-сов федерального, регионального и местного уровней в структуре Единого информационного пространства России. * Работа в сетях, и соответствующие соединения. Работы в данном направлении позволят стандартизовать функции, необходимые для установления и управления информационным обменом через сети и физические ин-терфейсы. * Безопасность информационных технологий. Рабо-ты в области безопасности информационных технологий позволяют создать комплект стандартов, поддержи-вающих методы и средства обеспечения безопасности, в первую очередь на уровне личности и различных обще-ственных групп. Данное направление является одним из важнейших с учетом бурного роста информационного обмена между компонентами всех уровней и перспекти-вы развития Российской и Глобальной информационной инфраструктуры, включая Интернет. * Терминология. Это направление предполагает разработку терминологии для информационных техно-логий и связанных областей. Направления 2-го приоритета * Сбор данных и системы идентификации. Работы в данной области позволяют создать комплект стандар-тов, поддерживающих разработку идентификационных карт и соответствующих устройств для использования в межотраслевых приложениях и в международном обмене (например, как платежное средство в банковском деле), а также методы и средства для процесса автоматической идентификации и сбора данных, в частности с использо-ванием штрихкодов. * Мультимедиа и представление информации. Стан-дартизация в данной области позволяет обеспечить не-обходимую нормативную базу, поддерживающую коди-рованное представление, обработку и обмен аудио, изображениями, мультимедиа и гипермедиа информаци-ей для разнообразных приложений. * Пользовательский интерфейс. Работы в данной области позволяют создать комплект стандартов, под-держивающих пользовательский интерфейс для интерак-тивной деятельности в локальных и распределенных сре-дах с использованием аудио, изображений, мультимедиа и гипермедиа информации, включая специальные ин-терфейсы для людей, имеющих физические недостатки или работающих в специфических условиях. * Офисное оборудование. Стандартизация в данной области позволяет обеспечить необходимую норма-тивную базу, поддерживающую адекватный уровень требований к эксплуатационным характеристикам и ме-тодам тестирования офисного оборудования (принтеры, копировальное оборудование, цифровые сканеры, фак-симильное оборудование и их комбинации). * Кодированные наборы символов. Стандартизация в данной области позволяет обеспечить необходимую нормативную базу, поддерживающую множества графи-ческих символов и их кодированное представление для обеспечения одно- и многоязыковых функций при рабо-те с информацией (интернационализация). Направления 3-го приоритета * Среды для информационного обмена. Работы в данной области включают стандарты, поддерживающие требования к оптическим и магнитным носителям дан-ных и соответствующим устройствам на их основе, обес-печивающим хранение и обмен данными в системах об-работки информации. * Геоинформационные технологии. Предусматри-вают развитие системы стандартов, направленных на повышение качества электронных карт и соответствие их требованиям международных стандартов, на сокра-щение трудоемкости и сроков изготовления электронных карт для создания предпосылок совместимости раз-личных геоинформационных систем и в перспективе создания национальной базы геоинформационных данных. * Информационные технологии в охране здоровья. Для Российской Федерации это направление представ-ляется одним из приоритетных, особенно если иметь в виду невысокий уровень здоровья и продолжитель-ности жизни, а также проблемы, связанные с малой плотностью населения и низкой обеспеченностью врача-ми вне больших городов. Завершая рассмотрение приведенных выше направ-лений стандартизации, необходимо отметить, что их реализация в первую очередь ориентирована на устране-ние имеющегося разрыва между базами стандартов ин-формационных технологий в России и в ведущих странах мира. Работы по стандартизации, проводимые Минсвязи РоссииСтандартизация элементов информационных технологий и компонентов информационной инфраструктурыОбщеизвестно, что без стандартизации элементов информационных технологий и компонентов информа-ционной инфраструктуры невозможна всеобщность и эффективность информатизации и решение проблем ин-теграции информационной среды. Поэтому министерством на протяжении последних десяти лет систематиче-ски проводились НИОКР по проблеме стандартизации информационных технологий. Эти работы, включенные в основные направления деятельности министерства, как правило, проводились его головными организациями по стандартизации с привлечением в качестве соисполните-лей других организаций и ведомств. С 1993 г. по настоящее время подведомственные Минсвязи России предприятия разработали 171 ГОСТ Р, из которых 160 ГОСТ Р утверждены Госстандартом России. В 1997 г. предприятиями Госкомсвязи России сов-местно со специалистами Российской академии наук и Госстандарта России разработана первая версия ГОС-ПРОФИЛЯ ВОС России, которая была рассмотрена и одобрена Коллегией Госкомсвязи России. Коллегия по-становила разработать вторую версию ГОСПРОФИЛЯ ВОС России и Программу стандартизации на 1999-2000 гг. Вторая версия ГОСПРОФИЛЯ ВОС России была разработана в 1998г. Предприятия министерства совместно со специа-листами Госстандарта России и других ведомств опти-мизировали процесс стандартизации и разработали: * Концепцию комплексной стандартизации в об-ласти информационных технологий; * Программы комплексной стандартизации в об-ласти информатизации на период 1993-1995 гг., на период 1996-1998 гг. и на период 1999-2000 гг., содержащие соответственно 772, 980 и 1019 стан-дартов; * Аннотированную базу данных международных стандартов в области информатизации; * Полнотекстовую базу государственных стандар-тов России (ГОСТ Р), разработанных на базе меж-дународных стандартов. Выпущена на CD-ROM; * Ежегодные государственные и отраслевые планы стандартизации в области информатизации; * Сформировали информационный фонд государ-ственных и международных стандартов, их проек-тов (ПМС) и дополнений (на бумажных и магнит-ных носителях). Предприятия Минсвязи России ведут работы по стандартизации в рамках Технического комитета "Информационные технологии" (ТК 22). При выполне-нии работ по проблеме "Открытые информационные си-стемы" в области стандартизации информационных тех-нологий предприятия министерства активно участвуют в работе международных форумов, конференций, всесо-юзных симпозиумов, семинаров, сессий и секций САНИ РАН, МИИТ, Российской академии Госслужбы, Мин-обороны и др. Основные положения государ-ственного профиля взаимосвязи открытых систем россии (госпрофиль вос)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|