p align="left">16 июля 1998 г в стенах этого храма, при правящем архиереи Екатеринбургской епархии Епископе Никоне (Миронове) и старшем священнике подворья иереи Алексии Горине, проходила церемония прощания с возможными останками императора Николая Второго и его близких. Центральный придел и колокольня храма до наших дней сохранили декоративные детали стиля так называемого «уральского барокко» - карнизы, оконные наличники, необычные детали - «кокошники», венчающие фасад. Ансамбль Вознесенской горки стал одним из лучших архитектурных ансамблей Екатеринбурга конца XVII - начала XIX века. И вплоть до начала XXI века, до возведения Храма-памятника-на-Крови, Вознесенский храм оставался главной архитектурной доминантой восточной части центра нашего города. Я Вам предлагаю посетить эту церковь. Напоминаю, что девушки и женщины должны покрыть голову в отличие от мужчин. Экскурсанты входят в храм. Первая смотровая точка сразу после входа в храм - под куполом. Мы с Вами находимся внутри церкви. Внутреннее убранство храма сразу же дает нам понять о бывалости храма, о его древности. Иконы в нем также очень старинные, но не потерявшие свою красоту и изысканность. Например, Икона Николая Чудотворца (Николая Угодника). Или как его еще называют Николай Мирликийский или же Николай Можайский. Изображен с евангелием в руках. В Оплечье (шарф),на котором вышиты кресты. Характерное лицо, высокий лоб, бородка, аккуратные волосы. Пожилой возраст. Мы с Вами видим житийскую икону Николая Чудотворца ( читаем сверху слева направо, как книгу) Первая картинка - это сцена его рождения Святитель Николай родился во второй половине Ш века в городе Патары, области Ликии в Малой Азии. Родители его Феофан и Нонна были из благородного рода и весьма зажиточны, что не мешало им быть благочестивыми христианами, милосердными к бедным и усердными к Богу. До глубокой старости они не имели детей; в непрестанной горячей молитве они просили Всевышнего дать им сына, обещая посвятить его служению Богу. Молитва их была услышана: Господь даровал им сына, который при святом крещении получил имя Николай, что значит по-гречески -- «побеждающий народ». Уже в первые дни своего младенчества святитель Николай показал, что он предназначен на особое служение Господу. Сохранилось предание, что во время крещения, когда обряд был очень длительным, он, никем не поддерживаемый, простоял в купели в продолжение трех часов. Над Николаем провели Таинство Крещения. Далее экскурсанты проходят в притвор церкви. Им рассказывается про 7 таинств. Таинство - Это священное действие, через которое подаются благодатные дары Святого Духа, которое совершается священнослужителем по установленному чину. В православной Церкви таких Таинств семь: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Брак, Священство, Елеосвящение. Святитель во время своей жизни оказывал помощь людям, даже совсем его не знавшим. Однажды корабль, плывший из Египта в Ликию, был застигнут сильнейшей бурей. Сорвало на нем паруса, сломало мачты, волны готовы были поглотить корабль, обреченный на неминуемую гибель. Никакие силы человеческие не могли ее предотвратить. Одна надежда -- просить помощи у святителя Николая, которого, правда, ни один из этих моряков никогда не видел, но все знали о его чудесном заступничестве. Погибающие корабельщики стали горячо молиться, -- и вот святитель Николай появился на корме у руля, стал управлять кораблем и благополучно привел его в гавань. При жизни своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого; не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его начали -- и продолжают по сей день -- источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения Святая Церковь Православная чествует память святителя Николая не только 6 декабря и 9 мая, но и еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями. Также мы хорошо видим Икону Божией Матери «Умиление» В центре иконы - поясное изображение Богоматери с Младенцем на руках, нежно прижавшимся к Ее щеке. В византийском искусстве такой тип изображения называется «Елеуса», по-русски, Умиление. Богоматерь изображена закутанной в темно - вишневый плащ - омафорий, одежду замужних палестинских женщин, а на омафории - звезды, знаки Ее девства, чудесно сохраненного «до рождества, в рождестве и по рождестве». Прижимая к себе правой рукой Младенца Сына, мягко склонившись к нему головой, левую руку Богородица простирает к Нему в жесте моления, пронзенная своей материнской скорбью за Него - к Нему она несет свою печаль, свое извечное заступничество за людей. И способным ответить на ее молитву, изображен на иконе Младенец Сын. В Его взгляде таинственно слились детская мягкость и Божественная мудрость. Они оба знают. Золотым ассистом - знаком Божественной силы- пронизана Его детская рубашечка. Экскурсантам даётся 10-15 минут, чтобы осмотреть церковь самостоятельно и поставить по желанию свечки. 10-45 переход группы к Храму-на-Крови через подземный переход у ТЮЗа. 10-50 остановка у Храма-на Крови. Смотровая точка о подножия храма у парковки автобусов. Так как нельзя вести экскурсию в храме, то весь материал даётся на смотровой точке. Мы с Вами находимся у знаменитого Храма-Памятника на Крови во Имя Всех Святых в Земле Российской Просиявших. Храм - это культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Архитектор проекта - Константин Ефремов. Сбор средств на него начался в 1997 году. В общей сложности на строительство было затрачено 328 млн. рублей. . Основой для решения образа храма послужила архитектура XII - XV веков, в течение этого периода происходил расцвет православного искусства и архитектуры. Архитектурный проект Константина Ефремова уникален тем, что в нем удалось в полной мере выразить смысловые определители Храма-Памятника на Крови, а именно: память, покаяние, печаль, национальное достоинство, возрождение и очищение. Храм-на-Крови - это место, где до 1977 г. стоял знаменитый Ипатьевский дом, в котором трагически оборвалась жизнь последнего российского императора Николая II, его семьи и придворных. Дом был построен во второй половине 1870-х гг. И.И. Редикорцевым, после его смерти был куплен купцом И.Г. Шаравьевым, а в 1908 г. -- инженером Н.Н. Ипатьевым. По злой иронии судьбы династия Романовых, вышедшая из Ипатьевского монастыря, пресеклась в доме, который называли Ипатьевским. Бывший царь с супругой и дочерью Марией были привезены из Тобольска 30 апреля 1918 г. Затем на автомобилях царь и члены его семьи были привезены в заранее приготовленный для их содержания дом. Его подготовка началась еще 28 апреля, когда на заседание Уралсовета вызвали Н.Н. Ипатьева, которому приказали в 24 часа освободить дом, оставив в нем только самое необходимое. Личные вещи хозяина сложили в кладовую и в его присутствии опечатали. Выбор дома был не случаен. Николай Николаевич Ипатьев был хорошо известен членам Уралсовета -- он был видным екатеринбургским кадетом, после Февральской революции входил в комитет общественной безопасности, в котором состоял будущий комендант "Дома особого назначения" большевик Яков Юровский, а также и другие деятели Уралсовета. Дом был спешно обнесен двойным забором, по высоте превышающим окна второго этажа. Всего снаружи дома было размещено восемь постов охраны, и еще два находились внутри. Когда царя подвезли к дому, председатель Уралсовета Белобородое произнес фразу, вошедшую в историю: "Гражданин Романов, вы можете войти". Выйти из дома ни царь, ни его близкие уже никогда не смогли. Первоначально охрана царя состояла из уральских рабочих. Затем ее поручили десяти "латышам" (так в те годы именовали всех большевиков-иностранцев, независимо от их национальности). Именно они вместе со своими начальниками -- Юровским, Ермаковым, Никулиным и Медведевым -- составили интернациональную "расстрельную команду". 16 июля 1918 г. из Перми в Екатеринбург поступил зашифрованный приказ о расстреле Романовых. Ночью 17 июля приказ был исполнен. Все заключенные спали. Их разбудили и перевели в полуподвал, где для казни была уже специально приготовлена комната: стены и пол обшиты досками, чтобы избежать рикошетов. Вошла "расстрельная команда", и Юровский объявил: "В связи с тем, что ваши родственники в Европе продолжают наступление на Советскую Россию, Уралисполком постановил всех расстрелять". Кому и в кого стрелять, было распределено заранее. Сам Юровский выстрелил в царя (эту же "честь" приписывали себе Петр Ермаков и Павел Медведев). Раненых достреливали, добивали штыками. Трупы погрузили на машину и повезли на запад, в сторону Верх-Исетского завода. За несколько дней до отхода большевиков из Екатеринбурга под натиском белых ключи от "Дома особого назначения" вернули хозяину -- Н.Н. Ипатьеву. В доме он больше не жил, а продал его белым под штаб Северо-Уральского фронта. В первые дни после прихода белых в доме побывали толпы зевак, каждый старался унести что-нибудь на память, из стен и пола "расстрельной" комнаты выковыривали пули, а некоторые посетители просто грабили бесхозное имущество, многое из которого оказалось вскоре на городской барахолке. В доме обнаружилось также множество кабалистических знаков (в частности, свастика), что породило версии о ритуальном убийстве. Однако, скорее всего эти знаки рисовала, чтобы защититься от беды, сама царица Александра Федоровна, известная крайним суеверием. В 1920-х гг. в доме Ипатьева размещался Музей Революции, а прилегавшую к нему площадь переименовали в площадь Народного Гнева. Факта расстрела Романовых никто не скрывал, им даже гордились. Расстрельную комнату восстановили (настоящие доски стен и пола были вывезены белыми) и водили в нее экскурсии. Затем в доме был Антирелигиозный музей, различные малозначительные учреждения. О страшных событиях 1918 г. старались забыть, официально о них более не упоминалось. Но народная память жила, и к дому постоянно стекались люди. Это раздражало и местные и московские власти. В сентябре 1977 г., "учитывая острую потребность в реконструкции улиц Якова Свердлова и Карла Либкнехта", дом был снесен. В новое время, вместе с изменением отношения к отечественной истории, изменилось и отношение к этому месту -- свидетелю ужасной трагедии. Здесь поставлена деревянная часовня во имя Преподобной Мученицы Елизаветы Федоровны, а в 2000 г. началось строительство "храма на крови". Мы посетим место казни последнего русского Императора и его семьи, где до 1977 года стоял дом горного инженера Ипатьева, в котором семья Николая 2 находилась последние 78 дней и была расстреляна в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. А сейчас на том месте возвышается Храм-Памятник на Крови во имя всех святых в земле российской просиявших, построенный и освещенный в 2003 году. В храме рядом с алтарем располагается место комнаты расстрела - «Русская Голгофа», мемориальный музей памяти Романовых, где можно увидеть фотографии и предметы, сохранившиеся с опаленных огнем революционных лет прошлого. Своим расположением и масштабами храм стал городской достопримечательностью. Самый зрелищные части, издалека - купола, главный и 8 дополнительных - символ Троицы, развёрнутой в бесконечность. Купола блестят золотом. Колокол, отлитый из особой колокольной бронзы, назвали Андрей, в честь св. Андрея Первозванного, среди 14 колоколов Храма-на-крови он будет иметь самый низкий голос. Крест на куполах более выразителен, чем на Вознесенской церкви. Он означает крест, который был прибит Иисусу Христу. 11-00 Группа проходит ближе к Храму, поднимаются по лестнице. Смотровая точка у входа в Храм. Рассказ о внутреннем убранстве Храма, гостинице для высокопоставленных религиозных санов. Первый этаж храма - Романовский, с иконостасом, с «царскими вратами», с криптой-молельней на «месте» расстрельной комнаты и музеем: от Ипатьевского монастыря до Ипатьевского дома. Есть и специальный зал «строительство храма». Алтарь располагается рядом с местом расстрела царской семьи. Главные внутренние конструкции - иконостасы, их 2, на двух уровнях - этажах. Верхний - бело-мраморный, 12 метров в высоту, 30 в длину. Это единственный фаянсовый иконостас. Он отличается долговечностью. Здесь Вы также можете поставить свечки. В храме всего 60 икон. Их исполнители сестры-монахини и послушницы иконописной мастерской Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря, который мы с вами посетим чуть позже. Храмовая икона посвящена Всем Святым В Земле Российской Просиявшим и содержит около 500 персонажей. «Святые Царственные Страстотерпцы» - самая большая по размерам. На торжественной церемонии открытия представители Императорского дома Романовых передали в дар храму икону Божией Матери "Троеручица", которая находилась в доме Ипатьева в период пребывания там семьи Николая II в 1918 году. В ансамбль храма включен памятник царской семье. Он представляет собой скульптурную композицию, в художественной форме представляющую трагический момент спуска Николая II и его семьи в подвал дома Ипатьева на расстрел. Посмотрите направо, та Вы увидите так называемую «гостиницу» для приезжающих высокопоставленных священников, где также есть конференц-зал. Рядом с «гостиницей» Вы увидите часовню, поставленную на месте Ипатьевского дома, в честь Елизаветы Фёдоровны (родной сестры последней императрицы Александры Федоровны). А теперь Вы можете войти в храм и осмотреть его интерьер и поставить свечки. Напоминаю, что фотографировать и снимать в храме запрещено.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|