на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Динамика двигательной подготовленности и физического здоровья у легкоатлетов
p align="left">По второму варианту год делится на два больших цикла: осеннее - зимний - 5 мес. и весеннее летний - 6 мес. И переходный - 1мес.

Осенне-зимний цикл включает в себя осенне-зимний подготовительный период (с 15 октября по март), который условно делится на весеннее подготовительный (15 октября -декабрь) и специально подготовительный ( декабрь - февраль) этапы, и соревновательный период (февраль- 15 марта).

Весеннее летний - большой цикл включает в себя в себя весеннее - летний подготовительный период (15 марта - июнь), который условно делится на весенний подготовительный ( 15 марта - 15 апреля) и летний подготовительный (15 апреля - июнь) этапы, соревновательный период (июнь - 15 сентября), включающий в свою очередь, этапы подводящих (первая половина июня - первая половина июля) и основных соревнований (первая половина июля - 15 сентября).

Второй вариант используют спортсмены, которые выступают в соревнованиях зимой в специальных закрытых помещениях (манежах). Вторым вариантом в большей мере пользуются спринтеры, барьеристы, прыгуны в длину, толкатели ядра.

Основное преимущество двух циклового заключается в тех сдвигах в подготовленности легкоатлетов, достигаются путем участия в многочисленных состязаниях года. К тому же результаты в таких соревнованиях позволяют лучше контролировать процесс годичной тренировки.

Для спортсменов, достигших результатов, которые близки к предельным для них, и перешагнувших возрастную зону оптимальных возможностей, может быть принят третий вариант построения тренировки. Особенностью третьего варианта является участие во многих соревнованиях, в течении всего года с поддерживающими (иногда с развивающими) тренировками и активным отдыхом между ними.

Подготовительный период - это период функциональной подготовки. В нем необходимо создать основные предпосылки для достижения высокого результата в период соревнований, т.е. показатели к концу периода должны быть не ниже, а выше и лучше показателей (по тестам) предшествовавшего соревновательного периода.

Мы знаем, что спортивная форма зависит от фундамента ОФП. Поэтому основательность этой базы в данный период во многом определяется уровнем ОФП.

Подготовительный период состоит из двух крупных этапов - общеподготовительного и специального-подготовительного.

Общеподготовительный этап обеспечивает предпосылки совершенствования спортивной формы (расширяет функциональные возможности, повышает уровень общей работоспособности и т.д.).

На специально-подготовительном этапе происходит становление спортивной формы. На этом этапе осуществляется более глубокая специализация, повышается интенсивность, снижается объем ОФП, вводятся соревнования. Второй этап строится по системе мезоциклов различного типа: втягивающий (развивающий); объемный (базовый); силовой; интенсивный; подводящий; и разгрузочный.

Втягивающий (разгрузочный) мезоцикл - это начало подготовительного периода. Отличается плавным наращиванием нагрузки. Основное внимание уделяется наращиванию объема, невысокой интенсивностью. Необходимо помнить, что с таких же мезоциклов начинается тренировка не только подготовительного периода, но и после травм и болезни спортсмена.

Объемный (базовый) мезоцикл - это главный тип мезоцикла подготовительного периода. В нем увеличивается функциональный потенциал и закрепляются перестройки в организме спортсмена. Количество таких мезоциклов больше в видах, проявления выносливости, а так же когда нужно расширить фундампент общей подготовленности, освоить новые варианты техники.

Интенсивный (контрольно подготовительный) мезоцикл - это переходная форма между базовым и соревновательными мезоциклами. В нем планируется участие в серии контрольно- испытательных соревнований.

Такие мезоциклы можно применять зимой, когда необходимо прервать монотонность подготовительного периода и проверить монотонность. Они определяют изъяны в тренировке, позволяют уточнить содержание последующих циклов.

Подводящий мезоцикл применяется после участия в серии контрольно тренировочных соревнованиях отдельных сторон технической, физической и тактической подготовленности. Если в этот период планируется участие в основных соревнованиях, то мезоцикл носит характер предсоревновательной подготовки.

Разгрузочный (восстановительный) мезоцикл используется для регулирования тренировочного процесса.

Все выше перечисленные мезоциклы служат как бы блоками, из которых строится подготовительный период.

Соревновательный период - это период достижения рассвета спортивной формы и показа, планируемых на этот период результатов в главных соревнованиях сезона. В ряде видов легкой атлетики спортсмены высокой квалификации стартуют еженедельно и даже чаще на протяжении довольно продолжительного времени. В отдельных видах старты совершаются не реже двух раз в месяц.

Соревнование - это незаменимое средство совершенствования. На протяжении соревновательного периода спортсмен и тренер должны определить основные и второстепенные соревнования. На основных легкоатлет должен мобилизировать все силы чтобы выиграть их, добиться места в сборной и т.д. остальные соревнования следует рассматривать как контрольные. Дело в том, что стремление на всех соревнованиях показывать максимальный результат может привести к нарушениям здоровья спортсмена.

Необходимо помнить, что условные пункты в структуре соревновательного периода - это основные соревнования в соответствии с их расписанием. ( Ю.Д. Железняк 2002г.)

Техника и методика.

Для правильного построения тренировочного процесса необходимо иметь определенные ориентиры. Одним из таких ориентиров могут быть оптимальные возрастные границы, в пределах которых спортсмены добиваются своих лучших результатов.

Для бегунов на 100-200м специалисты выделяют три такие возрастные зоны: первых больших успехов - 19-21 год (мужчины) и 17-19 лет (женщины), оптимальных возможностей соответственно 22-24 и 20-22 года, и высоких результатов - 25 -26 лет 23-25.

На основании обобщения опыта передовой спортивной практики, анализа научной методической литературы и результатов собственных исследований в построении многолетнего тренировочного процесса спринтеров целесообразно выделить следующие этапы:

- предварительной подготовки (9-11 лет, I);

- начальной спортивной специализации (12-13 лет, II)

- углубленной тренировки в избранном виде (юноши 14-16, девушки 14-15, III)

-спортивного совершенствования (юноши 17-20 лет, девушки 16-19 лет ,IV)

- высшего спортивного мастерства (мужчины 21 -26 лет, женщины 19 -25 лет, V ).

Этап начальной спортивной специализации. Включает первые два года пребывания детей (12-13 лет) в детско-юношеской школе, в этом возрасте хорошо совершенствуется нервно-мышечная координация движений, что обуславливает более эффективное проявление скоростно-силовых качеств.

Основные задачи этапа - укреплять здоровье и всесторонне развивать физические качества детей, проводить многоборную легкоатлетическую подготовку и постепенно переходить к целенаправленной тренировки в беге на короткие дистанции.

Существуют благоприятные предпосылки у детей этого возраста эффективно развивать быстроту и скоростно-силовые качества. Скорость повышается за счет увеличения беговых шагов даже при некотором уменьшении их частоты. Оптимальное соотношения между силовыми показателями мышц - разгибателей и сгибателей ног, которые наблюдаются в возрасте 9-11 лет, нарушаются в сторону преимущественного развития мышц разгибателей. Увеличивается асимметрия в развитии физических качеств. Следовательно, для совершенствования межмышечной координации и быстроты ( частоты движений в тренировочном процессе юных спринтеров необходимо больше уделять вниманию мышц-сгибателей нижних конечностей.

Необходимо повышать уровень функциональных возможностей, создавать запас, разнообразных навыков и умений, овладевать техникой различных видов легкой атлетики, этому помогают игры и игровые упражнения со скоростной направленностью, различные эстафеты, комплексы специальных подготовительных упражнений, прыжковые и силовые упражнения, упражнения на тренажерных устройствах.

На этом этапе общей физической подготовке отводится 70-80%, специальной - 20-30% от общего объема применяемых упражнений. Объем тренировочных нагрузок должен постепенно увеличиваться, но без форсирования интенсивности. Несколько увеличивается количество соревнований, которые рассматриваются не как самоцель, а как одно из тренировочных средств.

По сравнению с этапом предварительной подготовки объемы тренировочных нагрузок увеличиваются на 10-30 % (см. табл. 2), а спортивные результаты на основных спринтерских дистанциях улучшаются всего на 4-6 % (см. табл. 1). Значительно (на 20 -55%) увеличиваются показатели максимальной силы различных групп мышц, а скоростно-силовые показатели возрастают всего на 5-7%.

Этап углубленной тренировки. В избранном виде ( 14-16 лет) базовый для окончательного периода будущей специализации. У юношей и девушек в этом возрасте в основном завершается функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспособность организма. Основные задачи - укреплять здоровье и всесторонне развивать физические качества юных спортсменом, повышать уровень скоростно-силовой подготовленности с учетом формирования основных двигательных навыков, необходимых спринтеру, скорость бега повышается в основном за счет увеличения длинны шагов. По-прежнему наблюдается нарушение оптимального соотношения между силой мышц - разгибателей и сгибателей бедра, голени и стопы. Асимметрия в развитии силовых качеств различных мышечных групп достигает наибольших величин. Чтобы сохранять адекватность уровней развития силовых и скоростно-силовых качеств специфическим требованиям спринтерского бега в процессе специальной физической подготовки, необходимо преимущественно развивать относительно слабые мышцы - сгибатели нижних конечностей. При совершенствовании быстроты (чтобы избежать формирование скоростного барьера) применяемые упражнения необходимо разнообразить. Величины отягощений в силовых упражнениях чаще всего находятся в пределах 50-70% по отношению к собственной массе занимающихся, хотя в некоторых случаях могут достигать и до 100%.

На этапе углубленной тренировки повышается объем и интенсивность тренировочных нагрузок, проводится специализированная работа по воспитанию физических качеств и совершенствованию спортивной техники, возрастает количество соревнований, т.е. тренировочный процесс, несмотря на значительную часть общефизической подготовки (30-40%) , приобретает черты углубленной спортивной специализации. Нагрузки на этом этапе должны быть, с одной стороны адекватны возрастным особенностям юных спортсменов, а с другой - ориентирован на уровень характерный для высшего спортивного мастерства.

По сравнению с этапом начальной спортивной специализации объемы тренировочных нагрузок возрастают на 100-150 (см. табл. 2) , спортивные результаты улучшаются на 5-9 % (см. табл. 1) силовые качества различных мышечных групп увеличиваются на 40-80%, скоростно силовые - на 20 - 50%. (спортивно - методический журнал « легкая атлетика» № 3 (430) март 1991. (редактор отдела « техника и методика» Е.Б Головкин)

1.4 Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста.

Подростковый период приходит на смену периода детства, для которого характерен относительно спокойный и равномерный рост в развитии человека. (Теория и практика физической культуры № 2 1995).

В течение периода полового созревания происходит бурное развитие всего организма. Доказательством этого является значительное увеличение роста, веса, окружности грудной клетки и мускулатуры, повышенная работа сердца, глубокие изменения в деятельности центральной нервной системы, особенно в деятельности половых желез. (А.П Матвеев, С.Б Мельников Методика физического воспитания М. физкультура и спорт 1989.

Позвоночный столб - основная часть опорно-двигательного аппарата туловища ребенка. Скелет верхних и нижних конечностей формируется у детей разными темпами, так к 13 годам завершается окостенение запястных и пястных отделов рук.

Сращение трёх тазовых костей происходит в 14-20 лет. К 15-21 году у юношей происходит окостенение фаланг пальцев ног, годом - двумя позже - фаланг пальцев рук, а затем костей плюсны и предплюсны.

Поэтому весь школьный период развития ребенка должен находится под постоянным педагогическим и врачебно-физиологическим контролем.

Формирование двигательной функции у детей школьного возраста определяется не только и не столько степенью зрелости высших нервных центров регуляции движений.( Л.С. Дворкин Юный Тяжелоатлет М. Физкультура и спорт 1982.)

С 13 до 14 лет наблюдается интенсивный рост тела - его длина увеличивается на 9см. Так же наблюдается прирост мышечной массы. Максимальный рост силы на 1кг собственного веса наблюдается до 14 лет.

Прирост мышечной массы связан с усилием секреции андрогенов коры надпочечников, стимулирующих увеличение мышечной массы в подростковом возрасте. Особенно замечен у подростков прирост веса мышц сгибателей и разгибателей плеча.

Сердечно - сосудистая и дыхательная системы.

Как известно до 16 лет сердце человека увеличивается более чем в 10 раз, причем рост наблюдается на первом году жизни и в период от 13 до 16 лет. ( В.Л Кариманов Спортивная медицина М. физическая культура и спорт 1980)

За время полового созревания объем сердца увеличивается более чем в 2 раза, в то время как масса тела за этот же период - в 1,5 раза, быстрый рост размеров сердца приводит к тому, что его объем не соответствует просвету сосудов, не достигших в подростковом периоде анатомической зрелости. Такое несоответствие служит одной из причин повышения кровяного давления в подростковом возрасте. В отдельных случаях подъем систолического давления 130-140мм рт. ст.

Противоположностью юношеской гипертрофии сердца является малое сердца, нередко сочетающееся с астенической конституцией, т.е. высоким ростом, большим разрывом в показателях роста и веса тела, узкой грудной клеткой, длинными конечностями. (А.А. Новиков На борцовском ковре Москва физическая культура и спорт 1969). По данным Г.И Марковской, во время напряженной мышечной работы у 13-16 летних подростков систолический объем крови увеличивается до 112-116 мл, а минутный объем до21 -22л. В покое 107,5-110мм. рт. ст., а диастолическое 60-70мм рт ст.

При занятиях спортом большое внимание предъявляется к дыхательной системе, которая обеспечивает повышенный приток кислорода у тканям и органам. Частота к дыхания с возрастом уменьшается и в 14-15 лет составляет в среднем 18-20 в 1 минуту. ( Н.А. Фомин, Филин Возрастные основы физического воспитания М. физическая культура и спорт 1982 ).

В 13-14 лет МОД составляет 125 мм\кг. Относительно падение МОД в подростковом и юношеском возрасте совпадает с ростом абсолютных величин этого показателя у не занимающихся спортом. Величина максимальной величины легочной составляет около 1,8л. В минуту на 1кг веса.

У подростков переход кислорода в кровь составляет 3.6 %.

Соотношение ЖЕЛ и веса (жизненный показатель) выше веса. С 13 летнего возраста величина потребления кислорода на 1кг веса изменяется незначительно.

Максимальное потребление кислорода отражает интенсивность окислительных обменных процессов-аэробную производительность организма. В 13 летнем возрасте потребление кислорода составляет 56-58 куб. см. (В.П. Филин, Н.А. Фомин, Основы юношеского спорта М. Физическая культура и спорт 1990)

Возрастные особенности высшей нервной деятельности.

Занятия физическими упражнениями вызывают самые различные изменения в высшей нервной деятельности.

Центральная нервная система человека состоит из спинного и головного мозга и выполняет роль регулирующего и управляющего органа нашего организма.

Спинной мозг человека размещается в позвоночном канале и представляет собой цилиндрический тяж длиной 40-45 см и общей массой 34-38г. - у взрослого человека. В спинном мозге выделяют шейный, грудной поясничный и копчиковый сегменты, от которых отходит 31 пара спинномозговых нервов, и нервирующих скелетную мускулатуру и кожу. Спинномозговые нервы являются смешанными и содержат чувствительные и двигательные волокна. На поперечном разрезеспинного мозга хорошо видно серое и белое вешество. Серое вещество образовано телами нервных клеток. Нейроны находящиеся в задней части серого вещества спинного мозга, являются чувствительными. Нейроны, расположенные в передней части спинного, называются двигательными. Белое вещество образовано многочисленными отростками нервных клеток, соединяющимися в нервные пути спинного мозга (С.В Хрущев, А.А Байкулатов, Н.Н. Бадридзе, О.В. Кагина Оценка физического развития и развития физической подготовленности детей Пр. пособие для мед. Работников и педагогов М. Медицина 1993).

Спинной мозг человека содержит два утолщения: шейное и поясничное, которые начинают формироваться в первые годы жизни ребенка.

Шейное утолщение связано с регуляцией движения верхних конечностей, поясничное - нижних. Спинной мозг- необходимая часть нервной системы, без него невозможна стройная координация нервных процессов, прежде всего это связано с проводящей функцией спинного мозга. Великое значение спинного мозга и как центра простых рефлекторных реакций человека, так как в его нейронах замыкаются рефлекторные дуги. Важное значение имеет спинной мозг в осуществлении мочеиспускания, дефекации и других. Нервная импульсация из двигательных центров спинного мозга обеспечивает так же постоянное чуть замедленное напряжение всей скелетной мускулатуры, называемое мышечным тонусом, что имеет чрезвычайно важное значение для нормальной двигательной деятельности человека. А.А Байкулатов, Н.Н. Бадридзе, О.В. Кагина Оценка физического развития и развития физической подготовленности детей Пр. пособие для мед. Работников и педагогов М. Медицина 1993).

Головной мозг является важнейшим отделом и состоит из стволовой части и конечного мозга, включающего подкорковые, или базальные ганглии и большие полушария. Основные части головного мозга выделяются уже к третьему месяцу эмбрионального развития, а к 5-му месяцу эмбриогенеза уже хорошо заметны основные борозды основных полушарий.

К моменту рождения общая масса головного мозга составляет 400г, впрочем у девочек он несколько меньше.

Окончательное созревание головного мозга заканчивается только к 17-20 годам. Функциональной полноценности достигают, прежде всего, стволовые, подкорковые и корковые структуры, регулирующие вегетативные функции организма.

К 13-16 годам идет окончательное формирование промежуточного мозга. Когда заканчивается половое созревание. К стволовой части относится продолговатый мозг, мост, средний мозг, промежуточный мозг и мозжечок. (А.Г. Станков, В.П. Климин , И.А. Письменский Индивидуализация подготовки борцов М. Физкультура и спорт 1984).

После школьного урока физической культуры с умеренной нагрузкой в 12-14 лет в 83,6 % случаев происходит изменение нейродинамики.

При этом в 25,4 случаев улучшаются дифференцировка двигательной реакции.

Примерно в 30 % случаев дифференцировка двигательной реакции уменьшается. В 11,9% подростков отмечается ухудшение дифференцированного торможения и понижение возбудимости, что отражается на увеличение скрытого периода двигательной реакции / И.П.Павлова/.

Под влиянием систематических занятий физическими упражнениями высшая нервная деятельность детей приобретает специфические черты у тренированных все показатели становятся выше.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.