p align="left">Доказано экспериментально, что для тренера и детей, страдающих тяжелым церебральным параличом, церебральным параличом с проблемами умственного развития, испытывающих сильную водобоязнь, не умеющих плавать, этот этап входа в воду представляет значительные трудности. Тренеру следует проявить максимум долготерпения и внимания. Особо следует обратить внимание на возможность выполнения самим ребенком захвата рукой поручня. Для овладения учениками самостоятельным спуском в воду по лестнице со ступеньками: > после самоформирования подвижность ног в тазобедренном и коленном суставах потребуется до 16 занятий; > с проблемами подвижности ног - более 1 -2 лет; с развитым анкилозом суставов спуск в воду возможен с помощью тренера или устройства для спуска в воду; с развитым анкилозом суставов - после овладения плаванием (более 25 метров) самостоятельный спуск в воду возможен «спадом в воду». Для овладения учениками самостоятельным спуском в воду по вертикальной лестнице-трапу: потребуется до 26 занятий - после самоформирования подвижности ног в тазобедренном и коленном суставах; более 3-4 лет - с проблемами подвижности ног; с развитым анкилозом суставов спуск в воду возможен с помощью тренера или устройства для спуска в воду; с развитым анкилозом суставов - после овладения плаванием (более 25 метров) самостоятельный спуск в воду возможен «спадом в воду». «Вертикальная поза - исходное положение лицом к лицу». Применяется как исходная позиция для выполнения различных упражнений. На первых занятиях тренер стоит на мелком месте в воде и удерживает на согнутых руках ребенка за подмышки в вертикальном положении тела, лицом к себе. Тренер должен удерживать ребенка в воде так, чтобы рот его находился на уровне рта тренера. Это позволяет контролировать безопасную от «захлеба» высоту опускания и подъема ребенка над поверхностью воды. В случае вялого удержания головы - свисает вниз к груди, и ребенок не может поднять голову или повернуть ее в сторону - ребенка необходимо прижимать плотно к телу, поддерживая его одной рукой в области таза. Другой рукой голова ребенка прижимается сбоку к шее и щеке тренера и находится в области надключичной выемки. Со стороны затылка голову ребенка страхуют пальцами от возможного ее соскальзывания в воду и «захлеба». В случае напряженного удержания головы ребенок находится на некотором отдалении от тренера. На первых занятиях в некоторых случаях отмечается отталкивание ребенка руками от тренера. При таком состоянии голова ребенка может быть напряженно опущена вниз к груди или, напротив, запрокинута назад. Такое же удержание ребенка выполняется и в случае хаотичного, непроизвольного «мотания» головы из стороны в сторону. При этом возможно развитие критических ситуаций: голова ребенка ударяется о борт бассейна или разделительную дорожку (отмечено 2 случая); голова ребенка ударяется о голову или руки тренера (отмечено 17 случаев); ¦ затрудняет тренеру удержание равновесия у поверхности воды (отмечено 22 случая). Предупреждение развития особо опасных критических ситуаций: не формировать вертикальную позу ребенка в водной среде до появления самоудержания нормального положения головы. По результатам занятий автора с подобными детьми в 100% случаев через 3-5 занятий и далее у ребенка формировалось самоудержание головы. В наблюдаемых нами занятиях других специалистов (5 учеников) через 5-8 уроков данная задержка развития («мотание головой») исчезала - голова занимала нормальное самоконтролируемое положение, движения головой как «на воде» во время занятий, так и «на суше» в домашней обстановке, по свидетельству родителей, нормализовывались. Для овладения самостоятельным удержанием «вертикальной позы - исходное положение лицом к лицу» для ученика необходима следующая последовательность упражнений: > погружение до уровня плеч, взаимное расположение тренера и ученика в вертикальной позиции; крепкое удержание тренером ученика под руки; постепенное ослабление поддержки ученика под руки; крепкое удержание тренером ученика за предплечья, затем - за кисти; постепенное ослабление поддержки ученика за предплечья, затем - за кисти; погружение до уровня плеч, взаимное расположение тренера и ученика в вертикальной позиции на расстоянии вытянутых рук тренера и периодическая необходимая страховка ребенка от погружения. «Вертикальная поза - исходное положение спиной к тренеру». На первых занятиях тренер стоит в воде и удерживает на согнутых руках спиной к себе ребенка за подмышки в вертикальном положении тела. Это удобно для тренера и ребенка при разучивании попеременных движений ногами, а также поддерживающих и гребковых движений руками, как при плавании на спине. Однако в данной позиции ребенок теряет зрительный контакт с тренером, что может испугать его на первых занятиях. Для предупреждения подобной ситуации тренеру необходимо озвучить свои действия - в нужный момент рассказывать сказку, напевать песенку, то есть, переходить с визуального на аудио контакт. Отмечено (30% случаев), что у детей, имеющих дополнительных к церебральному параличу проблемы умственного развития, данная позиция принимается через 15-20 занятий. Положительным моментом является то, что у ребенка расширяется зрительный обзор,*так как тренер находится за спиной и не мешает ему видеть, что делают другие. Однако при этом рассеивается внимание ребенка, появляются отвлекающие факторы и др. Для овладения самостоятельным удержанием «вертикальной позы - исходное положение спиной к тренеру» для ученика необходима следующая последовательность упражнений: > погружение до уровня плеч, взаимное расположение тренера и ученика в вертикальной позиции; крепкое удержание тренером ученика под руки; постепенное ослабление поддержки ученика под руки; легкое удержание тренером ученика на согнутых руках за предплечья; постепенное ослабление поддержки ученика за предплечья; погружение до уровня плеч, взаимное расположение тренера и ученика в вертикальной позиции на расстоянии вытянутых рук тренера и периодическая необходимая страховка от погружения ребенка с поддержкой за туловище. «Наклонная поза - исходное положение спиной к тренеру». На первых занятиях тренер стоит в воде и обхватывает ребенка на уровне груди спиной к себе в полулежащем положении. Тренер, несколько прогибаясь назад, удерживает ребенка за нижнюю часть туловища (место контакта кисти тренера зависит от выполняемого упражнения). Голова ребенка располагается у ключицы тренера, прижимается к шее. Положение головы контролируется тренером контактно - лицо к лицу. В случае вялого удержания головы из-за слабости мышц шеи, голова ребенка свисает вниз к груди и он не может поднять голову или повернуть ее в сторону, поэтому ребенка прижимают плотно к телу, поддерживая его одной рукой в области таза. При этом голова ребенка прижимается сбоку к шее и щеке тренера и находится в надключичной выемке. Необходимо пальцами страховать голову ребенка со стороны затылка от возможного ее соскальзывания в воду и «захлеба». В случае нормального удержания головы ребенок находится на некотором расстоянии от тренера. Такое же удержание ребенка выполняется и в случае хаотичного, например, «мотания» из стороны в сторону, движения головой, руками или какой-либо частью ноги - голенью и стопой. При спастическом состоянии голова ребенка может быть напряженно опущена вниз к груди. Для выработки нормального положения головы ребенка тренер прижимает его спину к своей груди, приподнимает его тело до упора плечом в свой подбородок, прижимает голову ребенка пальцами к своей голове в положении «рот ребенка и тренера над водой на одном уровне». Это совместное положение головы тренера и ребенка позволяет тренеру контролировать и предупредить критическую ситуацию «захлеб». Выполняются плавные, мягкие, пружинящие движения плечевым поясом вверх - вперед и вниз - назад, тренер просит ребенка расслабить мышцы шеи, контролирует, чтобы рот ребенка не погружался под воду. Напротив, когда голова ребенка запрокинута назад, тренер фиксирует голову ребенка, прижимая ее пальцами к своей голове в положении «рот ребенка и тренера над водой на одном уровне». Это совместное положение головы тренера и ребенка позволяет тренеру контролировать и предупредить критическую ситуацию «захлеб». Тренер выполняет пружинящие, плавные движения грудью и животом вверх - вперед и вниз - назад, просит ребенка расслабить мышцы шеи, контролирует, чтобы рот ребенка не погружался под воду. «Наклонная поза - исходное положение спиной на руке тренера». На первых занятиях тренер стоит в воде и поддерживает ребенка в наклонном фронтальном положении спиной на одной руке. Голова ребенка удерживается на внутренней части локтевого сустава руки тренера, а грудная клетка и таз, соответственно, находятся в упоре на предплечье и ладони тренера. Другая рука тренера остается свободной и может выполнять с ребенком необходимые действия. Выявлено, что упражнение эффективно используется в условиях плавательного бассейна при начальном обучении плаванию детей в возрасте от 1 до 3-летнего возраста. Отмечены 2 случая удобного применения данного упражнения для ребенка 6,5 лет с отклонениями в состоянии развития и малым ростом. «Горизонтальная поза - лежа на спине». На первых занятиях тренер находится в воде, и ребенок поддерживается двумя руками - одна ладонь удерживает снизу голову ребенка, при этом пальцы разведены веером, указательный и большой пальцы образуют упоры для затылочной области, а мизинец обеспечивает упор со стороны спины. Другая рука - пальцы разведены веером, обхватывает тело с наружной стороны (если ребенок большой, то со стороны тренера) область тазобедренных суставов и нижнюю часть спины. Зачастую ребенок с тяжелой формой церебрального паралича отказывается от выполнения данного упражнения. По свидетельству родителей, даже в домашней обстановке ребенок из-за спастического согнутого «эмбрионального» положения тела не спит на спине, а только на груди. В этом случае тренеру необходимо проявить долготерпение и провести несколько занятий, порой свыше 40, применить дополнительные специальные упражнения, прежде чем ребенок примет в воде горизонтальное положение тела. «Горизонтальная поза - лежа на спине с подвижной опорой - доской». Зачастую большую трудность испытывают дети, у которых не получается захват доски руками. Причин может быть несколько. Пример 1. Проведенные педагогические наблюдения (в том числе, изучение видеозаписи с 1997 по 2001 гг.) за начальным обучением плаванию ребенка СЛ., начиная с 9_летнего возраста, с диагнозом двойная диплегия показали следующее: осознанное управление движениями ног и рук незначительное; руки - в большинстве случаев наблюдается случайное резкое движение всей руки от плечевого сустава или, напротив, замедленное - от лучеза-пястного сустава или кисти, так как в локтевом суставе сохраняется сильная спастика. Ноги - незначительные сгибания и разгибания ног осуществляются только в тазобедренном суставе. Коленные и голеностопные суставы закрепощены. Выполнить захват и удержание доски ребенок не может на протяжении трехлетнего обучения, поскольку не может лежать на спине, так как тело находится в согнутой позиции «эмбриона». Дома ребенок спит только на боку. Однако за период обучения ребенок научился задерживать дыхание на вдохе, опускать голову в воду, выполнять ряд попеременных циклов движений ногами и руками, самостоятельно плавать без подвижной опоры до 3-х метров в положении на груди. Пример 2. Ребенок в возрасте 6 лет имеет спастическое состояние двух кистей и, как следствие, невозможно удержание плавательной доски, борта бассейна, разделительной дорожки. Тренер находится в воде, удерживает одной рукой ребенка в вертикальном положении спиной к себе, другой - доску для плавания. Приседает вместе с ребенком по шею в воду, подводит доску ближе к ребенку, оставляет ее на плаву, выполняет захват кисти ребенка указательным и безымянным пальцем согнутой кисти, предплечьем одновременно с захватом сверху доски. Затем, прижимая ребенка спиной к себе, приседает в воду, устанавливает подобным образом на доске другую руку ребенка и удерживает доску через руки ребенка. Как правило, в таком положении, ребенок находится вначале в вертикальном положении и не может поднять живот к поверхности воды. Тогда, тренер, выполняя плавательные движения ногами (брасс, попеременно), поднимает свою грудную клетку и живот вверх и, используя приобретенную плавучесть, таким образом поднимает ребенка к доске, принимает вместе с ним горизонтальную позу лежа на спине с подвижной опорой - доской. Пример 3. Обстоятельства те же, что и в примере 2, но имеется дополнительная трудность - голова ребенка «торчит» над поверхностью воды. Задача ребенка - опустить голову в положение «уши в воде» не выполняется по различным причинам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|