на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Гидрореабилитация ребенка с последствиями детского церебрального паралича
p align="left">Доказано экспериментально, что для тренера и детей, страдающих тяжелым церебральным параличом, церебральным параличом с проблемами умственного развития, испытывающих сильную водобоязнь, не умеющих плавать, этот этап входа в воду представляет значительные трудности.

Тренеру следует проявить максимум долготерпения и внимания. Особо следует обратить внимание на возможность выполнения самим ребенком захвата рукой поручня.

Для овладения учениками самостоятельным спуском в воду по лестнице со ступеньками:

> после самоформирования подвижность ног в тазобедренном и коленном суставах потребуется до 16 занятий;

> с проблемами подвижности ног - более 1 -2 лет;

с развитым анкилозом суставов спуск в воду возможен с помощью тренера или устройства для спуска в воду;

с развитым анкилозом суставов - после овладения плаванием (более 25 метров) самостоятельный спуск в воду возможен «спадом в воду».

Для овладения учениками самостоятельным спуском в воду по вертикальной лестнице-трапу:

потребуется до 26 занятий - после самоформирования подвижности ног в тазобедренном и коленном суставах;

более 3-4 лет - с проблемами подвижности ног;

с развитым анкилозом суставов спуск в воду возможен с помощью тренера или устройства для спуска в воду;

с развитым анкилозом суставов - после овладения плаванием (более 25 метров) самостоятельный спуск в воду возможен «спадом в воду».

«Вертикальная поза - исходное положение лицом к лицу». Применяется как исходная позиция для выполнения различных упражнений.

На первых занятиях тренер стоит на мелком месте в воде и удерживает на согнутых руках ребенка за подмышки в вертикальном положении тела, лицом к себе. Тренер должен удерживать ребенка в воде так, чтобы рот его находился на уровне рта тренера. Это позволяет контролировать безопасную от «захлеба» высоту опускания и подъема ребенка над поверхностью воды.

В случае вялого удержания головы - свисает вниз к груди, и ребенок не может поднять голову или повернуть ее в сторону - ребенка необходимо прижимать плотно к телу, поддерживая его одной рукой в области таза. Другой рукой голова ребенка прижимается сбоку к шее и щеке тренера и находится в области надключичной выемки. Со стороны затылка голову ребенка страхуют пальцами от возможного ее соскальзывания в воду и «захлеба».

В случае напряженного удержания головы ребенок находится на некотором отдалении от тренера. На первых занятиях в некоторых случаях отмечается отталкивание ребенка руками от тренера. При таком состоянии голова ребенка может быть напряженно опущена вниз к груди или, напротив, запрокинута назад.

Такое же удержание ребенка выполняется и в случае хаотичного, непроизвольного «мотания» головы из стороны в сторону. При этом возможно развитие критических ситуаций:

голова ребенка ударяется о борт бассейна или разделительную дорожку (отмечено 2 случая);

голова ребенка ударяется о голову или руки тренера (отмечено 17 случаев);

¦ затрудняет тренеру удержание равновесия у поверхности воды (отмечено 22 случая).

Предупреждение развития особо опасных критических ситуаций: не формировать вертикальную позу ребенка в водной среде до появления самоудержания нормального положения головы. По результатам занятий автора с подобными детьми в 100% случаев через 3-5 занятий и далее у ребенка формировалось самоудержание головы.

В наблюдаемых нами занятиях других специалистов (5 учеников) через 5-8 уроков данная задержка развития («мотание головой») исчезала - голова занимала нормальное самоконтролируемое положение, движения головой как «на воде» во время занятий, так и «на суше» в домашней обстановке, по свидетельству родителей, нормализовывались.

Для овладения самостоятельным удержанием «вертикальной позы - исходное положение лицом к лицу» для ученика необходима следующая последовательность упражнений:

> погружение до уровня плеч, взаимное расположение тренера и ученика в вертикальной позиции;

крепкое удержание тренером ученика под руки;

постепенное ослабление поддержки ученика под руки;

крепкое удержание тренером ученика за предплечья, затем - за кисти;

постепенное ослабление поддержки ученика за предплечья, затем - за кисти;

погружение до уровня плеч, взаимное расположение тренера и ученика в вертикальной позиции на расстоянии вытянутых рук тренера и периодическая необходимая страховка ребенка от погружения.

«Вертикальная поза - исходное положение спиной к тренеру». На первых занятиях тренер стоит в воде и удерживает на согнутых руках спиной к себе ребенка за подмышки в вертикальном положении тела. Это удобно для тренера и ребенка при разучивании попеременных движений ногами, а также поддерживающих и гребковых движений руками, как при плавании на спине.

Однако в данной позиции ребенок теряет зрительный контакт с тренером, что может испугать его на первых занятиях. Для предупреждения подобной ситуации тренеру необходимо озвучить свои действия - в нужный момент рассказывать сказку, напевать песенку, то есть, переходить с визуального на аудио контакт. Отмечено (30% случаев), что у детей, имеющих дополнительных к церебральному параличу проблемы умственного развития, данная позиция принимается через 15-20 занятий.

Положительным моментом является то, что у ребенка расширяется зрительный обзор,*так как тренер находится за спиной и не мешает ему видеть, что делают другие. Однако при этом рассеивается внимание ребенка, появляются отвлекающие факторы и др.

Для овладения самостоятельным удержанием «вертикальной позы - исходное положение спиной к тренеру» для ученика необходима следующая последовательность упражнений:

> погружение до уровня плеч, взаимное расположение тренера и ученика в вертикальной позиции;

крепкое удержание тренером ученика под руки;

постепенное ослабление поддержки ученика под руки;

легкое удержание тренером ученика на согнутых руках за предплечья;

постепенное ослабление поддержки ученика за предплечья;

погружение до уровня плеч, взаимное расположение тренера и ученика в вертикальной позиции на расстоянии вытянутых рук тренера и периодическая необходимая страховка от погружения ребенка с поддержкой за туловище.

«Наклонная поза - исходное положение спиной к тренеру». На первых занятиях тренер стоит в воде и обхватывает ребенка на уровне груди спиной к себе в полулежащем положении. Тренер, несколько прогибаясь назад, удерживает ребенка за нижнюю часть туловища (место контакта кисти тренера зависит от выполняемого упражнения). Голова ребенка располагается у ключицы тренера, прижимается к шее. Положение головы контролируется тренером контактно - лицо к лицу.

В случае вялого удержания головы из-за слабости мышц шеи, голова ребенка свисает вниз к груди и он не может поднять голову или повернуть ее в сторону, поэтому ребенка прижимают плотно к телу, поддерживая его одной рукой в области таза. При этом голова ребенка прижимается сбоку к шее и щеке тренера и находится в надключичной выемке. Необходимо пальцами страховать голову ребенка со стороны затылка от возможного ее соскальзывания в воду и «захлеба».

В случае нормального удержания головы ребенок находится на некотором расстоянии от тренера.

Такое же удержание ребенка выполняется и в случае хаотичного, например, «мотания» из стороны в сторону, движения головой, руками или какой-либо частью ноги - голенью и стопой.

При спастическом состоянии голова ребенка может быть напряженно опущена вниз к груди. Для выработки нормального положения головы ребенка тренер прижимает его спину к своей груди, приподнимает его тело до упора плечом в свой подбородок, прижимает голову ребенка пальцами к своей голове в положении «рот ребенка и тренера над водой на одном уровне». Это совместное положение головы тренера и ребенка позволяет тренеру контролировать и предупредить критическую ситуацию «захлеб». Выполняются плавные, мягкие, пружинящие движения плечевым поясом вверх - вперед и вниз - назад, тренер просит ребенка расслабить мышцы шеи, контролирует, чтобы рот ребенка не погружался под воду.

Напротив, когда голова ребенка запрокинута назад, тренер фиксирует голову ребенка, прижимая ее пальцами к своей голове в положении «рот ребенка и тренера над водой на одном уровне». Это совместное положение головы тренера и ребенка позволяет тренеру контролировать и предупредить критическую ситуацию «захлеб». Тренер выполняет пружинящие, плавные движения грудью и животом вверх - вперед и вниз - назад, просит ребенка расслабить мышцы шеи, контролирует, чтобы рот ребенка не погружался под воду.

«Наклонная поза - исходное положение спиной на руке тренера». На первых занятиях тренер стоит в воде и поддерживает ребенка в наклонном фронтальном положении спиной на одной руке. Голова ребенка удерживается на внутренней части локтевого сустава руки тренера, а грудная клетка и таз, соответственно, находятся в упоре на предплечье и ладони тренера. Другая рука тренера остается свободной и может выполнять с ребенком необходимые действия.

Выявлено, что упражнение эффективно используется в условиях плавательного бассейна при начальном обучении плаванию детей в возрасте от 1 до 3-летнего возраста. Отмечены 2 случая удобного применения данного упражнения для ребенка 6,5 лет с отклонениями в состоянии развития и малым ростом.

«Горизонтальная поза - лежа на спине». На первых занятиях тренер находится в воде, и ребенок поддерживается двумя руками - одна ладонь удерживает снизу голову ребенка, при этом пальцы разведены веером, указательный и большой пальцы образуют упоры для затылочной области, а мизинец обеспечивает упор со стороны спины. Другая рука - пальцы разведены веером, обхватывает тело с наружной стороны (если ребенок большой, то со стороны тренера) область тазобедренных суставов и нижнюю часть спины.

Зачастую ребенок с тяжелой формой церебрального паралича отказывается от выполнения данного упражнения. По свидетельству родителей, даже в домашней обстановке ребенок из-за спастического согнутого «эмбрионального» положения тела не спит на спине, а только на груди. В этом случае тренеру необходимо проявить долготерпение и провести несколько занятий, порой свыше 40, применить дополнительные специальные упражнения, прежде чем ребенок примет в воде горизонтальное положение тела.

«Горизонтальная поза - лежа на спине с подвижной опорой - доской». Зачастую большую трудность испытывают дети, у которых не получается захват доски руками. Причин может быть несколько.

Пример 1. Проведенные педагогические наблюдения (в том числе, изучение видеозаписи с 1997 по 2001 гг.) за начальным обучением плаванию ребенка СЛ., начиная с 9_летнего возраста, с диагнозом двойная диплегия показали следующее: осознанное управление движениями ног и рук незначительное; руки - в большинстве случаев наблюдается случайное резкое движение всей руки от плечевого сустава или, напротив, замедленное - от лучеза-пястного сустава или кисти, так как в локтевом суставе сохраняется сильная спастика. Ноги - незначительные сгибания и разгибания ног осуществляются только в тазобедренном суставе. Коленные и голеностопные суставы закрепощены.

Выполнить захват и удержание доски ребенок не может на протяжении трехлетнего обучения, поскольку не может лежать на спине, так как тело находится в согнутой позиции «эмбриона». Дома ребенок спит только на боку.

Однако за период обучения ребенок научился задерживать дыхание на вдохе, опускать голову в воду, выполнять ряд попеременных циклов движений ногами и руками, самостоятельно плавать без подвижной опоры до 3-х метров в положении на груди.

Пример 2. Ребенок в возрасте 6 лет имеет спастическое состояние двух кистей и, как следствие, невозможно удержание плавательной доски, борта бассейна, разделительной дорожки.

Тренер находится в воде, удерживает одной рукой ребенка в вертикальном положении спиной к себе, другой - доску для плавания. Приседает вместе с ребенком по шею в воду, подводит доску ближе к ребенку, оставляет ее на плаву, выполняет захват кисти ребенка указательным и безымянным пальцем согнутой кисти, предплечьем одновременно с захватом сверху доски. Затем, прижимая ребенка спиной к себе, приседает в воду, устанавливает подобным образом на доске другую руку ребенка и удерживает доску через руки ребенка.

Как правило, в таком положении, ребенок находится вначале в вертикальном положении и не может поднять живот к поверхности воды. Тогда, тренер, выполняя плавательные движения ногами (брасс, попеременно), поднимает свою грудную клетку и живот вверх и, используя приобретенную плавучесть, таким образом поднимает ребенка к доске, принимает вместе с ним горизонтальную позу лежа на спине с подвижной опорой - доской.

Пример 3. Обстоятельства те же, что и в примере 2, но имеется дополнительная трудность - голова ребенка «торчит» над поверхностью воды.

Задача ребенка - опустить голову в положение «уши в воде» не выполняется по различным причинам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.