p align="left">Примечание. Таблица составлена по обобщенным данным различных авторов. Максимальные величины указаны применительно к рекордным результатам. Напомним, что, рассматривая каждое физическое упражнение как некоторый воздействующий фактор, понятие объем нагрузки будет относиться, прежде всего, к длительности воздействия, а интенсивность нагрузки - к силе воздействия. Конкретный смысл этих понятий и параметры объема и интенсивности уточняются применительно к виду упражнений, а также в зависимости от того, оценивается ли нагрузка в отдельном упражнении или в некоторой совокупности упражнений. При проведении учебно-тренировочных занятий с использова-нием методов круговой тренировки, достаточно большие нагрузки обеспечиваются различными комбинациями параметров объемов и интенсивности, например большой и субмаксимальной интенсивности с относительно небольшими объемами (что характерно для упражнений скоростного и скоростно-силового характера) или умеренной и большой интенсивности с относительно большими объемами (что характерно для упражнений, направленных на развитие выносливости). При выборе упражнений для комплексов круговой тренировки оп-ределенные требования предъявляются к степени изученности и коорди-нированной сложности упражнений. Эти требования вытекают из осо-бенностей образования двигательных навыков - закрепленных до автома-тизма движений (В.Н. Кряж, 1982). Нам нет необходимости подробно описывать весь процесс образо-вания двигательного навыка, а лишь напомним, что он проходит ряд фаз. Для фазы генерализации характерны процессы иррадиации возбужде-ния в коре головного мозга, в результате чего в работу включаются не нужные для данного упражнения мышцы и мышечные группы. Вслед-ствие этого нарушается ритм движения, мышечные усилия и затраты энергии превышают уровень, необходимый для решения двигательной задачи. В этой фазе следует особенно осторожно подходить к дозировке упражнений, так как из-за наступающего утомления нервных процессов (при большом числе повторений, чрезмерном отягощении или высоком темпе) допускаются ошибки в технике, которые затем постепенно могут закрепиться, что приводит к формированию неправильного движения. В круговой тренировке все упражнения выполняются в услож-ненных условиях, требующих проявления различных физических качеств. Поэтому недостаточно разученные упражнения, приводящие к иррадиа-ции нервных процессов, не следует включать в комплексы КТ. Только хорошо выученное, закрепленное упражнение можно выполнить в слож-ных условиях, без риска нарушить технику. Рассмотренные характеристики свидетельствуют о широких возмож-ностях разностороннего воздействия физических упражнений на занимаю-щихся при решении задач общей физической подготовки в системе подготовки спортсменов путем применения их в КТ. 1.2.3. Сочетание различных режимов мышечной деятельности в круговой тренировке. По характеру мышечного сокращения в КТ применяются в основ-ном динамические упражнения, но наряду с ними имеют место стати-ческие и упражнения с комбинированным режимом работы мышц. В основе спортивной деятельности лежит реальное явление - двига-тельное действие, посредством которого решается спортивная задача. Именно движение является тем объектом, на который прямо или кос-венно направлен комплекс тренирующих воздействий в ходе многолет-ней подготовки спортсмена. Сама возможность и результативность двигательной деятельности обуславливается развитием физических качеств. К числу важнейших физи-ческих качеств, определяющих эту возможность, относится «сила». Пра-вильнее будет называть это качество - «силовые способности», и прояв-ляются они любых режимах мышечной деятельности. Никакие физические упражнения невозможно выполнить без прояв-ления мышечной силы. Для любой спортивной специализации характер-но проявление мышечной силы, от уровня ее развития зависит развитие и проявление целого ряда других физических качеств и способностей спортсмена. Поэтому такое большое место в процессе физической под-готовки отводится воспитанию силовых качеств (В.В. Кузнецов, 1975). Вместе с тем силовые способности нельзя сводить к только механи-ческой характеристике их сократительных свойств. Необходимо иметь в виду, что мышечная сила, являясь динамическим компонентом любо-го движения, может иметь различные качественные характеристики в зависимости от скорости, внешнего сопротивления и продолжительно-сти работы. Основным критерием оценки силовых способностей спорт-смена выступает показатель мощности рабочего усилия (Ю.В. Верхошан-ский, 1988). Рабочее усилие в спортивной деятельности может проявляться однократно, повторно, в циклической или переменной работе, против большого или небольшого внешнего сопротивления, с высокой или медленной скоростью движения, при различном предрабочем состоянии мышц. При этом могут иметь место различные режимы работы мышц: динамический (преодолевающий, уступающий), изометрический и много-образные формы смешанного режима. Изучение специальной научно-методической литературы и опыта спортивной практики позволяет определить круг решенных и нерешен-ных вопросов методики тренировок, в частности развития силовых способностей. Вопросы совершенствования методов тренировки, повышающих эф-фективность тренировочного процесса, а также поиск режимов работы мышц, способствующих эффективному развитию силы, особенно интерес-ны для нас, поскольку в нашей работе была поставлена задача исследо-вать различные методы КТ с использованием средств, направленных на развитие силовых и скоростно-силовых качеств тяжелоатлетов. Изучению режимов работы мышц посвящено много исследований, в которых выявились режимы, обеспечивающие наибольший рабочий эффект мышечного сокращения в задаче проявления силы или скорости. Однако они не дали однозначных результатов и, скорее, показа-ли бесполезность поиска абсолютного режима. Каждый режим и способ его использования имеют четко выраженное специфическое тренирующее воздействие, в соответствии с которым его и следует использовать. В то же время выяснилась целесообразность таких средств, в которых сочета-ются различные режимы работы мышц при главной роли преодолеваю-щего. Это позволяет достигать больших напряжений и, кроме того, со-хранять типичные признаки соревновательного упражнения (В.М. Дьячков, 1961, 1966, Ю.В. Верхошанский, 1961, 1970, В.В. Кузнецов, 1968, 1970). В практике известно несколько режимов работы мышц - это пре-одолевающий, уступающий, удерживающий и комбинированный (класси-фикация режимов работа у Ю.В. Верхошанского, 1977) Ряд авторов (Ю.И. Иванов, Г.П. Семенов, В.И. Чудинов, 1977, В.К.Петров 1966, И.М. Добровольский, 1973, А.Н. Воробьев, А.С. Прилепин, М.С. Хлыстов, 1975 и другие) указывают на то, что применение в тренировке различных режимов мышечной деятельности наряду с мио-метрическим (динамическим) режимом дает значительный эффект в росте силовых возможностей занимающихся. Как отмечалось выше, большинство спортивных упражнений вы-полняется в преодолевающем режиме, он считается основным. В тяже-лой атлетике большое значение имеет и уступающий режим работы, так как он дает возможность развивать силу больше максимальной на 20-40% (АЛ. Слободян, 1979). Одним из методов развития силы является метод изометрических упражнений, получивший довольно широкое распространение. По некото-рым данным (R.A. Berger, 1962) этот метод дает значительный прирост силы мышц и их массы уже в первые месяцы тренировки, В своих опытах по применению изометрических упражнений Т. Hettinger (1966) нашел, что оптимальной можно считать величину нагрузки в 40-50 % от максимальной силы. Другие авторы (Ю.И. Иванов, Г.П. Семенов, В.И. Чудинов, 1977) отмечают, что наибольший эффект дают напряжения, составляющие 80-120 % предельных с оптимальным временем напряже-ния 6 с. По данным А.Н. Воробьева (1981) в практике спорта применя-ется напряжение 55-100% от максимума в течение 5-Юс. С увеличе-нием напряжения уменьшается время удержания позы. Более высокий прирост силы при использовании изометрических упражнений выявлен у лиц, не занимающихся спортом. Полученные данные говорят о большой эффективности тренировки при сочетании уступающего, изометрического и смешанного режимов мышечной деятельности для развития силовых и скоростно-силовых качеств. Это составляет один из резервов интенсифи-кации тренировочного процесса (А.Н. Воробьев, А.С. Прилепин, М.С. Хлы-стов, 1975, В.М. Зациорский, 1962). В спортивной тренировке довольно широко используется уступаю-щий режим мышечной деятельности, особенно когда упражнения вы-полняются медленно. Все виды приседаний связаны с уступающей работой. Тяжелоатлеты на приседание отводят около 10-20% трениро-вочной нагрузки. Обычно высококвалифицированные тяжелоатлеты вы-полняют приседания в уступающем режиме с весом 110 - 120 % от их лучшего результата при преодолевающей работе, но не чаще чем один раз в 7-10 дней. А.С. Слободаном (1979) был проведен эксперимент, с целью вы-яснения оптимальных параметров преодолевающей, удерживающей (изо-метрической) и уступающей работ. Наиболее эффективной оказалась тренировка, 75 % которой составляла преодолевающая работа, 15 % уступающая и 10 % удерживающая. С биологической точки зрения комбинация различных режимов мышечной деятельности и, кроме того, апериодичность их применения создают условия для относительно меньшего приспособления организма к раздражителю. Применяемые раздражители в большинстве случаев значительны по силе, и поэтому ответная реакция организма на них более выражена. Итак, рассмотренные выше режимы мышечной деятельности, яв-ляются важным критерием для отбора физических упражнений в ком-плексы КТ. Здесь действует принцип, требующий, чтобы характер уп-ражнений соответствовал преобладающему в избранном виде спорта режиму мышечных сокращений. Указанный принцип характеризует основ-ную тенденцию в силовой подготовке спортсмена. 1.2.4. Перенос тренированности и повышение эффекта круговой тренировки. Силовые, скоростные, скоростно-силовые возможности спортсме-на, выносливость и гибкость во многих случаях (но не всегда!) взаи-мосвязаны друг с другом. Также взаимосвязаны друг с другом и эф-фекты тренировки различных физических качеств. Эта взаимосвязь осо-бенно выражена на начальном этапе занятий спортом. Поскольку физические качества проявляются при выполнении физических упражнений, то изменение уровня развития этих качеств приводит к изменению результата в этих упражнениях (Л.Б, Губман, М.Р. Могендович, 1969). В ряде случаев данное явление не зависит от того, применялось или не применялось упражнение в тренировке. Явление, когда изменение результата в одном упражнении влечет за собой изменение результата в другом, получило название «перенос тренированности». Но не всегда улучшение результата в одном упражнении сопрово-ждается улучшением в другом. Иногда с увеличением силы, например, уменьшается скорость движения или подвижность в суставах, то есть следует уточнить, что перенос бывает как положительный, так и отрицательный. При положительном переносе наблюдается одновременное улучшение результатов в разных упражнениях. В случае отрицательного переноса улучшение результата в одном упражнении влечет за собой ухудшение результата в других упражнениях. В спорте и физическом воспитании различают перенос двигатель-ных навыков и физических качеств (Л.П. Матвеев, 1965). Условность такого разделения переноса очевидна. Напомним, что формирование и совершенствование двигательных навыков зависит преимущественно от процессов образования условно-рефлекторных связей в ЦНС (Н.А. Бернштейн, 1947). Для воспитания физических качеств при сохранении роли ЦНС большое значение имеют фундаментальные, морфогистологические и биохимические изменения в органах и тканях (Н.Н. Яковлев, 1955). Все это значит, что вышеназванные процессы протекают во взаимосвязи друг с другом, как две стороны одного и того же процесса совершен-ствования двигательных возможностей человека. Но поскольку в круговой тренировке решаются в основном задачи физической подготовки, то наибольший интерес для нас представляет перенос физических качеств. Положительный перенос может быть однородным и разнородным. При положительном однородном переносе наблюдается повышение уровня одного и того же физического качества в применявшихся и не приме-нявшихся в тренировке упражнениях. В случае разнородного переноса, тренировка, направленная на развитие одного физического качества, приводит к изменению уровня, как этого, так и других физических качеств. Разнородный перенос может быть отрицательным. В этом случае увеличение уровня одного физического качества сопровождается снижени-ем уровня другого. При косвенном однородном и разнородном переносе создаются предпосылки более успешного развития физических качеств в процессе последующей тренировки. Косвенный перенос используют при физической подготовке на общеподготовительном этапе подготовительного периода. Средствами косвенного переноса являются в основном общеподготови-тельные упражнения. Одно из необходимых условий для эффективного переноса физи-ческих качеств с помощью КТ - это общность элементов функциональ-ных систем, обеспечивающих выполнение упражнений комплекса КТ, с функциональными системами, обеспечивающими выполнение основно-го упражнения. Чем больше необходимость направленного воздействия на результат основного упражнения, тем выше должна быть общность по таким показателям, как режим деятельности структур и функцио-нальных систем организма, участвующим в работе мышечным группам и другим показателям.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|