на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Исследование форм организации физкультурно-массовой работы в детском оздоровительном лагере (на примере туризма)
p align="left">Велосипедный туризм, вид самодеятельного туризма - путешествия и спортивные походы на велосипедах. Велосипедный туризм доступен людям любого возраста, т. к. нагрузки в нём легко дозируются. На велосипеде можно проехать практически по любой дороге, по тропинке и просто по ровному грунту, с ним можно перелезть через глубокий овраг, преодолевать пески, каменистые горные тропы и осыпи, переходить в брод реки. За день в зависимости от темпа движения, погоды, состояния дороги и наличия препятствий вело - туристы проезжают от 40 до 120 км (при попутном ветре от 45 до 140). В походе вело-туристу не приходится вести на себе снаряжение - весь груз крепится на велосипеде. В экологическом отношении велосипед наиболее чистый вид транспорта.

По массовости велосипедный туризм уступает таким видам туризма, как пешеходный, водный, горный и лыжный. Большое число вело -туристов путешествует без регистрации своих маршрутов и без путевых документов и поэтому не учитывается официальной статистикой. Для путешествий и спортивных походов годятся любые велосипеды - как дорожные, так и спортивные. Дорожный велосипед имеет прочную раму и колёса с широкими

шинами, на нём трудно развить большую скорость и тяжело преодолевать подъёмы, но он хорошо идёт по ухабистым дорогам без покрытия, а так же по песку и щебню. У дорожного велосипеда только одна передача, что исключает возможность регулировать скорость хода при изменении профиля дороги, за то он прост в обслуживании. У спортивных велосипедов меньше масса, более лёгкие колёса с узкими шинами. Он оснащён переключателем скорости (от 4 до 10 передач), имеет более лёгкий ход и хорошую манёвренность, предпочтителен для езды по дорогам с твёрдым покрытием (асфальтовым или бетонным). Многие вело - туристы при подготовке к походу несколько видоизменяют свои велосипеды применительно к особенностям маршрута. Например, на спортивный велосипед устанавливают багажник, заменяют заднее колесо на более прочное от дорожного велосипеда (но с многократной фтулкой), меняют тонкие спицы колёс на более толстые, для увеличения прочности на однотрубки наклеивают дополнительную оболочку. В снаряжение вело - туриста , помимо обычных вещей, необходимых в любом туристическом походе (палатка, посуда и т.д.), обязательно входит ремонтный набор с комплектом ключей, велоаптечка и запасные детали (спицы, тормозные колодки, гайки, шайбы, шарикоподшипники и прочее), запасная шина или камера, гибкий стальной тросик и др. одежда должна быть удобной для езды на велосипеде, из обуви предпочтительны кроссовки с твёрдой подошвой.

Путешествовать на велосипеде лучше всего по дорогам местного значения с асфальтовым или песчано-гравийным покрытием; скоростное шоссе (автобаны) и дороги союзного значения для вело-туристов не рекомендуется из-за повышенной их опасности, обусловленной интенсивным движением автотранспорта и высокой загрязнённостью воздушного пространства над ними. Путешествовать на велосипедах можно на всей территории страны. Большая часть маршрутов идёт по лесистой местности. Многодневные походы и путешествия на велосипедах совершаются, как правило, группами: оптимальный состав группы 4-6 человек. Такая группа достаточно мобильна, способна быстро оказать необходимую помощь пострадавшему и устранить техническую неисправность велосипеда. Важнейшим условием обеспечения безопасности вело - похода является строгое соблюдение правил дорожного движения. Чтобы максимально уменьшить вероятность несчастного случая, необходимо снижать скорость движения на спусках, особенно на дорогах с плохим покрытием, а так же при движении по мокрому шоссе или грунтовой дороге с лужами (вода может закрывать глубокие выбоины и ямы). Нельзя двигаться по дорогам в сумерки и ночью. Перевозимый груз надо закреплять на велосипеде, так как у вело - туриста с рюкзаком на спине снижается устойчивость во время движения, раньше приходит усталость. Безопасность вело - путешествий так же во многом зависит от технического состояния велосипеда и умения управлять им, особенно на плохой дороге и при преодолении препятствий (к естественным препятствиям в вело-туризме относятся горные дороги и перевалы, трудно проходимые лесные тропы, участки бездорожья, броду, овраги). Поэтому технический осмотр велосипедов необходимо проводить ежедневно и любые замеченные неисправности сразу же устранять.

Соревнования по вело-туризму проводятся в целях проверки готовности вело - туристов к походам, совершенствования навыков управления велосипедом и техники преодолевания препятствий, а так же для обмена опытом в подготовке и проведении вело-походов. Соревнования позволяют определить сильнейшие коллективы и отделять участников, чей опыт и знания могут быть использованы для развития вело-туризма в стране. Соревнования проводятся обычно по четырём видам: преодолевание полосы препятствий, фигурное вождение, триал и ралли. Наиболее распространённый и зрелищный вид - преодоление полосы препятствий, куда выходят: переправа через реку с велосипедом в брод и по бревну, замена «неисправной» детали велосипеда, подъём и спуск по склону, езда по песку или осыпи и т.д. Походы в вело-туризме подразделяются на 5 КС в зависимости от протяжённости маршрута, продолжительности похода, сложности рельефа, высота над уровнем моря, характера препятствий и т. д. При путешествии по пустыне или тайге маршрут похода 5 КС прокладывается через малонаселённую местность, причём не менее 60% протяжённости маршрута должны приходится на естественные грунтовые дороги и тропы с труднопроходимыми участками, бродами, завалами, осыпями и др. препятствиями.

Спортивные разряды и занятия по вело-туризму присваиваются вело-туристам при выполнении ими соответствующих требований и норм Единой всесторонней спортивной классификации [19,с.25].

Таким образом особенностями спортивного туризма в образовательных учреждениях являются следующие:

1. Спортивный туризм в образовательных учреждениях распространён недостаточно широко.

2. Спортивный туризм требует значительного вложения материальных средств для создания тренировочной базы.

3. В образовательных учреждениях наблюдается недостаток квалификационных кадров по спортивному туризму.

ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

2.1 Особенности организации спортивного туризма в детском оздоровительном лагере

Занятия спортивным туризмом в лагере позволяют получить максимальный образовательно-оздоровительный эффект без значительных физических и эмоциональных перегрузок, характерных для многодневного туристского похода.

Занятия спортивным туризмом - школа туристской культуры. Осваивая элементы ориентирования, навыки туристского быта, жизни в коллективе, краеведческую деятельность и т.д., ребенок получает базовое образование, единое для всех видов туризма. Это очень важно в работе со школьниками, только начинающими приобщаться к азам туризма и краеведения. На базе качественной общетуристской подготовки ребенок более сознательно подходит в дальнейшем к выбору видовой туристской специализации.

Организация спортивного туризма подразумевает собой деятельность в туристско-краеведческих лагерях, расположенных в пределах родного края (40-50 км от города), которые экономичны для государства и для семьи, что немаловажно при современных сложностях в финансировании системы образования (исключает значительные расходы на проезд участников и руководителей; создает возможность использования транспортных средств проводящей организации и родителей) [8,с.4].

Успешное проведение занятий спортивным туризмом становится основанием для участия детей в других, более сложных походах.

При организации занятий по спортивному туризму в лагере актуальна возможность вывезти детей из экологически неблагополучных условий города в относительно чистую природную среду.

Заниматься некоторыми видами спортивного туризма могут даже такие дети, которые по своим физическим возможностям в многодневном туристском походе не смогли бы принять участие.

Педагоги, не имеющие вообще или имеющие минимальную туристскую квалификаций, которые ни при каких условиях не решаются идти в туристский поход с детьми, обычно соглашаются заниматься спортивным туризмом.

Организация спортивного туризма в загородном лагере не ограничиваются только работой с новичками. Они позволяют успешно отрабатывать элементы сложной туристской техники.

Непозволительная роскошь - рассматривать занятия по спортивному туризму и туристские походы как чисто досуговую деятельность. Тем самым заведомо ограничивается образовательный, развивающий потенциал данных мероприятий [2,с.5].

В туристских лагерях учебный процесс - практическая деятельность, содержание которой не надумано и призвано разрешать проблемы в жизни лагеря. Обучение, построенное на живом интересе детей естественно вписывается во всю жизнь лагеря [8,с.6].

При организации спортивного туризма в детском лагере возникает потребность в разработке программы его проведения, которая составляется индивидуально для каждого мероприятия.

Создание программы лагеря необходимо для более чёткого осознания организаторами его целей и задач. Это так же - эффективная форма планирования и распределения средств и времени. И, наконец, оформленная программа может служить документом для финансовой или иной поддержки наших начинаний.

Какие же разделы может иметь программа организации туристского лагеря школьников? Она включает [8, с. 6]:

1.Вводная часть. Здесь показывается, почему возникла необходимость в проведении лагеря? Почему решение данной проблемы - приоритетная задача? Какова цель проведения лагеря? Как она связана с решением оставленной проблемы? Какие задачи должны быть поставлены для решения данной цели?

2.Концепция образовательно - оздоровительной программы. В этом разделе подробно описывается методы и формы работы. Желательно дать обоснование почему, выбраны именно эти методы. Чем и как будут заниматься дети и руководители групп? Каковы способы замера ожидаемых результатов? Какие показатели позволяют оценить эффективность использованных средств?

3.Характеристика детского контингента. Кто едет в лагерь (возраст, требования к медицинскому допуску)?:

o Желательно одного возраста

o Общий интерес, единые нормы

o Ребята с близкой физической подготовкой

o Одинаковое количество девочек и мальчиков

o Лучше группа не более 12 человек.

Нужна ли участникам предварительная подготовка и в каком объёме?

4.Характеристика кадрового обеспечения. Кто будет руководить лагерем? Полезно определить требования к уровню педагогической, спортивно - туристической, инструкторской и судейской квалификации руководителей детских групп.

5.Ресурсное обеспечение целиком зависит от вида туризма и образовательных задач. Определяются качественные и количественные требования и личному и групповому снаряжению. Какое снаряжение инвентарь и оборудование необходимы для реализации образовательно-оздоровительной части программы? Из каких источников поступят эти ресурсы?

6.Бюджет программы или смета расходов. Разделы: оплата труда, основные прямые расходы и непрямые расходы. Целесообразно чётко разграничить источники доходов (например, средства бюджета, родительские средства, средства спонсоров и т.д.).

Требования к возрасту детей определяются программой, по которой предварительное обучение. В наших лагерях базовой служила программа дополнительного образования для учащихся 7 - 11 классов « лидер: школа туристского организатора». Новизна данного образовательного курса состоит в подготовке школьников - организаторов туристской деятельности, развитии у учащихся коммуникативных качеств и накоплений ими опыта лидерства малых группах.

Специализированную подготовку школьника - туристского организатора целесообразно начинать в 7 - 8 классе средней школы. До 12 -13 лет ребёнок может получить первичный опыт туристско деятельности: участие в туристских прогулка, местных экскурсиях (начальная школа), одно - двухдневных походах по родному краю в составе класса, туристского объединения (5-6 класс). К 12 - 13 годам целесообразно переходить от туристских мероприятий «для детей» к организации туристских походов самими школьниками под руководством квалифицированного педагога - тренера.

К этому возрасту, дети по своим потребностям (стремлению к общению и деятельности в кругу ровесников, преодолению трудностей, испытанию себя, самоутверждению) и возможностям (образовательным и физиологическим) созревают к самостоятельной туристской деятельности в коллективе сверстников в условиях туристского быта.

Для более успешной реализации образовательной части программы лагеря желателен подбор детей примерно одного возраста (13 - 14 лет).

Возможна комплектация разновозрастных групп. В этом случае более опытные в спортивно - туристском отношении ребята могут выполнять роли инструкторов дежурных бригад, туристских служб.

Из 15 - 20 детей комплектуется туристская группа. Важно определить оптимальное для конкретной организации количество групп на одну смену работы лагеря. Это будет зависеть от кадровых, финансовых и материально - технических возможностей поводящей организации и экологических возможностей территории, на которой организуется лагерь (пределом «вместимости» территории без ущерба для экологии природной среды).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.