на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Исследование развития психомоторных способностей старших школьников средствами нетрадиционных видов гимнастики
p align="left">В практике оздоровительной физической культуры под аэробикой понимается систематическое выполнение физических упражнений, основанных на аэробных процессах, охватывающих работой большие группы мышц в течение от 15 до 45 минут при оптимальной интенсивности работы.

Молодежный современный танец типа джазового танца, брейка и других разновидностей, появляющихся с каждым новым витком моды построен также на включении многих спортивно-гимнастических и акробатических элементов (переворотов вперед, назад, в сторону, подъемов разгибом с лопаток, шпагатов и даже сальто). Музыкально-ритмические виды гимнастики, получившие общее название «танцевальная аэробика», признаются «отцом» аэробики, известным специалистом в области оздоровительной физической культуры американским врачем Кеннетом Купером в числе самых эффективных наряду с циклическими упражнениями.

Под воздействием аэробики во всём её многообразии средств и методов осуществляется морфологическая и функциональная перестройка в организме человека. В этом главное преимущество аэробики, и в частности аэробной, а более кратко и теперь общепринято - ритмической гимнастики.

Занятия ритмической гимнастикой привлекают не только своей эмоциональностью и доступностью, но и практически безграничным разнообразием упражнений, дающим возможность воздействовать на организм занимающихся как целостно, так и избирательно. Это во многом обеспечивает целенаправленность и эффективность занятий. В ритмической гимнастике применяют упражнения ряда групп: общеразвивающие упражнения, упражнения художественной гимнастики и элементы хореографии, разновидности ходьбы бега, прыжки, строевые и акробатические упражнения, танцевальные и основные упражнения на расслабление.

Имеется несколько форм проведения ритмической гимнастики в условиях физической культуры (В.Н. Курысь, Н.Н. Грудницкая ,1998). Авторы отмечают положительное влияние ритмической гимнастики на развитие физических, психических качеств, следствием чего является и развитие психомоторных качеств.

Занятия аэробикой, шейпингом или любым другим видом физкультуры оказывают общефизиологическое воздействие на организм, повышая обмен веществ; положительно влияет на сердечно-сосудистую, дыхательную и пищеварительную системы, развивает силу, гибкость, быстроту, выносливость, координацию движений Результаты различных исследований показали, что целенаправленные, регулярные занятия ритмической гимнастикой и специально подобранные комплексы общеразвивающих упражнений положительно влияют на организм занимающихся. Вызывают при этом изменения в показателях физического развития и значительные изменения в показателях двигательных качеств - силе и гибкости, а также укрепляют мышечный тонус и улучшают эмоциональное состояние человека (20, 21, 45, 40).

Степ-аэробика (от английского - "шаг") представляет собой систему прыжков на небольшой платформе. Но этим не ограничиваются и добавляют стандартный аэробный комплекс - движения для мышц пресса, бедер, силовые упражнения и растяжку. Из-за высокой нагрузки контингент женщин на это течение ограничивается 35 годами. Именно поэтому степом занимаются профессионалы. Новички, способные выдержать подобный темп и желающие быстрее достичь результатов, также выбирают степ. Элементы в фитнес-аэробике отличаются доступностью и простотой двигательных действий. Координационное усложнение осуществляется за счет различного рода сочетаний движений ног и рук, темпа выполнения, изменения направления. Важное значение имеет логический переход от одного движения к другому, синхронность выполнения движений, высокая эмоциональность исполнения. В фитнес-аэробике можно выделить ряд структурных групп элементов. В классической аэробике это, в первую очередь, хореография классической аэробики: шаги, скачки и подскоки со сложнокоординационной работой руками, махи, некоторые силовые элементы. В степ-аэробике - различные шаги, скачки, прыжки на платформе и около нее, в танцевальной - элементы, характерные для фанка и хип-хопа.

Техническое мастерство оценивается по показателям правильности осанки, движений тела и отдельных его частей, технической сложности хореографии, включая оригинальность, разнообразие и темпо-ритмические характеристики движений, а также синхронность исполнения.

Фитнес-аэробика-сложнокоординированный, эстетический, командный вид спорта из семейства «Аэробика». Своеобразие ее определяется органическим соединением спорта и искусства, присутствием творческого компонента и фактора новизны, единством движений и музыки.

В отличие от спортивной аэробики, в фитнес-аэробике нет рискованных и травмоопасных элементов. Фитнес-аэробика синтезировала все лучшее, что накопилось в практике и теории оздоровительной и спортивной аэробики. Это - гимнастические, танцевальные движения, элементы классической, степ-аэробики, прошедшие тщательную сортировку временем и специалистами на полезность их для здоровья. Соревновательные комбинации отличаются быстрым темпом, резкой сменой положения тела, позиций, сложными по координации движениями. Особой популярностью этот вид спорта пользуется среди детей, подростков и молодежи, для которых выступление в соревнованиях, конкурсах, шоу-программах является важным мотивационньм фактором систематических занятий физической культурой.

Упражнения ритмопластических видов гимнастики являются эффективным средством развития координации, быстроты двигательных действий, подвижности в различных суставах, силовых качеств, общей выносливости (Е.П. Ильин, 2000). Так же способствуют развитию памяти на движения (Н.К. Меньшиков, 1998).

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методы исследования

Для решения поставленных задач были выбраны следующие методы исследования:

Изучение литературных источников.

Изучалась специальная литература по вопросам развития психомоторных способностей школьников на уроках физической культуры.

2. Педагогические наблюдения.

Педагогические наблюдения осуществлялись непосредственно на уроках физической культуры старших школьников с целью субъективной оценки влияния различных физических упражнений на развитие психомоторных способностей, в том числе и нетрадиционных видов гимнастики.

3. Педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент проводился в лицее № 17 г. Ставрополя. В начале и в конце педагогического эксперимента испытуемые экспериментальной и контрольной групп подвергались следующим контрольным испытаниям (тестам):

1. Проба Ромберга. Поставить ступни на одной линии (носок правой возле пятки левой ноги), стоять, удерживая равновесие.

Мы предлагаем следующую модификацию данной пробы:

простоять в позе руки по швам 15 с - оценка «2» (или «1» если не устоял);

вытянуть руки вперед, простоять еще 15 с - оценка «3»;

закрыть глаза и простоять еще 15 с - оценка «4»;

поднять голову с закрытыми глазами вверх и простоять еще 15 с в той же позе - оценка «5».

Применение такой пробы особенно информативно до и после нагрузки.

2. Для исследования скорости движений использовался тест хлопки, приседания, наклоны (В.Л. Марищук, 1983).

Хлопки. И.п. - основная стойка. Выполнить 20 хлопков прямыми руками над головой и по бедрам за наименьшее время. Результат больше 14 с считается низким.

Приседания. И.п. - основная стойка. Выполнить 20 приседаний. Результат больше 20 с считается низким.

Наклоны. И.п. - основная стойка. Выполнить 20 наклонов вперед до касания пола кончиками пальцев за наименьшее время. После каждого наклона необходимо выпрямиться до вертикального положения. Результат больше 19 с считается низким.

Методы математической статистики.

Мы использовали для расчета полученных результатов.

Собранные материалы подверглись математической обработке, при которой определялись следующие показатели.

М - средняя арифметическая величина. Определяется средний уровень развития (выраженности) всех показателей в определенном вариационном ряду:

, где

V - признак (варианта),

N - количество варианта в вариационном ряду.

2.2. Организация исследования

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе, с октября 2004 года, по февраль 2005 года, исследовалась проблема по литературным источникам, что подтвердило актуальность выбранной темы, поставлены цель, задачи исследования, определены методы исследования, составлен понятийный аппарат, для поле полного теоретического понятия специальных терминов (приложение 1) Были подобраны тесты для определения психомоторных способностей. Разработаны комплексы упражнений ритмической гимнастики, для совершенствования психомоторных качеств старших школьников.

На втором этапе исследования в период производственной практики со 2 февраля по 14 марта, 2005 года проводился педагогический эксперимент на базе лицея №17 г. Ставрополя. В сравнительном исследовании психомоторики приняли участие двадцать школьников от 15 до 16 лет. Десять человек составили контрольную группу и другие десять, экспериментальную. Отличием экспериментальной группы было применение в этой группе средств ритмической гимнастики.

Как контрольная, так и экспериментальная группы вначале прошли тестирование.

В процессе физкультурных занятий нами постепенно добавлялись усложнённые упражнения ритмической гимнастики (приложение 2), что требовало от занимающихся четкого самоконтроля своих действий по временным, пространственным и динамическим переменным. Все это способствовало формированию у школьников тонких умений и навыков в восприятии и оценке временных, пространственных и динамических характеристик движений. В то же время это, повышало у них интерес к выполнению заданий, что имело важное значение для эмоционального фона урока.

Полученные результаты исследования мы внесли в таблицу (приложение 1).

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По завершению эксперимента мы получили количественные данные. При помощи математической обработки мы вывели среднюю оценку каждой группы. В нашем исследовании все данные разделились на 2 группы: данные, полученные до эксперимента и данные, полученные после эксперимента, что при сравнении этих данных нам позволяет наглядно увидеть результат нашей работы (приложение 3). Напомним, что в нашем исследовании было задействовано 2 группы по 10 человек. При проведении Пробы Ромберга максимальный балл - 5, минимальный - 0 баллов. В контрольной группе результаты улучшились на 0,5 балла, в экспериментальной группе на 1,4 балла. То есть в экспериментальной группе результат лучше на 0,9 балла по сравнению с контрольной группой. Это подтверждает нашу гипотезу об ускоренном развитии психомоторных способностей средствами ритмической гимнастики (таблица 1).

Хлопки. Выполнялись 20 хлопков с максимальной скоростью, 14 секунд, считался хорошим результатом.

В контрольной группе результат улучшился на 1,9 секунд, в экспериментальной группе на 4,3 секунды, что составляет разницу в 2,4 секунды. (таблица 1).

Приседания. 20 приседаний выполнялись с максимальной скоростью, хорошим результатом считалось выполнение задания за 19 секунд. В контрольной группе произошел сдвиг на 1,9 сек, в экспериментальной группе на 3,3 сек, что на 1,4 секунды лучше (таблица 1).

Наклоны. Наклоны выполнялись с максимальной скоростью за 19 секунд. В контрольной группе результаты на 1,1 секунды лучше предварительного измерения, в экспериментальной группе на 4,4 секунды, что составляет разницу - 3,3 секунды (таблица 1).

Таблица 1

Сравнительные результаты начального и контрольного тестирования в контрольной и экспериментальной группах.

группы

Ромберга

Хлопки

Приседания

Наклоны

К

0,5

0,9

1,9

2,4

1,9

1,4

1,1

3,3

Э

1,4

4,3

3,3

4,4

При составлении групп вначале эксперимента мы специально в экспериментальную группу включили как сильных, так и более слабых учеников. Также был сделан подбор и в контрольную группу. По завершению начального

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.