на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Исследование влияния идеомоторной тренировки на качество выполнения гимнастических упражнений студентами факультета физической культуры
p align="left">5. усиление культурообразующего потенциала физической культуры;

6. повышение интегративной роли физической культуры в ее целостной методологии;

7. формирование устойчивого интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, соблюдению основ здорового образа жизни, способствующих изменению стиля жизни;

8. повышение уровня физкультурной образованности управленцев, педагогов, родителей и детей.

Таким образом, успешная педагогическая деятельность учи-теля физической культуры связана и с мнемическими качествами - быстротой и прочностью запоминания.

Психомоторные качества особенно необходимы учителю физической культуры. Многие упражнения, которые он должен демонстрировать учащимся, требуют большой физической силы, гибкости, быстроты реакции. С возрастом физические качества имеют тенденцию к регрессу, поэтому постоянной заботой учи-теля физической культуры является поддержание их на необхо-димом уровне. А это связано с соблюдением двигательного ре-жима, режима питания, со слежением за своим здоровьем.

Е.П. Ильин утверждает, что психомоторные качества тесно связаны с персептивными и аттенционными качествами: быстротой видения, степенью кон-центрации внимания при реагировании на объекты или сигналы и т. д. Поэтому деление профессионально важных качеств учи-теля физической культуры на группы не следует воспринимать как догму. Имеется много переходов одних качеств в другие, их комплексирование, взаимообусловливание 10.

Маркова А.К. считает, что для эффективного выполнения профессиональ-

ной деятельности специалист должен обладать рядом психологических качеств:

§ характеристик мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специалиста:

1) Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции.

2) Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самосознание себя как профессионала.

3) Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик.

4) Удовлетворенность человека трудом, его процессом, результатом.

§ характеристики операционной среды специалиста:

1) Психологические знания о труде, о профессии.

2) Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей).

3) Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту.

4) Профессиональное мышление, в том числе творчество, возможность обогатить опыт профессии.

5) Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

6) Психологические показания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано. Желательно определение противопоказаний в мотивационной и операционной сфере.

7) Линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации [16].

1.2. Психологическая саморегуляция, как средство собственного управления организмом

Саморегуляция - возможность (в определенных пределах) самостоя-тельно активно изменять процессы, происходящие в соб-ственном организме, и управлять ими.

Сущность психической саморегуляции состоит в том, что чувства, накапливаемые в процессе общения с окружающей средой и познания собственного организма, человек делает предметом систематической тренировки, чтобы воздействовать на свое психическое состояние и организм в целом. Сигналами для этого могут служить ощущение тяжести тела в сочетании с мышечным рас-слаблением, тепла - в сочетании с испытываемым расслаблением и чувством физического комфорта. Пере-живание успеха может иметь продолжительное эмоцио-нальное последействие, ведущее к построению таких же или аналогичных стратегических решений (тренировка поведения) в процессе «организации» спортивной победы.

Психическая саморегуляция с помощью психорегуляторной тренировки опирается на важный общий принцип функционирования организма: постоянную об-ратную связь, реафферентную сигнализацию центральной нервной системы о выполнении физиологических процес-сов. Эти сигналы могут восприниматься дифференциро-ванно и создавать основу, на которой строится содер-жание программ психорегуляторной тренировки (трени-ровка чувства внутренней раскованности, резкости, на-пряжения, расслабления и т.д.).

Еще один принцип психорегуляции заключается в следующем: чем более четкое устное определение получит содержание воспринятого и чем более активно оно будет воспроизведено, а также чем больше оно соответствует миру восприятий и представлений спортсмена, тем точ-нее оно будет преобразовано в само управление. При формировании и активизации условнорефлекторных процессов человек может научиться (в известных пределах) произвольно управлять через высшие инте-грационные системы мозга почти всеми вегетативными функциями и психовегетативными изменениями в организме.

Таким образом, психорегуляторное воздействие про-исходит опосредованно через высшие интеграционные зоны головного мозга, которые выполняют двойную функцию: создают предпосылки для активного созна-тельного контакта человека с окружающим миром и одновременно являются высшим центром управления соматическими и вегетативными функциями организма.

По данным В.П. Некрасова, исходя из профессиограммы спортивной деятельности и психологических требований, предъявляемых к лич-ности спортсмена в процессе подготовки и выполнения определенных действий, формы психорегуляции должны иметь комплексный характер, т.е. затрагивать как можно больше сторон воздействия на психические про-цессы и психовегетативные изменения организма спорт-смена. Только с помощью одной саморегуляции нельзя выполнить эти многосторонние требования. Поэтому в спортивной практике все большее место занимают ком-бинированные формы само- и гетерорегуляции. Любые формы гетерорегуляции (устные, акустические - музыка, шумы, оптические - краски, картины и др.) подкрепляют и усиливают эффект саморегуляции 19.

Под психической саморегуляцией (ПСР) понимаются различные способы самостоятельного воздействия на собственное психическое состояние (и через него на другие функции организма) путем использования в первую очередь слов и соответствующих словам мысленных образов.

И так, основным оружием в сфере психической саморегуляции служат слова и соответствующие словам мысленные образы.

Известны такие средства психической саморегуляции, как самоободрение, самоприказ, самоубеждение. Сущность этих приемов сводится к тому, что тщательно осмыслив предстоящую ситуацию и представив в ней себя, человек оформляет нужные мысли и чувства.

А.В. Алексеев отмечает, что эти методы психической саморегуляции довольно часто оказывают существенную помощь. Но, к сожалению, не всегда. Дело в том, что нередко в связи с нарастанием числа стрессовых ситуаций стали наблюдаться случаи, когда организм «не слушается» самоободрения, или самоприказа. В организме не возникает тех нужных физиологических изменений, без которых физическое начало (мысли и слова) не реализуются должным образом, остается, так сказать пустым звуком 2.

1.3. Идеомоторная тренировка как инновационная форма подготовки при обучении

Идеомоторная тренировка (ИТ) - это планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение осваиваемого навыка. Идеомоторная тренировка может применяться на всех этапах подготовки специалиста.

Активное представление реально выполняемых двигательных навыков способствует овладению ими, их укреплению, корректированию, а также ускорению совершенствования.

Представление движений можно классифицировать следующим образом:

· как идеальную картину (образец) реальных действий, которые, будучи программой двигательной деятельности, выполняют программирующую функцию;

· как образ, который помогает процессу освоения движения и выполняет таким образом тренирующую функцию;

· как образ, который возникает в процессе контроля и исправления движений по ходу их выполнения, как связующее звено и осуществляет тем самым регуляторную функцию.

Все три функции характеризуются синхронностью.

Механизм воздействия идеомоторной тренировки выражается в том, что за счет использования мышечного потенциала происходит неосознанная и невидимая иннервация мышц, импульсная структура которой соответствует

ощущаемым, представляемым или воображаемым движениям.

"Жизненность", или "реальность", представления идеомоторного двигательного акта определяет объем вовлеченных во "внутреннюю реализацию" уровней и этим самым эффективность идеомоторной тренировки.

Также оправдала себя следующая структура идеомоторной тренировки,

разработанная на основе этих принципиальных научных позиций.

I. Внутренняя актуализация:

а) экспозиционная фаза (программа нижней ступени аутогенной тренировки; некоторые упражнения);

б) обсервативная фаза (наблюдения) - оптическое изображение двигательного цикла с особым акцентированием основных моментов с помощью кино- видеозаписей или кинограмм;

в) идеомоторная фаза (3-5-кратное повторение внутреннего представления в соответствии с письменным заданием).

II. Внешняя реализация:

а) имитационная фаза-элементы идеомоторного упражнения реально выполняются во временной последовательности в общих чертах ("намек" на движение) или как бы повторяя воображаемое;

б) фаза практической тренировки (упражнение, тренированное идеомоторным методом, выполняется практически).

При разработке индивидуально эффективных идеомоторных программ следует учитывать ряд моментов:

· в начальной фазе в процессе выполнения некоторых основных упражнений должна повышаться внутренняя "готовность к воображению" и снижаться интенсивность воздействия внутренних и внешних помех;

· содержание программ идеомоторной тренировки должны вырабатывать совместно спортсмен, тренер, психолог и биомеханик. Программы идеомоторной тренировки часто подлежат корректировке и должны учитывать уровень подготовленности спортсмена в данный момент;

· часто отвлекающиеся спортсмены, которым легко помешать, могут наговорить содержание программы на магнитофонную ленту и перед идеомоторной тренировкой прослушать запись. Благодаря этому им легче будет сосредоточиться и вообразить услышанное;

· число  повторений  в идеомоторной тренировке (2-5) зависит от уровня

подготовленности спортсменов и задач обучения. Более сложные двигательные навыки отрабатываются с помощью более коротких повторений во время одного занятия, перерывы между которыми также должны быть сокращены;

· информация, которую получает спортсмен во время тренировки, должна быть сформулирована ясно и однозначно, должна сопровождаться объяснениями, как надо выполнять упражнения.

1.4. Психолого-педагогические факторы формирования образных форм мышления в управлении двигательными действиями

Разработка современных методик обучения двигательным действиям базируется на теории технической подготовки спортсменов, методологиче-ской основой которой являются биомеханика движений человека, физиология двигательной активности, психология и педагогика [25].

Структурными компонентами деятельности выступают действия. Действием называют процесс, подчиненный решению конкретной двигательной задачи, направленный на достижение цели, определяемой характером моти-вации.

Согласно В.Б. Коренбергу, двигательная задача рассматривается как фиксированный системный комплекс представлений:

об исходной ситуации решения двигательной задачи;

о желаемой конечной ситуации решения двигательной задачи и о ха-рактере перехода в нее исходной ситуации (это цель двигательной задачи);

о независящих от субъекта закономерностях и факторах, которые
предположительно могут влиять на ход решения двигательной задачи;

о средствах, которыми будет располагать субъект для ее решения;

об ограничениях, налагаемых на применение средств [13].

Обучение двигательным действиям занимает центральное место в физическом образовании, являясь специфической стороной физического воспитания. В результате обучения формируются двигательные умения и навыки. Характерная черта двигательного умения заключается в том, что управление движениями в процессе двигательного действия происходит при ведущей роли мышления (это отражено в самом слове «умение»). Активный мысли-тельный процесс управления движениями протекает на основе: а) знаний техники действия и особенностей его исполнения; б) двигательного опыта, из которого можно использовать ранее выработанные двигательные коорди-нации и ощущения для построения новой системы движений; в) оценки сво-их физических возможностей.

Из этого следует, что двигательное умение определяется как приобре-тенная способность осуществлять двигательное действие при ведущей роли мышления в управлении движениями. При том, что в целом понятие способность в более широком плане - это генетически, социально и лично выработанное качество (или совокупность свойств и качеств) что-либо эф-фективно делать, совершать [21].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.