p align="left">5. усиление культурообразующего потенциала физической культуры; 6. повышение интегративной роли физической культуры в ее целостной методологии; 7. формирование устойчивого интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, соблюдению основ здорового образа жизни, способствующих изменению стиля жизни; 8. повышение уровня физкультурной образованности управленцев, педагогов, родителей и детей. Таким образом, успешная педагогическая деятельность учи-теля физической культуры связана и с мнемическими качествами - быстротой и прочностью запоминания. Психомоторные качества особенно необходимы учителю физической культуры. Многие упражнения, которые он должен демонстрировать учащимся, требуют большой физической силы, гибкости, быстроты реакции. С возрастом физические качества имеют тенденцию к регрессу, поэтому постоянной заботой учи-теля физической культуры является поддержание их на необхо-димом уровне. А это связано с соблюдением двигательного ре-жима, режима питания, со слежением за своим здоровьем. Е.П. Ильин утверждает, что психомоторные качества тесно связаны с персептивными и аттенционными качествами: быстротой видения, степенью кон-центрации внимания при реагировании на объекты или сигналы и т. д. Поэтому деление профессионально важных качеств учи-теля физической культуры на группы не следует воспринимать как догму. Имеется много переходов одних качеств в другие, их комплексирование, взаимообусловливание 10. Маркова А.К. считает, что для эффективного выполнения профессиональ- ной деятельности специалист должен обладать рядом психологических качеств: § характеристик мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специалиста: 1) Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции. 2) Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самосознание себя как профессионала. 3) Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик. 4) Удовлетворенность человека трудом, его процессом, результатом. § характеристики операционной среды специалиста: 1) Психологические знания о труде, о профессии. 2) Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей). 3) Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту. 4) Профессиональное мышление, в том числе творчество, возможность обогатить опыт профессии. 5) Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовывать планы своего профессионального роста. 6) Психологические показания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано. Желательно определение противопоказаний в мотивационной и операционной сфере. 7) Линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации [16]. 1.2. Психологическая саморегуляция, как средство собственного управления организмом Саморегуляция - возможность (в определенных пределах) самостоя-тельно активно изменять процессы, происходящие в соб-ственном организме, и управлять ими. Сущность психической саморегуляции состоит в том, что чувства, накапливаемые в процессе общения с окружающей средой и познания собственного организма, человек делает предметом систематической тренировки, чтобы воздействовать на свое психическое состояние и организм в целом. Сигналами для этого могут служить ощущение тяжести тела в сочетании с мышечным рас-слаблением, тепла - в сочетании с испытываемым расслаблением и чувством физического комфорта. Пере-живание успеха может иметь продолжительное эмоцио-нальное последействие, ведущее к построению таких же или аналогичных стратегических решений (тренировка поведения) в процессе «организации» спортивной победы. Психическая саморегуляция с помощью психорегуляторной тренировки опирается на важный общий принцип функционирования организма: постоянную об-ратную связь, реафферентную сигнализацию центральной нервной системы о выполнении физиологических процес-сов. Эти сигналы могут восприниматься дифференциро-ванно и создавать основу, на которой строится содер-жание программ психорегуляторной тренировки (трени-ровка чувства внутренней раскованности, резкости, на-пряжения, расслабления и т.д.). Еще один принцип психорегуляции заключается в следующем: чем более четкое устное определение получит содержание воспринятого и чем более активно оно будет воспроизведено, а также чем больше оно соответствует миру восприятий и представлений спортсмена, тем точ-нее оно будет преобразовано в само управление. При формировании и активизации условнорефлекторных процессов человек может научиться (в известных пределах) произвольно управлять через высшие инте-грационные системы мозга почти всеми вегетативными функциями и психовегетативными изменениями в организме. Таким образом, психорегуляторное воздействие про-исходит опосредованно через высшие интеграционные зоны головного мозга, которые выполняют двойную функцию: создают предпосылки для активного созна-тельного контакта человека с окружающим миром и одновременно являются высшим центром управления соматическими и вегетативными функциями организма. По данным В.П. Некрасова, исходя из профессиограммы спортивной деятельности и психологических требований, предъявляемых к лич-ности спортсмена в процессе подготовки и выполнения определенных действий, формы психорегуляции должны иметь комплексный характер, т.е. затрагивать как можно больше сторон воздействия на психические про-цессы и психовегетативные изменения организма спорт-смена. Только с помощью одной саморегуляции нельзя выполнить эти многосторонние требования. Поэтому в спортивной практике все большее место занимают ком-бинированные формы само- и гетерорегуляции. Любые формы гетерорегуляции (устные, акустические - музыка, шумы, оптические - краски, картины и др.) подкрепляют и усиливают эффект саморегуляции 19. Под психической саморегуляцией (ПСР) понимаются различные способы самостоятельного воздействия на собственное психическое состояние (и через него на другие функции организма) путем использования в первую очередь слов и соответствующих словам мысленных образов. И так, основным оружием в сфере психической саморегуляции служат слова и соответствующие словам мысленные образы. Известны такие средства психической саморегуляции, как самоободрение, самоприказ, самоубеждение. Сущность этих приемов сводится к тому, что тщательно осмыслив предстоящую ситуацию и представив в ней себя, человек оформляет нужные мысли и чувства. А.В. Алексеев отмечает, что эти методы психической саморегуляции довольно часто оказывают существенную помощь. Но, к сожалению, не всегда. Дело в том, что нередко в связи с нарастанием числа стрессовых ситуаций стали наблюдаться случаи, когда организм «не слушается» самоободрения, или самоприказа. В организме не возникает тех нужных физиологических изменений, без которых физическое начало (мысли и слова) не реализуются должным образом, остается, так сказать пустым звуком 2. 1.3. Идеомоторная тренировка как инновационная форма подготовки при обучении Идеомоторная тренировка (ИТ) - это планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение осваиваемого навыка. Идеомоторная тренировка может применяться на всех этапах подготовки специалиста. Активное представление реально выполняемых двигательных навыков способствует овладению ими, их укреплению, корректированию, а также ускорению совершенствования. Представление движений можно классифицировать следующим образом: · как идеальную картину (образец) реальных действий, которые, будучи программой двигательной деятельности, выполняют программирующую функцию; · как образ, который помогает процессу освоения движения и выполняет таким образом тренирующую функцию; · как образ, который возникает в процессе контроля и исправления движений по ходу их выполнения, как связующее звено и осуществляет тем самым регуляторную функцию. Все три функции характеризуются синхронностью. Механизм воздействия идеомоторной тренировки выражается в том, что за счет использования мышечного потенциала происходит неосознанная и невидимая иннервация мышц, импульсная структура которой соответствует ощущаемым, представляемым или воображаемым движениям. "Жизненность", или "реальность", представления идеомоторного двигательного акта определяет объем вовлеченных во "внутреннюю реализацию" уровней и этим самым эффективность идеомоторной тренировки. Также оправдала себя следующая структура идеомоторной тренировки, разработанная на основе этих принципиальных научных позиций. I. Внутренняя актуализация: а) экспозиционная фаза (программа нижней ступени аутогенной тренировки; некоторые упражнения); б) обсервативная фаза (наблюдения) - оптическое изображение двигательного цикла с особым акцентированием основных моментов с помощью кино- видеозаписей или кинограмм; в) идеомоторная фаза (3-5-кратное повторение внутреннего представления в соответствии с письменным заданием). II. Внешняя реализация: а) имитационная фаза-элементы идеомоторного упражнения реально выполняются во временной последовательности в общих чертах ("намек" на движение) или как бы повторяя воображаемое; б) фаза практической тренировки (упражнение, тренированное идеомоторным методом, выполняется практически). При разработке индивидуально эффективных идеомоторных программ следует учитывать ряд моментов: · в начальной фазе в процессе выполнения некоторых основных упражнений должна повышаться внутренняя "готовность к воображению" и снижаться интенсивность воздействия внутренних и внешних помех; · содержание программ идеомоторной тренировки должны вырабатывать совместно спортсмен, тренер, психолог и биомеханик. Программы идеомоторной тренировки часто подлежат корректировке и должны учитывать уровень подготовленности спортсмена в данный момент; · часто отвлекающиеся спортсмены, которым легко помешать, могут наговорить содержание программы на магнитофонную ленту и перед идеомоторной тренировкой прослушать запись. Благодаря этому им легче будет сосредоточиться и вообразить услышанное; · число повторений в идеомоторной тренировке (2-5) зависит от уровня подготовленности спортсменов и задач обучения. Более сложные двигательные навыки отрабатываются с помощью более коротких повторений во время одного занятия, перерывы между которыми также должны быть сокращены; · информация, которую получает спортсмен во время тренировки, должна быть сформулирована ясно и однозначно, должна сопровождаться объяснениями, как надо выполнять упражнения. 1.4. Психолого-педагогические факторы формирования образных форм мышления в управлении двигательными действиями Разработка современных методик обучения двигательным действиям базируется на теории технической подготовки спортсменов, методологиче-ской основой которой являются биомеханика движений человека, физиология двигательной активности, психология и педагогика [25]. Структурными компонентами деятельности выступают действия. Действием называют процесс, подчиненный решению конкретной двигательной задачи, направленный на достижение цели, определяемой характером моти-вации. Согласно В.Б. Коренбергу, двигательная задача рассматривается как фиксированный системный комплекс представлений: об исходной ситуации решения двигательной задачи; о желаемой конечной ситуации решения двигательной задачи и о ха-рактере перехода в нее исходной ситуации (это цель двигательной задачи); о независящих от субъекта закономерностях и факторах, которые предположительно могут влиять на ход решения двигательной задачи; о средствах, которыми будет располагать субъект для ее решения; об ограничениях, налагаемых на применение средств [13]. Обучение двигательным действиям занимает центральное место в физическом образовании, являясь специфической стороной физического воспитания. В результате обучения формируются двигательные умения и навыки. Характерная черта двигательного умения заключается в том, что управление движениями в процессе двигательного действия происходит при ведущей роли мышления (это отражено в самом слове «умение»). Активный мысли-тельный процесс управления движениями протекает на основе: а) знаний техники действия и особенностей его исполнения; б) двигательного опыта, из которого можно использовать ранее выработанные двигательные коорди-нации и ощущения для построения новой системы движений; в) оценки сво-их физических возможностей. Из этого следует, что двигательное умение определяется как приобре-тенная способность осуществлять двигательное действие при ведущей роли мышления в управлении движениями. При том, что в целом понятие способность в более широком плане - это генетически, социально и лично выработанное качество (или совокупность свойств и качеств) что-либо эф-фективно делать, совершать [21].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|