p align="left">- грубая ошибка - отклонение от рациональной техники движений, которое искажает основную структуру действия и значительно снижает результат; - значительная ошибка - такое отклонение от заданной техники, которое не нарушает основную структуру действия, но явно снижает результат; - мелкая ошибка - это отклонение от разучиваемой техники движений, которое не нарушает основную структуру двигательного действия и практически не снижает количественный результат. Оценка техники осуществлялась по десятибалльной системе: 10 баллов - за выполнение движений без ошибок или с незначительными отклонениями; 8-9 баллов - за выполнение движений с мелкими ошибками в основной ,значительными в подготовительной и заключительной фазах действия ; 6-7 баллов - за выполнение движений со значительными ошибками в основной, грубыми в подготовительной и заключительной фазах действия 4-5 балла - за выполнение движений с грубыми ошибками в основной фазе действия или большим числом разных ошибок, искажающих структуру двигательного акта; 3-1-2 балла - за невыполнение двигательного действия. Определение технического мастерства студентов проводилась автором работы совместно с доцентом кафедры гимнастики А.И. Яцыниным (руководителем практики). Метод самооценки Использовался для оценки индивидуального самочувствия студентов, принявших участие в эксперименте. Математическая обработка полученных результатов Статистическая обработка результатов эксперимента проводилась с использованием математических формул вычисления. Вычислялись следующие показатели: n - число исследуемых; М - средняя арифметическая величина [3]. 2.3. Организация исследования Основная часть исследования тематики избранного нами направления в рамках квалификационной работы составила семь месяцев, началась в октябре 2004 года с поиска его информационного составляющего (литература). Обосновав актуальность избранного направления, в рамках производственной практики - с 31 января по 12 марта 2005 года, мы провели экспериментальную часть дипломного исследования на базе кафедры гимнастики, факультета физической культуры Ставропольского государственного университета. В исследовании были задействованы студенты 2 курса обучающиеся по специальности «Физическая культура и спорт». Материал исследования стал основанием дальнейшего написания квалификационной работы, определив основные направления, на которые стоило обратить больший акцент. В период с февраля по март нами обоснован материал, касающийся основных направлений идеомоторной тренировки при обучении гимнастическим упражнениям, и внесены наиболее значимые из них в содержание работы. В марте 2005 года нами проанализированы результаты эксперимента, сделан анализ различий у двух исследуемых групп и окончательно оформлена работа. Проведение педагогического эксперимента осуществлялось в три этапа: · на 1-м этапе производилась первоначальная оценка за технику выполнения гимнастического упражнения опорного прыжка через коня ноги врозь в длину как в контрольной, так и экспериментальной группах. При этом достоверных различий выявлено не было; · на 2-м этапе студенты экспериментальной группы обучались техническому выполнению опорного прыжка через коня ноги врозь в длину используя методику идеомоторной тренировки, контрольная группа занималась по обычной программе; · на третьем проводилась оценка техники выполнения опорного прыжка через коня ноги врозь в длину и сравнительный анализ показателей в двух исследуемых группах студентов. ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ИХ АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ Сравнительные данные технического мастерства студентов в опорном прыжке В настоящей главе представлены: ход экспериментальной части исследования, его результаты и сравнительный анализ использования идеомоторной тренировки при обучении гимнастическим упражнениям. В эксперименте приняли участие 40 студентов, в числе которых: 20 человек в экспериментальной группе и 20 человек в контрольной. Проведение педагогического эксперимента осуществлялось в три этапа: o на 1-м этапе производилась первоначальная оценка за технику выполнения гимнастического упражнения опорного прыжка через коня ноги врозь в длину: - в экспериментальной составила группе 7,3±0,12 балла; - в контрольной группе 7,15±0,1 балла. Достоверных различий выявлено не было; o на 2-м этапе студенты экспериментальной группы обучались техническому выполнению опорного прыжка через коня ноги врозь в длину используя методику идеомоторной тренировки; o на третьем проводилась оценка техники выполнения опорного прыжка через коня ноги врозь в длину и сравнительный анализ показателей в двух исследуемых группах студентов. Благодаря использованию методики идеомоторной тренировки в экспериментальной группе были получены следующие результаты: - средний балл за технику выполнения опорного прыжка через коня ноги врозь в длину равен М=8,2±0,04 в качественной оценке (средний). Наиболее высокий балл (10) за технику выполнения гимнастического упражнения опорного прыжка через коня ноги врозь в длину был зафиксирован у Ососковой А., так как она является мастером спорта по художественной гимнастике и Середа А., посещающего дополнительные занятия по гимнастике. Основанием для показания высокого результата было 100% посещение занятий и выполнение всех рекомендаций по методике обучения с использованием идеомоторной тренировки. Наиболее низкий технический балл (6) у Н. Балаян и И. Маловичко, специализирующихся в единоборствах. Следствием этого явилось не регулярное посещение занятий, на основании которых студенты не получили возможности усвоить предлагаемый метод обучения и не показали практических умений в опорном прыжке. Таблица 1 Сравнительные показатели технической подготовленности студентов ФФК в опорном прыжке через коня ноги врозь в длину (в баллах) |
| Контрольная группа | Экспериментальная группа | | До эксперимента | 7,15 | 7,3 | | После эксперимента | 7,4 | 8,2 | | |
В контрольной группе средний балл за техническое исполнение опорного прыжка через коня ноги врозь в длину составил М=7,4±0,04. Наиболее высокий показатель (10) баллов заработал Д. Баринов, специализированно занимающийся спортивной гимнастикой. Наиболее низкий (6) баллов зафиксирован у единоборца В. Давыдова и игровика З. Койбаева, (6) баллов у студента также специализирующегося в спортивных играх С. Макеевича. Резюме Проведенный анализ результатов балльной оценки техники гимнастического упражнения опорный прыжок через коня ноги врозь в длину позволил выявить, что в экспериментальной группе средний балл после проведения эксперимента повысился 0,9. Полученные данные позволяют утверждать, что использование методики идеомоторной тренировки при обучении гимнастическим упражнениям способствует более высокому уровню технического мастерства студентов. В контрольной группе средний балл увеличился на 0,25 по сравнению с первоначальной оценкой. Соотношение оценок за технику выполнения опорного прыжка через коня ноги врозь в длину до эксперимента Таблица 2 |
оценка | экспериментальная группа | контрольная группа | | | кол-во студентов | % отношение | кол-во студентов | % отношение | | ОТЛИЧНО | 1 | 5 | 1 | 5 | | ХОРОШО | 9 | 45 | 5 | 25 | | УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО | 10 | 50 | 14 | 70 | | НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО | 0 | 0 | 0 | 0 | | |
Таблица 3 Соотношение оценок за технику выполнения опорного прыжка через коня ноги врозь в длину после эксперимента |
| экспериментальная группа | контрольная группа | | | кол-во студентов | % отношение | кол-во студентов | % отношение | | ОТЛИЧНО | 3 | 15 | 1 | 5 | | ХОРОШО | 13 | 65 | 10 | 50 | | УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО | 4 | 20 | 9 | 45 | | НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО | 0 | 0 | 0 | 0 | | |
Основное содержание методики обучения гимнастическим упражнениям с использованием идеомоторной тренировки студентов 2 курса факультета физической культуры представлена в четвертой главе. ГЛАВА IV. Методика обучения гимнастическим упражнениям с использованием идеомоторной тренировки Одним из центральных направлений методологии идеомоторной тренировки являются двигательные представления тренера и ученика. С формирования двигательного представления начинается процесс непосредственной работы, направленной на освоение нового упражнения. Обычно в ли-тературе, посвященной обучению движениям, говорится только о формиро-вании предварительных ДП. При этом имеется в виду, что, прежде чем взяться за практическое исполнение конкретных учебных заданий, нужно составить, возможно, более ясное представление о предмете работы. Счита-ется, что формирование предварительных двигательных представлений требует выполнения ряда опе-раций. В работе с новичками это выглядит примерно так: поставить задачу работы, начав с термина движения, его правильного названия. Действительно, в наиболее простых случаях запоминание назва-ний движений почти определяет их исполнение. Однако при разучивании сложных, тем более оригинальных элементов, этот фактор практически не играет никакой роли; показать упражнение, используя для этого доступные средства. В про-стейших случаях - это демонстрация упражнения тренером, в других слу-чаях -- наблюдение за партнерами, чаще же - использование кинограмм, рисунков, имитаций, а в последние годы - видеозаписей. Создание визуального образа движения, разумеется, чрезвычайно важно - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|