p align="left">Перечисленные тенденции развития туринформации в значительной мере влияют на деятельность традиционных турагентов, которые обычно предлагают потребителю традиционный турпакет из нескольких видов услуг, которые потребитель, как правило, может самостоятельно приобрести у поставщика услуг (сегодня это наиболее распространено в отношении авиаперевозок). Отмечаются попытки борьбы с подобным положением вещей, а именно, разделение информации на открытую (предназначена для всех) и закрытую, доступ к которой имеют только турагентства, для чего используется создаются различные версии туристских поисковых систем (ТУРЫ.ру): турагентства, пользующиеся ее профессиональной версией (profi.turu.ru), имеют доступ к сведениям о туроператорах, ссылкам на исходные SPO и прочей закрытой информации. При этом модули размещаются на различных сайтах. ТУРЫ.ру. Треугольник "Оператор - агент - турист" //Турбизнес, 2003. № 11.-С. 6. Основная ценность, которую турагент традиционно добавляет к этим отдельным услугам представляют собой следующие компоненты Чернякова Ю.В. Формирование туристского продукта с применением новых информационных технологий. Автореф. дисс… канд. экон. наук.- СПб., 2003. - С. 4.: - комбинация нескольких услуг в единый турпакет; - обеспечение доступа к информации; - обеспечение резервирования, оплаты и различных документов; - предложение наилучших цен благодаря оптовым закупкам; - обеспечение определенных гарантий в случае конфликтов с поставщиками услуг. Из всего приведенного выше перечня, пожалуй только последние два положения недоступны для конечного потребителя. Влияют на деятельность турфирм и структурные особенности информационного обеспечения. Модульная структура информационного турпотока требует перемен внутри фирмы традиционного турагента и значительно меняет систему менеджмента. Они должны стать не производящей компанией, а маркетинговой, поскольку маркетинг и распределение в сети Интернет очень выгодно туркомпаниям, производящим продукт для глобальной продажи. Помимо изменений в маркетинговом подходе, модульные продукты требуют новой структуры отдела продаж и системы договоров, поскольку цена каждого отдельного компонента становится почти сопоставимой с ценой поставщика услуги. Долгосрочные контракты между агентом и оператором и большие объемы закупок, в целом, обеспечивают лучшие цены. Для того, чтобы потребитель, пользуясь услугами традиционного турагента, платил не больше, чем тот, кто покупает напрямую у поставщика услуг, требуется постоянная гибкость при приобретении компонентов турпродукта и формировании цен. Требуемая функциональность до какой-то степени зависит от индивидуальных запросов, организации самой компании и, в определенной степени, от гибкости предлагаемого продукта. Чернякова Ю.В. Формирование туристского продукта с применением новых информационных технологий. Автореф. дисс… канд. экон. наук.- СПб., 2003. - С. 7-8. Кроме того, компании, использующие для автоматизации собственные или малотиражные разработки, вынуждены подстраиваться под стандарт обмена данными с программными комплексами, имеющими максимальный тираж. Галиновский А., Россихин А. IT-решения для турфирм. Прогноз на будущее // Турбизнес, 2004. № 10 - С. 18. Таким образом, большинство турпродуктов в результате использования компьютерных технологий, в частности, Интернета, могут быть заменены более гибкой системой услуг, при этом услуга создания пакета теряет свою актуальность. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.Исследование позволило сделать следующие выводы.1. Непосредственно туристские организации производят, в основном, информационные услуги, а вся отрасль является информационно-насыщенной. Поэтому применение компьютерных технологий становится неотъемлемым условием повышения конкурентоспособности любого туристского предприятия.2. Происходит изменение характера продуктов туризма от жестко-спакетированного в характер, основанный на гибкости, сегментации и интеграции.3. Современное состояние информационной составляющей туриндустрии охарактеризуется полицентризмом информационной деятельности. Суть полицентризма рынка компьютерных технологий заключается в том, что субъекты рынка, располагающие различными ресурсами - информационными, технологическими, финансовыми и др. формируют свои самостоятельные информационные поля, между которыми возникают новые типы информационных взаимоотношений.4. Вместе с едиными потребностями всей туристской отрасли в применении информацонно-компьютерных технологий для производства и продаж турпродукта, каждый вид туризма нуждается в специфическом информационном обеспечении. Однако, несмотря на разнообразие спроса на информационные услуги, для их реализации целесообразно создавать единые интегрированные информационные структуры, в которых одни и те же универсальные средства используются для передачи, обработки и отображения различной информации в интересах различных пользователей. Вместе с тем единая политика и единые стандарты построения информационного обеспечения в туриндустрии сегодня отсутствуют, хотя современная информатизация туризма реально становится процессом его интеграции, причем происходит информационное объединение персонала и клиентов туризма.5. В существующих информационно-компьютерных технологиях находят отражение и новые типы информационных взаимоотношений. Но они направлены не на стратегическое развитие и не учитывают базовых тенденций развития туризма как отрасли, а лишь "оберегают" деятельность турагентов, устанавливая для конечного потребителя барьеры для доступа к разработчику туруслуг (туроператору) и предлагая им через сеть пэкидж туры либо собственные услуги по формированию инклюзив туров, что в конечном счете и тормозит не только развитие туризма, но и создание единого информационного туристского пространства. В то же время туриндустрии требуется единая модульная система информационного обеспечения, организационно-экономический механизм которой должен представлять собой интегрированную структуру, функционирующую на стыке нескольких отраслей сферы услуг, поскольку именно он обладает резервами повышения экономической эффективности функционирования различных секторов туристской отрасли.6. В настоящее время туристские компании, использующие Интернет в своем бизнесе, пока не могут извлечь существенную прибыль из существующих преимуществ электронных сетей.7. Предоставление информации и обеспечение резервирования являются наиболее значительными функциями турагентств, а перспективы развития информационного обеспечения таковы, что, по сути, они берут на себя функциональную нагрузку турагентства и приводит к требованию изменения стратегического подхода к формированию туристского продукта. Новый подход должен характеризоваться большей гибкостью и привлекательностью для потребителя, независимостью в выборе составляющих тура от возможностей конкретного турагентства. Поскольку в результате создание пакета услуг теряет свою актуальность, то это ведет к изменению технологии работы туриндустрии и требует модульного построения единого информационного поля туризма. Более того, информационно-телекоммуникационные технологии спровоцировали создание и применение прин-ципиально новых электронных маркетинговых каналов продви-жения и сбыта, которые можно рассматривать как основу новых технологий формирования турпродукта.8. Единый электронный рынок имеет две основные особенности, способные в корне изменить туристскую индустрию и ее участников. Первая особенность состоит в том, что потребители получили возможность поиска нужного им турпродукта на общемировом рынке. Мелкие компании, обслуживающие местные сообщества, получают в виде прямых конкурентов международные корпорации. Иными словами, отечественным компаниям придется изменять политику и продвигать свой продукт на международном рынке. Вторая особенность нового рынка в том, что поставщики всех видов туристского продукта должны вступить в жесткую конкуренцию, снижая цены, и с помощью маркетинга продвигать свои торговые марки, добиваясь признания потребителей.9. Дальнейшее развитие, унификация и глобализация информационного обеспечения деятельности туриндустрии приведет к изменению основных ее компонентов: стратегии, менеджмента, структурных компонентов, системы распределения (маркетинговых каналов) и ориентации на прямую продажу туруслуг потребителю. Главные преимущества прямой продажи туристских услуг для потребителя - это гибкость во времени, независимость от предпочтений турагента и возможность сравнения предлагаемых услуг по цене и качеству. Для поставщиков привлекательность прямой продажи услуг, минуя турагентов, заключается в снижении операционных расходов, связанных со сбытом туристского продукта.10. Все вышеперечисленное приведет к изменению в структуре деятельности турфирм и системе менеджмента. Последнее обусловлено тем, что применяемые информационные технологии позволяют производителям объединять свои усилия с поставщиками туристских услуг; предоставлять услуги индивидуального свойства для отдельных потребителей и позволяют потребителям получить прямой доступ к поставщикам для выяснения информации относительно предложений услуг и цен. Основной функцией менеджмента турагента станет продвижение на рынок новой информационной технологии, поскольку компания становится не производящей, а маркетинговой, т.к. маркетинг и распределение в сети Интернет очень выгодно туркомпаниям, производящим продукт для глобальной продажи. Такая система менеджмента представляет собой не только дополнительный канал сбыта туристского продукта, но и стратегический инструмент, направленный на восстановление оптимального распределения влияния и доходов между всеми участниками туристских каналов сбыта.В целом можно сказать, что рабочая гипотеза подтвердилась: использование вызывает видоизменение и турпродукта, структурных компонентов туриндустрии и ее менеджмента. Поэтому при разработке новых продуктов информационного обеспечения турбизнеса следует ориентироваться не столько на совершенствование имеющихся информационных продуктов, сколько упреждающе закладывать возможность оперативного перехода на новые перспективные технологии деятельности и создавать систему ее компьютерного обеспечения. Причем новизна этих технологий заключается не в наличии уникальных компонентов, а структуре создаваемой из них системы и возможностях, предоставляемых доступом к информации. Организационно-экономический механизм такой системы должен представлять собой интегрированную структуру, функционирующую на стыке нескольких отраслей сферы услуг; функционально она представляет собой возможности прямых продаж произвольно формируемых туров.ЛИТЕРАТУРА.1. Варачева Н.В. Оптимизация информационного поля туристского бизнеса. Автореф. дисс… канд. экон. наук. - М., 2001. - 25 с.2. Галиновский А., Россихин А. IT-решения для турфирм. Прогноз на будущее // Турбизнес, 2004. № 10 - С. 17-19.3. Григорьева Т.И. Роль агентства в реализации туристских услуг // Труды академии туризма. Вып. 3. - СПб.: Изд-во "Невский фонд", 2000. - С. 122-129.4. Гриценко Ю. Интернет и бренд турфирмы // Турбизнес, 2003. № 11. - С. 23.5. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. - М., 1996. - 214 с.6. Иванов С. Как выбрать систему и не ошибиться // Турбизнес, 2004. № 10 - С. 21-23.7. Квартальнов В.А. Культурный туризм для мира и развития // Актуальные проблемы туризма - 2000. Ежегодн. сб. научн. трудов. Вып. 4 / Российская международная академия туризма. - М.: Советский спорт, 2001. - С. 5-135.8. Крупский А. Новинки в коллекции "Амадеус" // Турбизнес, 2004. № 10. - С. 26-27.9. Морозов М.А., Морозова Н.С. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника: Учебник. - М.: Изд-во "Академия", 2002. - 240 с.10. Морозова Е.Я., Тихонова Э.Д. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. - 318 с.11. Никифоров В.И. Сфера туризма: рыночный механизм и система управления. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. - 176 с.12. Новиков Д. Online от "Натали-турс": быстро, надежно, экономично. // Турбизнес, 2003. № 11. - С. 25.13. Плотникова Н.И. Комплексная автоматизация туристского бизнеса. Ч. 1.: Информационные технологии в туризме. Учебно-методическое пособие. - М.: Советский спорт, 2000. - 320 с.14. Плотникова Н.И. Комплексная автоматизация туристского бизнеса. Ч. 2.: Информационные технологии в туризме. Учебно-методическое пособие. - М.: Советский спорт, 2000. - 197с.15. Попов Л.А. Организация баз данных в Интернете в индустрии гостеприимства. - М., 2003. - 99 с.16. ТУРЫ.ру. Треугольник "Оператор - агент - турист" //Турбизнес, 2003. № 11.-С. 6.17. Ханухова С.А. Информационный ресурс как основа эффективного управления турбизнесом. - М., 2004. - 24 с.18. Чернорог Н.А. Информационная структура связей с общественностью. Автореф. дисс… канд. филол. наук. - М., 2003. - 24 с.19. Чернякова Ю.В. Формирование туристского продукта в условиях применения новых информационных технологий. Препринт. - СПб.: СПбГУЭФ, 2003. - 12 с.20. Чернякова Ю.В. Формирование туристского продукта с применением новых информационных технологий. Автореф. дисс… канд. экон. наук.- СПб., 2003. - 15 с.21. Широкова Г.В. Применение информационных технологий в индустрии туризма. Автореф. дисс… канд. экон. наук. - СПб., 1998. - 22 с.22. Яворович А.Н., Рябова Н.Ю. Экономика и производство в социально-культурном сервисе и туризме. Учебн. пособ. Ч.1. - Омск: ОГИС, 2004. - 109 с.
Страницы: 1, 2, 3
|