на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основы дозирования физической нагрузки школьников
овторный метод выполнения физической нагрузки сходен с интервальным в принципе чередования периодов высокой интенсивности с отдыхом. Отличие же заключается в относительно большей продолжительности отдыха (обычно больше минуты) и соответственно в более полном восстановлении. Если для интервального метода характерен активный отдых, то при повторном - наряду с активным отдыхом может включаться и пассивный, могут применяться восстановительные действия (массаж, вдыхание кислорода и др.).

Повторным методом выполняются нагрузки, преимущественно направленные на развитие силовых и скоростно-силовых качеств (зоны максимальной и субмаксимальной мощности), т.е. адрес нагрузки (одно качество, один навык) более точен, чем при интервальном методе. Типичными примерами повторного метода выполнения нагрузки являются тренировки прыгунов, метателей, спринтеров, гимнастов.

Для повторной и интервальной нагрузок характерен повторно-серийный метод выполнения, при котором относительно более короткие интервалы отдыха между повторениями внутри серий чередуются с более длинными - между сериями. Повторно-серийный метод выполнения нагрузки позволяет достигнуть сильного воздействия на тренируемые системы организма и ожидать соответственно выраженного тренировочного эффекта.

Все указанные выше методы объединяются так называемым методом регламентированного упражнения, т.е. имеющего заданную структуру.

При выполнении нагрузки игровым и соревновательным методом параметры нагрузки (направленность, величина) практически не поддаются заранее планируемой регламентации, так как зависят от действий соперника.

Интенсивность и объем нагрузок, выполненных такими методами, учитывают по их фактическим параметрам, используя стенограмму игры, соревнования (количество выполненных приемов, ускорений и т.п.) и усредненные показатели ЧСС, потери массы тела, а у спортсменов и биохимические показатели лактата и мочевины крови.

Фронтальный, групповой, поточный методы характеризуют организационно-методические особенности выполнения нагрузки.

Фронтальным методом нагрузка может выполняться равномерно (вся группа бежит с одинаковой скоростью) и переменно (вся группа выполняет фартлек). При поточном методе (например, в прыжках) нагрузка выполняется интервально-повторным методом. Но повторные прыжки могут выполняться и фронтальным методом, если вся группа будет прыгать одновременно (например, прыжки в длину с места, проводящиеся на траве или на песке без оборудования специального места).

Для характеристики параметров нагрузки эти методы имеют значение в сочетании с указанием метода ее регламентации. Например, нагрузка выполнялась фронтально равномерным методом [9].

1.5 Доза и норма нагрузки

Доза нагрузки - это определенная ее величина, измеряемая параметрами объема и интенсивности.

Норма нагрузки - это конкретная ее доза (ни больше, ни меньше), необходимая для решения определенной задачи. Другими словами, под нормой нагрузки понимается такая ее доза, которая в физическом воспитании необходима для укрепления здоровья и обучения двигательным умениям и навыкам путем достижения и поддержания нормативного уровня физической подготовленности и должной двигательной активности. А в подготовке спортсменов - для достижения заданного уровня спортивной квалификации или планируемого спортивного результата. Например, если указывается, что школьник VII класса бегает три раза в неделю с интенсивностью, соответствующей ЧСС-130 уд/мин и объемом по 10 мин (всего в неделю 30 мин), то этим указывается доза нагрузки, которую он фактически выполняет. Однако это не означает, что такая доза ему достаточна для достижения нормативного уровня выносливости. Если же говорится, что этот школьник выполняет норму нагрузки на выносливость (например, бег с интенсивностью 150-155 уд/мин три раза в неделю по 20 мин - всего 60 мин в неделю), то это значит, что данная доза обеспечивает (практически гарантирует) достижение норматива выносливости.

Если указывается, что двигательная активность школьника в день составляет 12000 шагов, то этим самым устанавливается доза фактически выполняемой двигательной активности. Однако эта доза меньше нормы, которая, согласно научным требованиям, должна составлять в день 20000 шагов.

По аналогии с характеристикой количества пищи, ее калорийностью, если указывается, что данный набор продуктов содержит 1000 калорий, то это обозначает дозу калорий, а если указывается, что школьнику VII класса для обеспечения его жизнедеятельности необходима ежедневная доза в 2500 калорий, то эта доза уже является нормой.

Доза нагрузки (калорий питания и т.п.) может быть выше или ниже нормы или соответствовать ей.

Дозирование нагрузок - это определение ее доз. Нормирование нагрузок - понятие, близкое к дозированию, и означает определение ее нормальных доз (норм нагрузки).

Например, если школьнику VII класса дается задание на дом - пробегать три раза в неделю по 20 мин на пульсе 150-155 уд/мин, то это означает, что ему дозируется нагрузки. Если же дополнительно указывается, что эта нагрузка позволит ему, например, через 8-10 недель достигнуть, а затем поддерживать нормативный уровень выносливости, то такое дозирование будет уже нормированием нагрузки

Доза нагрузки, соответствующая по Куперу 30 очкам в неделю, является нормой нагрузки, обеспечивающей достижени0 и поддержание нормативного уровня выносливости и аэробной функции.

Под нормой физической подготовленности (нормативности) в физкультуре (в программах физического воспитания школьников, Всесоюзном физкультурном комплексе ГТО, в нормативах физической подготовленности солдат Украинской Армии и т.п.) понимают результат в физическом упражнении, соответствующий оценочным требованиям физической подготовленности. В спорте - это граничная величина результата, позволяющая отнести его к определенной классификационной группе

Выделяют сопоставительные, индивидуальные и должные нормы. Сопоставительные нормы определяются путем сравнения показателей физической подготовленности со средними стандартами } какой-либо одной однородной группы (например, у школьников одного возраста и пола) Индивидуальные нормы основаны на сравнении показателей подготовленности у одного человека в динамике (например, показатели состояния спортивной формы) При определении должных норм исходят из требований к физической подготовленности, которая необходима для решения конкретных задач профессиональной, военной деятельности

Критерий рациональности нагрузок в физической культуре, т е. рациональной их структуры и величины, - достижение и поддержание нормативного уровня физической подготовленности (двигательных качеств)

Для того чтобы говорить конкретно о нормировании нагрузок, нужно рассмотреть вопрос о нормативах двигательных качеств (физической подготовленности)

По аналогии с проблемой постройки дома: прежде чем произвести подсчет необходимых строительных материалов для строительства дома, надо решить, какой будет дом.

Критериями норматива двигательных качеств школьников должна быть не сопоставительная норма, основанная на средних стандартах, а должная, основанная на ее соответствии высокому уровню здоровья, профессиональной и бытовой трудоспособности. Следовательно, для обоснования норматива двигательного качества необходимы объективные данные, по которым можно было бы установить, что школьники, выполнившие нормативы физической подготовленности, обладают более высоким уровнем здоровья, т. е более высокой устойчивостью к болезнетворным факторам и утомлению, чем те, кто не выполнил нормативы. Таких исследований осуществлено относительно мало.

Значительно больше научно установленных доказательств объективности должных прикладных нормативов физической подготовленности. При этом используется примерно следующая схема логического обоснования норматива. Определяется уровень физических качеств у профессионалов (например, строителей-монтажников), хорошо справляющихся со всей работой, а затем по средним параметрам для этой группы устанавливается норматив Как правило, прикладные нормативы превышают нормативы ГТО

Учебные нормативы и нормативы ГТО устанавливаются зачастую эмпирически на основании рекомендаций ("мнений") специалистов или по средним стандартам тестов для определенной возрастно-половой группы. Такой норматив не является объективно обоснованным, так как средняя величина - это не всегда именно та, которая соответствует хорошему уровню здоровья и трудоспособности.

Выбор комплекса нормативов физической подготовленности также в значительной мере носит эмпирический характер и зачастую научно не обоснован [10].

1.6 Нормативы выносливости

Выносливость (общая) основана на функции аэробной системы (системы, обеспечивающей потребление организмом кислорода), включающей в свою очередь системы: сердечно-сосудистую, легочную, крови, тканевого дыхания.

Установлено, что у людей с низким функциональным уровнем аэробной системы чаще наблюдается склонность к таким распространенным заболеваниям, как гипертония, атеросклероз, ожирение, диабет, приводящие часто к инвалидности и смерти. У людей, выполняющих нормативы выносливости, ниже заболеваемость сердечно-сосудистой системы.

Нет данных о том, что уровень выносливости выше нормативного ведет к дальнейшему снижению заболеваемости. Наоборот, высокий уровень выносливости, позволяющий успешно выступать в различных соревнованиях на марафонские дистанции, отрицательно влияет на устойчивость не только к сердечно-сосудистым заболеваниям, но и к болезням опорно-двигательного аппарата, снижает потенциал иммунозащитной системы организма. Тем самым делает организм более уязвимым к инфекционным, аллергическим и другим болезням.

Вероятно, можно считать оптимальным для здоровья и трудоспособности уровень выносливости, соответствующий параметрам Купера и близким к ним современным учебным нормативам и нормативам ГТО.

Учебные нормативы выносливости для школьников в программах 50-70-х гг. устанавливались по результатам контрольных испытаний в беге на относительно короткие дистанции (300, 500м). Эти тесты неинформативны для оценки общей выносливости, так как время выполнения теста ниже периода врабатывания сердечно-легочной системы. Поэтому для оценки выносливости нужны тосты, длящиеся более 3 мин (обычно 6-10 мин). В них достигается устойчивое состояние, т.е. мощность работы (скорость бега) соответствует - функциональным возможностям организма.

Адекватные учебные нормативы для характеристики выносливости были установлены в комплексной программе физического воспитания учащихся I-IX классов общеобразовательной школы (1985 г). Нормативы выносливости указываются для разных возрастно-половых групп на дистанциях, преодолеваемых за 7-15 мин.

Показателями выносливости у школьников могут служить учебные нормативы (бег на длинные дистанции, кроссы, бег на лыжах).

Нормативный уровень выносливости и соответственно достаточные функциональные резервы сердечно-легочной системы являются важным фактором в предупреждении многих распространенных болезней - гипертонии, диабета, ожирения, хронических заболеваний бронхов и легких, неврозов, аллергических болезней.

Хорошая общая физическая выносливость положительно скажется на любой будущей профессиональной деятельности. Она повышает устойчивость к утомлению при физической и умственной работе, при работе, требующей концентрации внимания, однообразных двигательных действий.

Нормативный уровень выносливости, соответствующий оценке "отлично" по тесту Купера и по учебным нормативам, удовлетворяет даже высоким требованиям военно-прикладной подготовленности и практически всем видам профессиональной физической подготовленности [11].

1.7 Нормативы силовых качеств

Уровень силы характеризует определенное морфофункциональное состояние мышечной системы, обеспечивающей, кроме двигательной функции организма, еще три жизненно необходимые функции - корсетную, обменную и насосную.

Корсетная функция состоит в том, что только при определенном достаточном мышечном тонусе поддерживается нормальная осанка и тем самым функция позвоночника и спинного мозга. При недостаточной корсетной функции (преимущественно мышц спины) развивается ряд заболеваний, включая такую распространенную болезнь, как остеохондроз.

Корсетная функция мышц живота играет важную роль в поддержании нормального положения и функции внутренних органов-почек, печени, желудка, кишечника, а у женщин - матки и придатков. При недостаточной корсетной функции мышц живота чаще наблюдаются такие заболевания, как опущение внутренних органов, выпадение прямой кишки, выпадение матки. Нарушается моторная функция желудочно-кишечного тракта и развиваются все связанные с этим болезни - гастрит, колит, холецистит и др.; затрудняется функция деторождения.

Недостаточный тонус мышц ног ведет к развитию плоскостопия, расширению вен, осложненному тромбофлебитом.

Недостаточная активность обменных процессов в мышцах ведет к ожирению, атеросклерозу, диабету.

Насосная функция мышц ("мышечный насос") состоит в том, что сокращение мышц способствует передвижению венозной крови по направлению к сердцу (передвижению в обратном направлении препятствуют венозные клапаны). Эта функция имеет важное значение, учитывая, что венозный кровоток (от капилляров к сердцу) должен быть равен артериальному (от сердца к капиллярам). Однако присасывающее действие правового желудочка слабее выталкивающего действия левого и компенсация возлагается на "мышечный насос". Кроме того, он играет важную роль в передвижении лимфы и тканевой жидкости, влияя тем самым на удаление продуктов тканевого обмена. Недостаточность работы "мышечного насоса" способствует расширению вен, вследствие застоя венозной крови, которая осложняется воспалительным процессом и образованием тромбов (тромбофлебит) и ведет к различным нарушениям обмена.

Таким образом, определенное морфофункциональное состояние мышечной системы - важнейшее, жизненно необходимое условие, а уровень его информативно отражается показателем мышечной силы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.