онец XX столетия во многих странах стал периодом модернизации и строительства современных спортивных сооружений. На совершенно новых экономических и правовых отношениях создаются эффективные модели физкультурно-спортивного движения, активно внедряются мало-затратные поведенческие программы, такие, как "Джонсон и Джонсон", "Здоровье ради жизни", "Здоровое сердце", "Жизнь - будь в ней", "Тримминг 130", которые направлены на формирование моральной и материальной ответственности личности за состояние собственного здоровья и образа жизни, что не в последнюю очередь определено происходящими негативными демографическими процессами. За рубежом спорт на всех своих уровнях является универсальным механизмом оздоровления людей, способом самореализации человека, его самовыражения и развития, а также средством борьбы против асоциальных явлений. Именно поэтому за последние годы место спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло. Мировое спортивное движение, составной частью которого является и российский спорт, стало одним из самых мощных и массовых международных движений. В мире наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной роли физической культуры и спорта. Она проявляется: – в повышении роли государства в поддержке развития физической культуры и спорта, общественных форм организации и деятельности в этой сфере;– в широком использовании физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья населения;– в продлении активного творческого долголетия людей;– в организации досуговой деятельности и в профилактике асоциального поведения молодежи;– в использовании физической культуры и спорта как важного компонента нравственного, эстетического и интеллектуального развития учащейся молодежи;– в вовлечении в занятия физической культурой и спортом трудоспособного населения;– в использовании физической культуры и спорта в социальной и физической адаптации инвалидов, детей-сирот;– в резком увеличении роста доходов от спортивных зрелищ и спортивной индустрии; в возрастающем объеме спортивного телерадиовещания и роли телевидения в развитии физической культуры и спорта и в формировании здорового образа жизни;– в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры с учетом интересов и потребностей населения;– в многообразии форм, методов и средств, предлагаемых на рынке физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг [7, с.7].В Федеральном законе от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" физическая культура рассматривается как составная часть культуры общества, а физическое воспитание - как важнейшее направление социальной политики государства [8].Утверждая права граждан на занятия физической культурой и спортом как профессиональной деятельностью, государство признает занятия спортом как профессию, берет на себя финансирование занятий в соответствии с утвержденными программами, разработку программ физического воспитания для всех групп населения, контроль за исполнением закона. Этим законом определяются компетенции федеральных и местных органов власти, система физической культуры, понятия "физическая культура" и "спорт", права граждан на создание спортивных и физкультурно-оздоровительных организаций, на участие в управлении и многое другое.В рыночных условиях существенно возрастает роль физической культуры и спорта в удовлетворении потребностей людей в совершенствовании, в формировании здорового образа жизни, в самоутверждении и самореализации личности как важнейшей социальной ценности. Рыночная экономика способствует: – развитию предпринимательства в сфере физической культуры и спорта;– росту числа собственников физкультурных и спортивных организаций;– увеличению многообразия их организационно-правовых форм;– расширению спектра и улучшению качества предоставляемых населению физкультурно-спортивных услуг [9, c.50].Физкультурно-спортивные услуги в условиях рыночной экономики становятся объектом купли-продажи. В связи с этим производители физкультурно-спортивных услуг выступают в качестве продавцов, а потребители - в качестве покупателей [10, c.148].Таким образом, можно выделить пять основных блоков мер, влияющих на формирование здорового жизнеспособного молодого поколения: - во-первых, это развитие инфраструктуры спорта и обеспечение доступности массовых занятий спортом;- во-вторых, совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов различного профиля по формированию здорового образа жизни и вопросам физической культуры; разработка научных основ здорового образа жизни и физкультурно-оздоровительных программ;- в-третьих, активизация воспитательной работы: продвижение ценностей физической культуры и здоровья, формирование потребностей молодежи в соблюдении принципов здорового образа жизни, стремления к позитивным изменениям и сознательном отказе от саморазрушающего поведения; приобщение к регулярным занятиям физической культурой и спортом, в том числе по месту жительства;- в-четвертых, популяризация здорового образа жизни и физической активности, включающая в себя пропаганду ценностей здоровья через СМИ;- в-пятых, использование массовых и крупных международных спортивных мероприятий для формирования убеждения в престижности спортивных занятий и здорового поведения.1.2 Система управления физической культурой и спортомУправлению в физической культуре и спорте свойствен ряд закономерностей, одной из которых является его дифференциация. Сущность этой закономерности проявляется в следующем: управление, возникнув фактически как управление производством (первой сформировавшейся школой управления была так называемая школа научного управления или школа управления производством. В.В. Кузин, в процессе своего исторического развития, которое отчетливо прослеживается на примере последовательного формирования и приоритетного влияния на различных временных этапах разнообразных школ управления (школа человеческих отношений, школа поведенческих наук, школа социальных систем и т.п.), все больше и больше внимания уделяет человеческому фактору управлению людьми, коллективами людей, иными словами управлению в сфере социальной жизни. Поэтому не случайно, что в рамках управления социальной сферой вообще и управления физической культурой и спортом в частности все большее значение придается менеджменту как одному из специфических видов управления в рамках конкретной физкультурно-спортивной организации [12, с.56].Цель управления в физической культуре и спорте есть желаемое, возможное и необходимое состояние физкультурно-спортивной организации (отрасли), которое должно быть достигнуто. В современной специальной литературе цель управления нередко обозначается такими терминами, как "политика", "философия", "миссия" физкультурно-спортивной организации (отрасли).Определение цели является начальным этапом процесса управления в физической культуре и спорте, поскольку он по своему содержанию характеризует целенаправленное, а не стихийное воздействие. Функции управления в физической культуре и спорте представляют собой относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управленческое воздействие. Различают основные и конкретные функции управления. Основные функции управления являются таковыми по следующим причинам: – во-первых, они осуществляются во всех отраслях народнохозяйственного комплекса (отрасли материального и нематериального производства);– во-вторых, они реализуются в любой физкультурно-спортивной организации (международной, национальной или территориальной; коммерческой или некоммерческой; малой, средней или крупной и т.п.) и на любом иерархическом уровне менеджмента (руководство высшего, среднего или низшего звена);– в-третьих, они инвариантны конкретным функциям, т.е. состав и содержание основных функций менеджмента неизменны, независимы от того, какая конкретная функция менеджмента реализуется;– в-четвертых, они обеспечивают управляемость, т.е. достижение цели управления в заданный промежуток времени в условиях ограниченных ресурсов [11, c.145].Основные функции управления тесно взаимосвязаны между собой, составляя единый процесс, характеризующий механизм управленческого воздействия. Конкретные функции управления физической культурой и спортом (как отраслью) могут быть выделены и охарактеризованы по содержанию управленческого воздействия на определенный объект.Общие и конкретные функции управления в физической культуре и спорте как относительно обособленные направления управленческой деятельности реализуются в практике на основе определенных принципов. Принципы управления в физической культуре и спорте представляют собой основные правила, положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления и отдельные руководители в процессе осуществления управленческого воздействия [11, c.147].К основным принципам управления в физической культуре и спорте можно отнести следующие: – принцип сочетания отраслевого и территориального управления, базирующийся на существующем административно-территориальном делении страны и отраслевой структуре народного хозяйства и означающий, например, что физкультурно-спортивная организация может быть создана и может функционировать как по отраслевому (например, физкультурно-спортивный клуб образовательного учреждения, промышленного предприятия, учреждения и т.п.; физкультурно-спортивные общества "Динамо", "Спартак", "Юность России" и т.п.), так по территориальному принципу;– принцип сочетания материального и морального стимулирования основывается на утверждении, что "всякая крайность, есть признак ограниченности". Одним из наиболее ярких проявлений использования этого принципа в отрасли "физическая культура и спорт" является присвоение сотрудникам различных физкультурно-спортивных организаций званий, государственных наград, моральное и материальное стимулирование труда конкретных работников и другие [9, c.52].На основе охарактеризованных выше принципов общие и конкретные функции управления в физической культуре и спорте как относительно обособленные направления управленческой деятельности реализуются в практике с использованием различных методов. Организационные методы управления базируются на организационных отношениях между органами управления и организациями, организациями и работниками, на отношениях власти и подчинения. В совокупности организационных методов управления обычно выделяют следующие группы: – методы организационно-стабилизирующего, распорядительного и дисциплинарного воздействия;– методы организационно-стабилизирующего воздействия используются при взаимоотношении работников внутри спортивной организации;– методы распорядительного воздействия используются для решения текущих задач и позволяют корректировать деятельность с учетом изменения ситуации. Методы этой группы обычно реализуются в форме приказа, распоряжения и т.д.;– административные методы связаны с властной природой государственного управления, проявляющейся в различных обстоятельствах и ситуациях: одна сторона взаимоотношений (государственный орган управления, или должностное лицо) наделена властными полномочиями и потому может отдавать приказы другой, как правило, прямо подчиненной ей, стороне взаимоотношений (организации), которая обязана выполнять предписанное независимо от того, согласна она с ним или нет; одна сторона взаимоотношений (государственный орган управления, должностное лицо) устанавливает нормы, которые подлежат неукоснительному исполнению другой стороной взаимоотношений (организациями, находящимися в административном подчинении). Это обычные методы для взаимоотношений организаций, находящихся в административном подчинении, на региональном, республиканском и муниципальном уровнях [6, c.56].Методы правового регулирования представляют собой применяемые государством средства правового воздействия на общественные отношения. Различают два основных способа правового регулирования авторитарный и автономный. Авторитарный способ используется при регулировании административных и других правоотношений и характеризуется тем, что одна сторона правоотношений наделена правом, устанавливать другой стороне правоотношений содержание ее деятельности. Автономный способ базируется на том, что стороны правоотношений являются равноправными и в рамках действующего законодательства могут самостоятельно устанавливать содержание своих прав и обязанностей, изменять или прекращать их. В доперестроечные времена в нашей стране действовали государственная и общественно-самодеятельная формы организации, руководства и управления физической культурой. Орган управления физической культурой и спортом представляет собой физкультурно-спортивную организацию (юридическое лицо), являющуюся в системе управления субъектом (управляющей подсистемой) и воздействующую на другие физкультурно-спортивные организации как объекты (управляемую подсистему).В настоящее время общее управление физической культурой и спортом осуществляет Федеральное агентство Российской Федерации по физической культуре и спорту, которое, в соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008 г. № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти", находится в подчинении у Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.Одной из специфических особенностей управления физической культурой и спортом является то, что его осуществляют в тесном взаимодействии государственные и общественные органы управления различного уровня и характера, в своей взаимозависимости составляющие организационную структуру управления отраслью.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|