на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Разносторонняя подготовка спортсмена и ее составляющие
p align="left">Метод упражнения при состояниях организма спортсмена, затрудняющих выполнение технических действий, также реализуется в многообразных приемах.

1.Методический прием выполнения действия в состоянии значительного утомления. В этом случае спортсмену предлагают упражнения на технику после физической нагрузки большого объема и интенсивности. Так, в гимнастике в конце занятия спортсмен выполняет «на технику» наиболее сложную комбинацию, в лыжных гонках техника на трассах с различным рельефом совершенствуется после прохождения дистанции, превышающей соревновательную, со скоростью, близкой к соревновательной. Этот прием оказывает на центральную нервную систему организма большую нагрузку и требует от него высокой концентрации волевых усилий.

2.Методический прием выполнения действия в состоянии значительного эмоционального напряжения осуществляется введением контрольных, соревновательных и игровых моментов в выполнение упражнений на технику.

3.Методический прием периодического выключения или ограничения зрения позволяет избирательно воздействовать на рецепторно-анализаторные компоненты двигательного навыка. В результате у спортсменов повышается способность к тонкому восприятию и тщательной оценке собственных движений по кинестетическим ощущениям. Например, гребля с закрытыми глазами позволяет лучше ощущать ход лодки и легче осуществлять контроль за стабильностью навыка при помощи «мышечного чувства».

4. Методический прием формирования рабочей обстановки настраивает спортсмена на обязательное выполнение усовершенствованного технического приема в соревновательной обстановке, стимулирует его активность в процессе совершенствования навыка. Так, в тренировочном бою фехтовальщик получает установку концентрировать внимание преимущественно на технических приемах защиты или, наоборот, на атакующих приемах.

Метод облегчения условий выполнения технических действий состоит из целого ряда методических приемов. Вот некоторые из них.

1.Методический прием вычисления элемента действия. Например, в боксе вычленяются: акцентированное ударное движение кисти, толчок ногой и тазом, вращательное движение туловища и плечевого пояса с последующим соединением этих элементов. В плавании выделяется работа рук и ног.

2.Методический прием снижения мышечных напряжений позволяет спортсмену более тонко корректировать отдельные движения в двигательном навыке, контролировать координацию движений (по механизму обратной связи), что ускоряет процесс совершенствования. Так в борьбе подбирается противник более легкого веса, в боксе спортсмены выполняют упражнение в легких тренировочных перчатках.

3. Методический прием дополнительных ориентиров и срочной информации содействует наиболее быстрому овладению необходимой амплитудой движений, темпом, ритмом, активизирует процесс осознания выполняемого действия. Например, в фигурном катании на льду предварительно чертится продольная ось фигуры и устанавливаются флажки-ориентиры. Для копьеметателя чертится прямая линия строго вдоль которой он и выполняет разбег.

Метод сопряженных воздействий реализуется в спортивной тренировке в основном при помощи двух приемов.

1.Методический прием специализированных динамических упражнений основан на взаимном развитии физических качеств и совершенствовании двигательных навыков. Это достигается путем подбора специальных упражнений. Так, в плавании используются ласты и лопатки на руках для создания дополнительного сопротивления при гребковых движениях. В легкой атлетике прыжковые упражнения, прыжки в длину и высоту выполняются с утяжеленным поясом. В водном поло передачи и броски выполняются утяжеленным мячом ит.д.

2. Методический прием специализированных изометрических упражнений предполагает использование изометрических упражнений в определенных суставных углах, характерных для технического приема. Например, в тяжелой атлетике изометрические напряжения спортсмен выполняет в положении низкого седа при углах сгибания ног менее 90°.

Спортивно тактическая подготовка

Определение понятия. Основное содержание тактики и тактической подготовки. Задачи и приемы тактической подготовки в отдельных видах спорта.

Тактическая подготовка направлена на усвоение спортсменами необходимых знаний в области тактики, на формирование определенных навыков и умений правильного ведения спортивной борьбы, а также на совершенствование тактического мастерства.

Тактика -- раздел теории, изучающий целесообразные средства, способы и формы ведения спортивной борьбы, а также их применение против конкретного противника в конкретных условиях состязаний для достижения победы Ивойлов А.В. Теоретические аспекты спортивной тактики.-«» Теория и практика физической культуры», 1972, №12..

К средствам тактики относятся действия спортсменов, характеризующиеся строго определенной двигательной структурой и необходимыми для их проявления уровнями физических качеств. Эти действия базируются на специфических для определенного вида спорта знаниях, умениях и навыках.

Под способами тактики понимается определенная организация действий спортсмена и команды, выражающаяся в применении различных систем, комбинаций и приемов (контрприемов). Для решения одной и той же тактической задачи могут быть использованы различные варианты систем комбинаций и приемов.

Формы тактики -- это определенные комплексы различно организованных действий спортсмена и команды. Формы тактики связаны с характером соревновательной борьбы. Следует различать групповую и командную формы тактических действий, в зависимости от того, применяются ли они для нападения (например, в спортивных играх -- быстрый прорыв, позиционное нападение или защита).

В соответствии с поведением спортсмена прежде всего следует различать пассивную и активную тактику. Пассивная тактика -- это умышленное предоставление инициативы противнику с тем, чтобы в нужный момент предпринять необходимые меры (контратака в фехтовании, финишный рывок «из-за спины» в беге, плавании, велосипедном спорте).

Активная тактика -- это навязывание противнику действий, выгодных для себя. Она может проявляться в различных формах, например: в изменении характера двигательной деятельности (бег с нерегулярно меняющейся скоростью, т. е. «рваный бег», замедленная игра в середине поля в футболе с последующим молниеносным прорывом и т. д.), в смене технических приемов, комбинаций (передачи, подачи в спортивных играх и др.).

В процессе тактической подготовки спортсмена решаются 3 основные задачи: 1) приобретение тактических знаний; 2) формирование тактического мышления и 3) усвоение тактических навыков и умений.

Общие и специальные знания по тактике в избранном виде спорта составляют необходимую предпосылку изучения различных тактических действий и овладения тактическими навыками. Кроме того, они являются основой творческого мышления при решении индивидуальных и коллективных тактических задач.

Спортсмен должен знать: правила соревнований, особенности их судейства и проведения; условия соревнований и своих противников; основы тактических действий в спорте, их зависимость от физической, технической и волевой подготовленности; главные особенности тактики своего вида спорта и др.

Важное значение имеет изучение специальной литературы, изучение правил, особенностей судейства и проведения соревнований, анализ фото-киноматериалов по тактике, анализ наблюдений на соревнованиях, изучение условий и мест проведения соревнований.

Тактическая подготовка сводится в одних случаях к рациональному распределению сил спортсмена в ходе соревнований или целесообразному использованию техники для решения конкретных спортивных задач, в других -- к повышению эффективности во взаимодействиях с партнерами по команде или к быстрому и своевременному переключению с одной системы тактических действий на другую.

Основные методические положения при составлении тактических планов для выступления в соревнованиях.

Все средства, формы и способы ведения спортивной борьбы выражаются в определенном тактическом плане.

Тактический план -- это программа основных действий отдельных спортсменов или команды в целом, вытекающая из анализа соотношения собственных возможностей и сил противника.

Тактический план намечается в процессе подготовки к соревнованиям и окончательно уточняется к моменту их начала.

При составлении плана выступления в соревнованиях необходимо учитывать следующие основные данные:

1) общее состояние спортсмена к моменту соревнований (уровень физической, технической, психологической подготовленности, степень владения определенными тактическими приемами и комбинациями и т. д.);

2) данные об основных противниках (особенности их тактики и подготовки);

3) погоду и условия мест соревнований;

4) особенности правил соревнований и особенности судейства соревнований.

Тактический план имеет следующие основные разделы: а) главная задача; б) общая форма тактической борьбы (наступательная, активно-оборонительная, защитная) и ее вариант применительно к условиям данных соревнований. В спортивных играх, кроме того, надо предусматривать: систему игры, комбинации, частные приемы во взаимодействиях между играми. В остальных видах спорта -- возможность применения групповой тактики и отдельных комбинаций и приемов; в) распределение сил с учетом интенсивности, продолжительности и характера нагрузок и отдыха -- режим соревнований; г) распределение сил в процессе каждого отдельного выступления (график скорости, условный график, темп игры, длительность и характер разминки); д) возможные переключения от одной тактики (или системы) к другой тактике (системе) в процессе соревнования в связи с возможными изменениями задач и обстановки тактической борьбы; е) способы и методы маскировки собственных намерений; ж) данные о противнике, слабые и сильные стороны в его подготовке (физической, тактической, технической и волевой) и соответствующие приемы нападения (индивидуальные и групповые) и противодействия (активно-оборонительные и защитные); з) данные о местах соревнований, погоде, судействе, зрителях и т. д.

В спортивных играх кроме общего тактического плана игры команды может быть составлен тактический план и для отдельных игроков. В основу такого плана может быть положен анализ соотношения сил единоборствующей пары (нападение и защита).

План проведения предстоящего состязания составляется спортсменом и тренером совместно, так как рост тактического мастерства спортсмена невозможен без его активного участия в составлении тактических планов соревнований.

Физическая подготовка

Понятие о физической подготовке юного спортсмена. Ее содержание и виды.

Физическая подготовка -- это процесс, направленный на укрепление и сохранение здоровья, формирование телосложения спортсмена, развитие и совершенствование его физических качеств. Специфика содержания физической подготовки юных спортсменов заключается в развитии основных физических качеств -- силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости, необходимых для достижения высоких результатов в спорте.

Физическими (двигательными) качествами принято называть отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека. Уровень их развития определяется не только физиологическими возможностями его органов и систем, но и психическими факторами, в частности степенью развития интеллектуальных и волевых качеств. Изучение возрастных особенностей развития физических качеств у детей школьного возраста показало, что: 1) развитие различных физических качеств происходит разновременно; 2) величины годовых приростов различны в разные возрастные периоды и неодинаковы для мальчиков и девочек, а также отличаются по относительным величинам, если сравнить приросты разных качеств; 3) у большинства детей младшего и среднего школьного возраста показатели разных физических качеств различны по своему уровню, например, уровень силовой статической выносливости, как правило, не совпадает с уровнем динамической выносливости; 4) специальная тренировка одними и теми же методами при одинаковой по объему и интенсивности физической нагрузке, позволяющая сопоставить данные детей различного возраста, пола и физического развития, дает различный педагогический эффект, более высокий в период естественного повышения (в так называемые критические периоды) уровня развития физических качеств у юных спортсменов, чем средний уровень развития этих же качеств у детей, подростков и юношей, не занимающихся систематически спортом; 6) уровень развития физических качеств неодинаков у представителей различных видов спорта Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. Минск, «народная асвета», 1978. (А. А. Гужаловский, 1978; 3. И. Кузнецова, 1975; В. П. Филин, 1974; В. С. Фарфель, 1959 и др.). Учет этих возрастных особенностей имеет важное значение для развития и совершенствования физических качеств в процессе физической подготовки юных спортсменов.

Различают общую (ОФП) и специальную (СФП) физическую подготовку юного спортсмена. ОФП представляет собой процесс всестороннего развития физических качеств, не специфичных для избранного вида спорта, но так или иначе обусловливающих успех спортивной деятельности. ОФП создает основу для специальной подготовки. Содержание ОФП зависит от спортивной специализации. СФП -- это процесс развития физических качеств, специфичных для избранного вида спорта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.