p align="left">Согласно докладу ВТО о мировой торговле в 2006 году и перспективах на 2007 год, в 2006 году объемы мировой торговли в реальном выражении выросли на 8% - это второй по величине результат с 2000 года. Мировой экспорт товаров в 2006 году вырос на 15% - до $11,76 трлн, а экспорт услуг на 11% - до $2,71 трлн. Как считают авторы доклада, такой результат был достигнут благодаря высокому росту мировой экономики (3,7%) и благоприятному инвестиционному климату. В 2006 году в списке ведущих стран-экспортеров наметились серьезные изменения. Первое место в нем твердо занимает Германия - 9,2% мирового экспорта. Второе место пока еще принадлежит США (8,5%), но, начиная со второй половины 2006 года Китай "демонстрировал значительно лучшие результаты". Вероятно, Китай окончательно обойдет США в мировом рейтинге экспортеров уже в ближайшее время. Ни одна из стран СНГ в список 30 ведущих экспортеров не попала. Международный туризм вносит наибольший вклад в международную торговлю услугами. Из прочих услуг следует отметить быстро растущую торговлю современными услугами, связанными с обменом научно-техническими знаниями и производственным опытом (торговля лицензиями, ноу-хау, инженерно-консультационными и другими услугами). Основную часть международных транспортных услуг составляет фрахтование. 1.2.3 Динамика мировой торговли услугамиИнтенсивность торговых связей значительно различается по странам. На долю только промышленно развитых стран приходится около 70% международной торговли и более 3/4 всего торгового оборота, включая услуги. В основном они ведут эту торговлю друг с другом: около 80% экспорта промышленно развитых стран, предназначается для других промышленно развитых стран. Для примера - на долю взаимной торговли развивающихся стран производится лишь четверть их экспорта. Столь динамичное развитие внешней торговли объясняется ее положительным воздействием на уровень и качество экономического развития стран. Большинство стран в современных условиях--страны с открытой экономикой, т.е. значительная часть ВВП производится у них с участием внешнеторгового сектора. Тем не менее, международная торговля услугами все еще играет второстепенную роль в сравнении с торговлей товарами. Доля услуг в середине 90-х гг. составляла от 18 до 22% общего объема экспорта товаров и услуг (1170 млрд. долл. в 1996 г.) (таблица 1). Таблица 1: динамика объемов мировой торговли услугами |
Показатели | 1991 г. | 1993 г. | 1996 г. | | Экспорт услуг | 860 | 1030 | 1170 | | Экспорт товаров | 3442 | 3600 | 4830 | | Экспорт услуг по отношению к экспорту товаров | 25 | 29 | 24 | | |
Приведенные показатели относят к трансграничной торговле, фигурирующей в национальных платежных балансах. По мнению зарубежных экспертов, сумма операций с услугами на территории друга стран примерно в три раза больше. Годовой темп роста мирового экспорта услуг в 2000 г. составил 6 %. Международная торговля услугами значительно возросла в последней трети XX в., когда мировой экспорт услуг каждые десять лет увеличивался почти в 2 раза и составил в 2001 г. 1350 млрд. долл. Относительно высокие темпы мирового экономического роста способствуют расширению международной торговли, которое, однако, замедлилось. Согласно данным МВФ (апрель 2005 г.) объем мировой торговли товарами и услугами в 2005 г. увеличился на 7,4%, что меньше, чем в 2004 г. (9,9%), но больше, чем в 2001-2003 годах (рис. 1, рис. 2). Объем торговли товарами возрос на 7,9% (в 2004 г. - на 10,7%). Темпы роста экспорта и импорта товаров развитыми и развивающимися странами снизились. Рис 1. Внешняя торговля товарами и услугами США в 2003-2005 гг. (млрд. долл. США) Рис 2. Внешняя торговля товарами и услугами ЭВС в 2003-2005 гг. (млрд. евро) Согласно докладу ВТО о мировой торговле в 2006 году и перспективах на 2007 год, в 2006 году объемы мировой торговли в реальном выражении выросли на 8% - это второй по величине результат с 2000 года. Мировой экспорт товаров в 2006 году вырос на 15% - до $11,76 трлн, а экспорт услуг на 11% - до $2,71 трлн. Как считают авторы доклада, такой результат был достигнут благодаря высокому росту мировой экономики (3,7%) и благоприятному инвестиционному климату. 2006 год охарактеризовался перераспределением сил между экономиками ведущих стран мира. Рост в США и Японии замедлился, в то время как в Европе произошло его ускорение. Оживленные темпы роста по-прежнему характерны для экономики развивающихся стран, в первую очередь Китая, Индии и России. Стабильно растущий внутренний спрос в Европе, Азии и Латинской Америке, а также укрепление торговых связей между данными регионами должны способствовать росту мировой экономики в целом, компенсируя негативные эффекты от охлаждения экономики США. К примеру, изменение направлений экспорта из Китая и Индии и возросшая диверсификация экспортируемых товаров и услуг предполагают, что со временем экономики этих стран станут менее зависимыми от рынков Европейского союза и США, являющихся ключевыми на данный момент. Объем экспорта из Китая в США, ЕС и Японию за период с января по август 2006 г. вырос на 20%, в то время как в остальные страны - на 32%. 1.2.4 Динамика развития международной торговли услугамиМногие виды услуг могут быть объектами международной торговли. Торговля услугами представляет собой нетоварные коммерческие сделки. В отличие от торговли товарами экспорт и импорт услуг не обязательно означает пересечение ими таможенной границы. Услуга может быть оказана нерезиденту внутри таможенной территории данной страны, в этом случае сделка будет считаться международной. Как и платежи по экспорту и импорту товаров, международная торговля услугами отражается в платёжном балансе. Как зафиксировано в «Бизнес- путеводителе в ГАТС» 1999 г. (Dusiness Guide to the GATS), услуга становится предметом международной торговли в том числе, если производитель услуги и покупатель - это физические или юридические лица - резиденты разных стран независимо от места совершения сделки между ними. Международный экспорт и импорт услуг растёт быстрее международного экспорта товарами. Экспорт услуг составлял в 1980 г. 402 млрд долл., а в 2003 г. он уже составлял (по данным ВТО) 1763 млрд долл., т.е вырос более чем в 4 раза. Доля экспорта услуг в совокупной международной торговле товарами и услугами составил в 2003 г. 19, 5 % (в предыдущие годы она составляла более 20 %, однако затем она несколько уменьшилась в связи с ростом цен в мировой торговле на топливно- сырьевые ресурсы, и прежде всего на нефть). Однако этот показатель в целом растёт, и к 2015 г., по оценкам ИМЭМО РАН, он может составить до 30 % совокупной международной торговли. По данным ВТО, российский экспорт коммерческих услуг в 2003 г. составил 15, 9 млрд долл. (что составило 0, 9 % мирового экспорта коммерческих услуг, 24 место). Для сравнения: в 2002 г. доля России составляла 0,8 % мирового экспорта услуг, и занимала 29-е место среди ведущих стран - экспортёров услуг, следовательно, положение России среди ведущих стран - экспортёров услуг улучшилось. Но в общем доля РФ остаётся незначительной. Импорт коммерческих услуг России, по данным ВТО, в 2003 г. составлял 26,7 млрд долл., 1,5 % мирового импорта услуг, что означало 18-е место среди ведущих стран импортёров коммерческих услуг. Для сравнения: в 2002 г. аналогичные показатели составляли 21, 5 млрд долл., 1,4 % мирового импорта коммерческих услуг и 20-е место среди ведущих стран - импортёров коммерческих услуг. Причины, обусловливающие динамичный рост международной торговли услугами: - НТП и связанные с ним существенные сдвиги в международном разделении труда, параллельно с этим растут не только масштабы производства услуг, но и их многообразие); - рост общей открытости национальных экономик, в результате чего все большая часть услуг становится объектом международной торговли; - изменение структуры потребления населения современного мира, которое всё больше ориентируется на потребление услуг; - переход ведущих стран мира к современному «новому информационному обществу», в основе которого лежит рост потребления услуг, особенно информационных; - растущая взаимосвязанность международной торговли различными видами услуг (многие из которых реализуются вместе - «в одном пакете»). Но по общим показателям международная торговля услугами по своим абсолютным масштабам ещё отстаёт от международной торговли товарами. Эксперты установили следующие причины такой динамики: 1. Основная часть услуг (особенно услуг со стороны государственных организаций) реализуется внутри страны. Эти показатели хорошо видны при сопоставлении данных о доле услуг в международной торговле. 2. Торговля услугами по мере своего развития требует всё более высокого технического оснащения. Однако этот уровень был достигнут относительно недавно. Особенно это заметно в области телекоммуникационных, информационных, транспортных и туристических услуг. 3. В либерализации международной торговли товарами в последние годы были достигнуты значительно большие успехи, чем в международной торговли услугами. Сдвиги, которые были достигнуты ГАТТ, а затем ВТО, относились прежде всего к торговле товарами (режим наибольшего благоприятствования, благоприятные условия доступа на внутренние рынки, национальный режим). Услуги же (кроме урегулирования на международном уровне некоторых транспортных и туристических проблем) длительное время оставались в компетенции национальных правительств и не были объектом многостороннего регулирования международной торговли. Одной из важнейших характеристик современной мировой торговли является очень динамичный рост экспорта и импорта услуг. Многие специалисты полагают, что официально публикуемые данные об объёмах международной торговли услугами занижают действительный стоимостной объём реализуемых в международной торговле услуг. К причинам этого фактического занижения относятся: - занижение оценки расходов туристов за рубежом; - услуги нередко представляются в комплекте с реализуемыми за рубежом товарами (а стоимость услуг при этом часто фиксируется как часть стоимости товара), вообще подобной ситуации бывает довольно сложно разделить собственно стоимость товара и стоимость услуг; - услуги составляют довольно значительную часть внутрифирменного обмена в рамках ТНК, а учитывая то, что продажа как товаров, так и услуг них осуществляются по так называемым трансфертным ценам (которые нередко сознательно занижаются), то стоимостная оценка реализуемых при этом услуг также оказывается заниженной; - занижается оценка банковских и страховых услуг, поскольку иногда доходы по этим операциям реинвестируются (вкладываются) в тех же зарубежных странах, где они и были получены. В целом же полнота и достоверность статистического учёта международной торговли услугами остаётся одной из сложных и до конца не решённых проблем международной статистики. В отраслевой структуре (по основным видам услуг) экспорта услуг до начала 80-х гг. преобладали транспортные услуги, однако в последующие десятилетия они уступили первенство «другим частным услугам» и туризму, которые развивались гораздо быстрее. В начале ХХI столетия «другие частные услуги», такие как финансовые, информационные, коммуникационные, заняли 1-е место в экспорте услуг (около 45 %). «Другие частные услуги» очень динамично развивающиеся виды услуг. У России структура экспорта услуг в настоящее время выглядит следующим образом: 42 % - туризм, 33 % - транспортные услуги и 25 % - прочие частные услуги. Так же изменяется и географическая структура международной торговли услугами. Международный обмен услугами осуществляется, прежде всего, внутри группы промышленно развитых стран. Тенденция в международной торговле услугами, как и в международной торговле товарами, состоит, с одной стороны, в превалировании, а с другой - в постепенном сокращении удельного веса этой группы стран в торговле услугами (до 70 % в конце 90-х гг.) в результате активизации в сфере услуг новых индустриальных стран и других развивающихся государств. По объёмам торговли услугами с растущим отрывом от других государств лидируют США (16, 0 % мирового экспорта и 12,5 % мирового импорта услуг в 2003г., по данным ВТО). На США приходится максимальный объём торговли услугами по каналам ТНК. Однако, при этом, США с их постоянным дефицитом (отрицательным сальдо) во внешней торговле товарами, имеют положительное сальдо во внешней торговли услугами. Характерно при этом, что в отличие от США Германия, Япония, Канада и Китай больше ввозят услуги, чем их вывозят, т.е. являются нетто - импортёрами услуг. У большинства развивающихся стран - отрицательное сальдо во внешней торговле услугами. Россия на международном рынке услуг в 2003 г. занимала 24-е место по экспорту (0, 9 %) и 18-е место по импорту (1,5 %). Россия - нетто-импортёр коммерческих услуг. По данным ВТО, отрицательное сальдо России по услугам составляло в 2003г. 10,8 млрд долл. (в 2002 г. оно было меньше - 8,6 млрд).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|