на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Рынок туристических услуг
p align="left">Согласно докладу ВТО о мировой торговле в 2006 году и перспективах на 2007 год, в 2006 году объемы мировой торговли в реальном выражении выросли на 8% - это второй по величине результат с 2000 года. Мировой экспорт товаров в 2006 году вырос на 15% - до $11,76 трлн, а экспорт услуг на 11% - до $2,71 трлн. Как считают авторы доклада, такой результат был достигнут благодаря высокому росту мировой экономики (3,7%) и благоприятному инвестиционному климату.

В 2006 году в списке ведущих стран-экспортеров наметились серьезные изменения. Первое место в нем твердо занимает Германия - 9,2% мирового экспорта. Второе место пока еще принадлежит США (8,5%), но, начиная со второй половины 2006 года Китай "демонстрировал значительно лучшие результаты". Вероятно, Китай окончательно обойдет США в мировом рейтинге экспортеров уже в ближайшее время. Ни одна из стран СНГ в список 30 ведущих экспортеров не попала.

Международный туризм вносит наибольший вклад в международную торговлю услугами. Из прочих услуг следует отметить быстро растущую торговлю современными услугами, связанными с обменом научно-техническими знаниями и производственным опытом (торговля лицензиями, ноу-хау, инженерно-консультационными и другими услугами). Основную часть международных транспортных услуг составляет фрахтование.

1.2.3 Динамика мировой торговли услугами

Интенсивность торговых связей значительно различается по странам. На долю только промышленно развитых стран приходится около 70% международной торговли и более 3/4 всего торгового оборота, включая услуги. В основном они ведут эту торговлю друг с другом: около 80% экспорта промышленно развитых стран, предназначается для других промышленно развитых стран. Для примера - на долю взаимной торговли развивающихся стран производится лишь четверть их экспорта.

Столь динамичное развитие внешней торговли объясняется ее положительным воздействием на уровень и качество экономического развития стран. Большинство стран в современных условиях--страны с открытой экономикой, т.е. значительная часть ВВП производится у них с участием внешнеторгового сектора.

Тем не менее, международная торговля услугами все еще играет второстепенную роль в сравнении с торговлей товарами. Доля услуг в середине 90-х гг. составляла от 18 до 22% общего объема экспорта товаров и услуг (1170 млрд. долл. в 1996 г.) (таблица 1).

Таблица 1: динамика объемов мировой торговли услугами

Показатели

1991 г.

1993 г.

1996 г.

Экспорт услуг

860

1030

1170

Экспорт товаров

3442

3600

4830

Экспорт услуг по отношению к экспорту товаров

25

29

24

Приведенные показатели относят к трансграничной торговле, фигурирующей в национальных платежных балансах. По мнению зарубежных экспертов, сумма операций с услугами на территории друга стран примерно в три раза больше.

Годовой темп роста мирового экспорта услуг в 2000 г. составил 6 %. Международная торговля услугами значительно возросла в последней трети XX в., когда мировой экспорт услуг каждые десять лет увеличивался почти в 2 раза и составил в 2001 г. 1350 млрд. долл.

Относительно высокие темпы мирового экономического роста способствуют расширению международной торговли, которое, однако, замедлилось. Согласно данным МВФ (апрель 2005 г.) объем мировой торговли товарами и услугами в 2005 г. увеличился на 7,4%, что меньше, чем в 2004 г. (9,9%), но больше, чем в 2001-2003 годах (рис. 1, рис. 2). Объем торговли товарами возрос на 7,9% (в 2004 г. - на 10,7%). Темпы роста экспорта и импорта товаров развитыми и развивающимися странами снизились.

Рис 1. Внешняя торговля товарами и услугами США в 2003-2005 гг. (млрд. долл. США)

Рис 2. Внешняя торговля товарами и услугами ЭВС в 2003-2005 гг. (млрд. евро)

Согласно докладу ВТО о мировой торговле в 2006 году и перспективах на 2007 год, в 2006 году объемы мировой торговли в реальном выражении выросли на 8% - это второй по величине результат с 2000 года. Мировой экспорт товаров в 2006 году вырос на 15% - до $11,76 трлн, а экспорт услуг на 11% - до $2,71 трлн. Как считают авторы доклада, такой результат был достигнут благодаря высокому росту мировой экономики (3,7%) и благоприятному инвестиционному климату.

2006 год охарактеризовался перераспределением сил между экономиками ведущих стран мира. Рост в США и Японии замедлился, в то время как в Европе произошло его ускорение. Оживленные темпы роста по-прежнему характерны для экономики развивающихся стран, в первую очередь Китая, Индии и России.

Стабильно растущий внутренний спрос в Европе, Азии и Латинской Америке, а также укрепление торговых связей между данными регионами должны способствовать росту мировой экономики в целом, компенсируя негативные эффекты от охлаждения экономики США. К примеру, изменение направлений экспорта из Китая и Индии и возросшая диверсификация экспортируемых товаров и услуг предполагают, что со временем экономики этих стран станут менее зависимыми от рынков Европейского союза и США, являющихся ключевыми на данный момент. Объем экспорта из Китая в США, ЕС и Японию за период с января по август 2006 г. вырос на 20%, в то время как в остальные страны - на 32%.

1.2.4 Динамика развития международной торговли услугами

Многие виды услуг могут быть объектами международной торговли. Торговля услугами представляет собой нетоварные коммерческие сделки. В отличие от торговли товарами экспорт и импорт услуг не обязательно означает пересечение ими таможенной границы. Услуга может быть оказана нерезиденту внутри таможенной территории данной страны, в этом случае сделка будет считаться международной. Как и платежи по экспорту и импорту товаров, международная торговля услугами отражается в платёжном балансе. Как зафиксировано в «Бизнес- путеводителе в ГАТС» 1999 г.

(Dusiness Guide to the GATS), услуга становится предметом международной торговли в том числе, если производитель услуги и покупатель - это физические или юридические лица - резиденты разных стран независимо от места совершения сделки между ними.

Международный экспорт и импорт услуг растёт быстрее международного экспорта товарами. Экспорт услуг составлял в 1980 г. 402 млрд долл., а в 2003 г. он уже составлял (по данным ВТО) 1763 млрд долл., т.е вырос более чем в 4 раза. Доля экспорта услуг в совокупной международной торговле товарами и услугами составил в 2003 г. 19, 5 % (в предыдущие годы она составляла более 20 %, однако затем она несколько уменьшилась в связи с ростом цен в мировой торговле на топливно- сырьевые ресурсы, и прежде всего на нефть). Однако этот показатель в целом растёт, и к 2015 г., по оценкам ИМЭМО РАН, он может составить до 30 % совокупной международной торговли.

По данным ВТО, российский экспорт коммерческих услуг в 2003 г. составил 15, 9 млрд долл. (что составило 0, 9 % мирового экспорта коммерческих услуг, 24 место). Для сравнения: в 2002 г. доля России составляла 0,8 % мирового экспорта услуг, и занимала 29-е место среди ведущих стран - экспортёров услуг, следовательно, положение России среди ведущих стран - экспортёров услуг улучшилось. Но в общем доля РФ остаётся незначительной. Импорт коммерческих услуг России, по данным ВТО, в 2003 г. составлял 26,7 млрд долл., 1,5 % мирового импорта услуг, что означало 18-е место среди ведущих стран импортёров коммерческих услуг. Для сравнения: в 2002 г. аналогичные показатели составляли 21, 5 млрд долл., 1,4 % мирового импорта коммерческих услуг и 20-е место среди ведущих стран - импортёров коммерческих услуг.

Причины, обусловливающие динамичный рост международной торговли услугами:

- НТП и связанные с ним существенные сдвиги в международном разделении труда, параллельно с этим растут не только масштабы производства услуг, но и их многообразие);

- рост общей открытости национальных экономик, в результате чего все большая часть услуг становится объектом международной торговли;

- изменение структуры потребления населения современного мира, которое всё больше ориентируется на потребление услуг;

- переход ведущих стран мира к современному «новому информационному обществу», в основе которого лежит рост потребления услуг, особенно информационных;

- растущая взаимосвязанность международной торговли различными видами услуг (многие из которых реализуются вместе - «в одном пакете»).

Но по общим показателям международная торговля услугами по своим абсолютным масштабам ещё отстаёт от международной торговли товарами.

Эксперты установили следующие причины такой динамики:

1. Основная часть услуг (особенно услуг со стороны государственных организаций) реализуется внутри страны. Эти показатели хорошо видны при сопоставлении данных о доле услуг в международной торговле.

2. Торговля услугами по мере своего развития требует всё более высокого технического оснащения. Однако этот уровень был достигнут относительно недавно. Особенно это заметно в области телекоммуникационных, информационных, транспортных и туристических услуг.

3. В либерализации международной торговли товарами в последние годы были достигнуты значительно большие успехи, чем в международной торговли услугами. Сдвиги, которые были достигнуты ГАТТ, а затем ВТО, относились прежде всего к торговле товарами (режим наибольшего благоприятствования, благоприятные условия доступа на внутренние рынки, национальный режим). Услуги же (кроме урегулирования на международном уровне некоторых транспортных и туристических проблем) длительное время оставались в компетенции национальных правительств и не были объектом многостороннего регулирования международной торговли.

Одной из важнейших характеристик современной мировой торговли является очень динамичный рост экспорта и импорта услуг. Многие специалисты полагают, что официально публикуемые данные об объёмах международной торговли услугами занижают действительный стоимостной объём реализуемых в международной торговле услуг. К причинам этого фактического занижения относятся:

- занижение оценки расходов туристов за рубежом;

- услуги нередко представляются в комплекте с реализуемыми за рубежом товарами (а стоимость услуг при этом часто фиксируется как часть стоимости товара), вообще подобной ситуации бывает довольно сложно разделить собственно стоимость товара и стоимость услуг;

- услуги составляют довольно значительную часть внутрифирменного обмена в рамках ТНК, а учитывая то, что продажа как товаров, так и услуг них осуществляются по так называемым трансфертным ценам (которые нередко сознательно занижаются), то стоимостная оценка реализуемых при этом услуг также оказывается заниженной;

- занижается оценка банковских и страховых услуг, поскольку иногда доходы по этим операциям реинвестируются (вкладываются) в тех же зарубежных странах, где они и были получены.

В целом же полнота и достоверность статистического учёта международной торговли услугами остаётся одной из сложных и до конца не решённых проблем международной статистики.

В отраслевой структуре (по основным видам услуг) экспорта услуг до начала 80-х гг. преобладали транспортные услуги, однако в последующие десятилетия они уступили первенство «другим частным услугам» и туризму, которые развивались гораздо быстрее. В начале ХХI столетия «другие частные услуги», такие как финансовые, информационные, коммуникационные, заняли 1-е место в экспорте услуг (около 45 %). «Другие частные услуги» очень динамично развивающиеся виды услуг.

У России структура экспорта услуг в настоящее время выглядит следующим образом: 42 % - туризм, 33 % - транспортные услуги и 25 % - прочие частные услуги.

Так же изменяется и географическая структура международной торговли услугами.

Международный обмен услугами осуществляется, прежде всего, внутри группы промышленно развитых стран. Тенденция в международной торговле услугами, как и в международной торговле товарами, состоит, с одной стороны, в превалировании, а с другой - в постепенном сокращении удельного веса этой группы стран в торговле услугами (до 70 % в конце 90-х гг.) в результате активизации в сфере услуг новых индустриальных стран и других развивающихся государств.

По объёмам торговли услугами с растущим отрывом от других государств лидируют США (16, 0 % мирового экспорта и 12,5 % мирового импорта услуг в 2003г., по данным ВТО). На США приходится максимальный объём торговли услугами по каналам ТНК. Однако, при этом, США с их постоянным дефицитом (отрицательным сальдо) во внешней торговле товарами, имеют положительное сальдо во внешней торговли услугами.

Характерно при этом, что в отличие от США Германия, Япония, Канада и Китай больше ввозят услуги, чем их вывозят, т.е. являются нетто - импортёрами услуг. У большинства развивающихся стран - отрицательное сальдо во внешней торговле услугами.

Россия на международном рынке услуг в 2003 г. занимала 24-е место по экспорту (0, 9 %) и 18-е место по импорту (1,5 %). Россия - нетто-импортёр коммерческих услуг. По данным ВТО, отрицательное сальдо России по услугам составляло в 2003г. 10,8 млрд долл. (в 2002 г. оно было меньше - 8,6 млрд).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.