p align="left">Быстрый рост международных поездок граждан произошел во второй половине 80-х гг. В этот период основной поток международного обмена осуществлялся между СССР и странами Центральной и Восточной Европы. Максимального объема международный туризм в России в условиях СССР достиг в 1989 г. (въезд туристов 2,3 млн. человек, выезд - 2,2 млн). Международный туризм в РФ в 90-е гг. стал более динамичным, чем в последние годы существования СССР в целом. Но даже в лучшие годы поток российских туристов не составлял и 1% мирового. Международный туризм в РФ (без стран СНГ, тыс. человек) |
Год | Въездной туризм | Выездной туризм | | 1993 | 1543 | 1577 | | 1994 | 915 | 2522 | | 1995 | 1787 | 2555 | | 1996 | 1716 | 3422 | | 1997 | 2290 | 4084 | | 1998 | 1904 | 3251 | | 1999 | 1924 | 2580 | | 2000 | 2215 | 4252 | | |
Международный туризм России на современном этапе можно охарактеризовать, исходя из слов В. Стржалковского: «В последние годы туризм во всем мире развивается очень успешно и динамично. Не отстает в этом плане и Российская Федерация. Все больше наших граждан имеют возможность путешествовать как внутри страны, так и за границей. Внутренний туризм в России в последние годы развивается достаточно интенсивно: строятся новые отели, открываются новые объекты развлечений, модернизируются аэропорты, совершенствуются услуги железной дороги, ремонтируются и создаются новые автомобильные дороги - все это непосредственным образом сказывается на увеличении количества туристов и на улучшении качества их отдыха». На сегодняшний день существует ряд программ по поддержке туризма. Это федеральные целевые программы "Юг России", "Дальний Восток и Забайкалье"; в некоторые региональные программы включены туристические объекты. Всего существует 42 федеральные программы. По словам главы Федерального агентства по туризму существует ряд проблем: растут цены на услуги, и услуги не только гостиниц, но и питания. Туры в Российскую Федерацию для иностранцев становятся все дороже и дороже, и это не позволяет существенно увеличить количество иностранных туристов в РФ. Наиболее привлекательные регионы для иностранцев - Санкт-Петербург - Москва - города Золотого кольца. Востребованы и интересны Байкал, Камчатка, путешествия по железной дороге "Транссиб" и речные круизы Москва - Санкт-Петербург. Очень популярным стал приграничный туризм: это Калининградская область, Ленинградская область (Финляндия) и Дальний Восток (граница с Китаем). В ближайшей в перспективе восстановится интерес иностранных туристов, в первую очередь туристов из бывших стран Варшавского договора и Скандинавии, к Краснодарскому краю и к Кавказским Минеральным Водам. Глава Ростуризма, не отрицая, что на рынке остаются недобросовестные операторы, отметил, что ситуация исправляется: "Еще несколько лет назад мы, к сожалению, были бессильны против плохой, некачественной, непрофессиональной работы туроператоров. Поправки в закон об основах туристической деятельности, которые проходили очень непросто, ввели финансовую ответственность, финансовые гарантии туроператора". Федерального агентства по туризму ставит перед собой несколько основных задач на ближайший год: это содействие развитию инфраструктуры туризма в РФ, что осуществляется в основном через федеральные целевые программы. Следующая задача - это продвижение российского туризма и возможности отдыха, как за рубежом, так и внутри страны. Еще одна задача - совершенствование подготовки кадров. В этом году, помимо принятия поправок в закон "Об основах туристической деятельности", приняты правила классификации лыжных трасс, пляжей. Также проводится классификация гостиниц. По словам главы Ростуризма, туризм в Российской Федерации развивается и имеет определенные успехи, хотя есть и проблемы. На сегодняшний день Россия является членом Всемирной туристской организации (ЮНВТО) - специализированного учреждения Организации Объединенных Наций с 1975 года. В ноябре 2006 года в Москве состоялось 5-е заседание Совместного комитета сотрудничества Россия - АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии). В рамках реализации Комплексной Программы действий по сотрудничеству между Российской Федерацией на 2005-2015 гг. Федеральное агентство по туризму совместно с Российским государственным университетом туризма и сервиса разработало Программу «Обучение туроператоров из стран АСЕАН и России» с использованием передовых дистанционных технологий. Целью данной Программы является увеличение туристского обмена со странами АСЕАН и повышение качества обслуживания туристов. Межправительственный форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) образован в ноябре 1989 г. В 1998 г. В него вступила Россия. В целом АТЭС рассматривается Россией как эффективный механизм взаимодействия по решению острейших региональных и общемировых проблем. Участие России в АТЭС используется для активного вовлечения потенциалов Сибири и Дальнего Востока в действующие в рамках Форума механизмы экономической интеграции. ШОС - международная региональная организация. Ее деятельность началась с двустороннего формата отношений между Россией и Китаем в 1996 г. В настоящее время в Ростуризме разработана Программа мероприятий по развитию сотрудничества в сфере туризма, связанных с председательством России в ШОС в 2008-2009 годах. 2.3 Экономическая сущность и содержание туризмаТуризм (фр. tourisme tour - прогулка, поездка) возник как продукт развития цивилизации. Туризм - это прежде всего удовольствие, удовлетворение любознательности. На определенном этапе развития экономики, когда потребность в путешествиях резко возросла, появились и производители услуг для таких путешествий. Это привело к формированию товара особого вида - туризма. Итак, сначала туризм возник как товар, который можно купить и продать на потребительском рынке. Туризм как товар реализуется в форме услуг (материальных и нематериальных). Возникновение туризма как товара потребовало формирования соответствующей материально-технической базы, наличия квалифицированных кадров по обслуживанию туристов и целенаправленного управления туристскими хозяйствующими субъектами. Все это обусловило необходимость организационного обособления туризма в самостоятельную отрасль народного хозяйства. Производители услуг, предназначенных для обслуживания туристов (путешествующих людей), объединились в отрасль «туризм». Туризм не является товаром первой жизненной необходимости, поэтому он становится насущной потребностью человека только при определенном уровне его дохода и определенном уровне богатства общества. Точное определение туризма должно базироваться на следующих экономических характеристиках: туризм есть результат передвижения людей по различным туристским маршрутам; туризм всегда включает два элемента: путешествие в пункт назначения и остановку там; путешествие означает выезд из страны (или региона), где турист постоянно проживает; туризм - это временное движение туриста по туристскому маршруту, т.е. турист возвращается через какое-то время к месту его постоянного проживания; туризм - это путешествие, не включающее деятельность по извлечению прибыли. Современное определение туризма, принятое ООН, заключается в том, что туризм - это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства. Законом РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» закреплено следующее определение туризма: «Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познаваемых, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания». Туризм характеризуется временным перемещением населения из одного региона (район, город, страна) в другой, если оно не связано с переменой места жительства и работы. Туризм - это удовольствие, связанное с путешествием в целях отдыха, лечения, участия в культурных, научных или деловых встречах. Международный туризм сегодня представляет собой динамично развивающуюся сферу внешнеэкономической деятельности, которая во многих странах мира превратилась в бурно растущую отрасль большого бизнеса. На долю туристского бизнеса приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% суммарных капитальных вложений, 11% мировых потребительских расходов и 5% всех налоговых поступлений. В 1995 г. каждое 16-е рабочее место в мире приходилось на туризм. Доля международного туризма составляет около 7% мирового экспорта. По этим показателям можно сделать вывод, что в сумме поступивших доходов от экспорта туризм занимает третье место после доходов от экспорта нефти и нефтепродуктов и после доходов от экспорта автомобилей. По прогнозам Всемирной туристской организации удельный вес туризма в создании мирового валового национального продукта достигнет к 2000 г. 11-12%. Туристский бизнес привлекает предпринимателей наименьшими стартовыми инвестициями, быстрым сроком их окупаемости, постоянно растущим спросом на услуги туризма, высоким уровнем рентабельности произведенных затрат. Глава 33.1 Поведение туристического рынка в условиях кризиса
В среднесрочной перспективе ожидается значительное снижение объема делового и корпоративного туризма, который пострадает от мирового экономического спада в большей степени, чем путешествия с целью отдыха и оздоровления. Главными итогами прошлого года для рынка делового туризма стали ощутимое сокращение спроса, обострение конкуренции агентств и снижение рентабельности. Тем не менее в нынешнем году участники рынка настроены решительно: самые осторожные немного превысить прошлогодние объёмы, оптимисты - увеличить показатели как минимум втрое. Низкие показатели доходности стали болью абсолютно для всех компаний, занимающихся деловым туризмом. По саамы скромным подсчётам, уровень рентабельности снизился по меньшей мере в два раза по сравнению с докризисным, что было связано с сокращением расходов компаниями- заказчиками с одной стороны и обострившейся конкурентной борьбой между агентствами - с другой. Объём заказов в прошлом году, по разным оценкам, сократился на 20 - 40 %. При этом сегмент, связанный с обслуживанием командировок, по мнению части экспертов, чувствовал себя гораздо лучше, чем MICE *. Спрос на business travel в кризисное время упал примерно на 30 %, ВТО время как в MICE - сегменте снижение по итогам года составило 50-70 %. Другие же специалисты уверены, что оба сегмента делового туризма пострадали в равной степени, так как это «неразрывно связанные между собой куски бизнеса», и проседание того или иного сегмента в случае каждой конкретной компании зависит от её клиентского портфеля. Показатели агентств, обслуживающих компании наиболее пострадавших от кризиса отраслей, естественным образом отличались с более сбалансированными портфелями. Все эксперты отмечают неравномерное «проседание» MICE -сегмента: так, спрос на корпоративные торжества сократился гораздо существенней, чем на организацию встреч, конференций, участие в выставках. Интенсив поездки в прошлом году могли себе позволить только очень крупные компании, в основном филиалы международных корпораций. Остальные если и задумывались о поощрении и мотивации сотрудников, то предпочитали делать это более бюджетными способами. Тем более что в непростых рыночных условиях поощрение сотрудников отходит на второй план перед более насущными проблемами. Особенно трудной выдалась первая половина 2009 года, отмеченная большим количеством аннуляций. В некоторых компаниях их количество составляло треть от общего объёма заявок. Очевидно, что в условиях нестабильной макроэкономической ситуации и неясных перспектив часть заказчиков предпочитала переносить деловые поездки и выездные мероприятия на неопределённый срок. Остальные скорректировали свою travel policy (внутренние корпоративные стандарты по процедурам заказа услуг для осуществления деловых поездок) таким образом, чтобы выезжать с деловыми целями только в случае крайней необходимости. А что касается клиентов, они так никогда придирчиво не относились к результатам тендеров, тщательно и занудно сравнивая ценовые предложения. В этой борьбе за каждую копейку, агентствам пришлось максимально снижать размер своей комиссии. Переговоры, касающиеся соотношения «цена-качество» стали более жесткими, что привело лишь к большому взаимопониманию между агентствами, клиентами и поставщиками.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|