p align="left">Ко второй группе можно отнести страны со средним уровнем экономического развития, принимающими туристов, но в, то, же время и направляющие большое число туристов за рубеж. Это Кипр, Греция, Мексика, Испания, Китай, Турция. В этих странах поступления от международного туризма традиционно составляют большую долю ВВП, чем в странах-поставщиках, а расходы на зарубежные туристские поездки -- соответственно меньшую его долю, хотя они являются также поставщиками туристов. Доля выезжающих за границу граждан этих стран несколько ниже, чем в развивающихся странах. Третья группа включает развивающиеся страны, которые принимают туристов. В целом эти страны не являются поставщиками туристов, а туристские потоки между ними весьма незначительны. Для международного туризма характерны те же виды операций, которые сложились во внешней торговле: экспорт, импорт и реэкспорт. Но по своей форме эти операции в международном туризме имеют свои специфические особенности[5]. Главная отличительная черта международного туризма как формы международных экономических отношений в том, что приобретение услуг происходит, как и любая внешнеторговая сделка, через иностранных контрагентов, которыми могут быть туристская фирма либо сам иностранный турист, а их потребление осуществляется в стране-экспортере туристских услуг. Несколько сложнее в международном туризме обстоит дело с реэкспортом. С теоретической точки зрения в эту категорию должны попадать все иностранные туристы, купившие тур у туристской организации данной страны для поездки в третью страну. Однако из-за несовершенства существующей системы учета выделить эту категорию туристов практически затруднительно. Поэтому, хотя фактически реэкспортные операции находят все большее распространение в международном туризме, их показатели растворяются в экспортных операциях. Объем международного туризма принято определять в натуральных (количественных) и ценностных (стоимостных) показателях. Натуральные показатели базируются прежде всего на численности туристов. Однако этого показателя оказывается недостаточно для определения реальных объемов иностранного туризма и обоснования потребности в материально-технической базе. Поскольку каждый иностранный турист находится в другой стране определенное время, то от средней продолжительности пребывания иностранных туристов в стране зависят объемы иностранного туризма в целом. В связи с этим в международном туризме наряду с общей численностью туристов важным натуральным показателем служит количество дней, проведенных туристами в стране - туродней. В практике большинства стран этот показатель носит название "количество ночевок". На Первой Конференции ООН по туризму и путешествиям, состоявшейся в Риме в 1963 г., было выработано определение международного туризма. "Иностранный турист - это «временный посетитель», т. е. любое лицо, посещающее другую страну, чем та, в которой он обычно постоянно проживает, с любой целью, кроме осуществления профессиональной деятельности, оплачиваемой в посещаемой стране". Определение "временный посетитель" объединяет два понятия: турист как временный посетитель, находящийся по крайней мере 24 часа в стране посещения; экскурсант -- временный посетитель, находящийся менее 24 часов в стране посещения. Круизные путешественники классифицируются как экскурсанты, если они ночуют на борту теплохода во время стоянок в портах, и как туристы, путешествующие с целью отдыха, если они ночуют в гостиницах или других видах средств размещения, в то время как судно стоит в порту (в течение не менее 24 часов). Исследования показывают, что 39% стран из определения "посетитель" исключает экскурсантов, а 10% стран исключают бизнесменов. В практике некоторых стран принято считать туристами только тех, кто находится в другой стране не менее 30 дней. В некоторых странах ведется учет по гражданству временных посетителей, в других -- по стране их постоянного проживания, в третьих--учитывается страна, из которой состоялся непосредственный приезд посетителя. В целом ряде стран весьма сложно стоит проблема сбора данных о точном количестве пересечения границ, поскольку осуществляется безвизовый въезд граждан в соответствии с двухсторонними соглашениями, в том числе и туристов[4]. 2. Анализ организационно-экономической характеристики услуг рекреации и туризма на примере АР Крым 2.1 Характеристика развития курортно - рекреационного и туристического комплекса Крыма Одной из важнейших проблем социально - экономического развития отдельных регионов и Украины в целом является обеспечение устойчивого экономического роста и повышение на этой основе уровня жизни населения. Решение этой проблемы зависит от многих факторов, в том числе от производительных возможностей работников, основанных на их здоровье и физическом состоянии. В этом отношении важную роль играет сфера туризма и рекреации, не только оказывающая стимулирующее воздействие на работников, но и влияющая на функционирование ключевых секторов экономики: транспорт, связь, торговлю, строительство, сельское хозяйство, производство товаров массового потребления. Развитие рекреационно-туристического комплекса (РТК) обеспечивает создание дополнительных рабочих мест, улучшение инвестиционного климата, активизацию предпринимательской деятельности. Общемировые тенденции развития туризма и рекреации подтверждают, что эта отрасль при соответствующих условиях может стать катализатором оздоровления экономики как страны в целом, так и конкретных регионов. Во многих регионах, наряду с агропромышленным комплексом, туризм и рекреация относятся к отраслям хозяйственной специализации. Между тем Крым, располагая огромными, во многом уникальными, возможностями для туризма, продолжает оставаться в стороне от мировых тенденций развития туристского бизнеса. В целом, существующие методы и сложившаяся структура управления рекреационно-туристическим комплексом во многом не соответствуют изменившимся условиям его функционирования, что становится тормозом на пути его дальнейшего более успешного развития. В связи с этим возникает необходимость теоретического исследования особенностей формирования и развития механизма управления рекреационно-туристическим комплексом на региональном уровне с учетом современных реалий. Крымский регион, несмотря на свой колоссальный курортный и туристический потенциал, занимает весьма скромное место на мировом рынке туристических услуг. На долю нашего полуострова приходится менее половины процента от общего объема таких услуг, в то время как туризм, история развития которого в Крыму насчитывает более 100 лет, может и должен стать приоритетным направлением в экономике региона, как сфера международного бизнеса. Рекреационно-туристический комплекс Крыма - это совокупность связанных между собой отраслей и предприятий, объединенных общей целью круглогодичное использование курортов полуострова в целях восстановительного лечения, медицинской реабилитации и оздоровления населения Украины, ближнего и дальнего зарубежья, а также создание конкурентоспособного туристического продукта на основе эффективного использования природных, лечебных, социально культурных и производственно-экономических ресурсов региона. Основной целью развития курортно -- рекреационного и туристического комплекса Крыма является формирование конкурентоспособного на мировом и национальном уровнях туристического продукта на основе эффективного использования рекреационного потенциала Крыма[5]. Значительный объем природно-ресурсного потенциала, разнообразие природных условий, исторические традиции хозяйственного освоения и социокультурные приоритеты в течение многих лет определяли рекреационную специализацию Крыма как одно из стратегических направлений его регионального развития. Рекреационно-туристический комплекс Крымского полуострова включает свыше 3 тысяч объектов природного и антропогенного характера, из них 64 % сосредоточены в Южнобережной зоне, 10% в Центральной (Симферополь, Бахчисарай и Белогорский район), по 5% - в Северной (Джанкой, Красногвардейский, Красноперекопский, Первомайский и Черноморский районы) и Восточной (Ленинский, Кировский и Советский районы) зонах, и 16% в Западной (Сакский и Черноморский районы). В Евпатории в 2008 г. отдыхает 7,2 тыс. чел, что на 30% больше по сравнению с 2007 г., их принимают около 20 здравниц. Обратим внимание на рис. 2.1.1.[2] Рис2.1.1 Рекреационно-экономический потенциал Крымского полуострова. На территории автономии расположено, свыше 11,5 тыс. памятников истории, культуры и архитектуры, относящихся к различным историческим эпохам, цивилизациям и религиям. Здесь находится 26 месторождений лечебной грязи и рапы, более 100 источников минеральных вод различного химического состава. В Крыму насчитывается 6 государственных заповедников, 33 заказника (в том числе 16 общегосударственного значения), 87 памятников природы (13 - общегосударственного значения), 10 заповедных урочищ, 850 карстовых пещер (из них 50 признаны специалистами пригодными для обустройства и посещения туристами), шахт, колодцев, и более 30 парков - памятников садово-паркового искусства, общегосударственного и мирового значения. Занимая около 4,5% площади Украины, Крымский полуостров концентрирует 29,6% объема всех рекреационных ресурсов, 10% емкости гостиничного фонда, 40% емкости здравниц, более 30% потока иностранных туристов.[2] В регионе имеются необходимые условия и возможности, инфраструктуры экологического и социального туризма в сельской местности, элитных видов спорта (теннис, гольф, яхтенный спорт), возрождаются популярные раннее активные виды туризма (горно-велосипедный, археологический, пешеходный, спелеологический, альпинистский). Среди россиян все более популярным становится горный крымский туризм, спортивные туры - джипинг, горный велосипед, дайвинг, пешеходные и спелеотуры зимой - катание на лыжах на Ай-Петри и другие. Однако главная тенденция, которая обнаружилась в последние годы, это постепенный переход от использования главным образом ЮБК, в новые курортные регионы полуострова. Удельный вес доходов, полученных хозрасчетными санаторно-курортными учреждениями, составил 14,5%. По-прежнему наиболее освоенной частью полуострова является район Ялты, производящей около 64% всего объема туру слуг [3]. Меньше всего освоен Северный и Западный Крым. Наличие различных структур и социальных групп (органы власти, предприниматели, субъекты туристической деятельности, ученые, неправительственные организации, политические структуры, рекреанты) приводит к необходимости учета различия их целей и интересов при планировании развития рекреационного комплекса. В АРК осуществляют туристическую деятельность свыше 700 субъектов предпринимательства. В том числе иностранным туризмом занимаются около 300 предприятий, внутренним - около 400. Из числа субъектов предпринимательской деятельности, имеющих лицензию на предоставление туристических услуг, собственную базу питания; имеют 85 предприятий, собственную базу размещения -- 51 .[2] К сожалению, на сегодняшний день материально-техническая база рекреационных учреждений, ассортимент и качество услуг отстают от мирового уровня, что снижает конкурентоспособность крымского региона на международном рынке отдыха, оздоровления, санаторно-курортного лечения и туристических услуг. Всего в экономику Крыма свои средства инвестировали представители 31 страны. Объемы поступления прямых иностранных инвестиций за 2007 г. в экономику автономии составили 120,5 млн. дол., из которых. В базе инвестиционных проектов санитарно-курортного и туристического комплекса АРК около 50 проектов на общую сумму 237 миллионов у.е., из которых 20 близки к завершению, причем более половины средств поступило из России [2]. Реализация задач стоящих перед правительством нашего региона в данный момент размещение капитала в туризм Крыма, что даст прямой экономический эффект (рис. 2.1.2). Рекреационный эффект, получаемый за счет прироста национального дохода в виду сокращения выплат по листкам временной нетрудоспособности, рассматривается, как часть интегрального социально-экономического эффекта. Помимо этого в Крыму производится отраслевой рекреационный эффект, получаемый непосредственно в рекреационном хозяйстве за счет разницы между зарубежной ценой на рекреационную услугу и полной себестоимостью ее производства. Дополнительный экономический эффект Крым может получать за счет торговли со Странами Содружества минеральными водами и лечебными грязями. По мере увеличения емкости санаторно-рекреационной сети комплексный рекреационный эффект, создаваемый в Крыму, значительно возрастет. Несмотря на очевидное социально-экономическое преимущество рекреационного хозяйства, в экономической структуре республики оно занимает лишь пятое место по количеству занятых после промышленности, сельского хозяйства, строительной индустрии, транспорта, машиностроения[2]. Рис2.1.2 - Механизм формирования прямого экономического эффекта. Поскольку рекреационный эффект, созданный в Крыму, не оплачивается другими государствами Содружества, крымчане вынуждены расплачиваться за вышеперечисленные поставки мясом, молоком, молочными продуктами, овощебахчевыми культурами, виноградом, продукцией садов, яйцами, телевизорами, известняком и т.д. Предполагается, что для создания нового гостиничного фонда и объектов инфраструктуры всего комплекса необходимо предусмотреть инвестиционные вложения на реконструкцию, перевооружение и новое строительство, что позволит поднять воспроизводственную структуру основных фондов региона на качественно новый уровень, кардинально изменить техническую базу и увеличить долю сервисного обслуживания туристов до 30-50% и окупить затраты в течение 5-7 лет.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|