на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Туризм в Крыму: состояние и перспективы
p align="left">Ко второй группе можно отнести страны со средним уровнем экономического развития, принимающими туристов, но в, то, же время и направляющие большое число туристов за рубеж. Это Кипр, Греция, Мексика, Испания, Китай, Турция. В этих странах поступления от международного туризма традиционно составляют большую долю ВВП, чем в странах-поставщиках, а расходы на зарубежные туристские поездки -- соответственно меньшую его долю, хотя они являются также поставщиками туристов. Доля выезжающих за границу граждан этих стран несколько ниже, чем в развивающихся странах.

Третья группа включает развивающиеся страны, которые принимают туристов. В целом эти страны не являются поставщиками туристов, а туристские потоки между ними весьма незначительны.

Для международного туризма характерны те же виды операций, которые сложились во внешней торговле: экспорт, импорт и реэкспорт. Но по своей форме эти операции в международном туризме имеют свои специфические особенности[5].

Главная отличительная черта международного туризма как формы международных экономических отношений в том, что приобретение услуг происходит, как и любая внешнеторговая сделка, через иностранных контрагентов, которыми могут быть туристская фирма либо сам иностранный турист, а их потребление осуществляется в стране-экспортере туристских услуг.

Несколько сложнее в международном туризме обстоит дело с реэкспортом. С теоретической точки зрения в эту категорию должны попадать все иностранные туристы, купившие тур у туристской организации данной страны для поездки в третью страну. Однако из-за несовершенства существующей системы учета выделить эту категорию туристов практически затруднительно. Поэтому, хотя фактически реэкспортные операции находят все большее распространение в международном туризме, их показатели растворяются в экспортных операциях.

Объем международного туризма принято определять в натуральных (количественных) и ценностных (стоимостных) показателях.

Натуральные показатели базируются прежде всего на численности туристов. Однако этого показателя оказывается недостаточно для определения реальных объемов иностранного туризма и обоснования потребности в материально-технической базе.

Поскольку каждый иностранный турист находится в другой стране определенное время, то от средней продолжительности пребывания иностранных туристов в стране зависят объемы иностранного туризма в целом. В связи с этим в международном туризме наряду с общей численностью туристов важным натуральным показателем служит количество дней, проведенных туристами в стране - туродней. В практике большинства стран этот показатель носит название "количество ночевок".

На Первой Конференции ООН по туризму и путешествиям, состоявшейся в Риме в 1963 г., было выработано определение международного туризма. "Иностранный турист - это «временный посетитель», т. е. любое лицо, посещающее другую страну, чем та, в которой он обычно постоянно проживает, с любой целью, кроме осуществления профессиональной деятельности, оплачиваемой в посещаемой стране".

Определение "временный посетитель" объединяет два понятия: турист как временный посетитель, находящийся по крайней мере 24 часа в стране посещения; экскурсант -- временный посетитель, находящийся менее 24 часов в стране посещения.

Круизные путешественники классифицируются как экскурсанты, если они ночуют на борту теплохода во время стоянок в портах, и как туристы, путешествующие с целью отдыха, если они ночуют в гостиницах или других видах средств размещения, в то время как судно стоит в порту (в течение не менее 24 часов). Исследования показывают, что 39% стран из определения "посетитель" исключает экскурсантов, а 10% стран исключают бизнесменов.

В практике некоторых стран принято считать туристами только тех, кто находится в другой стране не менее 30 дней. В некоторых странах ведется учет по гражданству временных посетителей, в других -- по стране их постоянного проживания, в третьих--учитывается страна, из которой состоялся непосредственный приезд посетителя. В целом ряде стран весьма сложно стоит проблема сбора данных о точном количестве пересечения границ, поскольку осуществляется безвизовый въезд граждан в соответствии с двухсторонними соглашениями, в том числе и туристов[4].

2. Анализ организационно-экономической характеристики услуг рекреации и туризма на примере АР Крым

2.1 Характеристика развития курортно - рекреационного и туристического комплекса Крыма

Одной из важнейших проблем социально - экономического развития отдельных регионов и Украины в целом является обеспечение устойчивого экономического роста и повышение на этой основе уровня жизни населения. Решение этой проблемы зависит от многих факторов, в том числе от производительных возможностей работников, основанных на их здоровье и физическом состоянии. В этом отношении важную роль играет сфера туризма и рекреации, не только оказывающая стимулирующее воздействие на работников, но и влияющая на функционирование ключевых секторов экономики: транспорт, связь, торговлю, строительство, сельское хозяйство, производство товаров массового потребления. Развитие рекреационно-туристического комплекса (РТК) обеспечивает создание дополнительных рабочих мест, улучшение инвестиционного климата, активизацию предпринимательской деятельности.

Общемировые тенденции развития туризма и рекреации подтверждают, что эта отрасль при соответствующих условиях может стать катализатором оздоровления экономики как страны в целом, так и конкретных регионов. Во многих регионах, наряду с агропромышленным комплексом, туризм и рекреация относятся к отраслям хозяйственной специализации. Между тем Крым, располагая огромными, во многом уникальными, возможностями для туризма, продолжает оставаться в стороне от мировых тенденций развития туристского бизнеса. В целом, существующие методы и сложившаяся структура управления рекреационно-туристическим комплексом во многом не соответствуют изменившимся условиям его функционирования, что становится тормозом на пути его дальнейшего более успешного развития. В связи с этим возникает необходимость теоретического исследования особенностей формирования и развития механизма управления рекреационно-туристическим комплексом на региональном уровне с учетом современных реалий.

Крымский регион, несмотря на свой колоссальный курортный и туристический потенциал, занимает весьма скромное место на мировом рынке туристических услуг. На долю нашего полуострова приходится менее половины процента от общего объема таких услуг, в то время как туризм, история развития которого в Крыму насчитывает более 100 лет, может и должен стать приоритетным направлением в экономике региона, как сфера международного бизнеса.

Рекреационно-туристический комплекс Крыма - это совокупность связанных между собой отраслей и предприятий, объединенных общей целью круглогодичное использование курортов полуострова в целях восстановительного лечения, медицинской реабилитации и оздоровления населения Украины, ближнего и дальнего зарубежья, а также создание конкурентоспособного туристического продукта на основе эффективного использования природных, лечебных, социально культурных и производственно-экономических ресурсов региона. Основной целью развития курортно -- рекреационного и туристического комплекса Крыма является формирование конкурентоспособного на мировом и национальном уровнях туристического продукта на основе эффективного использования рекреационного потенциала Крыма[5].

Значительный объем природно-ресурсного потенциала, разнообразие природных условий, исторические традиции хозяйственного освоения и социокультурные приоритеты в течение многих лет определяли рекреационную специализацию Крыма как одно из стратегических направлений его регионального развития. Рекреационно-туристический комплекс Крымского полуострова включает свыше 3 тысяч объектов природного и антропогенного характера, из них 64 % сосредоточены в Южнобережной зоне, 10% в Центральной (Симферополь, Бахчисарай и Белогорский район), по 5% - в Северной (Джанкой, Красногвардейский, Красноперекопский, Первомайский и Черноморский районы) и Восточной (Ленинский, Кировский и Советский районы) зонах, и 16% в Западной (Сакский и Черноморский районы). В Евпатории в 2008 г. отдыхает 7,2 тыс. чел, что на 30% больше по сравнению с 2007 г., их принимают около 20 здравниц. Обратим внимание на рис. 2.1.1.[2]

Рис2.1.1 Рекреационно-экономический потенциал Крымского полуострова.

На территории автономии расположено, свыше 11,5 тыс. памятников истории, культуры и архитектуры, относящихся к различным историческим эпохам, цивилизациям и религиям. Здесь находится 26 месторождений лечебной грязи и рапы, более 100 источников минеральных вод различного химического состава. В Крыму насчитывается 6 государственных заповедников, 33 заказника (в том числе 16 общегосударственного значения), 87 памятников природы (13 - общегосударственного значения), 10 заповедных урочищ, 850 карстовых пещер (из них 50 признаны специалистами пригодными для обустройства и посещения туристами), шахт, колодцев, и более 30 парков - памятников садово-паркового искусства, общегосударственного и мирового значения. Занимая около 4,5% площади Украины, Крымский полуостров концентрирует 29,6% объема всех рекреационных ресурсов, 10% емкости гостиничного фонда, 40% емкости здравниц, более 30% потока иностранных туристов.[2]

В регионе имеются необходимые условия и возможности, инфраструктуры экологического и социального туризма в сельской местности, элитных видов спорта (теннис, гольф, яхтенный спорт), возрождаются популярные раннее активные виды туризма (горно-велосипедный, археологический, пешеходный, спелеологический, альпинистский). Среди россиян все более популярным становится горный крымский туризм, спортивные туры - джипинг, горный велосипед, дайвинг, пешеходные и спелеотуры зимой - катание на лыжах на Ай-Петри и другие.

Однако главная тенденция, которая обнаружилась в последние годы, это постепенный переход от использования главным образом ЮБК, в новые курортные регионы полуострова. Удельный вес доходов, полученных хозрасчетными санаторно-курортными учреждениями, составил 14,5%. По-прежнему наиболее освоенной частью полуострова является район Ялты, производящей около 64% всего объема туру слуг [3]. Меньше всего освоен Северный и Западный Крым. Наличие различных структур и социальных групп (органы власти, предприниматели, субъекты туристической деятельности, ученые, неправительственные организации, политические структуры, рекреанты) приводит к необходимости учета различия их целей и интересов при планировании развития рекреационного комплекса.

В АРК осуществляют туристическую деятельность свыше 700 субъектов предпринимательства. В том числе иностранным туризмом занимаются около 300 предприятий, внутренним - около 400. Из числа субъектов предпринимательской деятельности, имеющих лицензию на предоставление туристических услуг, собственную базу питания; имеют 85 предприятий, собственную базу размещения -- 51 .[2]

К сожалению, на сегодняшний день материально-техническая база рекреационных учреждений, ассортимент и качество услуг отстают от мирового уровня, что снижает конкурентоспособность крымского региона на международном рынке отдыха, оздоровления, санаторно-курортного лечения и туристических услуг.

Всего в экономику Крыма свои средства инвестировали представители 31 страны. Объемы поступления прямых иностранных инвестиций за 2007 г. в экономику автономии составили 120,5 млн. дол., из которых. В базе инвестиционных проектов санитарно-курортного и туристического комплекса АРК около 50 проектов на общую сумму 237 миллионов у.е., из которых 20 близки к завершению, причем более половины средств поступило из России [2].

Реализация задач стоящих перед правительством нашего региона в данный момент размещение капитала в туризм Крыма, что даст прямой экономический эффект (рис. 2.1.2).

Рекреационный эффект, получаемый за счет прироста национального дохода в виду сокращения выплат по листкам временной нетрудоспособности, рассматривается, как часть интегрального социально-экономического эффекта. Помимо этого в Крыму производится отраслевой рекреационный эффект, получаемый непосредственно в рекреационном хозяйстве за счет разницы между зарубежной ценой на рекреационную услугу и полной себестоимостью ее производства. Дополнительный экономический эффект Крым может получать за счет торговли со Странами Содружества минеральными водами и лечебными грязями. По мере увеличения емкости санаторно-рекреационной сети комплексный рекреационный эффект, создаваемый в Крыму, значительно возрастет.

Несмотря на очевидное социально-экономическое преимущество рекреационного хозяйства, в экономической структуре республики оно занимает лишь пятое место по количеству занятых после промышленности, сельского хозяйства, строительной индустрии, транспорта, машиностроения[2].

Рис2.1.2 - Механизм формирования прямого экономического эффекта.

Поскольку рекреационный эффект, созданный в Крыму, не оплачивается другими государствами Содружества, крымчане вынуждены расплачиваться за вышеперечисленные поставки мясом, молоком, молочными продуктами, овощебахчевыми культурами, виноградом, продукцией садов, яйцами, телевизорами, известняком и т.д.

Предполагается, что для создания нового гостиничного фонда и объектов инфраструктуры всего комплекса необходимо предусмотреть инвестиционные вложения на реконструкцию, перевооружение и новое строительство, что позволит поднять воспроизводственную структуру основных фондов региона на качественно новый уровень, кардинально изменить техническую базу и увеличить долю сервисного обслуживания туристов до 30-50% и окупить затраты в течение 5-7 лет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.