на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Туризм в Крыму: состояние и перспективы
p align="left">За девять месяцев 2008 года Ялта приняла 462 тысяч человек (это на 7,6 процента больше показателей прошлого года). В здравницах организованным путем отдохнули 353 тысячи человек (на пять процентов больше этого же периода 2007 года) и неорганизованным, в частном секторе -- более 108 тысяч (на 17 процентов больше, чем в 2007 году). Очевидно то, что увеличение общего количества отдыхающих произошло главным образом за счет «дикарей». Курортный сбор с «дикарей» в прошедшем сезоне составил 190,5 тысячи гривен.

Отделом под руководством Константина Запорожца проведен анализ фактического количества неорганизованных отдыхающих, который подтвердил, что реальное увеличение произошло за счет роста числа отдыхающих в гостиницах, частных гостиницах, мотелях, пансионах. Докладчик отметил интенсивность работы ряда квартирных бюро и комбинатов курортных услуг городов и поселков Большой Ялты. В Гурзуфе, например, благодаря этому число зарегистрированных неорганизованных отдыхающих возросло в шесть раз[14].

Рекреационные территории относятся к группе земель, которые требуют образования особого режима охраны и обеспечения целевого функционального использования на территории Украины. Это земельные участки 2380 организаций организованного отдыха и туризма на 398 тыс. мест; территории массового кратковременного отдыха населения в пригородных зеленых зонах; земельные участки дачных поселков и садоводческих товариществ. Сюда же относятся курортные (лечебно-оздоровительные) земли (территории распространения свыше 400 источников лечебных минеральных вод и 104 месторождений лечебных грязей; территории морских пляжей длиной 1160 км; земельные участки 1059 санаториев и санаториев-профилакториев на 203 тыс. мест). Необходимо отметить также в этой связи земли природоохранного фонда, который используется для экологического туризма и рекреации (территории 5 национальных природных парков, 10 региональных ландшафтных парков, 3 биосферных заповедников, 1800 заказников, 500 парков-памятников садово-паркового искусства и др.) и земли объектов историко-культурного наследия (территории расположения более 125 тысяч памятников истории, археологии, архитектуры, этнографии и др.). Общая площадь всех этих земель, которые используются по назначению, по данным «Сводной схемы районного планирования Украины» (1991 г.), составила 7,2 % территории Украины (4346,6 тыс. га) [1].По данным Госкомземли Украины организации, учреждения природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения по состоянию на 01.01.98 г. занимали 304,4 тыс. га. По данным оценки ресурсного потенциала земель курортов и рекреации и туризма, территория их распространения может составлять около 9,1 млн. га или почти 15 % территории страны [2]. Это более чем вдвое превышает площади тех земель, которые используются для этих целей на современном этапе. Согласно с прогнозными расчетами на базе использования этого потенциала существует возможность одновременно оздоровить около 50 млн. человек, т.е. почти все население Украины. С другой стороны - это мощный потенциал развития международного туризма, который во многих странах мира является прибыльной отраслью национальной экономики. Например, весомый вклад доходов от туризма в валовом национальном продукте в Испании составляет почти 4 %, на Кипре - около 20 %, в странах Центральной и Западной Европы - около 7,6 %[14].

3. Проблемы и пути их решения в сфере услуг рекреации и туризма

В Украине доля доходов от туризма в валовом национальном продукте не превышает одного процента. Несмотря на очевидную экономическую целесообразность и острую социальную потребность в развитии рекреационного комплекса, на сегодняшний день в Украине нет полного кадастра земель курортного, рекреационного и природоохранного назначения и не скорректированы показатели потребностей резервных территорий для развития курортов, рекреации и туризма даже на ближайшую перспективу. Среди объективных причин, которые обусловили спад развития курортно-рекреационных и природоохранных территорий, следует назвать следующие: снижение потребностей населения Украины в курортно и туристско-рекреационных услугах с 20 до 8 % (из-за падения общего жизненного уровня, образования частного сектора дачных поселков и садоводческих товариществ); реструктуризацию сети курортных и туристско-рекреационных организаций, уменьшение их количества; стагнацию курортного и туристско-рекреационного строительства, дефицит инвестиций, отсутствие льгот в налогообложении данного вида услуг, аренды земли, использования энергоресурсов (что широко практикуется в ряде стран - Турции, Тунисе и даже - в Казахстане); использование части существующего фонда не по назначению (офисы, малые предприятия) в связи с низким уровнем комфорта в некоторых организациях, убыточность их эксплуатации, невозможность конкурировать на туристическом рынке. Существенным фактором для Украины является потеря курортно-рекреационных и природно-заповедных земель в связи с их радиоактивным загрязнением вследствие Чернобыльской катастрофы (изъято из данного вида использования 1,4 млн. га), что требует дополнительного резервирования подобных территорий в экологически чистых районах.

Однако оценка потенциала рекреационного фонда и курортно-лечебных ресурсов дает объективные основания рассчитывать, что ситуация, которая сложилась в отрасли, является временной, а Украина имеет перспективу оживления туризма, и в первую очередь, из-за границы; наращивания курортно-рекреационных и природоохранных территорий с особым статусом (для обеспечения воспроизводства генофонда растительного и животного мира, сохранения разнообразия природных комплексов, охраны уникальных бальнеологических ресурсов), которые должны составлять около 20 % земельного фонда государства. Основным в планировании перспективного расширения территорий ландшафтно-природных ресурсов должно стать определение их ценности и приоритетов в формировании дальнейшей инвестиционной политики. С этой точки зрения необходимо, прежде всего, зарезервировать территории уникальных бальнеологических, грязевых и пляжных приморских ресурсов, а также территории будущего природно-заповедного фонда. Для решения всех этих проблем необходимо в первую очередь определить научно обоснованные приоритеты резервирования, функционального использования и охраны курортно-рекреационных территорий с учетом региональных особенностей. Для успешного решения проблем охраны земель, наряду с осуществлением конкретных мероприятий, большое значение имеет их комплексная, стоимостная оценка как природного ресурса. Денежная оценка земли как комплексного ресурса природы побуждает к необходимости повышения уровня обоснованности решений, которые принимаются относительно целевого использования земель при формировании системы регионального развития, учета их экологической и социально-экономической роли при определении стратегии хозяйственного использования конкретных территорий. И, наконец, денежная оценка земли является ключевым вопросом построения экономического рыночного механизма эффективного землепользования на основе превращения ее в производственный капитал, который действует вместе с другими капиталами в рыночной среде. С переходом украинской экономики на рыночные принципы и условия хозяйствования в ее рекреационном комплексе произошли коренные изменения. До начала процесса экономического реформирования состояние рекреационной отрасли характеризовалось дефицитом на услуги отрасли. Широкий спрос был обусловлен, прежде всего, низкой ценой путевок на санаторно-курортное лечение, поскольку основная часть расходов оплачивалась профсоюзами за счет средств социального страхования или иных источников. С другой стороны, доступность цен на путевки обеспечивалась тем, что развитие материально-технической базы рекреационных, оздоровительных и туристских учреждений осуществлялось за счет собственников этих учреждений либо за счет средств государственного бюджета. Это значит, что финансирование этого процесса не перекладывалось на плечи конкретных потребителей услуг - отдыхающих. Планирование и управление деятельностью этих учреждений полностью регламентировалось их собственниками, а также координировалось на местном уровне Рыночные условия единственным критерием деятельности хозяйствующих субъектов предопределили получение прибыли. Экономический кризис, сопровождавшийся падением производства, снижением рентабельности и ростом убыточности большинства промышленных предприятий, на балансе которых находились санаторно-курортные учреждения, привел к тому, что предприятия оказались не в состоянии в дальнейшем финансировать текущие расходы, а, тем более, развивать их материальную базу. Чтобы окупить производственные затраты, рассчитаться с государством по налогам, обеспечить безубыточность и поддержать в соответствующем состоянии свою материально-техническую базу, предприятия курортно-туристского комплекса были вынуждены поднять цены на путевки. Однако этот шаг натолкнулся на резкое снижение уровня доходов основной части населения страны, его платежеспособного спроса на услуги отрасли. В сочетании с резким сокращением поддержки рекреационной сферы государством и почти полным исчезновением социального туризма и детских учреждений отдыха это привело к тому, что санатории, дома и базы отдыха страны лишились основного контингента отдыхающих. К сожалению, действовавшие ранее и разрушенные административные механизмы не были своевременно заменены новыми, адекватными формирующимися рыночными условиями, что и привело к кризисному состоянию курортно-туристского комплекса. Его предприятия продолжают испытывать трудности, обусловленные необоснованностью практики налогообложения, при которой они, являясь по существу лечебными учреждениями, платят налоги на общих основаниях. Необоснованно завышены коммунальные платежи, удельный вес которых в стоимости путевок достигает 50 %. Для курортов государственного уровня особенно острыми являются вопросы взаимоотношений с государственным бюджетом, объемов и системы централизованного финансирования, других форм и методов государственной поддержки. Таким образом, для адаптации к меняющимся рыночным условиям хозяйствования конкретным предприятиям рекреационной сферы недостаточно ограничиваться лишь составлением собственной программы развития. Рыночная модель экономики потребовала разработки принципиально новых подходов к формированию организационно-экономического механизма развития курортно-туристского комплекса. Данный процесс весьма сложен и нуждается в серьезной перестройке экономических и социальных отношений в этом комплексе. Обостряется необходимость разработки и усовершенствования механизмов государственного регулирования и финансовой поддержки рекреационной отрасли. Более пристального внимания и глубокого анализа требуют происходящие здесь процессы приватизации и акционирования, которые осуществляются не всегда в соответствии с существующей правовой и нормативной базой. Отсутствует реальный механизм привлечения инвестиций в объекты курортно-туристского комплекса, сохраняются экстенсивные, малоэффективные методы использования рекреационных ресурсов. Вместе с тем, отечественный туристский бизнес к рыночным условиям адаптировался, и довольно быстро. К сожалению, эта адаптация пошла обходным, весьма неэффективным для государства путем. В короткое время образовалось множество частных фирм, которые стали удовлетворять потребности украинских граждан в туризме, прежде всего - в заграничном. Необычайно возрос выездной туризм, который, с экономической точки зрения, равноценен вывозу капитала из страны. И хотя сейчас нереально утверждать, что Украина будет получать от туризма доходы, сопоставимые с доходами от этой сферы экономики, например, средиземноморских стран, тем не менее, нельзя не признать, что возможности развития туризма в Украине огромны и рекреационные ресурсы в значительной степени не используются [3].Выводы и перспективы дальнейшего развития. Согласно прогнозным расчетам на базе использования ресурсного потенциала земель курортов и рекреации, который составляет 9,1 млн. га, Украина имеет возможность предоставить почти всему населению страны необходимый полноценный отдых, а также здесь имеются большие возможности для развития международного туризма. Специальных разработок требует организация полного кадастра земель курортного, рекреационного и природоохранного назначения и коррекция показателей потребностей резервных территорий для развития курортов, рекреации и туризма на перспективу.

«У нас есть программа «Социального и экономического развития АРК», для реализации которой нам необходимо $16 млрд, - говорит Виктор Плакида, председатель Совета министров АРК. - Но это - долгосрочная программа, которая предусматривает, образно говоря, евроремонт всего региона и рассчитана на срок до 2014 года». Треть озвученной суммы ляжет на плечи центрального и местного бюджетов, остальное - частные инвестиции [18].

Необходимо увеличение инвестиций в курортное и туристско-рекреационное строительство, а также предоставление льгот в налогообложении данного вида услуг, аренды земли и использовании энергоресурсов для создания возможной и более скорой конкуренции Украины на туристическом рынке. Для решения всех этих проблем необходимо определить научно обоснованные приоритеты резервирования, функционального использования и охраны курортно-рекреационных территорий с учетом всех региональных особенностей. Необходимо определить комплексную, стоимостную оценку земель как природного ресурса, которая ведет к повышению уровня обоснованности решений, принимаемых относительно целевого использования земель при формировании систем регионального развития. С целью оптимизации повышения уровня научной обоснованности решений, необходимо проведение повсеместной (по всем территориям курортно-рекреационного комплекса) денежной оценки земли (как кадастровой, так и рыночной). Эта оценка является ключевым вопросом построения экономического рыночного механизма эффективного землепользования. Данная статья является одним из первых шагов в разработке принципиально нового подхода к формированию организационно-экономического механизма развития курортно-туристского комплекса. Исходя из вышесказанного, можно с уверенностью говорить о необходимости разработки и усовершенствования механизмов государственного регулирования и финансовой поддержки курортно-рекреационной отрасли хозяйства страны[1].

Заключение

Туризм принадлежит к сфере услуг и является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии.

Органы исполнительной власти лишены возможности в полной мере контролировать данный вид деятельности, что приводит к появлению на рынке туристических услуг недобросовестных участников, а, следовательно, и низкий уровень данного вида услуг, и не мало важным является то, что это ведет к недоимке сборов в бюджет, что в свою очередь приводит к нехватке выделенных средств на развитие внутреннего туризма в общем объеме финансирования со стороны государства

Описанные закономерности соотношения освоенности территории и эволюции видов рекреационной деятельности особенно важны тем, что демонстрируют историчность пространственно активной рекреации. При сравнениях рекреационной деятельности в различных регионах и культурах мира нужно исходить, прежде всего, из задач освоения рассматриваемых территорий, которые решаются в этих регионах и культурах. Именно они определяют особенности пространственно активной рекреации. Копирование, например, западного опыта в иных социо-культурных образованиях - тогда, когда оно имеет место, - совершенно лишено смысла. Оно не может быть успешным в принципе. Пространственно активная рекреационная деятельность решает задачи, связанные с освоением пространства, а не только и не столько с отдыхом населения. В этой связи конкретная эволюция пространственно активной рекреационной деятельности индивидуальна для каждого социо-культурного образования.

Подводя итог в исследовании данного материала, следует выделить ряд положений, какие мы в ходе работы обнаружили, довели, исследовали и проработали. В результате разработки темы мы:

обнаружили и исследовали влияние Крыма на развитие туристического бизнеса в Украине;

осветили существующие тенденции развития туризма в Крыму;

раскрыли проблемы, которые являются препятствием для полноценного развития туризма в этом регионе;

более детально и фундаментально ознакомились со спецификой и особенностями развития и организации туризма в Крыму, что дало нам возможность обнаружить значимую роль этого региона в Украине;

на основе раньше проработанных материалов по данной теме, мы выделили самые главные туристические объекты данного региона, которые привлекают внимание всего мира, и с помощью которых развивается туризм в Украине;

довели, что большое внимание привлекается международным стандартам в разработке отдыха для туристов в Крыму и привели пример как организуете отдых, и какие виды услуг предоставляет отдельный туристический объект;

Такой специфичный регион как Крым не случайно в последнее столетие получил статус государственной здравницы. Здесь отдыхали и лечились члены царской семьи и их приближенные, здесь любили отдыхать руководители СССР и их приближенные в 70 - 80-е годы, здесь любят отдыхать руководители и все государственные служащие современной Украины.

Оздоровительный, лечебный, эмоционально - эстетический, ландшафтный, археологический и пр. потенциал Крыма практически безграничен. Также теоретически безграничен возможный вклад развития туристического комплекса Крыма в его социально-экономическое развитие. К сожалению системообразующая роль этого комплекса не просматривается ни в системе статистической отчетности Крыма, а тем более всей Украины, ни в системе управления социально-экономическим развитием Крыма и Украины.

Этому есть конкретные формальные объяснения, но экономике Крыма и благосостоянию его населения это не приносит результатов. В настоящее время туристический комплекс Крыма фактически не является системообразующим в его экономике.

Рекреация и туризм - это один из видов хозяйственной деятельности, где государственное регулирование является обязательным, что получило уже закрепление в законах, касающихся этого вида деятельности. Формирование общих правовых, организационных, социально-экономических принципов, а также органов реализации государственной политики Украины в области туризма, отражено в принятых Верховной Радой в сентябре 1995г. Закона Украины «О туризме» и в октябре 2000г. - Закона Украины «О курортах». Законодательство Украины о туризме состоит из Конституции Украины [254к/96-ВР], этого Закона, других нормативно-правовых актов, выданных в соответствии с ними.[1]

Однако, местные власти не располагают сегодня достаточной материально - технической базой и не имеют практических механизмов управления экономическими и социальными процессами. Это в полной мере относится и к сфере отечественного туризма, успешное развитие которой возможно только на основе применения соответствующих принципов, методов и форм управления. Разрушено большое количеством памятников, сооружений исторического характера, происходит вредное воздействие на окружающую среду, следовательно необходимо выделять средства на поддержание этих объектов, в противном случае нам будет нечего использовать для привлечения потенциальных туристов на отдых и экскурсию.

Список использованных источников

1. Закону України "Про туризм" [324/95-ВР] (Відомості Верховної Ради України, 1995 р., N 31, ст. 241; 2001 р., N 32, ст. 172),

2. «Социально - экономическая география»/Под редакцией В.М. Шумского, А.В. Супрачева./Симферополь - НАТА,2006г.

3. Статистичний щорічник АРК за 2007г. Головне управління статистики АРК - Симферополь,2007г.

4. Енциклопедія для студента / Під. ред. Ю. Ю. Моринець. - С.-П.: Вісь, 2003. - 1 частина. - 483 с.

5. Ткаченко Т., Мельниченко С. Тенденції розвитку світового туризму // „Вісник КНТЕУ”. - 2004.- №6. - С.

6. Федорченко В.К., Дьорова Т.А. Історія туризму в Україні. - К.: Вища шк., 2002. - 195с.

7. Тихонова. Н.И. Аспекты стратегического планирования в туристическом бизнесе. - Симферополь: ”Экономика Крыма”, 2003. - №10. - С.37-39.

8. Чудновский А.Д. Менеджмент туризма: Учебник /А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. - М.: Финансы и статистика, 2002. - С.9.

9. Бережная И.В. Формы организации и методы управления рекреационной сферой в новых условиях хозяйствования (на примере Крымского региона): Дис… канд. экон. наук: 08.02.03 НАН України, ИЭП. -- Донецьк, 2001. -- 206 с.

10. Рекреация: социально-экономические и правовые аспекты. Монография. Отв. Ред В.К. Мамутов, А.И. Амоша: ИЭП НАН Украины, 2003.-142 с.

11. Жильцов Е.Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг/Е.Н. Жильцов. - М.: изд-во МГУ, 1991.

12. Новиков В. Организация и развитие социальной сферы (зарубежный и отечественный опыт) /В. Новиков.- К.: Институт экономики НАН, 2000.

13. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Экономика туризма./Г.А. Папирян. - Финансы и статистика,2000.-208с.:ил.

14. Ягодка А.Г. Социальная инфраструктура и политика: Учебное пособие/А.Г Ягодка. - К.: КНЭУ, 2000. - 212 с./укр.язык/.

15. www.ukrstat.gov.ua.

16. www. crimea.mos.ua

17. www. economi-crimea.ua

18. www.consumerinfo.org.ua).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.