на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Загородный маршрут в село Сикачи-Алянь Хабаровского края
1919 году во время своего путешествия по Сибири наскальные рисунки осмотрел известный японский историк, этнограф и археолог Тории Рюдзо. Изучали петроглифы и известные исследователи Л.Я.Штернберг, В.К.Арсеньев. Но мировую известность они приобрели в 1935 году после исследований А.П. Окладникова.

Давайте выйдем из автобуса и увидим все своими глазами. Сейчас мы находимся на больших базальтовых валунах вдоль правого берега р. Амур, у сел Сикачи-Алян и Малышево (Хабаровский район) в 70 км от г. Хабаровска. Это петроглифы, которые представляют собой изображения личин (масок), зверей, птиц, змей, лодок, лунок (ямок и концентрических кругов); антропоморфные изображения. Всего найдено около 300 рисунков.

У с. Калиновки есть камень расположенный на правом берегу Амура на низком песчаном пляже, у нижней окраины. Это изображения личин (масок) и стилизованный рисунок с лодками и сидящими в них людьми. Всего их около пятнадцати. Петроглифы выполнены в технике низкого рельефа. Посмотрите на эти фотографии - эти изображения относятся к эпохе раннего железного века и датируются концом I тыс. до н.э. - началом I тыс. н.э.(рис 1)

Кроме того есть еще наскальные рисунки у стойбища Май, которые расположены на отвесных скалах правого берега р. Амур, в 10 км от с.Булава, у бывшего стойбища Май (ныне урочище Май, Ульчский район). Они включают изображения коней, всадников, птиц, животных, лодок, различные антропоморфные изображения. Всего найдено 44 рисунка, выполненных в стиле техники резьбы. Изображения относятся к эпохе раннего средневековья и датируются первой половиной I тыс. н.э.

Петроглифы у с. Шереметьево расположены на отвесных скалах на правом берегу р. Уссури, в 1,5 - 4 км ниже по течению от с.Шереметьево (Вяземский район). Это изображения личин (масок), зверей, птиц, лодок, антропоморфные изображения.(рис. 1) Всего обнаружено 33 рисунка в 3-х пунктах. Рисунки выполнены методом глубокой желобчатой выбивки. Изображения относятся к эпохам неолита и раннего железного века и датируются III тыс. до н.э. - I тыс. до н.э.

Петроглифы на р. Кия (Чертово плесо) расположены на отвесных скалах на правом берегу р. Кия (приток р. Уссури), в 8 км от п. Переяславка (район им. Лазо). Представляют собой изображения личин (масок), зверей, змей, птиц, лодок, антропоморфные изображения. Всего найдено13 рисунков, выполненных методом глубокой желобчатой выбивки. Изображения относятся к эпохам неолита и раннего железного века и датируются III тыс. до н. э. - I тыс. до н.э.

Мы, разглядывающие наскальные рисунки с благоговением или с праздным любопытством, думаем о тех, кто писал эти знаки времени. Они немногим отличались от нас, так же любили и враждовали, трудились, боролись за жизнь, творили, делали открытия и, видимо, хотели нам что-то сказать…(10)

К сожалению, природа обходится с неолитическими шедеврами еще более сурово: резкие перепады температур, затопления в период большой воды в реках, мох и водоросли в трещинах скал. Исследователи подсчитали, что за последние 30 - 40 лет утрачены не только отдельные петроглифы, но и целые группы наскальных рисунков. К примеру, здесь практически исчезла третья группа петроглифов у села Шереметьево на реке Уссури, где рисунки высечены на отвесных скалах, полностью утрачена первая группа петроглифов. Исследователи рассказывали, как однажды на их глазах обвалился целый пласт скалы с каменной живописью.( Рис 2)

2.2 Социально-культурный центр

Сейчас мы поедем на вторую часть нашей экскурсии в Социально-культурный центр села Сикача-Алянь. Попрошу пройти в автобус!

Социально-культурный центр (рис 3) включает в себя новую школу, детский сад, музей, библиотеку, клуб, спортивный зал и школьные мастерские. Наверняка вам, так же как и мне покажется, что этот центр является уникальным и пока единственным в крае. (3)

Сейчас мы выйдим из автобуса и попрошу не разбегаться по центру!

Вот вы видите школу центра. Эта школа уникальна, она служит своеобразным культурным центром. Дети тут не только учатся, но и занимаются в просторных мастерских, смотрят кино и т. д. И не смотря на то что народ живущий здесь проктически исчез, в школе изучаются нанайский, ульчский, эвенкийский, негидальский, нивхский и удэгейский языки.

Петроглифы на базальтовых валунах у села Сикачи-Алян намечено перенести на специальную площадку социально-культурного комплекса , где их не затопят воды Амура даже в период наводнений. Здесь же вы видите площадоки для стоянки автомобилей, летнее кафе для туристов с элементами национальной нанайской культуры.

Сикачи-Алян - национальная Нанайская деревня.(рис 4) Культура и язык нанайцев очень похож на Маньчжурские аналоги, а познакомиться с этим поближе вы сможете посетив небольшой музей. Поспешим в него!

2.3 Школьный музей

Школьный музей является частью недавно открывшегося социально-культурного центра, эта школа не простая, а национальная, нанайская. Изучают и язык, и обычаи. Даже соревнования проводят по национальным видам спорта. Было время, когда и русские ребята из соседнего села Малышево приходили учиться. Язык знали лучше коренных нанайцев. (4)

Сейчас мы находимся в музее, где собраны редкие экспонаты, которым может позавидовать даже крупный музей. Кроме того, в школе работают историки и этнографы, носители нанайского языка.

Как вы наверно успели заметить, в большей степени, здесь, представлены обрядовые и культовые экспонаты, повседневная одежда и утварь со времен неолита до наших дней. (рис 5) Большинство предметов принесли в музей местные жители из своих запасов. Посмотрите на этот экспонат - это гордость музейной коллекции - пояс шамана. Считалось, что он помогает его обладателю тесно связываться с духами и проводить целительные обряды. Музейные работники сохраняют для потомков знаменитые камни с петроглифами, эти небольшая часть, которая была даставленна в музей с берегов реки.

Пройдемте дальше. Здесь вы можете видеть Деревянные идолы, которые застыли в дубовой роще, где шаманы совершали ритуальные танцы, прося у духов благополучия.(рис.6) Рядом нанайская усадьба, состоящая из фанзы китайского образца и амбара для хранения сушеной рыбы. А для прогулок по Амуру, местные мастера изготовили лодку, с носовым украшением в виде птицы, выполненная в древних традициях. (11)

Местные жители верят, что по преданию, жил в Сикачи-Аляне могущественный шаман. И были у него огромные железные рога для камлания - совершения обрядов, как вы видите, они похожи на своеобразную металлическую корону. А еще - таинственная птица Кори, небольшая, сантиметров тридцать, поделка из дерева, с обтянутым старым шелком брюшком, на которой шаман переправлял души покойных в царство мертвых - буни. Теперь эти самые “волшебные вещи” стали достоянием этого музея.

Многие говорят, что по ночам со стороны школьного музея все время что-то ухает, вздыхает, вскрикивает.

3.4 Писаницы села Сикаче-Алянь

Рисунки можно разделить на четыре основных сюжета: антропоморфные, зооморфные, лодки и фигуры-символы. К антропоморфным относятся изображения стилизованных лиц - личин. "Рисовались" они не только на плоских, но и на выпуклых поверхностях камней, на их углах, что создавало эффект объемного изображения. Иногда у личин есть разнообразные головные уборы или детали их: высокие шапки, перья, рожки. Зооморфные рисунки - фигуры животных. Всюду есть рисунки оленей и характерной чертой некоторых являются поперечные полосы, как у зебры или на шкуре тигра. Но о том, что это именно олени, свидетельствует и конституция тела, и короткие хвостики, и рога. А поперечные полосы изображают ребра. Во всех группах имеются изображения лодок, одиночных и целыми флотилиями. (2)

Выбитые на прочном и твердом базальте, рисунки удивляют смелостью и точностью линий, необычностью сюжетов. А масштабность и художественная ценность загадочных рисунков Сикачи-Аляна потрясает. Особенно выразительны антропоморфные маски-личины. Широкая верхняя часть, огромные круглые глаза, раскрытая пасть с двумя рядами больших острых зубов и непропорционально узкий округлый подбородок - все это создает устрашающую картину, поражающую своей демонической притягательностью. Некоторые маски окружены сверху ореолом расходящихся лучей.

На одном камне расположены две маски-личины, одна под другой. С какой силой древний мастер смог передать их способность завораживать! Невозможно взгляд от них отвести, и даже кажется, что они отделяются от камня и движутся на тебя. Ты невольно отступаешь назад, и ощущение проходит, но глубоко посаженные глаза продолжают пристально на тебя смотреть.

Маски на одежде, обуви нанайцев и ульчей нижнего Амура напоминают эти изображения. Рядом с устрашающими личинами на скалах выбиты фигуры лосей, оленей и других животных и птиц. С необыкновенной, прямо воздушной легкостью подчеркнуты первобытным мастером гордый развал рогов и стремительность бега.

На самой скале выбита фигура змеи в виде широкого зигзага, заполненного внутри тончайшей, редкой сеткой. Нанайцы объясняют, что этот рисунок, изображающий гигантскую змею и дракона - мудур. Мудур в нанайских преданиях - могущественное существо, то благодетельное, то страшное, непременный персонаж шаманских мистерий. Неудивительно, что этот божественный змей Сикачи-Аляна соседствует с масками-личинами грозных шаманских духов. Мифический змей высечен в таком месте, куда можно добраться только по воде, на легкой нанайской лодке. Среди изображений зверей особенно поражает своей экспрессией и тонкостью исполнения образ космического лося. На большом камне, который наполовину затоплен, а во время высокой воды совсем скрывается под водой, выбит лось. Вытянутое туловище, ноги, длинная шея и маленькая голова с роскошными рогами - все это устремлено вперед, готово к стремительному прыжку. На туловище выбито несколько концентрических кругов, знаков, связанных с солнцем. Это не просто лось, а лось небесный, тот, который живет в легендах и преданиях многих народов, занимавшихся охотой. С ним связывали свое благополучие, обилие стад и хорошую охоту.

Конечно, сейчас трудно установить, какое имело значение каждое из этих изображений, несомненно, одно - все фигуры выполнены совершенно. Но когда?

Многие изображения птиц и животных, масок-личин Нижнего Амура встречаются в изобразительном искусстве других народов, живших и живущих там, что отмечалось многими археологами. Значит, истоки этого искусства не в Китае, а здесь же, только в далекой древности. Рядом с петроглифами археологи находят каменные долота, с помощью которых выбивали эти рисунки, фрагменты сосудов неолитической эпохи и другие предметы, которыми пользовались люди, жившие 5-6 тысяч лет назад. Найдено большое неолитическое поселение в селе Кондон, на берегу речки Девятки.

Первые научные описания "живописных" камней сделали Р.К.Маак в 1859 году и Н.Альфтан в 1894 году. В XIX веке сикачи-алянские петроглифы увидел исследователь Бертольд Лауфер. Потрясенный американец хотел даже спилить наскальную живопись и увезти к себе за океан, но, к счастью, ему это не удалось. Однако Лауфер, как и другой востоковед Г.Фоук, оставил описание наскальных рисунков. В начале XX века изучением археологического памятника занимались видные зарубежные и российские ученые Тории Рюдзо, Л.Я.Штернберг, Ф.Ф.Буссе, П.А.Кропоткин, В.К.Арсеньев. Однако системное исследование и описание петроглифов уже в советское время сделала группа археологов, которую возглавлял академик Алексей Павлович Окладников. В результате в свет вышла книга "Олень золотые рога" с отдельной главой "В стране трех солнц", посвященной петроглифам Сикачи-Аляна, затем - фотоальбом "Древнее искусство Приамурья", где наряду с уникальными археологическими находками представлены и сикачи-алянские наскальные рисунки.

А.П.Окладников вместе со своими коллегами отыскал и дал научное описание более 150 рисунков на мощных базальтах. Еще в те годы он мечтал о создании в Сикачи-Аляне заповедника. Всеволод Петрович Сысоев, известный хабаровский краевед, писатель и друг Окладникова, вспоминает слова академика о том, что на старости лет тот готов был стать сторожем при "каменной галерее", если это потребуется для ее сохранения.

"Каменная галерея" у Сикачи-Аляна - самая доступная среди древних памятников монументального искусства Приамурья. Всего 70 километров отделяет ее от стремительной цивилизации. Не одно поколение дальневосточных художников черпало вдохновение в сюжетах раннего неолита и раннего железного века, археологи пытались проникнуть в историю племен, населявших берега Амура, этнографы разгадывали зашифрованные в камне легенды. И только ленивый горожанин не добирался до этого памятника. Правда, не все понимали его значимость. Для многих камни с личинами служили удобным столом на пикниках, процветал и обыкновенный вандализм "здесь был Вася". Бесхозный шедевр мирового уровня с одиноко торчащим опознавательным знаком: "Охраняется государством".

Нужно отдать должное современным представителям коренных малочисленных народов Севера. Даже не самый праведный абориген никогда не сделает ничего дурного "личинам". Нынешние жители Сикачи-Аляна всерьез опасаются "кары небесной" из-за неуважительного отношения к магическим камням, а если и приходят туда просить удачи у богов, обязательно просят прощения за вторжение и несут "подарки" - сигареты или спиртное. (2)

Заключение

В заключение хотелось бы подвести итоги о проведении экскурсии.

Для этого необходимо: разработать маршрут; произвести объезд (обход) маршрута; подготовить контрольный текст экскурсии; сделать комплектование портфеля экскурсовода, где нужно показать фотографии, копий подлинных документов, рукописей, литературных произведений, географические карты, схемы, чертежи, рисунки и другое; определение методических приемов; проведение экскурсии, где успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа; определить технику ведения экскурсии и тщательно продумывают, когда и где экскурсанты выходят для осмотра объекта; составить методические разработки- как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно; составить индивидуальный текст , потому что Степень воздействия на наше сознание различных текстов зависит от многих причин и условий Используя карточки, экскурсовод не читает их содержание в ходе экскурсии, а лишь заглянув в них, припоминает содержание рассказа; Сдача экскурсии поручается руководителю творческой группы носит деловой характер, проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недочетов; утверждение экскурсии - заключение по собеседованию делает методист экскурсионно-методического отдела.

Эффективность показа зависит не только от знаний и умений экскурсовода, но и от форм помощи экскурсантам в усвоении объектов показа. В тех случаях, когда в экскурсию включается показ сложных по своей конструкции объектов, а также общего вида местности, где эти объекты расположены, экскурсантам можно предварительно показать все это на макетах, моделях, чертежах, планах. Это помогает понять конструкцию объекта, его пропорции, расположение и соразмерность его частей и деталей, их связь между собой. Таким образом задачей экскурсовода становится - помочь экскурсантам найти точку, откуда открывается наилучший вид вдаль. Он помогает экскурсантам понять пространственные отношения между объектами, их расположение относительно друг друга.

Итак, к разработке любой темы следует приступать только при наличии необходимого количества объектов; показ объектов должен быть методически подготовлен; следует овладеть методическими приемами и навыками их использования.

Список используемой литературы

1. Философский энциклопедический словарь. - М.: 1983. - с. 676.

2. ГЛЕБОВА Елена интелегенция: туризм на Дальнем Востоке // Уникальные места - 2004 - №12 (7420) - с. 16

3. Дмитренко С. YTPO: ежедневная газета// культура нашего края - 2000 - 162 (233) - с.12

4. СОЛИДАРНОСТЬ: Центральная профсоюзная газета// полезно знать - 2004 - №01 - с. 4

5. Емельяновым Б. В. Основы экскурсоведения / Б. В Емельяновым - М.: 1985 - с. 358

6. . Ивенкова Н.А. Древняя история Дальнего востока / Н.А Ивенкова - М.: 1983 - с. 201

7. Культурно-просветительская работа: Учеб. пособие. 1969. - с. 316.

8. Хабаровский край // режим доступа - http://www.rostur.ru

9. Земля удэге станет резерватом // режим доступа - - http://www.udege.ru

10. Статус-Кво :: научно-публицистический альманах // режим доступа - http://statusquo.ru

11. Агенство культурной информации // режим доступа - http://www.aki-ros.ru

Приложение 1. Хабаровский краеведческий музей

Музей был открыт по инициативе Приамурского отдела Русского Географического общества в 1894 году. Теперь он называется так: Государственный музей Дальнего Востока им. Н.И. Гродекова. Уже к началу XX века Гродековский музей стал ведущим среди музейных собратьев в Приамурском крае, и его коллекции представлялись на российских и международных выставках в Новгороде, Казани, Чикаго и Париже. Более 10 лет музеем руководил знаменитый ученый и писатель В.К. Арсеньев и именно при нем он превратился в краеведческий центр на Дальнем Востоке.

Начиная с 1996 года музей проводит научно-практические конференции «Гродековские чтения», принимает участие в семинарах и конференциях как в России, так и за рубежом, имеет свой издательский центр. В 2000 году музей получил государственную аккредитацию как научное учреждение культуры в Министерстве науки и технологий РФ. Здесь ведутся научные исследования по различным направлениям в области этнографии, археологии, энтомологии, палеонтологии и др. На сегодняшний день коллекция Государственного музея Дальнего Востока насчитывает более 300 тысяч единиц хранения, а тематические экспозиции размещены в 12 залах. Этих территорий явно недостаточно, и потому в ближайших планах завершить строительство еще одного музейного корпуса площадью 3 тысячи квадратных метров.

В нынешнем году музейщики подготовили небольшую, но уникальную по своей значимости экспозицию: 20 деревянных скульптур, привезенных Гродековым в конце 19 века из Китая и подаренных музею. Н.И. Гродеков - значительная личность в истории развития Приамурья.

в краеведческом музее им. Н.И. Гродекова проходит выставка семейных реликвий, идея которой принадлежала журналистам ДВТРК.

Восемнадцать хабаровских семей откликнулись на призыв журналистов принести в музей книги, старинные вещи. Письма и фотографии из семейных архивов. Работники музея по достоинству оценили экспонаты, среди которых много уникальных вещей, переходящих из поколения в поколение. Есть много вещей, датированных 18 веком.

Экспонаты Хабаровского Краеведческого музея.

В музее представлены множество экспонатов. Зайдя в первый зал перед нами открылся разнообразный животный мир Хабаровского края. Оказывается на территории дальнего Востока обитает огромное множество интересных и уникальных животных и птиц. Представлена морская корова Спеллера длиной до 10 метром и весом не менее 4 тон; на Командорских и Курильских островах обитает калан, мех которого является самым дорогим в мире; чёрный маньчжурский заяц; голубая сорока; красный волк; Амурская Калуга, самая большая была поймана в реке Амур, а длина её около 6,5 метров; и самый яркий представитель- знаменитый Амурский тигр. Во втором зале представлены ландшафты природных зон края: кедрово-широколиственный лес, елово-пихтовый, лиственная тайга и Охотское побережье.

В зале этнографии представлены коренные народы Дальнего Востока их быт и предметы культуры. К примеру Чукчи и Кореями из меха оленя шиле себе теплые зимние комбинезоны, в сезон дождей непромокаемую одежду из водных млекопитающих, а рыбу ловили из лодок-каяков. Еще одно представительство народа - Айни обитавшие в Южно-Сахалинске, занимались рыболовством и охотой и делали их рыбьей кожи непромокаемые халаты. Эвенки и Эвены украшали свои наряды бисером и являлись постоянными кочевниками так как не имели своих жилищ. Кроме того на территории Дальнего востока обитают ещё несколько народностей: нанайцы, ульчи, орочи, негидальцы, нивхи, удэгейцы, занимающихся охотой, рыболовством и оленеводством. Каждый народ по своему научился изготавливать своеобразные орудия труда помогающие ему в охоте, рыбной ловле, это и предметы оленеводческого хозяйства, средства передвижения и многое другое. Представлен раздел «Верования», где выставлена богатейшая коллекция предметов шаманского культа и ритуальные скульптуры коренных народов Приамурья.

В музее представлены предметы быта и одежда русских, украинских и белорусских переселенцев с их традиционными одеждами (вышитые кофты, мужские рубахи, лапти и др.) Но, конечно, не обойтись без сельскохозяйственного инвентаря: топоры, плуги, подковы и др.

В музее представлена культурная жизнь Приамурья с фотографиями, первые издания газеты «Приамурские ведомости и многое другое.

Приложение 2. Выставке в легкоатлетическом манеже

С 15 по 17 сентября в Хабаровском легкоатлетическом манеже проходила выставка «ДальВЭКОМ-2005: Полиграфия. Дизайн. Реклама»

На выставке были предоставлены работы не только Хабаровских авторов, но и работы авторов из других регионов Дальнего востока и страны в целом. Рекламное агентство «Пчелка», например, создано в городе Братске и предоставляет широкий спектр услуг в рекламной индустрии.

Город Хабаровск на выставке предоставляли такие рекламные агентства и группы как: «Сверхновая», «Витрина», и многие другие. Все они специализируются на изготовлении, а так же на размещении рекламы.

Вот например взять рекламное агентство «Витрина», оно имеет собственную производственную базу в центре города для изготовления полноцветных, фотореалестических крупномасштабных изображений. На сегодняшний день эта компания является самой крупной по производству полноцветной печати на всех видах материалов.

Среди полиграфических издательств можно выделить такие как: «Артэк», «ДВНИИТС», «Типография Артели Старателей Амур», «Омега-пресс» и другие. Все эти издательства производят различную полиграфическую продукцию: листовки, плакаты, каталоги, брошюры, календари, буклеты, стикеры и прочие.

На выставке были представлены также работы выполненные дизайнерами и художниками. К примеру, В. Бурнашев представил зрителям свою выставку фотографий. Его работы привлекают внимание своей необычностью, красотой и яркостью.

Все участники преследовали разные цели, представляя свои работы, но пажалуй главная цель была у всех одна - продемонстрировать свои возможности, свои новые разработки, находки и решения, а так же узнать о новых тенденциях развития рекламной индустрии.

На современном этапе развития российского рекламного бизнеса наблюдается заметный рост качества рекламных услуг. Реклама стала выходить на новый более высокий уровень.

Анализируя деятельность некоторых рекламных агентств города Хабаровска, можно сказать, что у рекламной индустрии нашего города большое будущее, ведь компании не стоят на месте. Конкурируя друг с другом, они с каждым годом все более увеличивают спектр предоставляемых услуг, тем самым, позволяя заказчикам самим выбирать, какой вид рекламы для них нужнее и рентабельнее.

Таким образом, выставка «ДальВЭКОМ-2005: Полиграфия. Дизайн. Реклама» стала как для участников, так и для зрителей не только красивым зрелищем, но и еще одним шагом на пути к развитию рекламного бизнеса в Хабаровске, к повышению качества рекламных услуг и как следствие этого привлечению новых клиентов и партнеров.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.