на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Аккумуляторные батареи

Аккумуляторные батареи

АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ

Устройство аккумуляторной батареи и принцип ее действия

Аккумуляторная батарея на автомобиле служит для питания электрическим

током стартера при запуске двигателя, а также для всех других приборов

электрооборудования, когда генератор не работает или не может еще отдавать

энергию в цепь.

Если мощность , потребляемая включенными потребителями ,

превышает мощность , развиваемую генератором, аккумуляторная батарея,

разряжаясь , обеспечивает питание потребителей одновременно с работающим

генератором.

Свинцово- кислотная аккумуляторная батарея является вторичным

химическим источником постоянного тока. Прежде чем она будет отдавать

электрическую энергию, ее необходимо зарядить – сообщить ей определенное

количество электрической энергии. На автомобилях применяют стартерные

аккумуляторные батареи, конструкция которых позволяет разряжать их токами,

в 3-5 раз превышающими их номинальную емкость.

Стартерные аккумуляторные батареи , выпускаемые нашей

промышленностью, классифицируют по номинальному напряжению (6 и 12 В); по

конструкции- в моноблоке с крышками и перемычками над крышками и в

моноблоке с общей крышкой и перемычками под крышкой; батареи

необслуживаемые – залитые электролитом и полностью заряженные или

сухозаряженные.

Согласно ГОСТ 959.0- 84, все свинцовые стартерные аккумуляторные

батареи имеют условное наименование. Например, на автомобиле ЗИЛ-130

установлена батарея 6СТ-90. Первая цифра обозначает количество

последовательно соединенных аккумуляторов в батареи. Напряжение каждого

аккумулятора 2 В, поэтому номинальное напряжение батареи 12 В. Буквы СТ

определяют назначение батареи – стартерная.

Число после букв указывает на емкость батареи в ампер-часах в

20-часовом режиме разряда. Буквы после цифр, обозначающих емкость ,

обозначают исполнение батареи : А- с общей крышкой , Н- несухозаряженная ,

З- необслуживаемая, залитая электролитом и полностью заряженная. После

условного обозначения батареи указывают обозначение стандарта или

технических условий на батарею конкретного типа. На батарее там же могут

быть указаны номинальная емкость в ампер- часах (А.ч) в 20-часовом режиме и

разрядный ток батареи (А) при температуре – 18 С.

Аккумуляторная батарея имеет полипропеленовый полупрозрачный корпус 1

(рис.)

Разделенный перегородками на шесть отсеков , представляющих собой отдельные

аккумуляторы. Сверху аккумуляторы закрыты общей полипропеленовой крышкой

2, приваренной к корпусу ультразвуковой сваркой. В крышке имеются

отверстия для заливки электролита в каждый аккумулятор и для прохода

двух полюсных выводов батареи : плюсового и минусового.

Каждый аккумулятор состоит из двух полублоков чередующихся

пластин: положительных 9 и отрицательных 10. Пластины одинаковой полярности

приварены к межэлементным соединениям 4, которые служат для крепления

пластин и выводов тока и соединяют аккумуляторы батареи между собой .

Решетки пластин отлиты из сплава свинца с добавлением кальция и сурьмы,

что замедляет процесс разложения электролита и саморазряд аккумуляторов.

Для увеличения емкости в решетку пластин впрессовывают активную

массу , приготовленную на водном растворе серной кислоты из окислов

свинца – свинцового сурика (Р О ) и свинцового глета ( Р О)- для

положительных пластин и свинцового порошка- для отрицательных пластин .

Одноименные пластины соединяются в полублоки , заканчивающиеся выводными

полюсными штырями. Полублоки с положительными и отрицательными

пластинами собирают в блок таким образом, что положительные пластины

располагаются между отрицательными, поэтому последних на одну больше. Это

позволяет лучше использовать двустороннюю активную массу крайних

положительных пластин и предохраняет из от коробнения и разрушения.

Положительные пластины аккумулятора помещаются в сепараторы ,

изготовленные в виде конвертов из тонкого пластикового микропористого

материала. Это исключает их короткое замыкание отрицательными пластинами

, а малая толщина и большая пористость облегчают прохождение через них

электролита , снижают внутреннее сопротивление и обеспечивают получение

разрядного тока большой силы. Кроме того это исключает короткое замыкание

пластин выпадающей активной массой, позволяет устанавливать блоки пластин

непосредственно на днище бака без ребер и значительно увеличить объем

электролита над пластинами и тем самым увеличить срок доливки

дистилированной воды при эксплуатации автомобиля. Для облегчения проверки

уровня электролита в каждом аккумуляторе у заливных отверстий снизу имеются

трубчатые индикаторы (тубусы) 7. Нижний срез индикатора находится на

требуемой высоте от уровня пластин. При нормальном уровне поверхность

электролита образует четко видимый через наливное отверстие меникс (

элипс). Кроме того , на полупрозрачном пластмассовом корпусе

аккумуляторной батареи могут быть метки « MIN» и «MАХ» между которыми

должен находиться уровень электролита .

Полублоки положительных 9 и отрицательных 10 пластин отдельных

аккумуляторов соединены между собой межэлементными соединениями ,

проходящими через пластмассовые перегородки , и соединяются

соответственно с положительными 3 и отрицательными 5 выводами батареи.

Выводы большинства отечественных и импортных аккумуляторных батарей

имеют конусную форму, обеспечивающую сохранение надежного контакта с

клеммами проводов при износе их в процессе эксплуатации и имеют

стандартные размеры. Причем положительный вывод батареи по диаметру

больше отрицательного, что исключает возможность нарушения полярности

при установке батареи на автомобиль.

На верхней поверхности батареи расположены отверстия для заливки

электролита в каждый аккумулятор батареи, закрываемые пробками 6. Пробки

имеют вентиляционные отверстия для вывода газов , образующихся в процессе

работы батареи . У новых незалитых батарей вентиляционные отверстия

закрыты специальными герметизирующими приливами, которые при заливке в

батарею электролита удаляются (срезаются) . Электролит, заливаемый в

аккумуляторную батарею , представляет собой раствор химически чистой

аккумуляторной кислоты с дистилированной водой . Для предотвращения

замерзания электролита при эксплуатации аккумуляторной батареи в зимних

условиях плотность регламентируется в зависимости от климатических

условий эксплуатации (см табл)

Плотность электролита при эксплуатации в различных климатических районах

|Климатические районы (средне-|Время года |Плотность электролита , |

|месячная температура воздуха| |приведенная к 25 С |

|в январе) | |г/см3 |

| | |Заливаемого|После |

| | |в батарею |полного |

| | | |раряда |

|Очень холодный (-50-30 С) |Зима |1,28 |1,30 |

| |лето |1,24 |1,26 |

|Холодный (-20 –15 С) |Круглый год |1,26 |1,28 |

|Умеренный (-15 –8 С) |То же |1,26 |1,28 |

|Жаркий сухой (-15 +4 С) | |1,22 |1,24 |

|Теплый влажный ( 0 =4 С) | |1,21 |1,23 |

Технические характеристики и свойства аккумуляторной батареи

Важнейшей технической характеристикой аккумуляторной батареи

является ее емкость , которая характеризует способность батареи отдавать

электроэнергию.

Номинальная емкость (С ) аккумуляторной батареи – это количество

электричества в ампер-часах ( А.ч), которое способно отдать полностью

заряженная батарея при непрерывном 20-часовом разряде с постоянной

силой тока в амперах (А), численно равной 0,05 С при температуре 25 С до

напряжения на выводах батареи U = 10,5 В.

Емкость аккумуляторной батареи определяется как ее конструктивными

параметрами (пористостью материала электродов , их толщиной и качества

пористостью материала сепараторов и т.д.), так и эксплуатационными

факторами : плотностью заливаемого в батарею электролита, его температурой

, степенью заряженности батареи и режимом ее разряда.

При повышении плотности электролита емкость батареи повышается до

определенных пределов. Однако при чрезмерном увеличении плотности

ускоряются корразионные процессы на электродах , их разрушение, и

соответственно , снижается срок службы батареи. При чрезмерной малой

плотности электролита снижается емкость батареи , а при низкой

температуре окружающего воздуха зимой электролит может замерзнуть , и

батарея выйдет из строя. Поэтому оптимальная плотность электролита

устанавливается исходя из условий эксплуатации . При заряде батареи

плотность электролита падает, поэтому по плотности электролита определяют

состояние батареи и степень ее разряженности.

Температура электролита определяется температурой окружающего воздуха

и она несколько возрастает при заряде и разряде батареи. С понижением

температуры емкость батареи уменьшается , в связи с повышением

электрического сопротивления электролита и замедлением химических реакций

. При уменьшении температуры электролита на 1 С емкость батареи снижается

примерно на 1%. Таким образом , если номинальная емкость аккумуляторной

батареи равна , например, 60 А.ч. при 25 С, то при снижении температуры

окружающего воздуха и, соответственно, электролита до минус 25 С она станет

на 50% или вдвое меньше и составит всего 30 А.ч.

Степень заряженности аккумуляторной батареи влияет на плотность

электролита . При заряде батареи плотность электролита повышается и

увеличивается емкость батареи, достигая максимальных значений при полном

ее заряде .

Режим разряда батареи характеризуется силой разрядного тока и его

прерывностью. Чем больше разрядный ток , тем меньше емкость аккумуляторной

батареи. Например , если емкость батареи 6СТ-55 А при разряде ее током

2,75 А при температуре электролита 25 с составляет С= 55А.ч.( номинальная

емкость), то при разряде током 250 А (4,6 С ) емкость снижается более

чем в два раза и составляет 22 А .ч.( примерно 40% от С ). Емкость,

отдаваемая аккумуляторной батареи при прерывистых разрядах , значительно

превышает емкость при непрерывном разряде , что особенно важно учитывать

при стартерном режиме разряда , когда величина разрядного тока очень

высока (примерно 2-5 С ).

К важнейшим техническим характеристикам аккумуляторной батареи

относится также электродвижущая сила (ЭДС) батареи и ее напряжение.

ЭДС батареи- это разность потенциалов на ее полюсных выводах без

нагрузки ( при разомкнутой внешней цепи). Данная характеристика

взаимосвязана со степенью заряженности батареи и по ее величине так же ,

как и по плотности электролита , можно оценивать состояние батареи и

необходимость ее заряда.

Напряжение батареи - это разность потенциалов на ее полюсных

выводах в процессе заряда или разряда ( при наличии тока во внешней цепи)

. Данная характеристика используется при оценке пусковых качеств батареи .

Для оценки пусковых качеств аккумуляторной батареи применяют следующие

основные характеристики стартерного разряда , измеряемое при температуре

электролита 18 С: сила разрядного тока в А , напряжение в начале разряда в

В ( измеряется на батареях с пластмассовым корпусом на 30-й секунде

стартерного разряда), время разряда в минутах ( измеряется при разряде

тока, численно равном 3 С до снижения напряжения батареи до 6 В).

Саморазряд аккумуляторной батареи- является чрезвычайно важным ее

свойством , которое необходимо учитывать для правильной эксплуатации

батареи и продления срока ее службы . Саморазрядом называют

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.