на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Аккумуляторные батареи

самопроизвольное снижение емкости аккумуляторной батареи при отключенных

от нее потребителях, т. е. при бездействии. Обычно саморазряд батареи не

превышает 1% в сутки , такой саморазряд называют естественным. При более

высоком ( более 1% в сутки) значении саморазряда, он считается ускоренным

и это свидетельствует о неисправности батареи. На скорость саморазряда

батареи оказывает влияние плотность и температура электролита ,

отсутствие примесей в электролите и доливаемой в него воде,

загрязненность аккумуляторной батареи снаружи , а также срок ее

эксплуатации. Скорость саморазряда батареи при повышении плотности

электролита и ее температуры увеличивается , причем особенно интенсивно

с увеличением срока ее службы. При отрицательных температурах саморазряд

аккумуляторных батарей резко уменьшается поэтому хранить их лучше при

низких ( до –30 С) температурах в заряженном состоянии.

Работа аккумуляторных батарей

При прохождении тока через пластины и электролит (заряд) в

аккумуляторе происходит процесс преобразования электрической энергии в

химическую , что выражается в образовании налета активной массы на

поверхности пластин. На положительной пластине образуется перекись свинца

коричневого цвета , а на отрицательной – губчатый свинец серого цвета. При

этом плотность электролита значительно увеличивается – аккумулятор

зарядился . напряжение заряженного аккумулятора составляет 2 В.

При включении в цепь аккумулятора какого- либо потребителя (

лампы) происходит обратный процесс превращения химической энергии в

электрическую, и аккумулятор постепенно разряжается. При этом активная

масса на той и другой пластинах превращается в серно- кислый свинец

(см. рис.), а плотность электролита уменьшается .После полного разряда

аккумулятор снова заряжается и работоспособность его восстанавливается.

Плотность зависит от температуры электролита , уменьшаясь,

примерно, на 0,1 г/см3 при повышении температуры на 15 С. при расчетах

плотность обычно приводят к температуре +15 С. Для предотвращения

замерзания электролита при эксплуатации аккумуляторов в зимних условиях

плотность регламентируется в зависимости от климатических условий в

соответствии с данными таблицы

|Климатические районы |Время года |Плотность электролита . |

| | |приведенная к 15 С г/см3|

| | | |

| | |Заливаемого в|После |

| | |аккумулятор |зарядки |

|Районы с резкоконтинентальным |Зима |1.29 |1,31 |

|климатом , с температурой зимой |лето |1.25 |1.27 |

|ниже 40 С | | | |

|Северные районы с температурой |Круглый год |1,27 |1,29 |

|зимой до минус 40 С | | | |

|Центральные районы с температурой|То же |1, 25 |1,27 |

|зимой до минус 30 С | | | |

|Южные районы |То же |1,23 |1,25 |

Свинцово- кислотная стартерная аккумуляторная батарея- она состоит

из следующих основных частей:

Отрицательных электродов 4 , собранных в полублок 7, положительных

электродов 3 , собранных в полублок 5, сепараторов 2, бареток 6,

связывающих в полублок параллельно включенные электроды одного знака

(плюс или минус), выводных штырей –борнов 9, аккумуляторного бака 10 с

общей крышкой 11 и заливными пробками 12.

Отрицательные и положительные электроды 8 состоят из решетки 1,

отлитой из свинцово- сурьмянистого сплава с содержанием сурьмы от 4 до

5%. Сурьма увеличивает решетки против коррозии, повышает ее твердость и

улучшает текучесть сплава при отливе решеток.

В настоящее время выпускают так называемые необслуживаемые

аккумуляторные батареи , которые отличаются от обычных меньшим содержанием

сурьмы (1,5- 2,0%) в решетках электродов. Наличие сурьмы в решетках

положительных электродов приводит в процессе эксплуатации батареи к

переносу части сурьмы на поверхность активной массы отрицательных

электродов и в электролит , что сказывается на повышении потенциала

отрицательного электрода и понижения ЭДС батареи в процессе ее срока службы

При постоянном напряжении генератора понижение ЭДС батареи приводит

к повышению зарядного тока, обильному газовыделению и повышению расхода

воды.

В необслуживаемых батареях за счет меньшего содержания сурьмы в

решетках электродов эти явления протекают более слабо, что значительно

увеличивает сроки доливки воды (не чаще одного раза в год).

Решетка выполняет роль каркаса , на котором закреплен активный

материал пластины. Вместе с тем решетка обеспечивает равномерный отвод и

подвод тока к активному материалу при разряде и заряде аккумулятора.

Активный материал приготавливается в виде пасты и вмазывается в решетку.

Благодаря пористости материала активная площадь пластины увеличивается в

600-800 раз по сравнению с ее действительной площадью. Активным материалом

отрицательных электродов является губчатый свинец Рb, имеющий серый цвет.

Активным материалом положительных электродов является диоксид свинца РbO2

темно- коричневого цвета.

Для предохранения отрицательных и положительных электродов от

соприкосновения (короткого замыкания) их разделяют прокладками-

сепараторами. Сепаратор на стороне обращенной к положительному электроду,

имеет ребра. Это обеспечивает доступ к положительному электроду большего

количества кислоты, необходимого для нормального протекания химических

реакций. Сепараторы в необслуживаемых батареях делают в виде конверта ,

куда вставляется положительный электрод , в этом случае в баке отсутствуют

опорные ребра и электроды опираются на дно сосуда что дает возможность

увеличить уровень электролита до 50 мм.

Для приведения в действие аккумуляторную батарею заливают

электролитом , представляющим собой раствор кислоты Н2SO4 в

дистилированной воде Н2О.

Для приготовления электролита применяют особый сорт технической

серной кислоты , согласно ГОСТ 667-73, плотностью 1,83 г/см 3 и воды по

ГОСТ 6709-72 . Содержание примесей в дистилированной воде , идущей на

приготовление электролита , не должно превышать значений , указанных в ГОСТ

6709-72. Плотность электролита у полностью заряженного аккумулятора,

приведенная к 25 С, должна составлять 1,22- 1,30 г/см3 в зависимости от

температурных условий эксплуатации автомобиля. При полном разряде

аккумулятора плотность снижается на 0,15 – 0,16 г/см 3 от исходной.

Аккумуляторный бак имеет вид общего сосуда (моноблока),

разделенного на отдельные ячейки перегородками. На дне каждой ячейки

имеются ребра , на которые опираются положительные и отрицательные

электроды. Баки изготавливают из эбонита, пластмассы и полипропелена.

Выпадающий при работе аккумулятора шлак скапливается в пространстве

между ребрами бака, не замыкая электродов.

Для соединения аккумуляторов в батарею блоки электродов помещают

в ячейки моноблока таким образом, чтобы отрицательный штырь баретки

одного блока находился у положительного штыря баретки соседнего блока

электродов.

Электроды, опущенные в раствор серной кислоты в воде, приобретают

определенный электрический потенциал по отношению к этому раствору и

становятся, таким образом, положительными и отрицательными электродами. Так

как значение электрического потенциала различно для плюсового и

минусового электродов, через последний потечет электрический ток при их

соединение проводником. При разряде аккумулятора ток в электролите

протекает от отрицательного электрода к положительному . На отрицательном

электроде происходит образование сернокислого свинца в результате

соединения губчатого свинца электрода с кислотным остатком из

электролита. На положительном электроде под действием разрядного тока

активный материал превращается иакже в сернокислый свинец ,

поглощая из электролита кислотный остаток и отдавая в электролит

кислород. Кислород положительного электрода , соединяясь с водородом,

оставшимся в электролите в результате распада серной кислоты , образует

воду.

При разряде аккумулятора количество серной кислоты в электролите

уменьшается и плотность электролита снижается. При заряде аккумулятора

реакции проходят в обратном порядке. В этом случае ток от постороннего

источника пойдет от положительного электрода к отрицательному. Реакции,

проходящие при разряде и заряде аккумулятора можно изобразить следующей

химической формулой:

При заряде аккумулятора количество серной кислоты в электролите

увеличивается и плотность электролита повышается. Свойство электролита

изменять свою плотность при разряде и заряде аккумулятора используется в

эксплуатации для определения степени заряженности аккумуляторной

батареи.

Электрические параметры и характеристик свинцовой аккумуляторной батареи

Электродвижущая сила (ЭДС) аккумулятора является алгебраической

разностью электродных потенциалов (см.рис)

И измеряется как напряжение разомкнутой цепи аккумулятора. Замер

потенциала положительного и отрицательного электродов производят по

отношению к электролиту с помощью кадмиевого электрода.

ЭДС аккумулятора зависит от плотности и очень незначительно от

температуры электролита. С повышением плотности и температуры электролита

ЭДС повышается. При температуре 18 С и плотности d=1,28 г/см 3 аккумулятор

обладает ЭДС, равной 1,12 В. Зависимость ЭДС от плотности электролита

при изменении ее от 1,05 г/см3 выражается формулой Е= 0,84 + d , где Е-

ЭДС аккумулятора , В; d- плотность электролита при температуре 15 С

,г/см3.

По ЭДС нельзя точно судить о степени разряженности аккумулятора.

ЭДС разряженного аккумулятора с большей плотностью электролита будет

выше, чем ЭДС заряженного аккумулятора , но имеющего меньшую плотность

электролита .

Внутреннее сопротивление аккумулятора представляет собой сумму

сопротивлений выводных зажимов, межэлементных соединений , электродов,

электролита, сепараторов и сопротивления , возникающего в местах

соприкосновения электродов с электролитом. Чем больше емкость аккумулятора

(число электродов), тем меньше его внутреннее сопротивление. С понижением

температуры и по мере разряда аккумулятора его внутреннее сопротивление

растет. Чем выше номинальное напряжение аккумуляторной батареи , тем

больше ее внутреннее сопротивление.

Напряжение аккумулятора отличается от его ЭДС на величину падения

напряжения во внутренней цепи аккумулятора . Изменение напряжения

аккумуляторной батареи при ее заряде и разряде показано на рисунке.

При заряде батареи от автомобильного генератора, напряжение которого

постоянно , зарядный ток к концу заряда снижается, что и служит признаком

заряженности аккумуляторной батареи.

Напряжение аккумуляторной батареи при ее разряде стартерным током

зависит от силы разрядного тока и температуры батареи .

На следующем рисунке показаны вольт-амперные характеристики

аккумуляторной батареи 6СТ-90 при различной температуре электролита . если

разрядный ток будет постоянным , то напряжение батареи при разряде будет

тем меньше , чем ниже ее температура .Для сохранения постоянства

напряжения при разряде необходимо с понижением температуры батареи

снижать силу разрядного тока.

Емкостью аккумулятора называют количество электричества, которое

аккумулятор отдает при разряде до наименьшего допустимого напряжения. Чем

больше сила разрядного тока , тем ниже напряжение, до которого может

разряжаться аккумулятор, например, при определении номинальной емкости

аккумуляторной батареи разряд ведется током до напряжения 10,5 В,

температура электролита должна быть в интервале от 18 С до 27 С, а время

разряда 20 ч. Конец срока службы батареи , согласно ГОСТ 959.0-84 ,

наступает, когда ее емкость составляет 40% от С .

Емкость батареи в стартерных режимах определяется при температуре

25 С и разрядом токе 3С . В этом случае время разряда до напряжения 6 В

(1 В на аккумулятор) должно быть не менее 3 мин.

К электрическим характеристикам также относится резервная емкость

– время разряда (мин) током (25 +0,25) до напряжения 10,5 В на батарею

( 1,75 В на аккумулятор) при температуре ( 27+ 5)С. Эта емкость,

выраженная для удобства использования в минутах, позволяет знать время

, в течении которого автомобиль может продолжать движение , если отказал

генератор , а суммарный ток потребителей при этом равен 25 А. Для батарей

емкостью от 26 до 75 А.ч. резервная емкость может быть подсчитана по

формуле , а для батарей емкостью

Резервная емкость составляет (1,7-1,8)С .

Если разряд происходит при постоянной силе тока , то емкость

аккумуляторной батареи определяется по формуле С=It, где I-ток разряда,А;

t-время разряда,ч .

Емкость аккумуляторной батареи зависит от ее конструкции, числа

электродов, их толщины, материала сепаратора , пористости активного

материала конструкции решетки электродов и других факторов. В

эксплуатации емкость батареи зависит от силы разрядного тока, температуры,

режима разряда, степени заряженности и изношенности аккумуляторной батареи

. При увеличении разрядного тока и степени напряженности , а также с

понижением температуры емкость аккумуляторной батареи уменьшается. При

низких температурах падение емкости аккумуляторной батареи с повышением

разрядных токов происходит особенно интенсивно.

Неисправности

Срок службы аккумуляторной батареи при правильной их эксплуатации и

своевременном уходе за ними составляет 4 года или 75 тыс.км. пробега

автомобиля . Однако эти сроки могут значительно сокращаться при нарушении

правил эксплуатации и хранения батарей. Особенно сильно на техническом

состоянии аккумуляторных батарей сказываются загрязнение электролита,

работа и хранение при повышенной температуре электролита и низком его

уровне, нарушение режимов заряда, заливка электролита повышенной

плотности(это особенно часто бывает , если вместо дистилированной воды для

доводки уровня добавляют в аккумуляторы электролит). Перечисленные

причины вызывают такие наиболее часто наблюдающиеся неисправности, как

коррозия решета положительных пластин, повышенный саморазряд, короткое

замыкание разноименных пластин и сульфатация пластин. Кроме того, в

процессе эксплуатации батарей происходят окисление полюсных штырей и

наконечников, а также растрескивание мастики и появление трещин в баке и

крышках , вызывающих подтекание электролита.

А. Саморазряд аккумуляторной батареи при ее эксплуатации и хранени

возникает в следствии образования в активной массе пластин местных

токов. Местные токи появляются за счет возникновения электродвижущей силы

между окислами активной массы и решеткой пластин. Кроме того, при

длительном хранении электролита в аккумуляторе отстаивается и плотность

электролита в нижних слоях становится больше , чем в верхних. Это приводит

к появлению разности потенциалов и возникновению уравнительных токов на

поверхности пластин. Нормальный саморазряд исправной батареи составляет

1-2% в сутки.

Б. Причинами повышенного саморазряда могут быть: загрязнение

поверхности батарей , применение для доливки обычной (не дистилированной)

воды , содержащей щелочи или соли , попадение внутрь аккумуляторов

металлических частиц и других веществ, способствующих образованию

гальванических пар.

В. для устранения неисправности следует протереть поверхность

батареи или заменить электролит, промыв внутреннюю поверхность бака.

Признаками короткого замыкания внутри аккумулятора являются кипение

электролита и резкое падение напряжения; чаще оно вызывается осыпанием

активной массы и разрушением сепараторов. В этом и другом случаях

аккумуляторную батарею разбирают и устраняют неисправности, заменяя

неисправные элементы.

А. Признаком сульфатации пластин является то, что при заряде

батареи быстро повышаются напряжение и температура электролита и происходит

бурное газовыделение (кипение), а плотность электролита незначительна.

При последующем разряде и особенно при включении стартера батарея быстро

разряжается из-за малой емкости. Основные причины, вызывающие сульфатацию:

разряд батареи ниже 1,7В на один аккумулятор, оголение пластин в следствии

понижения уровня электролита, длительное хранение батареи без подзарядки

( особенно разряженной ) , большая плотность электролита ,

продолжительное пользование стартером при пуске.

Б. Сульфатация пластин заключается в том, что на пластинвх

образуется крупнокристаллический сернокислый свинец в виде белого налета.

При этом увеличивается сопротивление аккумуляторов . Крупные кристаллы

сульфата свинца закрывают поры активной массы, препятствуя проникновению

электролита и формированию активной массы при заряде. В следствии этого

активная поверхность пластин уменьшается , вызывая снижение емкости

батарей.

В. Небольшая сульфатация пластин может быть устранена проведением

одного или нескольких циклов «заряд-разряд». Для этого аккумуляторную

батарею необходимо полностью зарядить и довести плотность электролита в

ней до нормальной величины ( 1,285 г/см3) путем доливания электролита

плотностью 1,4 г/см3 или дистилированной воды. Затем разрядить батарею

через лампу током силой 4-5 А до напряжения 1,7В на один аккумулятор и

определить разрядную емкость. После этого привести емкость к температуре +

30 С по формуле.

Где Q действ- емкость батареи, приведенная к + 30 С., Q-разрядная

емкость , полученная умножением силы разрядного тока на время разряда

батареи и в часах. ; t- средняя температура электролита (полусумма

температур, замеренных в начале и в конце разряда) в аккумуляторах во

время разряда.; 0,01- температурный коэффициент емкости.

Если подсчитанная таким образом действительная емкость будет не менее

80% номинальной, то батарею снова заряжают и устанавливают на автомобиль;

если емкость окажется ниже , весь цикл повторяют вновь. Приведенный цикл

рекомендуется применять также после хранения батареи более 6 месяцев и

перед длительным хранением .

Окисление полюсных штырей приводит к увеличению сопротивления во

внешней цепи и даже к прекращению тока. Для устранения неисправности

нужно снять со штырей наконечники проводов (клеммы) , зачистить штыри и

клеммы и укрепить последние на штырях. После этого штыри и клеммы снаружи

надо смазать тонким слоем технического вазелина.

Подтекание электролита через трещины бака обнаруживают осмотром . для

устранения неисправности батарею сдают в ремонт. При вынужденной временной

эксплуатации батареи с этой неисправностью необходимо периодически

добавлять в неисправное отделение бака электролит, а не дистилированную

воду .

Техническое обслуживание аккумуляторной батареи

Срок службы и исправность аккумуляторной батареи во многом зависят

от своевременного и правильного ухода за ней. Батарея должна содержаться

в чистоте, так как загрязнение ее поверхности приводит к ее повышенному

саморазряду. При техническом обслуживании необходимо протирать

поверхность батарей 10% раствором нашатырного спирта или кальцинированной

соды, после чего вытереть чистой сухой ветошью.

Во время заряда в результате химической реакции выделяются газы ,

значительно повышающие давление внутри аккумуляторов. Поэтому

вентиляционные отверстия в пробках нужно постоянно прочищать тонкой

проволокой. Учитывая, что при работе батареи образуется гремучий газ (

смесь водорода с кислородом), нельзя осматривать батарею рядом с открытым

огнем во избежание взрыва. Периодически необходимо зачищать штыри и клеммы

проводов. Через 2-2,5 тыс.км пробега, а в жаркое время через каждые 5-

6 дней проверять уровень электролита через заливные отверстия

аккумуляторов стеклянной пробкой внутренним диаметром 3-5 мм. Столбик

электролита в трубке указывает высоту его уровня над предохранительным

щитком, которая должна быть 12-15 мм (см.рис)

При отсутствии стеклянной трубки уровень электролита можно проверить

чистой эбонитовой или деревянной палочкой. Нельзя применять для этой цели

металлический стержень. При понижении уровня следует долить

дистилированную воду, а не электролит, так как в процессе работы батареи

вода в электролите разлагается и испаряется , а кислота остается.

Периодически проверяют плотность электролита с целью определения степени

заряженности аккумуляторной батареи. Для этого наконечник кислотомера

опускают в наливное отверстие аккумулятора, засасывают электролит с

помощью резиновой груши и по делением поплавка , помещенного внутри

стеклянной колбы определяют величину плотности электролита и степенью

заряженности аккумуляторной батареи . Для длительного хранения батареи и

в зимнее время ее нужно снять с автомобиля , полностью зарядить и хранить

в сухом месте при температуре не выше 0 С и ниже минус 30 С, имея ввиду

, что чем ниже температура электролита , тем меньше самозаряд. Через

каждые 3 месяца батарею необходимо подзаряжать для восстановления емкости

, потерянной при самозаряде . При хранении батареи непосредственно на

автомобиле необходимо отсоединить провода от плюсовых штырей (если

отсутствует специальный выключатель). Следует помнить. Что температура

замерзания электролита плотностью 1,1 г/см 3 минус 7 С, плотностью 1,22

г/см3 минус 37 С и плотностью 1.31 г/см3 минус 66 С.

|Плотность электролита, приведенная к 15 С г/см3 |

|плотность заряженной батареи |батарея разряжена |

| |25% |50% |

|1,31 |1,27 |1,23 |

|1,29 |1,25 |1,21 |

|1,27 |1,23 |1,19 |

|1,25 |1,21 |1,17 |

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.