|группы, при этом снижаются затраты, связанные с ремонтом двигателей в процессе |
|эксплуатации. |
|Головка цилиндров. В головке цилиндров размещены камеры сгорания, в которых |
|установлены впускные и выпускные клапаны, свечи зажигания или форсунки. |
|На головке цилиндров крепятся детали и узлы привода клапанного механизма. |
|Значительное влияние на процесс смесеобразования как в карбюраторных |
| |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| |
|двигателях, так и в дизельных имеют формы камеры сгорания. В карбюраторных |
|двигателях наибольшее распространение получили цилиндрические полусферические и |
|клиновые камеры с верхним расположением клапанов. Для создания герметичности между |
|блоком и головкой цилиндров установлена прокладка, а крепление головки к блоку |
|цилиндров осуществлено шпильками с гайками. Прокладка должна быть прочной, |
|жаростойкой и эластичной. |
|Поршень. Воспринимает давление газов при рабочем такте и передает его через |
|поршневой палец и шатун на коленчатый вал. Поршень представляет собой перевернутый |
|цилиндрический стакан, отлитый из алюминиевого сплава. В верхней части поршня |
|расположена головка с канавками, в которые вставлены поршневые кольца. Ниже головки |
|выполнена юбка, направляющая движение поршня. В юбке поршня имеются приливы-бобышки |
|с отверстиями для поршневого пальца. |
|При работе двигателя поршень, нагреваясь, расширится и, если между ним и зеркалом |
|цилиндра не будет необходимого зазора, заклинится в цилиндре и двигатель прекратит |
|работу. Однако большой зазор между поршнем и зеркалом цилиндра также нежелателен, |
|так как это приводит к прорыву части газов в картер двигателя, падению давления в |
|цилиндре и уменьшению мощности двигателя. Чтобы поршень не заклинивался при |
|прогретом двигателе, головку поршня выполняют меньшего диаметра, чем юбка, а саму |
|юбку в поперечном сечении изготовливают не цилиндрической формы, а в виде эллипса с |
|большой осью его в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу. На юбке поршня |
|может быть разрез. Благодаря овальной форме и разрезу юбка предотвращается |
|заклинивание поршня при работе прогретого двигателя. |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| |
|Поршневые кольца, применяемые в двигателях, подразделяются на компрессионные и |
|маслосъемные. |
|Компрессионные кольца уплотняют зазор между поршнем и цилиндром и служат для |
|уменьшения прорыва газов из цилиндоов в картер, а малосъемные снимают излишки масла |
|с зеркала цилиндров и не допускают проникновение масла в камеру сгорания. Кольца, |
|изготовленные из чугуна или стали, имеют разрез (замок). |
|При установке поршня в цилиндр поршневое кольцо предварительно сжимают, в результате|
|чего обеспечивается его плотное прилегание к зеркалу цилиндра при разжатии. На |
|кольцах имеются фаски, за счет которых кольцо несколько перекашивается и быстрее |
|притерается к зеркалу цилиндра, и уменьшается насосное действие колец. |
|Количество колец, устанавливаемых на поршнях изучаемых двигателей, неодинаковое. На |
|поршнях двигателей ЗИЛ-130 три компрессионных кольца, два верхних хромированны по |
|поверхности, соприкасающейся с гильзой. |
|Малосъемных колец в изучаемых двигателях по одному. Малосъемное кольцо собрано из |
|четырех отдельных элементов - двух тонких стальных разрезных колец и двух |
|гофрированных стальных расширителей (осевого и радиального). |
|При установке колец на поршень их замки следует размещать в разные стороны. |
|Поршневой палец. Для шарнирного соединения поршня с верхней головкой шатуна служит |
|поршневой палец. Через пальцы передаются значительные усилия, поэтому их изготовляют|
|из легированных или углеродистых сталей с последующей цементацией или закалкой ТВЧ. |
|Поршневой палец представляет собой толстостенную трубку с тщательно отшлифованной |
|наружной поверхностью, проходящщую через верхнюю головку шатуна и концами |
|опирающуюся на |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| |
|бобышки поршня. |
|По сопособу соединения с шатуном и поршнем пальцы делятся на плавающие и |
|закрепленные (обычно в головке шатуна). Наибольшее распространение получили |
|плавающие поршневые пальцы, которые свободно поворачиваются в бобышках и во втулке, |
|установленной в верхней головке шатуна. Осевое переммещение поршневого пальца |
|ограничивается стопорными кольцами, расположенными в выточках бобышек поршня. |
|При работающем двигателе в бобышках поршня возможны стуки пальцев из-за различного |
|коэффициента линейного сплава и стали. |
|Шатун. Он служит для соединения поршня с кривошипом коленчатого вала и обеспечивает |
|при такте рабочего хода передачу усилия от давления газов на поршень к коленчатому |
|валу, а при вспомогательных тактах (впуск, сжатия, выпуск), наоборот, от коленчатого|
|вала к поршню. При работе двигателя шатун совершает сложное движение. Он движется |
|возвратно-поступательно вдоль оси цилиндра и качается относительно оси поршневого |
|кольца. |
|Шатун штампуют из легированной или углеродистой стали. Он состоит из стержня |
|двутсеврового сечения, верхней головки, нижней головки и крышки. В стержне шатуна |
|при принудительном смазывании плавающего поршневого пальца (в основном у дизелей) |
|сверлится сквозное отверстие - масляный канал. |
|Нижнюю головку, как правило, делают разъемной в плоскости, перпендикулярной к оси |
|шатуна. В тех случаях, когда нижняя головка имеет значительные размеры и превышает |
|диаметр цилиндра. |
|Крышка шатуна изготовляется из той же стали, что и шатун, и обрабатывается совместно|
|с нижней головкой, поэтому перестановка крышки с одного шатуна на другой не |
|допускается. На шатунах и крышках с этой целью делают метки, чтобы обеспечить |
|высокую точность при сборке нижней головки шатуна, его крышку |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| |
|фиксируют шлифованными поясками болтов, которые затягивают гайками и стопорят |
|шклинтами или шайбами. В нижнюю головку устанавливают шатунный подшипник в виде |
|тонкостенных стальных вкладышей, которые с внутренней стороны покрыты слоем |
|антифрикционного сплава. |
|От осевого смещения и провертывания вкладыши удерживаются выступами (усиками), |
|которые входят в канавки нижней головки шатуна и его крышки. В нижней головке шатуна|
|и во вкладыши делается отверстие для периодического выбрызгивания масла на зеркало |
|цилиндра или на распределительный вал. |
|Для лучшей уравновешенности кривошипно-шатунного механизма разница в масле шатунов |
|не должна превышать 6 - 8 г. В V-образных двигателях на каждой шатунной шейке |
|коленчатого вала расположены два шатуна. В этих двигателях для правильной сборки |
|шатуннопоршневой группы поршни и шатуны устанавливают строго по меткам. |
|Коленчатый вал. Коленчатый вал воспринимает силу давления газов на поршень и силы |
|инерции возвратно-поступательно движущихся масс кривошипно-шатунного механизма. |
|Силы, передающиеся поршнями на коленчатый вал, создают крутящий момент, который при |
|помощи трансмиссии передается на колеса автомобиля. |
|Коленчатый вал изготовляют штамповкой из легированных сталей или отливают из |
|высокопрочных чугунов. |
|Коленчатый вал состоит из коренных и шатунных шеек, противовесов, заднего конца с |
|отверстием для установки шарикоподшипника ведущего вала коробки передач и фланца для|
|крепления маховика, переднего конца, на котором установлен хроповик пусковой |
|рукоятки и шестерня газораспределения, шкива привода вентилятора, жидкостного насоса|
|и генератора. |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| |
|Шатунные шейки со щеками образуют кривошипы. Для разгрузки коренных подшипников от |
|центробежных сил служат противовесы, которые изготовляют за одно целое со щеками, |
|имеющими каналы для подвода масла, или прикрепляют к ним болтами. Если с обеих |
|сторон шатунной шейки расположены коренные шейки, то такой коленчатый вал называется|
|полнопорным. |
|В щеках коленчатого вала просверлены наклонные каналы для подвода масла от коренных |
|подшипников к масляным полостям, выполненных в шатунных шейках в виде каналов |
|большого диаметра, закрываемых резьбовыми заглушками. Эти полости являются |
|грязеуловителями, в которых под действием центробежных сил при вращениии коленчатого|
|вала собираются продукты изнашивания, содержащиеся в масле. |
|Гнезда в блоке цилиндров под коренные подшипники и их крышки растачивают совместно, |
|поэтому при сборке двигателя их необходимо устанавливать по меткам только на свои |
|места. Тонкостенные вкладыши коренных подшипников покрыты таким же антифрикционным |
|сплавом, что и вкладыши шатунных подшипников, и отличаются от последних только |
|размерами. Широкое использование триметаллических сталеалюминиевых и сталесвинцовых |
|вкладышей связано с тем, что слой антифрикционного покрытия обладает хорошими |
|противоударными свойствами и повышенной прочностью. От продольного смещения и |
|проворачивания вкладыши удерживаются выступами, входящие в соответствующие пазы в |
|гнездах блока и их крышках. |
|Осевые нагрузки коленчатого вала в большинстве карбюраторных двигателей |
|воспринимаются упорной шайбой и стальными упорными кольцами, залитыми с внутренней |
|стороны антифрикционным сплавом СОС-6-6, содержащим свинец, олово и сурьму. |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| |
|Осевые нагрузки коленчатого вала дизелей воспринимаются двумя парами упорных |
|полуколец из бронзы или сталеалюминия, установленных в выточках задней коренной |
|опоры. |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|