географии), но и в нравственное воспитание, в пробуждение «чувств добрых».
Детские писатели изображали положительного героя трудолюбивым,
самоотверженным, с твердой верой; герои-злодеи у них попирают веру и
установленные законы, живут неправедно, обманом. Ребенок получал от этих
писателей четкие и ясные жизненные ориентиры.
При активном участии этих писателей в детскую литературу вошли новые жанры.
С. Глинка сделал устойчивым жанром «рассказ из истории»; В. Бурьянов ввел
такую форму повествования, как «прогулки с детьми»; развитие научно-
художественного повествования связано с именем А.О. Ишимовой.
Многие детские писатели сами издавали журналы для детей.
Сергей Глинка (1776 — 1847) — участник Отечественной войны 1812 года,
поэт, прозаик, драматург, публицист — издавал в 1819 — 1824 годах журнал «Новое
детское чтение». На страницах этого журнала рассказывалось о русском
патриархальном быте и народных обычаях, изображались идеальные отношения
помещика и крепостного — в качестве наставления для юных дворян.
Для детей Глинка написал «Русскую историю» в десяти томах, «Русские
исторические и нравоучительные повести», религиозно-нравственную повесть
«Образец любви» и другие произведения подобного рода. Язык их в наше время
воспринимается как довольно тяжелый, особенно для маленького, читателя, но в
свое время он таковым не казался. Сам автор не раз заявлял, что лучшее
средство воспитания гражданина -— простая и ясная родная речь.
С. Н. Глинка писал не только для детей; в историю литературы вошел он и как
издатель взрослого журнала — «Русский вестник». Но эту сторону его
деятельности мы не рассматриваем.
Виктор Бурьянов (это литературный псевдоним Владимира Бурнашева, 1812 —
1888) также был приверженцем патриархальной старины. Из всех профессиональных
детских писателей того периода он, пожалуй, более всего заслуживает упрека в
низкопробности, ремесленничестве, навязчивом морализаторстве. В то же время его
многочисленные произведения в жанре «прогулок» делают его едва ли не самым
плодовитым популяризатором первой половины XIX века.
Белинский дал этому писателю убийственную характеристику: «Бедные дети! Мало
того, что г-н Бурьянов иссушает в ваших юных сердцах благоухающий цвет чувств
и выращивает в них пырей и белену резонерства, г-н Бурьянов еще убивает в вас
и всякую возможность говорить и писать по-человечески на своем родном языке».
Столь же низкого мнения был великий критик и о Петре Фурмане (1809 —
1856). Детям, говорил он, лучше совсем не знать грамоты, чем читать его книги.
Тем не менее, произведения этого писателя пользовались у маленьких читателей
успехом. Их привлекала, в частности, тематика, родная история и герои —
подлинные исторические деятели. Повести П. Фурмана «Саардамский плотник» (о
Петре Первом), «Князь Меньшиков», «Князь Суворов-Рымникский» и многие другие
отличались умело построенным сюжетом и эффектно поданными ключевыми сценами и
держали детей в напряжении. Хотя язык этих произведений и психологическая
разработка сюжетов не выдерживали критики.
Борис Федоров (1798 — 1895) выступал как писатель и переводчик и заслужил
у взрослых современников печальную славу графомана. Однако его деятельности на
ниве детской периодики заслуживает внимания. Его журнал «Новая детская
библиотека» дает представление о литературе для маленьких читателей пушкинского
времени, о ее жанрах, темах и сюжетах, мотивах и образах. Содержание журнала
было весьма разнообразно: рассказы об античных героях и выдающихся людях более
поздних эпох, очерки о природе, о растениях и животных, повести и заметки на
религиозные темы. Федоров стремился воспитать в подрастающем человеке
религиозную веру, милосердие, любовь к ближнему, внимание к культуре поведения,
быта. Журнал Федорова, а также изящные малоформатные книги снабжены
иллюстрациями. Он одним из первых оценил значение книжной картинки для ребенка.
Б. Федоров составил для детей альманахи «Детский Цветник»
и «Детский павильон», где учитывались вкусы детей разного
возраста. А предназначены они были для «семейного чтения», т. е. для чтения
детей вместе со взрослыми.
Содержание альманахов разнообразно: здесь присутствует смешное и серьезное,
нравоучительные беседы и басни, небольшие пьесы и загадки, игры. В своих
альманахах Федоров первым обратился к пересказам отдельных эпизодов из
«Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина.
Морализаторские рассказы, помещенные в эти альманахи, отличались открытой
дидактичностью: учили детей быть терпеливыми, осмотрительными, разумными в
выборе друзей, уметь отличать злых людей от добрых и тому подобное. Большое
место Федоров отводил религиозным писателям, а также переводам зарубежных
авторов-моралистов.
Выступал Федоров и как критик. Хотя по его собственному творчеству нельзя
сказать, что он отличался безупречным художественным вкусом, но детскую
психологию, видимо, понимал неплохо. Об этом свидетельствует, в частности,
его отклик на появление повести-сказки «Черная курица, или Подземные жители»
Антония Погорельского. «Мы еще не имели на Русском языке сказки лучше
написанной», — отмечал рецензент и не ошибся: как известно, произведение это
надолго стало любимым детским чтением.
Первым частным журналом, выходившим на протяжении более чем 20 лет, стал журнал
А.О. Ишимовой «Звездочка» (1842—1863).
Об Александре Осиповне Ишимовой (1805 — 1881) следует сказать особо, так как
она сыграла особую роль в развитии литературы для детей первой половины XIX
века.
Тяжелы и суровы были ее молодые годы. Сопровождая ссыльного отца, она не могла
получить образования, всему училась сама, по книгам. Самостоятельно овладела и
языками: французским, английским и немецким, да так, что переводами
зарабатывала себе на жизнь. Обладая от природы писательским даром, А.О. Ишимова
решила написать «Историю России в рассказах для детей»,
трудилась шесть лет, и результат превзошел ожидания: она стала самой популярной
писательницей, а с 1842 года в Санкт-Петербурге приступила к изданию журнала
«Звездочка», затем с 1850 года— «Лучи» (1850—1860). Оба
журнала предназначались для девочек.
Н. М. Карамзин закончил свою «Историю Государства Российского», когда
Ишимовой не было еще четырнадцати лет, и она только что завершила свое
обучение в пансионе. Тяжелые семейные обстоятельства (отец ее был надолго
сослан Аракчеевым) привели к тому, что ей пришлось рано приобрести навыки
самостоятельности и трудолюбия, что было весьма необычным для барышень-
дворянок той эпохи. Это помогло ей и в литературной деятельности. Ведь
замысел кратко, понятно и занимательно пересказать детям многотомную
карамзинскую «Историю..» был грандиозен. Для его осуществления Ишимова
несколько раз перечитала весь огромный труд, познакомилась и с другими
сочинениями на исторические темы.
«История..» А.О. Ишимовой состояла из шести частей и открывалась обращением к
маленьким читателям: «Милые дети! Вы любите слушать чудные рассказы о храбрых
героях и прекрасных царевнах, вас веселят сказки о добрых и злых волшебницах.
Но, верно, для вас еще приятнее будет слушать не сказку, а быль, то есть
сущую правду? Послушайте же, я расскажу вам о делах ваших предков». Это
произведение — одна из самых значительных попыток рассказать детям об истории
родной страны.
Известен отклик А. С. Пушкина — из последнего в его жизни письма: «Сегодня я
нечаянно открыл Вашу «Историю в рассказах» и поневоле зачитался. Вот как надо
бы писать!» В. Г. Белинский тоже одобрительно высказывался о языке, слоге,
повествовательном даровании писательницы. Ей удалось, заявлял он, соединить
«занимательность анекдота с достоверностью и важностью истории».
А.О.Ишимова шла, можно сказать, непроторенными путями, особенно в области
языка: она старалась приблизить слог своих произведений к разговорной речи,
писала живо, образно, ярко и просто. Формы, в которые она облекала свои
повествования, весьма разнообразны: беседа с читателем («История России...»),
беседа детей с матерью («Маменькины уроки»), переписка детей («Рассказы
старушки»), «Дорожный журнал», позволяющий свободно рассказывать о том, что
видит путешественник (картины природы, шедевры архитектуры), с чем он
знакомится (обычаи и нравы народов, например, как в ее «Каникулах 1844
года»).
А.О.Ишимова основала два журнала: «Звездочка» (1842 — 1863) и «Лучи» (1850 —
I860). Первый из них предназначался девочкам младшего возраста, второй —
более ставшим, воспитанницам институтов благородных девиц. Основной тон
журналов был сентиментальным, характерным для обучения девочек в то время
(религия, благоговение перед царем, семья). Оба журнала резко критиковались
Белинским и его последователями — революционерами-демократами.
Однако многие из педагогических утверждений детской писательницы А. О.
Ишимовой не устарели и сегодня. Среди них такое, например (давшее название ее
рассказу): «Надобно любить труд».
Наша отечественная литература для детей многим обязана именно этому периоду —
первой половине XIX века, золотому веку русского искусства. Столь бурный рост
детского книгоиздания, изобилие журналов не могли не дать плодотворных
результатов. Появились и новые жанры литературы для детей — научно-
художественный и научно-популярный. А история Отечества становилась ведущей
темой детской литературы. И еще одна важная особенность этого периода:
крупнейшие писатели стали творить специально для детей или же создавали
произведения, которые очень скоро входили в круг детского чтения.
«Звездочка» вначале выходила в двух отделах: для старшего и младшего
возраста. После их объединения Ишимова отработала четкую структуру журнала.
Каждый номер имел следующие отделы:
1. Словесность (здесь помещались произведения самой Ишимовой,
рассказы, сказки, стихи других авторов).
2. Науки (очерки по истории, естествознанию, географии).
3. Новые книги.
4. Смесь.
5. Для маленьких читателей.
Ишимова привлекала к сотрудничеству известных писателей и ученых. В
«Звездочке» печатались статьи Я. Грота, рассказы В. Одоевского. Журнал с
успехом выполнял задачу, поставленную издателем: воспитывать будущих матерей,
хозяек дома.
Конец 50-х годов — эпоха расцвета детской журналистики, а
в 60-е годы не проходило и года, чтобы не возник один, а, то и два детских
журнала.
С 1858 года в Санкт-Петербурге начал выходить «Подснежник»
(1858—1862) под редакцией талантливого критика В. Майкова,
считавшего своей задачей: «...доставлять раннему возрасту обоего пола
непрерывный, беспрестанно наполняющийся и разнообразно изменяющийся источник
чтения». Редактор привлекал к сотрудничеству Н. Некрасова, И. Тургенева, И.
Гончарова, Д. Григоровича. Библиографический отдел вел Д. Писарев. С 1860 года
основным сотрудником «Подснежника» стала писательница М.Ростовская
, а с 1864 года она сама приступила к созданию журнала «Семейные
вечера», который просуществовал 24 года (Ростовская в нем работала
до 1870 года); первоначально он выходил еженедельно, а затем — ежемесячно.
Годовые подшивки «Семейных вечеров» расходились даже много лет спустя после
выхода в свет. Это издание, по существу, стало продолжением «Звездочки». М.
Ростовская сотрудничала с А. Ишимовой и разделяла ее взгляды на детское
чтение. Журнал был удостоен высокого покровительства государыни императрицы
Марии Александровны. В нем публиковались произведения самой М. Ростовской.
Она достаточно хорошо владела пером и из номера в номер радовала своих
читателей рассказами, сказками, поучительными историями, биографиями
знаменитых людей. В журнале печатались В. Даль. Евг. Тур, Н. Львов, В.
Авенариус и др.
Но вот годом позже в Петербурге появляется непривычный журнал—
«Калейдоскоп». Новизна его усматривалась уже в подзаголовке:
«Еженедельная газета для русских детей среднего возраста». В
программе издания писалось: «В нем, как в светлой призме зеркал, будут
переливаться цвета, изменяться формы статей и, заинтересованные этою блестящею
пестротою, наши читатели, надеемся, полюбят свою литературно-оптическую
игрушку»4. В первом номере на восьми страницах (объем 1 печатный
лист) были кроме программы «Несколько слов в виде предисловия для первого
знакомства» помещены: «Няня. Характеристический очерк», зарисовка «Кокосовое
дерево», три стихотворения и «Мозаика» — мелкие сообщения о любопытных
диковинках на свете, переводы из иностранных журналов. Публикации сопровождали
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|