на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Диплом: Детская журналистика

многочисленные иллюстрации.

Появление первой «Газеты для русских детей» (1860—1862)

совпало со временем общественного подъема в канун «великих реформ». Произошло

это, на наш взгляд, не случайно. Как отмечали современники, новые веяния

захватили и детей, подростков. В школьном деле происходили большие перемены,

«наша гимназия того времени тоже попала в полосу оттепели»,— отмечал «чайковец»

Н. А. Чарушин. Революционер-народник П. Н. Ткачев вспоминал впоследствии, что с

чтения «посторонних классным занятиям» снято было прежнее veto; чтение было

теперь не только дозволено, но даже поощрялось, и юноши-дети с жадностью

набросились на него. Книги, возбуждали новые мысли, с замиранием сердца ожидали

юные читатели выхода каждой новой книжки, журнала»

[3].

Веяния эпохи хорошо уловила С. П. Буряашева, редактор

«Калейдоскопа». Она решила сделать в детской журналистике то, что до нее никто

не делал: приблизить свое издание к жизни, «осовременить» его, дать отклик

на происходящие события. Одно только это обстоятельство предъявило

непременное условие—выпускать журнал не раз в месяц, как обычно, а значительно

чаще. 3атем последовали и другие изменения: объем издания уменьшался,

«упразднялись» некоторые жанры, привычные для альманаха, трансформировался

облик журнала.

«Калейдоскоп» не публиковал на своих страницах больших литературных

произведений. Любимым жанром газеты стал очерк о народностях страны, о быте

населения окраин России. Тщательно разрабатывался раздел хроники, который

именовался то «Мозаика», то «Вестовщик», то «Новости и мелочи». Рассказ

очевидца, указание местности, описание мелких подробностей—все это

конкретизировало публикации. И в то же самое время требовало от автора

определенных оценок, своего отношения к событиям. В публикациях на основе

материала, взятого из жизни, проявлялись публицистические мотивы осмысления

действительности.

«Калейдоскоп» знаменовал собой новые тенденции, наметившиеся в детской

журналистике. Сам факт освоения иных типологических возможностей открывал

определенные перспективы в периодике для юного читателя. Но подлинной газетой

издание не стало. Оно оказалось вдали от злободневных вопросов современности,

от политических, социальных проблем, с которыми сталкивалось общество.

Следующая детская газета в России появилась лишь после 1905 года. К этому

времени отечественная периодика для детей претерпела большие изменения: она

получила широкое распространение по всей стране; некоторые издания выходили

уже на протяжении десятилетий, достаточно надежно отладив весь редакционно-

издательский механизм; все чаще и чаще в журналах стали принимать участие

писатели, педагоги. Но главное заключалось в другом—изменилось время! Под

натиском революционной борьбы пролетариата постепенно многое начинает

пересматриваться и в тематике детских журналов. На их страницы приходит

социальный очерк о жизни бедных слоев населения, о положении маленьких

рабочих на заводах Петербурга, Москвы, о неурожаях и голоде в различных

губерниях. Юный читатель начинает встречать публикации о последних

политических событиях, комментарий к ним.

Эти тенденция детской периодики получили наиболее яркое выражение в дни

вооруженного выступления народных масс 1905—1907-х годов. Идя навстречу

пожеланиям «со стороны подписчиков, настойчиво требующих от изданий статей по

текущим вопросам»8, журналы начинают писать о Государственной Думе,

разъясняют детям программу партий кадетов, октябристов, трудовиков. Каждый

журнал заводит раздел «На войне», где пишет о событиях на Дальнем Востоке.

Заметным явлением в отечественной журналистике стал журнал «Детское

чтение» А. Острогорского, выходивший в Санкт-Петербурге

(1869—1906). Он просуществовал 35 лет, а затем был переименован в «Юную

Россию». В каждом номере журнала читатель находил рассказ или повесть,

популярный очерк из жизни природы и окружающей среды, исторические материалы,

практические советы юным садоводам и друзьям животных, занимательные игры и

задачи. А. Острогорский стремился дать детям максимум необходимой информации,

подбирая и располагая материал таким образом, чтобы он читался с живым

интересом. Редактор не увлекался переводными произведениями. Чаще всего помещал

не переводы, а пересказы, написанные хорошим языком, понятным и доступным юным,

читателям.

Успех «Детского чтения» определился с самого начала. К концу первого года

работы появились рецензии, в которых отмечалось прогрессивное направление

журнала. С первых же номеров А. Острогорский сумел сплотить вокруг нового

издания группу известных писателей: А. Левитова, П. Засодимского, А.

Плещеева, Е. Водовозову. Л. Шелгунову, М. Цебрикову. С редактором

сотрудничали Я. Полонский и И. Тургенев. Из переводных авторов отдавалось

предпочтение М. Твену, Дж. Лондону, Э. Сетон-Томпсону. В журнале нашло

отражение все лучшее, что было в русской литературе для детей в конце XIX —

начале XX века.

Опыт «Детского чтения» впоследствии широко использовали издатели «Родника»

(1887—1917), «Всходов» (1911—1915), «Юного читателя» (1899-1908), «Маяка»

(1909-1918) и др.

В конце ХIХ века детские журналы демократизируются, обращаясь к читателям из

рабочих семей. Публикуются в. них произведения писателей-реалистов — сильные

по эмоциональному воздействию и социальной направленности рассказы, повести,

очерки, стихотворения. Таким образом, «еще до 1917 года детская журналистика

решала важнейшие проблемы формирования духовного облика юного читателя — его

взглядов на жизнь и окружающее общество, его эстетических вкусов, давала ему

доступные научные знания.

Продолжает выходить вплоть до 1917 года один из самых заметных долгожителей

среди детских журналов этого периода — «Задушевное слово»

(1876 — 1917, с трехлетним перерывом). В этом журнале сотрудничали такие широко

известные авторы, как Л. Чарская, К. Лукашевич, Т. Щепкина-Куперник, А.

Пчельникова. Правда, демократическая критика относилась к «Задушевному слову»

скептически, называя его «гостинодворским» изданием, проповедником убогих

обывательских представлений.

Продолжительное время выходил и журнал М. Вольфа «Задушевное слово»

(1877—1917). Сначала он имел четыре отдела:

1) для детей младшего возраста (5—8 лет),

2) для детей среднего возраста (8—12 лет),

3) для детей старшего возраста (старше 12 лет).

4) семейное чтение для взрослых. С 1883 года отделов стало

два: для старшего и младшего возраста.

Постоянной сотрудницей журнала была писательница Л. Чарская,

опубликовавшая на его страницах немало своих повестей, рассказов и сказок.

Здесь постоянно печатались Евг. Шведер, Т. Щепкина-Куперник, Г. Галина и др.

В начале 1900-х годов появились три журнала, основанные одним издателем, детским

писателем А. Федоровым-Давыдовым: «Светлячок»

(1902—1916), «Путеводный огонек» (1904—1918),

«Дело и потеха» (1905—1909). Редактор стремился, прежде всего,

развлечь ребенка, занять его и при этом преподать жизненные уроки, познакомить

с явлениями природы. На страницах журналов в основном печатались рассказы,

повести, сказки, стихи, басни, шутки самого издателя. Излюбленным жанром

Федорова-Давыдова были сказки, и писал он их так мастерски, что они были близки

к народным. Дети любили эти журналы за веселый и доброжелательный настрой.

Редактор помещал массу ребусов, шарад, головоломок, фокусов. В первых номерах

печатался Д. Мамин-Сибиряк.

Другой популярный журнал — «Игрушечка» (1880 — 1912) —

предназначался только для маленьких. Издавала его Т. П. Пассек, дружившая с А.

И. Герценом. За свою довольно длительную жизнь журнал напечатал множество

произведений современных русских писателей, известных и малоизвестных. В каждом

номере помещались сказки, занимательные рассказы, стихи, биографии знаменитых

людей, природоведческие очерки. Кроме того, в журнале были отделы «Игры и

ручной труд», «У рабочего стола». Специальный раздел «Для малюток» печатался

более крупным шрифтом.

Каждые две недели выходил журнал «Светлячок» (190? —

1920), редактором и издателем которого, как уже отмечалось выше, был писатель

А. А. Федоров-Давыдов. Предназначался этот журнал детям младшего

возраста. Большая часть его материалов носила чисто развлекательный характер,

что вызывало нарекания демократической критики. Сильной стороной этого издания

признавались его многочисленные приложения — игры, забавные игрушки, поделки,

которые должны были изготавливать сами дети.

Великолепно иллюстрированным изданием для детей среднего возраста был журнал

«Тропинка» (1906 — 1912). В оформлении его принимали участие такие

известные художники, как И. Билибин, М. Нестеров, П. Соловьева. С самого начала

в журнале сотрудничали А. Блок, К. Бальмонт, А. Ремизов. На его страницах часто

появлялись фольклорные сказки, легенды, былины в обработке писателей.

Для детей среднего и старшего возраста издавался журнал «Маяк»

(1909 — 1918). Был в нем и специальный отдел для маленьких. Редактировал журнал

И. И. Горбунов-Осадов — писатель, последователь идей Льва Толстого. И сам

Толстой предоставлял свои детские произведения этому изданию. Общая

демократическая направленность привлекала к журналу соответствующих авторов. В

нем печатались, например, Н. К. Крупская (рассказы «Мой первый школьный день»,

«Леля и я»), Демьян Бедный и ряд авторов близкого им направления. Новаторскими

для детской журналистики стали рекомендательно-библиографический отдел и раздел

«Письма наших читателей и ответы на них», печатавшиеся в «Маяке».

Новое содержание, пришедшее в детскую периодику, потребовало и иных форм

выражения. Выступления журналов получают четкую публицистическую

направленность. Она столь заметна, что сказывается на структуре самого издания,

лишая его многих атрибутов альманаха. Публицистическое насыщение детских

журналов—явление объективное. Оно соответствовало изменившемуся отношению к

детству, когда в условиях классовых битв происходило интенсивное становление

гражданского мировоззрения юного поколения. В этом смысле весьма показательны

метаморфозы, которые стали случаться с самым известным журналом «Детское

чтение». В 1906 году, отметив уже свое сорокалетие, он вдруг стал называться

«Юная Россия». Читателям сообщалось: «Журнал «Детское чтение» перерос свое

название, и впредь будет называться «Юная Россия». Журнал «Юная

Россия» будет издаваться по той же программе, как и «Детское

чтение». Редакция и сотрудники остаются те же. Словом, все остается

по-прежнему, переменяется только одно название».

Вероятно, такое редакционное объяснение было адресовано цензуре, тем более, что

к этому времени внимание «кровопивцев» (так редактор Д. И. Тихомиров называл

цензоров) стало к журналу особенно придирчивым. Изменилось в нем очень многое.

Об этом написало само издание: «Общественный подъем и начатые правительством

реформы наших дней настойчиво требуют от книги и школы насаждения и

культивирования в народе и юношестве гражданственности, соответственно

правовой жизни народа». Понятно, что задача журнала—давать детям «чтение»—стала

на определенном этапе аморфной. Новое название—«Юная Россия» — несло в себе

публицистическое начало и соответствовало иному содержанию, другим задачам,

пришедшим в журналистику.

Появление в этих условиях ряда детских газет развивало наметившуюся тенденцию

в периодике. Газетка для детей «Что нового» (М., 1908), «Детская газета»

(СПб., 1908), «Детская газета» (М., 1910)—всем своим содержанием говорили о

том, что у них имеется свой читатель, что они располагают многими

неоспоримыми преимуществами перед журналом. В этом отношении весьма

показателен опыт «Газетки для детей и юношества», чрезвычайно популярной в

России. Она выходила в Москве с 1910 по 1915 год и сыграла заметную роль в

формировании нового типа периодического издания.

В первом номере, ее редактор-издатель А. П. Коркин писал: «Главная задача

нашей «Газетки» дать читателям возможно больше разнообразного и занятного

материала из всех отраслей жизни, науки и искусства, помещая его таким

образом, чтобы в семье дети разного возраста нашли каждый для себя понятный и

интересный материал»". Нельзя сказать, что такая абстрактная программа

говорила о рождении принципиально нового издания в периодике. Подобным

образом сформулировать; свои задачи могли многие журналы. Но что обращало на

себя внимание, так это обилие уже в первом номере всевозможных рубрик,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.