кассету или картридж или сразу же пускает в эфир).
52. Электроакустика. Показатели качества звукопередачи.
Микрофон сочетается с громкоговорителем. Содержит основную подвижную часть –
диафрагму, котор обеспечивает колебание звука. Для обеспечения высокого
качества звукопередачи. Микрофоны и громкоговорители используются раздельно.
Микрофон – электротехническое устройство для преобразование звуковых
колебаний в электромагнитные сигналы, они делятся на угольные, эл магнитные,
пьезоэлектрические. Сегодня это микро микрофоны. Основные характеристики
микрофонов:
1. Чувствительность направленности.
2. Неравномерность амплитудно-частотных характеристик.
3. Уровень шумов.
4. Нелинейное искажение.
Чувствительность – это отношение напряжения на его выходе к звуковому
давлению. Направленность микрофона определяется его графическим изображением.
53. Применение звукозаписи в радиовещании.
Впервые звукозапись нашла применение в радиовещании в 30-е годы. В 40-х годах
бурно развивается магнитная звукозапись. Записанный звук (фонограмму) можно
воспроизвести спустя любое время. В каждом радиодоме имеется хранилище
фонограмм (фонотека), из которых составляют программы радиовещания путем
обычного или электронного монтажа. Возможен междугородний и народный обмен
фонограммами.
Наибольшее распространение в радиовещании получила магнитная запись.
Преимущества:
1) Технологичность процессов записи и воспроизведения;
2) Возможность многократного использования носителя;
3) Возможность тиражирования и монтажа;
4) Возможность длительного хранения. Для магнитной звукозаписи используются
радиовещательные магнитофоны: стационарные, используемые в аппаратно-
студийцных комплексах; репортерские переносные, предназначенные для записи
звука. Также могут быть монофонические, стереофонические двух- или
многоканальные.
Носитель магнитной звукозаписи - магнитная лента, состоящая из основы, на
которую нанесен рабочий слой ферромагнитного материала. Магнитные носители
имеют высокие электроакустические и физико-механические характеристики. В
канале записи-воспроизведения магнитофона присутствуют специфические
искажения, свойственные магнитной записи. Это - модуляционные шумы. При
многодорожечной магнитной записи появляются переходные помехи. Характерными
являются искажения (“детонация”), которые на слух могут восприниматься как
“хриплость”, “дрожание звука”, а при большой величине и как “плавание”,
“завывание”№ при воспроизведении фонограммы.
54. Технические предпосылки появления телевидения.
Но еще до того, как были изобретены радио и кино, в разных странах, в том
числе и в России, предпринимались попытки передать изображение на расстояние
по проводам. Попытки эти не привели к реальным результатам, но идея была
высказана. В 1880 г. П. И. Бахметьев предложил схему, теоретически вполне
реальную: для передачи на расстояние изображения его следует предварительно
разложить на отдельные элементы, передать их, а затем снова собрать эти
элементы в цельное изображение.
П. Нипков предложил осуществить разложение («развертку») изображения с
помощью вращающегося диска, имеющего ряд отверстий, расположенных по
спирали. Запатентованный в 1884 г. диск Нипкова долго не находил
практического применения; сам Нипков впервые увидел свой прибор в действии
лишь в 20-х годах XX в., успев к тому времени позабыть о своем изобретении,
сделанном сорок лет назад.
В 1888-1889 гг. профессор А. Г. Столетов, изучив так называемый «внешний
фотоэффект» - способность некоторых металлов под воздействием света
испускать электроны, создал фотоэлемент. Достижение Столетова открыло
принципиальную возможность непосредственного преобразования световой энергии
в электрическую.
Опираясь на это открытие, преподаватель Петербургского технологического
института Б. Л. Розинг в 1907 г. предложил (и запатентовал в России и за
границей) принцип, который сохранен в действующих и сейчас телевизорах: для
преобразования электрических сигналов в светящееся изображение используется
катодная электронно-лучевая трубка (созданная англичанином В. Круксом и
усовершенствованная немцем Ф. Брауном), Телеэкран сегодня - это не что иное,
как дно катодной трубки.
Б. Л. Розинг по справедливости считается во всем мире основоположником
электронного телевидения, именно от его работ ведет телевидение свою
родословную. Грабовского, в 1925 г. заявившего патентна «аппаратдля
электрической телескопии», а также С. И. Катаева, П. В. Шмакова и В. К.
Зворыкина (Зворыкин в 1919г. эмигрировал в США, где и осуществил большую
часть своих идей, в том числе создание кинескопа и иконоскопа), Об огромном
значении работ В. Зворыкина говорит хотя бы тот факт, что первая в Москве
станция электронного телевидения была оборудована американской аппаратурой,
созданной им вместе с другим выходцем из России Д. Сарновым. Нельзя не
вспомнить имена авторов первой в мире системы цветного телевидения русского
ученого А. М. Полу-мордвинова, армянина А. А. Адамяна, американца Ф.
Фарнсуорта, англичан К. Свинтона и Л. Бэрда. Каждый из них, как и многие
другие, здесь не названные, внес свой вклад в изобретение или
совершенствование техники телевидения; усилия этих ученых и инженеров
позволили создать материально-техническую базу телевизионного вещания.
Малострочное телевидение (с диском Нипкова) обладало той особенностью, что
передачи его велись на длинных и средних радиоволнах, т. е. зона действия
телецентра была практически неограничена - передачи из Москвы принимали и в
Петропавловске и в Берлине. Но крохотные размеры экрана должны были такими и
оставаться. Если увеличить экран до размера хотя бы 9x12 см, диск должен
иметь диаметр в несколько метров. Развитие малострочного телевидения вело в
безнадежный тупик. Электронное же телевидение, дающее возможность получить
четкое изображение большого размера, имеет другое ограничение - зоны приема.
Телевизионное изображение для передачи разлагается на очень большое
количество элементов и поэтому требует широкой полосы частот - настолько
широкой, что весь длинно- и средневолновый диапазон оказался бы занят
телевидением, т. е. стало бы невозможным радиовещание. Поэтому телевизионный
сигнал передается на ультракоротких волнах, в диапазоне короче 10 метров;
волны этого диапазона распространяются прямолинейно, как световые.Во второй
половине 50-х годов в СССР развернулось сооружение телевизионных кабельных
линий; первые из них соединили Москву с Ка-линином и Ленинград с Таллином. 14
апреля 1961 г. Москва встречала Юрия Гагарина, и встреча эта передавалась по
линии Москва - Ленинград - Таллин и (через 80-километровую морскую гладь) в
Хельсинки. К этому времени Финляндия была связана кабельными линиями
трансляции с Европой, где густая кабельная сеть существовала с 50-х годов.
Наряду с наземной в 60-х годах стала развиваться спутниковая трансляция.
Искусственный спутник Земли «Молния-1» был выведен на околоземную орбиту, а
на Земле отраженный спутником сигнал с Московского телецентра принимался
цепью приемных станций, оборудованных аппаратурой, автоматически направлявшей
параболические антенны в сторону спутника - по мере его движения в космосе.
Со временем стал возможным запуск спутника на геоцентрическую орбиту, т. е.
такую, когда спутник, двигаясь с той же скоростью, что вращается Земля,
неподвижно «висит» над определенной точкой земной поверхности. Такие
спутники («Экран» и «Горизонт») позволили решить проблему преодоления
разницы в местном времени между Москвой и территориями к востоку. В 80-е
годы с помощью спутников стали передаваться на восток дубли I и II программ
Центрального телевидения, со сдвигом во времени. Большинство передач
транслируется в записи.
Проблема фиксации на пленке телевизионного изображения возникла еще в 50-е
годы. Киносъемка с кинескопа, т.е. с телеэкрана, во-первых, не давала
должного качества изображения, а во-вторых, требовала времени для обработки
пленки. Выход был найден, когда фирма «Ам-пекс» (США), предложила аппаратуру
и технологию записи изображения и звука на ферромагнитную пленку — так
называемую видеомагнитную запись (в принципе аналогичную магнитофонной).
Видеомагнитофонная запись (ВМЗ) дает возможность воспроизведения на экране
предварительно зафиксированного телевизионного изображения
В заключение несколько слов о телевизионном приемнике (телевизоре). Хотя
первые конструкции электронных телевизоров в нашей стране появились еще в
конце 30-х годов, реальное, массовое их производство началось в 1950 г. Это
был телевизор марки «КВН-49» (по первым буквам фамилий конструкторов —
Кенигсон, Варшавский, Николаевский), имевший экран с диагональю в 18 см, при
очень четком изображении. На производство первого миллиона советских
телевизоров понадобилось восемь лет, на выпуск второго миллиона — полтора
года; в 80-е годы миллион телевизоров выпускался за пять-шесть недель. Всего
в СССР до 1991 г. было изготовлено примерно 140—160 миллионов телевизоров.
55. Телевизионная система, ее функциональная схема.
Объектив – оптико-электронный преобразователь сигнала – развертывающее
устройство (трубка) – синхрогенератор – усилитель изображения – передающее
устройство – канал связи – приемное устройство – видеоусилитель –
преобразование эл сигнала в световой – селекторный импульс – развертывающее
устройство, с которого изображение передается на экран – это полный
телевизионный сигнал.
56.Основные свойства зрения и приспособление к ним теле технологий.
Основные элементы нашей зрительной системы: через хрусталик свет попадает на
сетчатку с нервным окончанием, кот называется фоторецептором. Они связаны с
нервным центром головного мозга, который аккумулирует (скапливает) информацию
и посылает ее обратно к глазу и получается изображение. На сетчатке
происходит распределение световых лучей. Картинка кот мы воспринимаем это
совокупность точек определенной яркости, на сетчатке мы получаем плоское
оптическое изображение, оно создается с помощью объектива – передней
светочувствительной трубки. При попадании на глаз 40 импульсов света он
воспринимает целостное изображение.
ТВ камера. Происходит формирование плоского изображения на телевизионной
трубке, здесь же световая энергия преобразуется в электрическую. Эл сигнал в
трубке усиливается в него вводятся управляющие импульсы, получается полный
электрический сигнал, на приемном конце сигнал поступает на вход тв трубки
кинескоп. А управляющие импульсы – на соответствующие элементы телевизора.
Световой поток излучаемый экраном поступает в зрительный орган человека.
57. Трехкомпонентная теория цветного зрения и системы цветного телевидения
С технической точки зрения в основе телевизионной передачи лежат три
физических процесса: преобразование световой энергии в электрические сигналы,
радиопередача и прием (запись) электрических сигналов, преобразование
последних в световые импульсы. И все три указанные проблемы решены в
России. Первая — профессором Московского университета А. Г. С-толетовым,
который в 1888-1890 гг. установил закономерности фотоэффекта, вторая —
преподавателем Кронштадских минных классов А. С. Поповым, открывшим в 1895г.
беспроволочный телеграф, третья — профессором Санкт-Петербургского
технологического института Б. Л. Розингом [16]. Уже первые два открытия
вдохновили лучшие технические умы на творческие поиски. В 1899 г. российский
изобретатель, преподаватель Казанского промышленного училища А.
Полумордвинов, разработал оптико-механическую систему... цветного
телевидения, основанную на теории трехкомпонентного цветного зрения (цвета
передаются с помощью вращающихся дисков со светофильтрами). Систему с
одновременной передачей цветов предложил и инженер И.Адамян (1907г.).
Противником механической системы (использовались провода, призмы, зеркала,
диски и т. п.) стал Б. Л. Розинг. Стремясь преобразовать электромагнитные
колебания в световые, он в 1907 г. создан катодную (электроннолучевую)
трубку для воспроизведения движущихся изображений: поток электронов
(катодные лучи), вызванный фотоэффектом, бомбардирует ее торец, покрытый
слоем вещества, способного под воздействием катодного луча светиться. Ученик
Розинга В. Зворыкин в 1933 г. завершил в США свои работы по реализации
электронной системы телевидения. Считается, что электронное многострочное
телевидение начали внедрять на 15 лет позже радиовещания — в 1936 г. в США и
Великобритании, а 1938 г. во Франции и СССР.
Первая разработка по .цветному телевидению была завершена в США в годы
второй мировой войны: на приемной стороне перед кинескопом с большой
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|