на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Экономическая природа и содержание потребительского спроса и предложения товаров

Экономическая природа и содержание потребительского спроса и предложения товаров

2

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет»

Кемеровский институт (филиал)

Кафедра экономики и управления на предприятии торговли

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Экономика отрасли (торговли)

специальность

080502-Экономика и управление на предприятии

(в торговле)

Тема: Экономическая природа и содержание потребительского спроса и предложения товаров.

Выполнил: Проверил:

Студент группы ЭУ-052 к.э.н., доцент

Рашкин Максим Сяглова Юлия

Владиславович Владимировна

Кемерово 2007г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Экономическая природа и содержание потребительского спроса и предложения……………………………………………………………………4

1.1
Предложение товаров и его связь с потребительским спросом…………7

1.2 Основные тенденции изменения спроса и предложения потребительских товаров…………………………………………………….………...9

1.3 Прогнозирование общей емкости регионального рынка потребительских товаров и спроса на торговом предприятии………………16

2 Моделирование, оценка и прогнозирование покупательского спроса населения Кемеровской области…………………………………....................29

Заключение
……………………………………………………………………...37

Список используемой литературы………………………………………….…38

Введение

Посетив любой рынок вы чувствуете, что суть рыночного процесса - купля-продажа товара. Главными действующими лицами здесь являются продавцы и покупатели. Поэтому понять закономерности работы рынка можно, только разобравшись в том, чем руководствуются на рынке покупатели и к чему стремится продавец.

В любой рыночной системе в качестве ориентирующей на ко-нечные цели и движущей силы экономического развития выступает спрос конечных потребителей материальных благ и услуг. Поэтому вопросы изучения и прогнозирования спроса являются исходными и важнейшими инструментами организации маркетинговой дея-тельности в масштабах коммерческих фирм, а также регулиро-вания рынка и товарного обращения в региональном и национальном масштабах.

Прогнозы потребительского спроса необходимы для разработки стратегий развития производст-венных и торговых предприятий, для выработки рациональной политики государственного регулирования товарного обращения.

Таким образом изучение спроса и предложения играет огромную роль в развитии предприятия и поддержания его конкурентоспособности, причем на всех уровнях: и на микро, и на макро. Что особенно важно в условиях развития нашего рынка.

Целью данной работы является рассмотрение и анализ спроса и предложения на торговом предприятии. Эта тема очень актуальна в наше время. И очень важно научиться применять результаты исследований спроса и предложения на практике. Без информации о спросе и предложении не может обойтись в наше время, ни одно торговое предприятие.

Задачи работы определить наиболее важные аспекты изучения спроса и предложения для торгового предприятия ориентирующегося на покупателя в конкретном регионе.

Глава 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И СОДЕРЖАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА

Под потребительским спросом понимается та часть совокупной общественной потребности в товарах и услугах, которая при данном уровне цен и тарифов может быть удовлетворена за счет денежных средств потребителей. В свою очередь, потребности представляют собой исторически обусловленные и объективно необходимые запросы людей к условиям жизни, труда и быта.

Различают общественные, коллективные и личные потребности. Последние делятся на два вида: общие и частные. Общие потреб-ности -- это потребности людей в пище, одежде, жилье. Они рождаются вместе с человеком и существуют вечно. Частные по-требности людей, например в обуви определенной модели, опре-деленного цвета и т. п. -- недолговечны. Вместо отмирающих каких-либо частных потребностей развивающееся производство дает человеку широкую гамму новых продуктов, расширяя круг его по-требностей. Этот процесс принято называть законом возвышения потребностей.

Частные потребности, взятые вне зависимости от современных возможностей производства, не имеют каких-либо рамок, т. е. они безграничны. Так возникает и существует вечное противоречие между безграничными потребностями людей и ограниченными в каждый момент ресурсами и технологическими возможностями их удовлетворения. Такое противоречие разрешается с помощью спроса, поскольку спрос -- это потребности, вынесенные на рынок, за которым стоит соответствующий денежный эквивалент. Спрос ограничивает удовлетворение потребностей размерами имеющихся у потребителей денежных средств. Следовательно, спрос -- это не деньги потребителей, а их потребности в товарах и услугах, ограни-ченные имеющимися у них денежными средствами.

В зависимости от степени удовлетворения различают реализован-ный (удовлетворенный) и неудовлетворенный спрос. Реализованный спрос характеризуется суммой денежных средств потребителей, из-расходованных на покупку товаров. Показателем удовлетворенного спроса населения в товарах служит розничный товарооборот. Прямых показателей неудовлетворенного спроса не существует. Кос-венными его показателями могут быть: прирост сбережений и остатка денежных средств на руках у населения, заметное повышение цен на указанные товары, резкое снижение запасов указанных товаров в торговой сети и на складах производителей.

В зависимости от дифференциации ассортимента товаров или агрегированности представителей спроса различают макроспрос и микроспрос.

Макроспрос -- это спрос на укрупненные группы товаров, на-пример на продовольственные или непродовольственные товары, одежду, обувь, хлебобулочные и другие товары, а также спрос крупных социально-экономических групп населения, например городского или сельского, спрос в масштабах страны, области или города.

Микроспрос -- это спрос на конкретный вид товара, спрос отдельных групп потребителей, а также предприятий и небольших террито-риальных единиц.

В современной экономической литературе и на практике при-меняется также и другая классификация спроса: индивидуальный спрос отдельного потребителя и рыночный спрос, т. е. совокупный спрос потребителей на данном рынке, совокупный спрос на всех рынках данного товара или на все производимые или продаваемые товары.

Величина спроса, его структура и динамика формируются под влиянием огромного числа факторов, которые принято объединять в следующие группы:

1) предпочтения потребителей;

2) численность и состав потребителей на рынке;

3) уровень денежных доходов населения и их дифференциация;

4) уровень цен на товары, особенно на товары-заменители и товары-дополнители;

5) потребительские ожидания относительно возможных изме-нений доходов и цен на товары;

6)прочие факторы: национальные, географические, климати-ческие и др.

Первые две и шестая группы факторов спроса вытекают из определения, утверждающего, что основу спроса образуют потреб-ности потребителей в конкретных товарах. При наличии предпоч-тений потребителей относительно определенных товаров реша-ющее значение имеют уровень доходов потребителей и уровень цен на товары. При этом уровень доходов потребителей определяет не только общий объем спроса на товары, но и его структуру. Согласно закону Э. Энгеля (немецкого ученого, 1821-1896) по мере повы-шения уровня доходов потребителей улучшается структура спроса, т. е. потребности удовлетворяются более совершенными и добро-качественными товарами. Позже, в XX в. было установлено, что этот закон действителен не только для бедных и богатых семей, но и для бедных и богатых стран и регионов. Наиболее простой и распространенной мерой влияния изменения уровней доходов и цен на изменение потребительского спроса являются коэффи-циенты эластичности спроса.

Таким образом, потребительский спрос и лежащие в его основе потребности конечных потребителей являются исходной и конеч-ной целью всякой экономической деятельности, важнейшими факторами развития системы товарного обращения. Решающими факторами, определяющими и ограничивающими возможности потребителей в условиях рыночной экономики, выступают денежные доходы потребителей и цены на товары, точнее -- соотношение между ними. Именно уровень и динамика соотношения доходов потребителей и цен на товары формируют основные тенденции развития потребительского спроса.

1.2 ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТОВАРОВ И ЕГО СВЯЗЬ С ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ СПРОСОМ

Одним из важнейших условий развития рынка и обращения товаров является предложение товаров, представляющее собой массу товаров, которая находится на рынке или может быть до-ставлена на него.

Предложение и спрос -- две противостоящие друг другу и вза-имообусловленные категории рыночной экономики. Предложение формируется под воздействием населения, а спрос формируется и реализуется только при наличии предложения товаров на рынке. Их глобальные соотношения отражают определенный уровень развития экономики страны или региона. Например, в условиях рыночного равновесия, характерного для нормально развивающейся экономики, предложение товаров (П) равно объему спроса (С):

П = С.

При П < С имеет место неудовлетворенный спрос, характерный для товарно-дефицитной экономики. Он заставляет людей искать приложение своим деньгам не только с целью удовлетворения своих потребностей, но и под угрозой обесценивания денег. Выход из ситуации связан с увеличением объема предложения или повышения уровня цен на товары.

Превышение предложения над спросом (П > С) может быть ре-зультатом не только излишнего производства или импорта това-ров, но и непомерного вздувания цен, дефицита денег у населения при неудовлетворении многих его потребностей. Выход из данной ситуации связан со снижением цен на товары и услуги, расшире-нием платежеспособного спроса населения.

Переход к рыночным отношениям в нашей стране сопровожда-ется резким изменением соотношения между предложением и спро-сом -- переходом от дефицита товаров (П < С) к дефициту денег у населения (П > С). Следовательно, задача заключается в том, чтобы на основе нормализации развития экономики обеспечить равенство между предложением и спросом, а точнее -- такое пре-вышение предложения над спросом, которое отражало бы полное насыщение спроса населения на товары и услуги массового по-требления с учетом необходимого прироста товарных запасов у продавцов.

Предложение товаров на рынке за определенный период вре-мени (месяц, квартал или год) складывается из переходящих на начало периода товарных запасов на складах производственных предприятий (Зн) и поступлений товаров на рынок из всех источ-ников (Пс). Значительная часть этой массы товаров по мере реали-зации превращается в реализованный спрос (Ср), а оставшаяся на складах производственных и торговых предприятий часть товаров образует переходящие запасы на конец периода (Зк). Весь этот процесс движения товаров выражается балансовым равенством спроса и предложения товаров:

Зн = пс = ср = зк № 1

Отсюда:

Пс = Ср + Зк - Зн или Пс = Ср ± A3,

где A3 = Зк - Зн.

Следовательно, предложение товаров на рынке или в системе товарного обращения равно сумме реализованного спроса на товары, плюс прирост товарных запасов на складах производителей и в торговой сети или минус снижение запасов в системе товарного обращения. Основными источниками формирования товарного предложе-ния в масштабах страны является отечественное производство и импорт товаров из зарубежных стран, а в масштабах региона -- местное производство, завоз из других регионов и импорт. Соот-ношение указанных источников зависит от уровня развития про-изводства и системы товарного обращения, а также от ценовой, тарифной и налоговой политики государства или региона.

Таким образом, масштабы, качество и динамика развития то-варного предложения определяются масштабами и динамикой раз-вития платежеспособного спроса населения и одновременно вы-ступают в качестве основных показателей уровня развития системы товарного обращения и экономики страны или региона.

1.3 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ

Прогнозирование и регулирование емкости рынка предполага-ет выявление и анализ закономерностей развития спроса и пред-ложения товаров, под которым понимаются устойчивые, постоян-но повторяющиеся тенденции в их развитии.

В развивающейся экономике сложились следующие закономер-ности развития спроса:

* рост общего объема потребления и спроса на товары;

* улучшение структуры потребительского спроса;

* сближение уровней и структур потребления и спроса насе-ления различных регионов страны и отдельных групп насе-ления.

Первую закономерность -- динамику и масштаб развития об-щего объема реализованного спроса принято выражать показате-лями объема продаж товаров и услуг относительно показателей:

* валового национального продукта или валового внутреннего продукта;

* национального дохода;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.