на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Экономическая природа и содержание потребительского спроса и предложения товаров
ЕР= П - Э + И, №3

где П -- объем производства товаров в стране, руб.; Э -- объем экспорта товаров, руб.;

И -- объем импорта товаров, руб.

Емкость рынка определенного региона определяется суммиро-ванием ее источников по таблице (Приложение таблица № 1).

Основным источником формирования емкости рынка являются покупки товаров местным населением, которые рассчитываются на основе разработки баланса денежных доходов и расходов насе-ления. В этом балансе отражается движение той части националь-ного дохода, которая в денежной форме распределяется между наемными работниками, предпринимателями и другими группами населения. Баланс состоит из двух частей. В первой части отражаются источники поступления денег населению, а во второй -- обратное движение денег от населения (см. Приложение таблица № 2) основе расчета покупательных фондов населения по данным ба-ланса его денежных доходов и расходов.

Покупательные фонды населения представляют собой ту часть его денежных доходов, которая может быть направлена на покупку товаров. Их величина определяется как разность между суммой денежных доходов и суммой нетоварных расходов.

ПФ= №4

где ПФ -- покупательные фонды населения, руб.;

ДД, -- денежные доходы населения по статье руб.;

ДРу -- денежные расходы населения руб.

Тогда возможная сумма покупок товаров местным населением (ПТМ) составит:

ПТМ = ПФ ± Пр,

где Пр -- сумма превышения доходов над расходами, руб. (вычи-тается) или расходов над доходами, руб. (прибавляется).

Суммы превышения денежных доходов над расходами или рас-ходов над доходами отражают:

*ввоз денег населением в данный регион или их вывоз из региона;

*изменение остатка денег на руках местного населения. Миграция денежных средств населения считается нормальной, если она обусловлена передвижением населения в места отдыха, лечения, командировок и т. П. Экономически необоснованной, вынужденной считается миграция денег, связанная с поездками населения за пределы своего региона с целью покупки товаров. Аналогичный характер имеет увеличение денег на руках у населе-ния, связанное с недостаточным уровнем организации торговли в данном регионе. Последние два обстоятельства свойственны то-варно-дефицитной экономике.

Суммы превышения доходов над расходами и расходов над доходами в отчетном балансе являются сальдирующими статьями и отражаются в соответствующих разделах баланса. На планиру-емый год эти суммы прогнозируются исходя из оценки их динамики за последние годы с учетом прогнозируемого насыщения рынка товарами и повышения уровня торгового обслуживания населения в данном регионе.

Второй источник емкости рынка региона -- возможные покупки товаров приезжим населением -- прогнозируется на основе выбо-рочных обследований таких покупок и экспертных оценок их ди-намики за последние годы с учетом намечаемых в планируемом году условий их финансирования.[3]

Таким образом, общая емкость рынка, характеризующая объем потребительского спроса страны или региона, может быть опреде-лена прямым суммированием ее источников. При этом основной источник -- возможные покупки товаров местным населением -- может быть определен как методом прямого счета на основе ба-ланса денежных доходов и расходов населения, так и небалансо- выми методами прогнозирования на основе экономико-статисти-ческого моделирования их динамики за последние годы.

Прогнозы общей емкости рынка страны или региона являются исходной основой прогнозирования емкости рынка отдельных групп товаров.[1]

Микроспрос на товары и услуги.Одним из основных элементов потребительского рынка являет-ся категория «потребительский спрос».

Спрос -- это специфическая форма выражения потребностей в условиях товарно-денежных отношений.

Спрос населения на потребительском рынке определяется по-требностями людей в пище, жилье, в духовной х<сизни и т.д. Однако спрос отражает не все потребности, а только ту их часть, которая может быть удовлетворена исходя из наличия денежных средств у населения для оплаты этих товаров и услуг и складывающихся на рынке цен, определяющих его покупательную способность. Таким образом, спрос на рынке потребительских товаров и услуг характе-ризует платежеспособные потребности населения в товарах и услу-гах личного потребления.

Формирование спроса на рынке потребительских товаров носит индивидуальный и избирательный характер. Индивидуальный спрос -- это спрос, предъявляемый на товар или услугу отдельным потреби-телем. Он характеризуется значительной эластичностью и изменчи-востью. В целом рыночный спрос представляет собой спрос на то-вар или услугу, предъявляемый всеми потребителями на рынке этого товара или услуги. Изменение спроса на отдельный товар или услу-гу отражает поведение массового потребителя, вызванное измене-нием цен на товары или услуги.

Являясь выражением конкретных платежеспособных потребнос-тей, вынесенных на рынок, спрос может быть удовлетворен только при наличии соответствующего им товарного предложения. В усло-виях рынка предложение потребительских товаров и услуг должно обладать повышенной способностью реагировать на различные из-менения спроса.

В системе рыночных отношений категория спроса может высту-пать как макроспрос и микроспрос. Эти понятия могут быть рас-смотрены в двух аспектах: с точки зрения классификации товаров и с точки зрения объекта (территориальный признак).

В соответствии с первой классификацией под макроспросом понимают спрос на отдельную группу товаров (услуг), объединенных по какому-то признаку, например, по потребительскому на-значению -- одежда, обувь, мебель и т.д. В свою очередь, макро-спрос также имеет структуру, которая представляет собой объем спроса на отдельные группы товаров (услуг), входящих в объеди-ненные группы, например, одежда для женщин, одежда для муж-чин, одежда для детей, спортивная одежда и т.д.

С точки зрения объекта макроспрос рассматривается на уровне какого-либо единого пространства -- страны, республики, эконо-мического региона, края, области, города и т.д.

По первому признаку классификации микроспрос -- это спрос на отдельные разновидности товаров.

По второму признаку микроспрос будет характеризовать спрос потребителей на товары и услуги, формирующийся на уровне от-дельного предприятия торговли, общественного питания, сферы услуг.

Каждое предприятие имеет различную специализацию, поэто-му микроспрос можно рассматривать как локальный спрос на кон-кретные товары и услуги широкого ассортимента, предъявляемый определенными группами потребителей данного предприятия.

Микроспрос формируется и развивается под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. Наиболее существенными факторами являются:

месторасположение предприятия;

тип предприятия и его специализация;

организация обслуживания покупателей и ее эффективность;

качество товаров и предлагаемых услуг;

уровень цен;

наличие рекламы;

перечень предлагаемых дополнительных услуг;

другие.[4]

Но главное, что определяет объем и структуру микроспроса, -- это состав и характер потребителей.

Микроспрос каждого предприятия отражает специфику опре-деленного контингента потребителей и свои, присущие только ему черты, отличающиеся, иногда весьма существенно, от спроса на других предприятиях.

Микроспрос, предъявляемый покупателями на предприятиях, имеет множество разновидностей. Он может быть сгруппирован в отдельные группы по различным признакам. Классификация мик-роспроса см. приложении 3.

Повседневный спрос -- это спрос, который предъявляется практи-чески ежедневно (продукты питания, табачные изделия, мыло и т.д.).

Периодический спрос -- предъявляется через определенные пе-риоды (обувь, одежда и т.п.).

Эпизодический спрос предъявляется изредка, «от случая к слу-чаю» (мебель, ювелирные изделия, деликатесы и т.п.).

Импульсивный спрос может быть предъявлен в любое время без заранее определенной периодичности и под влиянием различных факторов, в частности, рекламы, другой дополнительной инфор-мации, покупок других людей -- родственников, знакомых (обыч-но это недорогие товары массового спроса -- парфюмерия, хозяй-ственные товары, кондитерские изделия и т.п.).

Действительный (потенциальный) спрос -- это объем спроса населе-ния во всей его совокупности на уровне крупного региона. В значитель-ной степени он характеризует величину макроспроса и определяется на основе балансов денежных доходов и расходов населения. С точ-ки зрения микроспроса это -- потенциально возможный объем спро-са населения на все товары или на конкретный товар. Таким образом, действительный (потенциальный) спрос отражает возможность населения действительно направить определенную сумму денег на приобретение товаров и услуг, т.е. покупательные фонды.

Реализованный спрос -- это спрос, который был фактически реализован при покупке товаров и оплате услуг. Он отличается от действительного (потенциального) только в том случае, если пред-ложение товаров и услуг по объему, ассортименту, качеству или каким-либо другим характеристикам не соответствует спросу насе-ления. В этом случае часть действительного (потенциального) спро-са не находит соответствующего товарного эквивалента на рынке и остается нереализованной.

Неудовлетворенный спрос -- это спрос, оставшийся нереализо-ванным из-за отсутствия необходимого товара по различным при-чинам (низкое качество, высокая цена и т.п.). Неудовлетворенный спрос -- это разница между действительным (потенциальным) спро-сом и спросом реализованным. Неудовлетворенный спрос имеет несколько разновидностей:

явный -- когда покупатель имеет определенную сумму денег,
но не может приобрести товар по различным причинам. Особенно-
стью данного вида спроса является то, что он действительно пред-
ставлен денежной массой, которая при появлении на рынке нуж-
ных товаров и услуг будет удовлетворена;

скрытый -- проявляется при покупке товара или услуги, ко-
торые не являются полноценными заменителями отсутствующего
товара или услуги либо вообще не связаны с ним отношениями
взаимозаменяемости поскольку в случае отсутствия одних товаров и услуг спрос переключается на другие, имеющиеся на рынке;

отложенный -- существующий, но как бы отложенный на
время спрос по различным причинам, например, в случае необхо-
димости накопления определенной суммы денег для приобретения
конкретных товара и услуги, обязательного приобретения товара
или услуги к конкретному событию и т.п.

Базовый спрос предъявляется в местах постоянного проживания и потребления данных товаров и услуг.

Мобильный спрос предъявляется в местах временного нахожде-ния и потребления данных товаров и услуг (в командировке, на отдыхе и т.п.).

Четко сформулированный (твердо сформулированный) спрос -- это заранее обдуманный спрос, выражающий твердое намерение покупателей купить именно эти товар или услугу.

Альтернативный спрос предъявляется на достаточно широкий круг однотипных товаров или услуг.

Первичный (начальный) спрос -- это предъявленный спрос на товары, приобретаемые впервые.

Спрос на замену -- это спрос, возникающий после того, как потребляемый ранее товар, чаще всего длительного пользования, полностью утрачивает свои потребительские свойства или мораль-но устаревает.

Дополнительный спрос -- это спрос, предъявляемый на вторые, третьи и т.д. экземпляры уже имеющихся товаров.

Формирующийся спрос -- это спрос на новые, незнакомые то-вары и услуги.

Интенсивный спрос -- это спрос, возрастающий высокими тем-пами (новые, а также высококачественные товары и услуги).

Стабилизировавшийся спрос -- это спрос на товары и услуги, динамика которого постоянна (продукты питания, хозяйственные товары, товары для личной гигиены и т.п.).

Угасающий спрос -- это спрос на товары, имеющий тенденцию к снижению, прежде всего на товары, в основном заканчивающие свой жизненный цикл (традиционные мужские пальто, телевизо-ры с черно-белым изображением и т.п.).

Отрицательный спрос возникает, когда на отдельные товары и услуги спрос потребителями практически не предъявляется.

Предприятия, расположенные в центральных районах города, рядом с историческими достопримечательностями, железнодорож-ными вокзалами, аэропортами, входят в зону проявления макси-мального микроспроса на товары и услуги.

Предприятия, расположенные в районах рядом со станциями метро, остановками общественного транспорта, вдоль централь-ных магистралей города, входят в зону проявления повышенного мик-роспроса на товары и услуги.

В зону проявления среднего микроспроса на товары и услуги входят предприятия, расположенные в торговых центрах микрорайона.

Предприятия, расположенные в районах новостроек, в отдален-ных или так называемых «спальных» районах, в основном образуют зону проявления пониженного микроспроса на товары и услуги.

Так как спрос является достаточно подвижной категорией, в реальной жизни отдельные его разновидности в чистом виде выде-лить достаточно сложно. Они переплетаются, переходят из одного вида в другой, образуют различные сочетания, тем самым отдель-но и в совокупности воздействуя на хозяйственную деятельность каждого торгового предприятия. Такое влияние и сочетание являет-ся индивидуальным, и чем конкретнее будет информация о спро-се, тем эффективнее будут использоваться товарные ресурсы тор-гового предприятия и осуществляться весь процесс реализации то-варов и услуг. Поэтому степень воздействия микроспроса необходимо изучать в целях повышения эффективности всего производствен-но-торгового процесса каждого предприятия.[4]

Методы изучения микроспроса

Изучение микроспроса на товары и услуги должно стать осно-вой для организации и текущего управления хозяйственной дея-тельностью предприятия, планирования объема продаж, обеспече-ния процесса закупки товаров, повышения организации и уровня обслуживания покупателей, а также для проведения эффективной ценовой политики. Поэтому изучение микроспроса является не са-моцелью, а объективной необходимостью,, предполагающей совер-шенствование всех сторон хозяйственной деятельности торгового предприятия, повышение его конкурентоспособности и роли на рынке конкретных товаров и услуг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.