на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Экономическая природа и содержание потребительского спроса и предложения товаров
редложить товар, отвечающий особенностям спроса покупа-телей, возможно только на основе подробного изучения микро-спроса на конкретном предприятии.

При изучении микроспроса на уровне торгового предприятия необходимо учитывать следующие особенности:

микроспрос должен изучаться не только в целом, но и в разрезе отдельных товарных групп и ассортиментных позиций и даже от-дельных товаров;

микроспрос должен изучаться относительно не только совокуп-ного усредненного покупателя, но и каждой конкретной группы покупателей, разделенных по различным признакам (пол, возраст, семейное, социальное положение, уровень доходов и т.п.). В преде-лах каждой изучаемой группы необходимо выделять особенности спроса и ориентироваться на них. [7]

Наиболее эффективным методом изучения спроса считается анкетный опрос. Его осуществление состоит из нескольких этапов:

I этап. Определение проблемы исследования, т.е. целей, задач,
объема и характера опроса.

II этап. Разработка целевых и программных вопросов. ,

этап. Выбор способа проведения опроса и опрашиваемых лиц.

этап. Разработка пробной анкеты, ее испытание и оконча-
тельная редакция вопросов.

Уэтап. Организация самого опроса, включая подготовительную работу по печатанию бланков опроса и инструктаж лиц, проводя-щих опрос.

VI этап. Обработка полученной информации.

Опыт проведения опросов показывает, что для получения реп-резентативных результатов необходимо опросить примерно 1500-- 2000 человек.

Полученная информация о микроспро-се должна быть обработана и использована на предприятии. Ис-пользование обработанной информации может преследовать следу-ющие цели:

определение оптимальной концепции развития предприятия;

разработка прогнозов торгово-хозяйственной деятельности;

совершенствование организации торгово-технологического про-цесса;

повышение уровня обслуживания покупателей;

выработка ценовой стратегии на товары и услуги;

выявление наиболее популярных типов предприятий торговли;

прогнозирование коммерческой целесообразности открытия новых предприятий.

Основными задачами предприятия по изучению микроспроса являются:

организация и обеспечение постоянного учета информации,
позволяющей всесторонне охарактеризовать локальный спрос на
товары и услуги;

заключение договоров и организация снабжения предприя-тия товарами, соответствующими объему и структуре микроспроса
с учетом временного (сезонного) фактора;

накопление, обобщение и систематизация информации о
спросе с целью использования данных для прогнозирования и пла-нирования объема продажи товаров на различные периоды време-ни (Приложение таблица № 3) .

В соответствии с указанными задачами алгоритм прохождения информации по изучению микроспроса на предприятии схематич-но представлен на рис.1.

2

Рисунок 1 Схема прохождения информации по изучению микроспроса на предприятии

Таким образом, благодаря изучению микроспроса и возможно-сти оперативного управления предприятием с учетом полученных результатов может быть обеспечено соответствие между спросом и предложением, что практически выражается в увеличении товаро-оборота как в фактических, так и в сопоставимых ценах, суммы прибыли, а также в повышении рентабельности торгового пред-приятия.[2]

Глава 2 Моделирование, оценка и прогнозирование покупательского спроса населения Кемеровской области.

Прогнозирование покупательского спроса необходимо для научного предвидения матери-альных потребностей членов общества и на его основе нахождения оптимальных путей удовлет-ворения этих потребностей. В настоящее время для исследования покупательского спроса широ-ко применяется экономико-математическое мо-делирование. Распространенным при этом явля-ется эконометрический подход. Эконометричес-кие модели обладают большими возможностями для маневра вследствие значительной гибкости их при адаптации к возможному изменению тенден-ций функционирования исследуемого объекта.

Обычно для моделирования используют два подхода: нормативный и дескриптивный. Нор-мативные модели предполагают целенаправлен-ную деятельность. Дескриптивные модели объяс-няют наблюдаемые факты и дают пассивный прогноз. В тех случаях, когда имеющихся знаний явно недостаточно для того, чтобы решительным образом изменить «естественное» течение эконо-мических процессов, целесообразно ограничить-ся умением искусственно воспроизводить (ими-тировать) эти процессы. Примером применения дескриптивных моделей является выработка на их основе производственных функций и функ-ций покупательского спроса.

В основу построения моделей поведения потребителей заложена гипотеза о том, что по-требители, осуществляя выбор товаров при ус-тановленных ценах и имеющихся доходах, а так-же с учетом других привходящих обстоятельств стремятся максимизировать уровень удовлетво-рения своих потребностей. Спрос потребителей моделируется вектором Y=(yi), цены на товары -вектором P=(pi), доход обозначен символом D. Обычно потребители выбирают только такие комбинации товаров, которые удовлетворяют условию

№ 5

Считается, что потребители стараются максимизировать уровень удовлет-ворения своих потребностей с учетом ограниче-ний по доходу. Простая модель поведения по-требителей (целевая функция потребления) имеет вид

U(Y) max,

PYD,

Y0.

Функцию покупательского спроса можно вывести из целевой функции потребления. Ал-гебраическое выражение спроса, представлен-ное в общем виде или с использованием числен-ных значений параметров и учитывающее все влияющие на спрос факторы, называется фун-кцией спроса.

На макроуровне в прогнозных исследовани-ях на краткосрочный и среднесрочный период моделирование потребительского спроса зани-мает приоритетное место. Это обусловлено тем, что потребительский спрос определяет большую долю ВВП, влияет на структуру производства, на общий уровень цен (инфляцию), а также на динамику цен в различных секторах экономи-ки. Макроэкономическая функция потреби-тельского спроса показывает зависимость объе-ма товаров и услуг, на который предъявляется спрос населением, от определяющих этот спрос основных факторов. В общем случае для крат-косрочного прогноза можно использовать кейнсианский вариант функции потребительского

спроса: Cn =f(D0) обозначающий, что при не-изменных (негибких, жестких) ценах в краткос-рочном периоде потребительский спрос зависит только от личного дохода (Do) в текущем году.

наиболее адекватно отражающая про-цесс потребления является степенная функция:

Yi= № 6

Из данной функции можно получить фор-мулы для расчета таких важнейших показателей, как коэффициенты эластичности спроса от до-хода и спроса от цен. В частности, коэффици-ент эластичности спроса на i-й товар в зависи-мости от дохода, отражающий, на сколько про-центов изменится спрос на i-й товар при увели-чении дохода на 1%, имеет вид:

№ 7

Другой важнейший показатель - коэффици-ент эластичности спроса от цены, отражающий, на сколько процентов изменится спрос на i-й то-вар при увеличении цены на этот товар на 1%. Этот показатель для данной функции имеет вид

№ 8

Функция покупательского спроса, предло-женная Шалановым, использовалась для перво-го варианта расчетов. Для второго варианта рас-четов была выбрана степенная мультипликатив-ная функция покупательского спроса, которая имеет вид

, № 9

где а, а1, а2….-- неизвестные параметры модели, которые вычисляются на основе метода наи-меньших квадратов.

Коэффициенты эластичности спроса от до-хода и спроса от цены рассчитываем по форму-лам: . № 10

Коэффициент перекрестной эластичности спроса на i-й товар при увеличении цены на j-й

товар на 1%: № 11

Объектом, для которого строились функции покупательского спроса данного типа, была выбрана Кемеровская область. Был отобран ряд продовольственных товаров, наиболее харак-терных для потребления населением области.

В результате расчетов была получена следу-ющая функция покупательского спроса по ва-рианту 1:

где у. - отобранные для исследования товарные груп-пы.

Из данной формулы были выведены функ-ции покупательского спроса в явном виде для каждой i-й группы товаров.

Аналогично были построены функции по-купательского спроса для каждой группы това-ров по варианту 2.

Например, функция покупательского спро-са для картофеля выглядит следующим образом:

Коэффициент детерминации, множествен-ный R для вариантов 1 и 2 равны 0,99 и 0,98, соответственно.[9]

Приведем коэффициенты эластичности спроса от дохода, коэффициенты прямой и пе-рекрестной эластичности спроса от цены по обоим вариантам (табл. 1-3).

Таблица 1. Эластичность потребления продуктов питания населением Кемеровской области

Товарная группа

Вариант 1

Вариант 2

Эластичность от цены

Эластичность от дохода

Эластичность от цены

Эластичность от дохода

Мясо

-1,01

0,02

-0,32

0,26

Картофель

-1,09

0,04

-0,12

Рыба

-1,00

0,30

0,12

Молочные продукты

-0,85

-0,04

-0,01

Масло растительное

-0,96

0,14

0,06

Сахар

-1,01

0,09

-0,12

Овощи

-0,99

0,01

-0,50

Хлеб

-0,13

0,57

0,02

Таблица 2. Прямые и перекрестные коэффициенты эластичности потребления продуктов питания населением Кемеровской области (вариант 1)

Товарная группа

Мясо

Картофель

Рыба

Молочные продукты

Масло растительное

Сахар

Овощи

Хлеб

Мясо

-101

-0,09

0,002

0,15

0,04

-0,01

0,01

0,87

Картофель

-0,01

-1,09

0,002

0,15

0,04

-0,01

0,01

0,87

Рыба

-0,01

-0,09

-1,00

0,15

0,04

-0,01

0,01

0,87

Молочные продукты

-0,01

-0,09

0,002

-0,85

0,04

-0,01

0,01

0,87

Масло растительное

-0,01

-0,09

0,002

0,15

-0,96

-0,01

0,01

0,87

Сахар

-0,01

-0,09

0,002

0,15

0,04

-1,01

0,01

0,87

Овощи

-0,01

-0,09

0,002

0,15

0,04

-0,01

-0,99

0,87

Хлеб

-0,01

-0,09

0,002

0,15

0,04

-0,01

0,01

-0,13

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.