на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Роль маркетинговых коммуникаций в стратегическом планировании крупного города
p align="left">Невероятные объемы и тиражи рекламных справочников «Оптовика» и «Товаров и цен» (тираж «Товаров и цен» - 100 тыс. экземпляров) свидетельствуют о неизбежности дальнейшего развития этого рынка - перехода рекламы оптовиков из бумажной в безбумажную форму, переключения с рекламы на другой канал маркетинговых коммуникаций - прямой маркетинг.

Прямой маркетинг в его зачаточных формах, по оценкам видного специалиста по истории отечественного предпринимательства А.Д. Кузьмичева, возник в России в конце ХIХ века. При этом его основными формами были персональные продажи: продажи швейных машин фирмы «Зингер», продажа тканей мануфактур Краснощековых, Морозовых и т.п. и по их образцам в каталогах.

Весьма распространено было так называемое коммивояжерство в ХIХ веке в Западной Сибири, на Дальнем Востоке и Камчатке, где им занимались американцы, которые вели меновую торговлю с местным населением (ружья в обмен на меха и т.п.). Однако это уже трудно трактовать как прямой маркетинг - скорее, это возврат к примитивным формам торговли, характерным для средневековья и основанным на натуральном обмене, так что, как и следовало ожидать, широкого распространения развитые формы прямого маркетинга и продвижения продаж в России не получили.

Это и неудивительно - персональные продажи в России успешно заменяла развитая система региональных и всероссийских ярмарок. При неразвитости транспорта, почты, СМИ и огромных расстояниях именно региональные и всероссийские ярмарки закономерно стали основным каналом маркетинговой коммуникации.

Не сохранила история отечественного предпринимательства и свидетельств о широком применении в России конца ХIХ века методов продвижения продаж. Несомненно, использовались простейшие из них - распродажи, продажи со скидкой, конкурсы, премии, призы. Кондитерская фабрика Абрикосовых привлекала детей традиционным для современного маркетинга способом: покупая конфеты, дети собирали обертки - на них помещались изображения животных, птиц, рыб и т.п., причем любопытно, что эта маркетинговая акция была согласована с Министерством народного просвещения, а картинки на обертках подбирались в соответствии с программой гимназии.

Что касается использования купонов, дисконтных карт, применения в торговых целях викторин или лотерей, каких-либо достоверных исторических свидетельств нет. В целом возможности использования лотерей (они назывались тиражи выигрышных билетов) в России были жестко ограничены нормами законодательства о ценных бумагах, защищающими права потребителей.

Западные традиции прямого маркетинга имеют более глубокие исторические традиции, которые принято отсчитывать с середины ХIХ века. Так, в США И. Зингер организовал сбытовую сеть агентов и впервые применил для швейных машин метод «продаж на дому» в 1851 г. Во Франции первый каталог объемом в 50 страниц, содержащий 1500 товаров и предоставляющий покупателям возможность возврата денег, был издан А. Бусико в 1867 г.

В США прямой маркетинг стал активно развиваться сразу после широкого внедрения кредитных карточек, что дало возможность покупателям пользоваться каналами обратной связи, переводя деньги по безналичному расчету, а продавцам дало гарантию, что деньги они в результате получат. Другой причиной успеха прямого маркетинга является появление нового типа людей, у которых «много денег, но мало времени». Большую роль в развитии прямого маркетинга также сыграло быстрое технологическое развитие, в частности, появление электронных СМИ, широкое распространение компьютеров.

Подводя итоги, можно говорить о большом будущем в России множества форм и прямого маркетинга (и, прежде всего, продажи по каталогам), однако при условии существенной адаптации западных методов к российской специфике.

Если говорить о PR, то серьезное развитие данный рынок получил в России лишь с 1994-1995 гг. Возникнув в сфере финансов (первыми, осознавшими важность постоянной и комплексной работы в области корпоративных коммуникаций, стали коммерческие банки), эта деятельность в дальнейшем получила особенно интенсивное распространение в таких областях, как телекоммуникации и фармацевтический бизнес, медицинские услуги.

Таким образом, можно сделать следующие выводы о развитии маркетинговых коммуникаций в России.

Наша страна отставала в развитии системы маркетинговых коммуникаций от США и стран Западной Европы на 150-200 лет, что объясняется не только запоздалым развитием капитализма, но и консервативностью форм торговли, неразвитостью информационной инфраструктуры промышленности и торговли, обусловленной огромной территорией страны и традиционным недоверием и пренебрежением к рекламе, понимаемой в русском национальном сознании как форма обмана.

В этих условиях среди форм маркетинговых коммуникаций в России получили развитие лишь выставки и ярмарки, наружная реклама в форме предметной рекламы и вывесок и, отчасти, реклама в прессе. Прямой маркетинг, продвижение продаж, общественные коммуникации начали формироваться как формы маркетинга в России лишь в 1993-1995 гг. - на век позже, чем в США и странах Западной Европы.

В 1991-1993 гг. в России в качестве единственной формы маркетинговой коммуникации использовалась реклама (в первую очередь, телевизионная реклама и реклама в прессе). Целью подавляющего большинства рекламных кампаний было формирование оптово-розничной инфраструктуры товарного рынка целевой аудиторией - 3-5 % населения, занятого предпринимательской деятельностью.

Реклама в СМИ выполнила несвойственную ей в конце ХХ века экономическую функцию - формирование сбытовых связей и инфраструктуры товарного рынка (как отмечалось в США, эта задача была решена в 60-70-е гг. ХIХ века, а с 80-х гг. ХIХ века произошел переход к товарной рекламе общенациональных производителей). В результате, рекламные обращения, типичные для конца ХIХ века (поиск оптовых покупателей и посредников на рынке), заполнили массовые СМИ конца ХХ века, и их аудитория - телезрители, читатели, радиослушатели - стала воспринимать любую рекламу как раздражающую и бесполезную.

Несмотря на появление великолепных образцов позиционирования товара в рекламе с учетом национальной психологии и сегментирования российского рынка, обеспечивших огромный эффект рекламных кампаний (телевизионные ролики МММ), крах финансовых пирамид усилил недоверие населения к рекламе как таковой.

Одновременно с западными товарами пришла и реклама их транснациональных производителей. Сегодня именно она составляет до 80-85 % всей телевизионной рекламы. Однако в подавляющем большинстве западных рекламных роликов (особенно это характерно для 1994-1995 гг.) не учитываются российские особенности восприятия рекламы, отечественный потребительский рынок неверно сегментируется, а сами товары неверно позиционированы, что вызывает неприятие рекламы.

Прямой маркетинг и продвижение продаж имеют огромный потенциал на российском рынке, который пока практически не использован. Лишь в 1996-1997 гг. транснациональные компании начинают осознавать их преимущества при продвижении товаров на российском рынке. Прямой маркетинг перспективен при ориентации, прежде всего, на высокодоходную целевую аудиторию и элитные товары.

Продвижение продаж имеет огромный потенциальный эффект в России ввиду ряда психологических причин - перевод продажи в игровую форму, конкурсы, викторины, лотереи и прочие подобные формы стимулирования сбыта чрезвычайно действенны ввиду ряда национальных особенностей характера, в полной мере отраженных русской философией конца ХIХ - начала ХХ вв. (ожидание чуда, везения; леность и вера во внезапное обогащение, склонность к мечтательности). Применение методов продвижения продаж и прямого маркетинга в России требует выработки определенных законодательных ограничений и разработки кодексов саморегулирования по примеру стран Западной Европы.

В целом, в своем становлении и развитии «маркетинговые коммуникации» прошли несколько этапов. Принято выделять: этап несистемных коммуникаций, этап товарных коммуникаций, этап коммуникаций с целевыми группами, этап конкурентных коммуникаций и этап интегрированных коммуникаций. Однако, на наш взгляд, название данных этапов не отражает действительной ситуации, поскольку смена одного этапа другим всегда сопровождается сменой старых технологий и тенденций на более новые, чего не наблюдается в подобной иерархии. В связи с этим предлагается выделение следующих этапов (табл. 2).

Таблица 2 Этапы эволюции маркетинговых коммуникаций

Период времени

Название

Характеристика

1942-1960

Интуитивный этап

В реальной части маркетинговых коммуникаций возникает логистика, в виртуальной - идеологическая обработка населения. Главным является концентрация на объеме предложения товара, что обеспечивает его постоянный спрос

1960-1970

Этап зарождения

В рамках массовых коммуникаций начинают зарождаться маркетинговые коммуникации и происходит их постепенная трансформация в отдельную категорию, поскольку многие производители товаров и услуг замечают, что СМИ не просто способствуют распространению информации среди населения, социализации личности, но и в некоторой степени побуждают людей к совершению определенных действий, в том числе, и к совершению покупки. Маркетинговые коммуникации начинают использоваться в сбытовой деятельности и занимают свое место в маркетинге, хотя сам термин «маркетинговые коммуникации» возникает гораздо позже

1970-1990

Этап развития и становления

Возникает термин «маркетинговые коммуникации». Предприятия осознанно используют их в своей деятельности (не только сбытовой), воспринимая как мощнейший стимул успеха. Однако компании, как правило, с легкостью тратят огромные суммы на установление контактов с потенциальными клиентами посредством единственного вида маркетинговых коммуникаций - рекламы, направленной на всю аудиторию сразу и ни на кого в отдельности

1990-2010

Этап интеграции

Наступает новая коммуникационная эпоха. Загруженность информацией покупателя и «засилье рекламы» требуют перехода к интегрированным коммуникациям, которые базируются на организованном взаимодействии многообразных форм, носителей и процессов коммуникаций благодаря их планированию и координации

Источник: авторский, по материалам

Подводя итоги всему вышесказанному, отметим, что для развития коммуникативных процессов в последние годы характерным является рост многообразия и интегрированности коммуникаций, с одной стороны, и рост использования дифференцированных маркетинговых инструментов - с другой. Коммуникация становится фактором успеха в конкурентной борьбе, эта тенденция усиливается в условиях усложнения коммуникативных процессов

2.3 Значение маркетинговых коммуникаций в рамках экономической деятельности предприятий

В настоящее время маркетинговые коммуникации превратились из дополнительного инструмента, по отношению к сфере производства продукции и услуг, в систему знаний, использующую элементы психологии, социологии, экономики, маркетинга для решения экономических проблем функционирования предприятия на рынке с целью повышения его устойчивости, стабильности и конкурентоспособности.

Значимость коммуникации в современных условиях устойчиво возрастает вследствие все большей насыщенности рынков товарами, все большего разнообразия потребностей потребителей, форм и методов конкуренции, все более совершенных средств сбора, хранения, обработки, передачи информации и целого ряда других факторов.

Маркетинговая коммуникация фирмы - это комплексное воздействие фирмы на внутреннюю и внешнюю среду с целью создания благоприятных условий для стабильной и прибыльной деятельности на рынке.

Маркетинговая коммуникация - двусторонний процесс: с одной стороны, предполагается воздействие на целевые и иные аудитории, а с другой - получение встречной информации о реакции этих аудиторий на осуществляемое фирмой воздействие. Обе эти составляющие одинаково важны; их единство дает основание говорить о маркетинговой коммуникации как о системе.

Для успешного выхода на рынок предприятие, ориентируясь на выбранный целевой рынок, а точнее, предпочтительный для него сегмент целевого рынка, должно предложить своим потенциальным покупателям (потребителям) привлекательный для них товар рыночной новизны. В соответствии с этим планируется проведение мероприятий с целью формирования спроса на предлагаемый товар.

Воздействие элементов коммуникации на рыночную стратегию предприятия-фирмы показано на рисунке 8.

100

Рис. 8. Воздействие маркетинговых коммуникаций на элементы рыночной стратегии предприятия

Источник: по материалам

Стратегический подход к маркетинговой коммуникации исходит из необходимости полного учета общефирменной стратегии хозяйственной (в первую очередь маркетинговой) деятельности и принципиальных свойств любой маркетинговой коммуникации как системы, равно как и особенностей ее развития с учетом условий и целей развития конкретной фирмы, т.е. коммуникативной политики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.