p align="left">Каждый ЛПР- член экспертной группы, на основании решения задачи формирует наилучшее решение Yj*. Далее строится матрица эффективных решений (табл.6), из которых следует выбрать наилучшее решение. Таблица 6 Матрица эффективных решений ЛПР |
ЛПР | J1 | J2 | … | Jm | | Функции | f1* | f2* | … | fm* | | |
Для выбора наилучшего решения Y* по f*, из множества (f1*, f2*,…, fm*), необходимо сформулировать правила (механизм) согласования мнений экспертов. Задачи типа GS , GA , GSA . Данные задачи аналогичны задачам типа JS , JA , JSA и информация описания таких задач представляется матрицами (табл. 2 , 3, 4). Количество матриц соответствует числу экспертов в группе. 2.1 Технология принятия управленческих решенийТехнологические процессы и операции по принятию управленческих решений осуществляются лицом, принимающим решение, в 4 обобщенных этапа:1) формирование и оценка решений;2) подготовка к выбору решения;3) технология процедур принятия решений;4) моделирование процедур принятия решений.1. Механизм формирования решений - это творческий процесс, требующий анализа и синтеза всех предшествующих элементов времени и ресурсов, ограничений, целей и др.При формировании решений обычно используют следующий алгоритм действий (последовательность этапов формирования решений);1. Определить возможную область и характер решений.2. Определить тип решений.3. Сформулировать крайние варианты множества решений (идеальный и наихудший).4. Сформировать альтернативы, расположенные между ними.5. Провести качественное описание ожидаемых преимуществ и недостатков альтернативных вариантов решений.6. Оценить вероятность реализации решений.7. Произвести сравнительную оценку предпочений по достижению цели.На первом этапе предварительный анализ ПС дает возможность определить область решения: экономического, технического, организационного, технологического и д.р., которые сужаются до определенных сфер управленческой деятельности.На втором этапе определяется тип возможных решений. Условно можно выделить 3 этапа решений:- стандартные решения, применяемые для типовых проблемных ситуаций;- решения - усовершенствования;- оригинальные.Опыт управленческой деятельности показывает, что наибольшее распространение по количеству формируемых решений при управлении получили решения типа решения - усовершенствования. Это объясняются тем, что большинство экономических ситуаций, требующих принятия управленческих решений, имеют аналоги (прототипы), для которых известны решения, и для новых аналогичных ПС формируют идентичные решения с некоторыми различиями и особенностями.Естественно при этом необходимо иметь ввиду, чтобы количество различий не переросло в качественно новую ситуацию. Так как в этом случае необходимо видоизменять класс проблемных ситуаций или формировать новый.Оригинальные решения используются в том случае, когда известные решения-прототипы не подходят и нужен новый подход к разрешению ПС. Здесь обычно используются методы генерации идей (решений), основанные на следующих подходах:А) мозговой штурм;Б) экспертный (системный подход) вывод;В) генерация альтернативных решений.При решении ПС данными методами обычно генерируют несколько альтернативных решений, удовлетворяющих заданным требованиям. Их вырабатывают столько, сколько можно получить по имеющимся входным данным и ограничениям. Из полученного множества отбираются наиболее эффективные решения, а из них - оптимальные (наилучшие).На третьем этапе для обеспечения уверенности в степени полноты, генерируемого множества решений целесообразно сформулировать два крайних варианта альтернатив: максимально желательный и минимально нежелательный. Формирование этих крайних вариантов дает некоторую шкалу, на которой можно задать оценку и направление изменения промежуточных вариантов решения для достижения максимального или ухода от минимального.Генерация промежуточных вариантов выполняется на четвертом этапе.Для каждого сгенерированного варианта необходимо провести анализ на рациональность и достижимость возможных решений и дать качественное описание ожидаемых преимуществ и недостатков по каждому варианту. Эта задача решается на пятом этапе формирования решений.В качестве критерий оценки альтернативных решений в этом случае можно использовать значения степени (вероятности) выполнимости решения, анализ которого проводиться на шестом этапе.При формировании системы предпочтений при выборе решения вырабатываются критерии сравнения и оценки вариантов решения, которые необходимо описывать как на качественном уровне, так и, если возможно, на количественном (т.е. максимально использовать количественные оценки, технические характеристики; экономические показатели, например прибыль, затраты и др..). На основании полученных оценок строится таблица (матрица), характеризующая постановку задачи и по значению которой осуществляется выбор решения по обоснованному заранее методу принятия решения. Решение этой задачи осуществляется на седьмом этапе.Краткое изложение действия при формировании решений и их оценки предполагают следующую последовательность операций: определение сферы и характера решения, выявление типа решения, разработка множества альтернативных решений, определение степени реализации альтернативных решений, выбор критериев и оценка предпочтений.2. Подготовка к выбору решения.После выполнения подготовительных работ по формированию и оценке решений формируется процедура непосредственного выбора решения.На первом этапе упорядочивается полученная на предыдущих этапах информация и размещается в соответствующих матрицах (таблицах). При этом для каждого типа задач принятия решений формируется своя система подготовки и предоставления информации. В свою очередь, каждая задача ПР характеризуется классификационными параметрами.При подготовки информации для описания и анализа проблемной ситуации используют некоторые типовые структуры, полнота описания которых зависит от типа решаемой задачи. Обычно в качестве основных параметров, определяют типы задач и соответственно структуру ее описания, выбирают следующие:- количество лиц, принимающих решение (один ЛПР - характеризуют задачи индивидуального выбора, а признак принимает значение - типа J; несколько ЛПР - характеризуют задачи группового выбора типа, а признак принимает значение - типа G) ; - наличие гипотез по дальнейшему развитию исходной ситуаций при отсутствии необходимой информации по проблеме, методологии решения или характеристик альтернативы (возможных вариантов развития событий) задает тип задачи S; - наличие одного или нескольких критериев (если критериев несколько, то задача имеет тип А). Определим систему описания информации для некоторых классов задач, наиболее часто встречающихся в практике управления. Задачи типа J. Они характеризуются полной информацией по проблеме и альтернативам решения, наличием одного критерия и одним ЛПР, который и осуществляет выбор. Информация описывающая эти задачи ,как правило, представлена, в виде простой таблицы (табл.1). Таблица 1. Матрица описания задач типа J |
Альтернативы решения | Y1 | Y2 | … | Yn | | Функции предпочтения | f1 | f2 | … | fn | | |
Для вычисления значений функции предпочтения (fi) по каждой альтернативе может быть использована любая шкала: - ранговая (порядковая); - количественная (степени достижения); - относительная и др. В дополнение к матрице может быть дана информация об особенностях решения, условиях, ограничениях и возможностях. Задачи типа JS. Для них характерна неопределенность в описании проблемы и/или альтернатив решения, т.е. проблемная ситуация So полностью не определена . В этом случае ситуация So доопределяется гипотетическими ситуациями Si , т.е. So = ( S1, S2,…, Sn ) и для каждой из ситуаций, если это возможно, следует задать вероятность ее возникновения. Задачи данного типа характеризуются одним критерием выбора и множеством гипотез ( S1, S2,…, Sn) с вероятностями их возникновения Р(Si). Информация описания задачи такого типа чаще всего представляется матрицей, где fij - функция предпочтения ; Рi - вероятность появления ситуации Si (таб. 2) Задачи типа JA. Данный тип задач характеризуется наличием нескольких целей (критериев) (многокритериальные задачи) А = (А1,А2,…,Аk) и характеризуют вполне определенную проблемную ситуацию. Для каждой цели (критерия ) могут быть определены приоритеты bi, задающие степень ее важности. Информация описания такой задачи представляется следующей матрицей (табл. 3) . Задачи типа JSA. Данный класс задач относится к многокритериальным и характеризуются наличием системы гипотез развития проблемы So = ( S1, S2,…, Sn ), для каждой из которых задается вероятность ее возникновения. Множество целей А = (А1,А2,…,Аk) задает критериальное пространство решения, для каждой из которых формируется приоритет цели bi. Описание такой задачи характеризуется матрицей, представленной в табл. 4 . К задачам группового выбора относятся задачи типа G , GS , GA , GSA 3. Процесс управления с точки зрения выполнения шагов управления представляет собой систему действий, которую можно условно называть технологией (технологическим процессом) принятия решений. Весь процесс подготовки и принятия решения можно представить в виде следующих этапов; 1) выявление проблемной ситуации, определение цели решения и критериев оценки его результатов; 2) информационный цикл, этап сбора информации для ознакомления с вопросом, по которому принимается решение (это самый важный этап, он требует наиболее квалифицированного труда, умения анализировать, выбирать наилучший вариант решения); 3) организация выполнения принятого решения (разработка плана реализации решения, определение сроков выполнения операций, назначение ответственных лиц, инструктаж и другие мероприятия, которые могут потребоваться для выполнения принятого решения); 4) контроль выполнения решения. Только при сочетании всех звеньев процесса управления и соблюдении всего технологического цикла принятия решения этот процесс будет осуществлен с учетом объективной информации на научной основе. Подготовка, принятие и реализация решений как процесс управленческого труда имеют определенную технологию, определяемую в виде совокупности последовательно применяемых приемов и способов достижения целей деятельности. Процесс решения с технологической точки зрения можно представить в виде последовательности этапов и процедур, имеющих между собой прямые и обратные связи. Предлагается следующая схема процесса подготовки, принятия и реализации решения. 1-й уровень - организационный; 2-й уровень - информационный; 3-й уровень - технологический. Первый уровень позволяет выявить этапы, отличающиеся структурной организацией работы. По организационно-структурной схеме различают следующие этапы: 1) подготовка и анализ данных; 2) подготовка задачи; 3) разработка альтернатив; 4) принятие решения. Второй уровень выделяет этапы, различающиеся по характеру используемой информации. По такой информационной схеме выделяются следующие этапы: 1) получение и подготовка данных; 2) формулировка проблемной ситуации; 3) подготовка задач; 4) разработка модели и метода решения; 5) разработка альтернатив; 6) прогноз и оценка; 7) определение (уточнение) критериев выбора; 8) выбор; 9) оформление решения. Третий уровень показывает группы однородных технологических операций в процессе решения, т.е. операций по обработке информации,- информационную технологию. Здесь выделяют следующие этапы: 1) поиск, получение и восприятие данных; 2) фильтрация «сжатие» данных; 3) выявление ситуаций и постановка проблемы;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|