на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Задачи выбора торговых посредников
p align="left">Каждый ЛПР- член экспертной группы, на основании решения задачи формирует наилучшее решение Yj*. Далее строится матрица эффективных решений (табл.6), из которых следует выбрать наилучшее решение.

Таблица 6

Матрица эффективных решений ЛПР

ЛПР

J1

J2

Jm

Функции

f1*

f2*

fm*

Для выбора наилучшего решения Y* по f*, из множества (f1*, f2*,…, fm*), необходимо сформулировать правила (механизм) согласования мнений экспертов.

Задачи типа GS , GA , GSA . Данные задачи аналогичны задачам типа JS , JA , JSA и информация описания таких задач представляется матрицами (табл. 2 , 3, 4). Количество матриц соответствует числу экспертов в группе.

2.1 Технология принятия управленческих решений

Технологические процессы и операции по принятию управленческих решений осуществляются лицом, принимающим решение, в 4 обобщенных этапа:

1) формирование и оценка решений;

2) подготовка к выбору решения;

3) технология процедур принятия решений;

4) моделирование процедур принятия решений.

1. Механизм формирования решений - это творческий процесс, требующий анализа и синтеза всех предшествующих элементов времени и ресурсов, ограничений, целей и др.

При формировании решений обычно используют следующий алгоритм действий (последовательность этапов формирования решений);

1. Определить возможную область и характер решений.

2. Определить тип решений.

3. Сформулировать крайние варианты множества решений (идеальный и наихудший).

4. Сформировать альтернативы, расположенные между ними.

5. Провести качественное описание ожидаемых преимуществ и недостатков альтернативных вариантов решений.

6. Оценить вероятность реализации решений.

7. Произвести сравнительную оценку предпочений по достижению цели.

На первом этапе предварительный анализ ПС дает возможность определить область решения: экономического, технического, организационного, технологического и д.р., которые сужаются до определенных сфер управленческой деятельности.

На втором этапе определяется тип возможных решений. Условно можно выделить 3 этапа решений:

- стандартные решения, применяемые для типовых проблемных ситуаций;

- решения - усовершенствования;

- оригинальные.

Опыт управленческой деятельности показывает, что наибольшее распространение по количеству формируемых решений при управлении получили решения типа решения - усовершенствования. Это объясняются тем, что большинство экономических ситуаций, требующих принятия управленческих решений, имеют аналоги (прототипы), для которых известны решения, и для новых аналогичных ПС формируют идентичные решения с некоторыми различиями и особенностями.

Естественно при этом необходимо иметь ввиду, чтобы количество различий не переросло в качественно новую ситуацию. Так как в этом случае необходимо видоизменять класс проблемных ситуаций или формировать новый.

Оригинальные решения используются в том случае, когда известные решения-прототипы не подходят и нужен новый подход к разрешению ПС. Здесь обычно используются методы генерации идей (решений), основанные на следующих подходах:

А) мозговой штурм;

Б) экспертный (системный подход) вывод;

В) генерация альтернативных решений.

При решении ПС данными методами обычно генерируют несколько альтернативных решений, удовлетворяющих заданным требованиям. Их вырабатывают столько, сколько можно получить по имеющимся входным данным и ограничениям. Из полученного множества отбираются наиболее эффективные решения, а из них - оптимальные (наилучшие).

На третьем этапе для обеспечения уверенности в степени полноты, генерируемого множества решений целесообразно сформулировать два крайних варианта альтернатив: максимально желательный и минимально нежелательный. Формирование этих крайних вариантов дает некоторую шкалу, на которой можно задать оценку и направление изменения промежуточных вариантов решения для достижения максимального или ухода от минимального.

Генерация промежуточных вариантов выполняется на четвертом этапе.

Для каждого сгенерированного варианта необходимо провести анализ на рациональность и достижимость возможных решений и дать качественное описание ожидаемых преимуществ и недостатков по каждому варианту. Эта задача решается на пятом этапе формирования решений.

В качестве критерий оценки альтернативных решений в этом случае можно использовать значения степени (вероятности) выполнимости решения, анализ которого проводиться на шестом этапе.

При формировании системы предпочтений при выборе решения вырабатываются критерии сравнения и оценки вариантов решения, которые необходимо описывать как на качественном уровне, так и, если возможно, на количественном (т.е. максимально использовать количественные оценки, технические характеристики; экономические показатели, например прибыль, затраты и др..). На основании полученных оценок строится таблица (матрица), характеризующая постановку задачи и по значению которой осуществляется выбор решения по обоснованному заранее методу принятия решения. Решение этой задачи осуществляется на седьмом этапе.

Краткое изложение действия при формировании решений и их оценки предполагают следующую последовательность операций: определение сферы и характера решения, выявление типа решения, разработка множества альтернативных решений, определение степени реализации альтернативных решений, выбор критериев и оценка предпочтений.

2. Подготовка к выбору решения.

После выполнения подготовительных работ по формированию и оценке решений формируется процедура непосредственного выбора решения.

На первом этапе упорядочивается полученная на предыдущих этапах информация и размещается в соответствующих матрицах (таблицах). При этом для каждого типа задач принятия решений формируется своя система подготовки и предоставления информации. В свою очередь, каждая задача ПР характеризуется классификационными параметрами.

При подготовки информации для описания и анализа проблемной ситуации используют некоторые типовые структуры, полнота описания которых зависит от типа решаемой задачи. Обычно в качестве основных параметров, определяют типы задач и соответственно структуру ее описания, выбирают следующие:

- количество лиц, принимающих решение (один ЛПР - характеризуют задачи индивидуального выбора, а признак принимает значение - типа J; несколько ЛПР - характеризуют задачи группового выбора типа, а признак принимает значение - типа G) ;

- наличие гипотез по дальнейшему развитию исходной ситуаций при отсутствии необходимой информации по проблеме, методологии решения или характеристик альтернативы (возможных вариантов развития событий) задает тип задачи S;

- наличие одного или нескольких критериев (если критериев несколько, то задача имеет тип А).

Определим систему описания информации для некоторых классов задач, наиболее часто встречающихся в практике управления.

Задачи типа J. Они характеризуются полной информацией по проблеме и альтернативам решения, наличием одного критерия и одним ЛПР, который и осуществляет выбор. Информация описывающая эти задачи ,как правило, представлена, в виде простой таблицы (табл.1).

Таблица 1.

Матрица описания задач типа J

Альтернативы решения

Y1

Y2

Yn

Функции предпочтения

f1

f2

fn

Для вычисления значений функции предпочтения (fi) по каждой альтернативе может быть использована любая шкала: - ранговая (порядковая); - количественная (степени достижения); - относительная и др. В дополнение к матрице может быть дана информация об особенностях решения, условиях, ограничениях и возможностях.

Задачи типа JS. Для них характерна неопределенность в описании проблемы и/или альтернатив решения, т.е. проблемная ситуация So полностью не определена . В этом случае ситуация So доопределяется гипотетическими ситуациями Si , т.е. So = ( S1, S2,, Sn ) и для каждой из ситуаций, если это возможно, следует задать вероятность ее возникновения.

Задачи данного типа характеризуются одним критерием выбора и множеством гипотез ( S1, S2,, Sn) с вероятностями их возникновения Р(Si).

Информация описания задачи такого типа чаще всего представляется матрицей, где fij - функция предпочтения ; Рi - вероятность появления ситуации Si (таб. 2)

Задачи типа JA. Данный тип задач характеризуется наличием нескольких целей (критериев) (многокритериальные задачи) А = (А1,А2,…,Аk) и характеризуют вполне определенную проблемную ситуацию.

Для каждой цели (критерия ) могут быть определены приоритеты bi, задающие степень ее важности. Информация описания такой задачи представляется следующей матрицей (табл. 3) .

Задачи типа JSA. Данный класс задач относится к многокритериальным и характеризуются наличием системы гипотез развития проблемы So = ( S1, S2,, Sn ), для каждой из которых задается вероятность ее возникновения. Множество целей А = (А1,А2,…,Аk) задает критериальное пространство решения, для каждой из которых формируется приоритет цели bi. Описание такой задачи характеризуется матрицей, представленной в табл. 4 .

К задачам группового выбора относятся задачи типа G , GS , GA , GSA

3. Процесс управления с точки зрения выполнения шагов управления представляет собой систему действий, которую можно условно называть технологией (технологическим процессом) принятия решений.

Весь процесс подготовки и принятия решения можно представить в виде следующих этапов;

1) выявление проблемной ситуации, определение цели решения и критериев оценки его результатов;

2) информационный цикл, этап сбора информации для ознакомления с вопросом, по которому принимается решение (это самый важный этап, он требует наиболее квалифицированного труда, умения анализировать, выбирать наилучший вариант решения);

3) организация выполнения принятого решения (разработка плана реализации решения, определение сроков выполнения операций, назначение ответственных лиц, инструктаж и другие мероприятия, которые могут потребоваться для выполнения принятого решения);

4) контроль выполнения решения.

Только при сочетании всех звеньев процесса управления и соблюдении всего технологического цикла принятия решения этот процесс будет осуществлен с учетом объективной информации на научной основе. Подготовка, принятие и реализация решений как процесс управленческого труда имеют определенную технологию, определяемую в виде совокупности последовательно применяемых приемов и способов достижения целей деятельности.

Процесс решения с технологической точки зрения можно представить в виде последовательности этапов и процедур, имеющих между собой прямые и обратные связи. Предлагается следующая схема процесса подготовки, принятия и реализации решения.

1-й уровень - организационный;

2-й уровень - информационный;

3-й уровень - технологический.

Первый уровень позволяет выявить этапы, отличающиеся структурной организацией работы. По организационно-структурной схеме различают следующие этапы:

1) подготовка и анализ данных;

2) подготовка задачи;

3) разработка альтернатив;

4) принятие решения.

Второй уровень выделяет этапы, различающиеся по характеру используемой информации. По такой информационной схеме выделяются следующие этапы:

1) получение и подготовка данных;

2) формулировка проблемной ситуации;

3) подготовка задач;

4) разработка модели и метода решения;

5) разработка альтернатив;

6) прогноз и оценка;

7) определение (уточнение) критериев выбора;

8) выбор;

9) оформление решения.

Третий уровень показывает группы однородных технологических операций в процессе решения, т.е. операций по обработке информации,- информационную технологию. Здесь выделяют следующие этапы:

1) поиск, получение и восприятие данных;

2) фильтрация «сжатие» данных;

3) выявление ситуаций и постановка проблемы;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.