на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Педагогический контроль за физической подготовленностью школьников - (диплом)
p>В задачи настоящего исследования входило: выявить влияние средств и методов физического воспитания. Других факторов учебно-воспитательной работы в школе на уровень физической подготовленности не проводилось.

Содержание учебной программы по физической культуре органически связано с комплексом ГТО. Но смысл уроков не должен сводиться к непосредственной подготовке и сдачи норм комплекса. Работа по комплексу ГТО должна составлять основу внеклассной, а не учебной работы. Но фундамент в виде общей физической подготовки, вооружение каждого ученика необходимыми знаниями и умениями обеспечивает программа, которая реализуется на обязательных уроках.

    III. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ №92.

Физическую подготовленность мы изучали в различных по форме движениях, в которых в той или иной мере проявляются быстрота, сила, ловкость, выносливость или их сочетание. Причем степень развития этих качеств определяет меру двигательных возможностей детей, уровень их общей физической подготовленности, который влияет и на овладение учебными нормативами по физкультуре и на овладение другими более сложными двигательными умениями.

Для исследования физической подготовки на каждого школьника (по полу и возрасту) заполнялась карточка, в которую вносились данные о двигательных умениях в начале учебного года (сентября) и в конце (май) каждого учебного года. В ней же фиксировались результаты контрольных упражнений. К основным физическим качествам человека относят силу, быстроту, выносливость, проявляемые в двигательной деятельности, а также прыгучесть и ловкость, непосредственно связанные с ними морфо функциональные свойства организма. Эти качества определяют различные физические способности человека ( силовые, скоростные, координационные и т. д. ) и реализуются в них.

    В процессе возрастного развития изучались:
    прыжок в длину с места, см;
    сила кисти, кг;
    вис на согнутых руках;
    бег 30х10, с;
    сед за 30, с;
    наклон вперед, с.

В методике испытаний мы придерживались следующих положений: Соблюдение единства условий в испытаниях.

    Доступность и доходчивость заданий и требований.
    Возможность выявления максимальных достижений школьника.

Простота и привычная обстановка испытаний (зал, спорт. площадка). Выражение данного учета в цифровых показателях (см, сек).

    Простота записей учета.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ. Табл. 1. 2. При анализе таблиц по каждому виду испытаний можно видеть, что уровень физической подготовленности как девочек-девушек, мальчиков-юношей, повышается, но по каждому виду испытаний рост достижений имеет свои особенности. в одних видах идет неуклонное и почти равномерное нарастание достижений у мальчиков и у девочек. В других рост достижений идет в виде “ножниц”: чем старше возраст, тем больше разница в результатах у мальчиков и девочек. В третьих–результаты девочек, в некоторых возрастных группах выше мальчиков, как например, сила кисти.

Детальный анализ каждого теста позволяет выявить возрастно-половые особенности и закономерности.

    А. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ.
    а) Прыжок в длину с места.

Характерной особенностью возрастного развития движений по прыжкам с места в длину является то, что достижения мальчиков и девочек нарастают неравномерно. Небольшая величина прыгучести и равномерное увеличение результата в младших возрастах с 8 до 13 лет (106, - 146, 2 см у девочек и 119, 8 - 184, 2 см у мальчиков), с 13-летнего возраста у мальчиков прыгучесть резко увеличивается (194, 1-216, 5 см), тогда как у девочек (152, 9–170, 7 см). Увеличение незначительное. Эти половые различия сохраняются в последующие годы, у мальчиков результат достоверно увеличивается, достигая 216, 5 см, а у девочек только 170, 7 см.

Полученные данные позволяют сделать практические выводы, связанные с контрольными упражнениями по прыжкам для учебных занятий на уроках. Постепенное равномерное повышение требований по прыжкам из класса в класс не совпадает с фактическими возможностями школьников, особенно девочек. Поэтому для мальчиков с 14 лет требования к прибавке длины прыжка должны быть несколько меньше по сравнению с другими возможностями. У девочек же последовательное повышение возможно до 14 лет. А далее, с 15 лет и старше, очень важно сохранить уровень достигнутых к этому возрасту результатов (при 2 часах в неделю на уроки физической культуры).

Результаты достижений по возрастным группам и по классам представлены в приложении (Рис. 1, 2, 3).

    б) Кистевая сила.

Силовой показатель увеличивается у мальчиков с 12, 6 кг до 27, 5 кг; у девочек с 10, 4 кг до 24, 8 кг. Выявляется возрастная закономерность. Мальчики до 10 лет несколько опережают девочек, с 13 лет силовой потенциал выше у девочек (27, 7кг), с 14 лет у девочек и у мальчиков кистевая сила увеличивается. Таким образом, с 11 до 13 лет как у мальчиков, так и у девочек отмечается относительно равномерное увеличение указанного показателя физической подготовленности. С 14 лет у мальчиков имеют место наибольшие годовые прибавки 12, 0 %, а у девочек на 13, 9%.

Таким образом, если до 13 лет у школьников существенной разницы показателя у мальчиков и девочек не обнаруживается, то с 14 лет явно проявляются половые различия. Последнее, по-видимому, правильнее объяснить недостатком в физическом воспитании, а не физиологической закономерностью. В связи с этим целесообразно усилить подготовку мальчиков по соответствующему виду физической деятельности. И во-вторых, учитывая большой процент вариабильности, необходимо дифференцированное обучение на уроках физической культуры.

в) Вис на согнутых руках – показатель, характеризующий силовую выносливость. При анализе таблиц, сила у мальчиков с 11 до 17 лет увеличивается в 2, 5 раза (с 18, 0 сек в 11 лет до 50, 0 сек в 17 лет). Прирост с 11 до 13 лет незначительный (период интенсивного роста), когда увеличение мышечной массы отстает от роста скелета (развития функциональных особенностей мышечной системы). После 13 лет ежегодный прирост силы возрастает и достигает максимума 50, 0 сек при высокой степени достоверности Р

Указанные данные дают основание считать, что физический показатель формируется в процессе обучения. Однако необходимо развивать силу мышц сгибателей плечевого пояса.

    г) Бег 3х10 – “Челночный бег”.

С возрастом скорость движений детей увеличивается, особенно в 10-13 лет и достигает максимума к 14-15 годам, особенно частота движений. Наибольшее увеличение быстроты движений происходит от 11 до 14-15 лет. Длительность удержания определенного темпа и совершенствование дифференцирования темпа движений достигает максимума примерно к 13-15 годам. При этом у мальчиков в 11-13 лет темп движений больше, чем у девочек. С 14-ти лет различия сглаживаются, а затем в 15-17 темп движений примерно равный. Таким образом, динамика совершенствования темпа движений претерпевает достоверные изменения с 11 до 17 лет (у мальчиков с 9, 43 сек до 8, 29 сек; у девочек с 10, 4 до 8, 8 сек). Поскольку достоверных изменений не возникло между возрастными группами (средней и старшей у мальчиков и девочек) полагаем, что учебно-воспитательная работа по этому виду движений должна быть усилена. д) Сед за 30 сек.

Уровень двигательных возможностей наиболее полно отражает функциональное состояние организма школьников, которое проявляется в умении выполнять различные двигательные действия при соответствующем уровне развития двигательных качеств.

Из приведенных в таблицах данных видно, что явных изменений в этом виде упражнений не произошло, в обеих возрастно-половых группах до 14 лет, после чего у мальчиков сократимость мышц брюшного пресса увеличивается, у девочек остается почти без изменений.

Учителя школы оправдывают свою невнимательность к этому виду “особенностями организма девушек”. Однако усиление силы мышц брюшного пресса имеют существенное значение в поддержание нормального анатомического положения органов брюшной полости. Материал, представленный в таблицах указывает на недоработку в учебно-воспитательной работе по этому виду движений. Учитывая неодинаковый уровень физической подготовленности следует к каждому из школьников подходить индивидуально, так как повседневной жизнью подтверждается то положение, что физически подготовленный человек имеет лучшую производительность труда, высокую работоспособность, высокую физическую дееспособность.

Таким образом, физическая подготовленность школьников по прыжкам в длину с места показывает на неравномерность роста достижений по возрастным группам. Достижения постепенно растут, но у девочек после 16 лет все же незначительно, а у юношей нарастает прыгучесть больше.

Результаты по кистевой силе и вису на согнутых руках у мальчиков выше, чем у девочек. Большая вариабельность говорит о недостаточной учебно-воспитательной работе по данным видам движений.

В беге на скорость (3х10м) закономерность развития достижений имеет свою особенность. Мальчики школьного возраста бегают быстрее девочек, тогда как и девочки должны иметь равноценное развитие скоростного качества. В учебно-воспитательной работе учителей этот факт не учитывается.

Б. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ, НАПРАВЛЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ.

Для каждого возрастного периода школьников свойственны анатомо-физиологические особенности. Из этих особенностей исходят педагоги, психологи, врачи, специалисты по физической культуре при составлении школьной программы по физкультуре, определяются задачи, содержание, формы, нагрузка на уроках физической культуры и другие вопросы. Исходя из особенностей детского и юношеского возрастов, их физического развития и физической подготовки устанавливаются учебные нормативы и нормативы БГТО и ГТО. Эти особенности детей не являются постоянными и неизменными. В результате целого ряда факторов внешней среды, совокупности условий жизни, включая и организованный процесс физического воспитания, типичные для школьного возраста признаки их возможности изменяются.

Как пишет Л. П. Матвеев (1984) “принимая во внимание возрастные особенности, очень важно исходить из того, что задачей учителя отнюдь не является пассивное приспособление к ней. Наоборот, он должен содействовать прогрессивному их изменению, вдумчиво используя условия и закономерности объективного процесса развития человека. Надо активно подкреплять и поправлять, даже преднамеренно вызывать желаемые изменения в функциональных проявлениях организма. Тем более необходимо выявлять и очень строго учитывать в процессе обучения и воспитания все индивидуальные проявления возрастных особенностей, чтобы строить учебно-воспитательную работу на основе реальных возможностей детей. В этом отношении прежде всего нужно иметь ввиду процесс интенсивного роста и развития детского организма, протекающий хотя и неравномерно, но непрерывно на протяжении всех школьных возрастных периодов. Обмен веществ в организме может быть активизирован значительным объемом двигательной деятельности в повседневном режиме для учащихся. Сохранить достаточные энергетические ресурсы можно регулировкой физических нагрузок, не допуская изнуряющих, исчерпывающих энергетические ресурсы усилий, а также обеспечением необходимого отдыха и полноценного питания.

Вторая особенность, характерная для всего школьного возраста и требующая постоянного внимания к себе, - это незрелость и недостаточная устойчивость детского организма по отношению к различным внешним влияниям, с чем и связана высокая степень его решимости. В связи с этим необходимо, во-перых, беречь организм от таких воздействий и влияний, которые еще не соответствуют его возможностям и, поэтому вызывают различные перенапряжения и тормозят процесс развития, во-вторых, настойчиво, но строго последовательно укреплять и закаливать организм, повышать его жизнеспособность и сопротивляемость неблагоприятным внешним влияниям.

Для достижения этого нужно знать конкретное состояние в данный период всех систем и органов, продуманно отбирать и применять упражнения, рассчитывать объем, интенсивность и распределение во времени соответствующих нагрузок, с большой ответственностью обеспечивать оптимальные гигиенические условия занятий, а также техническую исправность снарядов, достаточную страховку и т. д.

Так, А. А. Минк (1980) указывает, что учитывая особенности опорно-двигательного аппарата, необходимо настойчиво избегать неправильных поз, высоких нагрузок на позвоночник, одностороннего напряжения мышц туловища, сильных толчков и сотрясений тела, перенапряжения суставно-связочного аппарата и мышц при длительных мышечных усилиях, особенно статического характера и т. п. В то же время следует постоянно активизировать деятельность мышечной системы, выравнивая уровень развития отдельных мышечных групп и контролируя эту работу по осанке.

Большую осторожность в нагрузках необходимо соблюдать в отношении органов кровообращения и дыхания, особенно в среднем школьном возрасте. Широко пользуясь упражнениями, вызывающими усиленную деятельность этих органов, необходимо строго дозировать физические напряжения, помня о слабой сократительной способности сердечной мышцы в младшем школьном возрасте, недостаточном совершенстве аппарата регуляции сердечной деятельности вплоть до конца переходного (среднего) возраста, физиологическом узкогрудии и других особенностях детского организма. Постоянно следует помнить об опасностях для сердца завышенных, излишне уплотненных нагрузок в беге и аналогичных ему циклических движениях, больших мышечных напряжений с натуживанием, а также формирования усилия после гриппа, ангины и других болезненных состояний. Наибольшее внимание следует уделять неокрепшей еще нервной системе детей, к которой постоянно предъявляются очень высокие требования всеми учебными предметами. Интеллектуальные усилия в процессе обучения двигательным действиям, контроль за своими движениями и управление ими, повышенные волевые и эмоциональные напряжения, связанные с преодолением разного рода трудностей в условиях двигательной деятельности, - все это тоже является значительной нагрузкой для нервной системы. Правильное регулирование, видоизменение и постепенное, строго последовательное увеличение этой нагрузки позволяет укрепить нервную систему и повышать ее работоспособность. Необходимо иметь ввиду еще одну особенность детей–их легкую, часто излишне повышенную возбудимость, а также тесно связанную с ней высокую реактивность. Легкая возбудимость характерна для большинства детей всех возрастных групп, хотя степень ее выражения неодинакова. Она выше всего у младших школьников, долго еще сохраняется у подростков и начинает заметно спадать только в старшем школьном возрасте. Это явление обусловлено общими функциональными особенностями нервной системы детей. Осложняет работу еще и недостаточная устойчивость внимания, поверхностность восприятий, эмоциональная несдержанность и др. Высокая реактивность детей выражается в быстрых, часто преждевременных, и сильных реакциях. При этом они далеко не всегда достаточно целесообразно, а иногда и опасны. Наиболее ярко это качество проявляется в подростковом возрасте.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.