на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ - (диплом)
p>§ 3. Проект летнего пришкольного семейного реабилитационно-оздоровительного центра “Веселая семейка”

Выше был рассмотрен опыт работы реально существующих сегодня реабилитационных семейных центров. Теперь опишу предположительную деятельность семейного реабилитационно– оздоровительного центра “Весёлая семейка”. Сегодня очень много заброшенных нефункционирующих лагерей, расположенных в лесах нашей области. Я предлагаю при содействии государственных и муниципальных структур подобный лагерь обустроить, привести в порядок и организовать на этом месте летний пришкольный семейный реабилитационно-оздоровительный центр “Веселая семейка”. Суть заключается в том, что центр функционирует в летние месяцы главным образом для эмоционально и материально неблагополучных семей (семья с ребенком-инвалидом, с ребенком с хроническим заболеванием, семьи-беженцы и семьи вынужденных переселенцев, многодетные, неполные семьи, семьи национальных меньшинств, семьи военнослужащих, семьи опекунов и усыновителей с приемными детьми-наркоманами, токсикоманами, правонарушителями и т. п. ).

Для данных типов семей путевки в центр “Веселая семейка” предоставляются бесплатно государственными и муниципальными организациями (например, Управлением социальной защиты населения). Не исключена возможность того, что “благополучные” семьи изъявят желание отдохнуть в этом центре. Но для таких семей вводится оплата за отдых в размере 10% от полной стоимости путевки на одного члена семьи, а 90% оплаты также находятся на государственном или муниципальном обеспечении.

Данный центр включает в себя возможность принимать лишь семьи учащихся одной школы, допустим, школы № 33 г. Тамбова, а также семьи, закрепленные за социальным педагогом данной школы по микрорайону.

Распределение семей по отрядам лучше производить с учетом возрастных особенностей детей, чтобы сверстники могли общаться друг с другом. Но нельзя распределять семьи по отрядам в соответствии с их проблемами, то есть нельзя создавать отряды семей-беженцев, семей с детьми-инвалидами, семей с приемными детьми и т. д. иначе не будет возможна эмоциональная раскрепощенность отдыхающих. Они могут себя почувствовать больными в клинике, где их распределяют по палатам в соответствии с их заболеваниями.

А что касается количества отрядов и семей в них, то предположительно в центре будет 9 отрядов, в каждом отряде от 7 до 9 семей, а это значит, что в центре “Веселая семейка” количество отдыхающих примерно 250-270 человек за одну смену.

ЦЕЛИ летнего пришкольного семейного реабилитационно-оздоровительного центра “Веселая семейка”:

1) Повысить эффективность работы школьного социального педагога при помощи контакта со своими клиентами (учащимися и их семьями) в период летних каникул; 2) Оказать материальную и эмоциональную помощь клиентам;

3) Выработать в клиентах чувство эмоционального единения друг с другом; 4) Добиться улучшения эмоционально-психологического климата семьи. ЗАДАЧИ центра:

1) Разработать критерии повышения эффективности деятельности социального педагога в центре;

2) Разработать план работы на текущую смену и режимные моменты; 3) Заполнить досуг отдыхающих;

4) Проводить индивидуальную и психологическую работу с клиентами; 5) Дать возможность не сталкиваться с материальными трудностями хоть и на короткий срок;

    6) Помочь увеличить доходы семьи.
    Теперь рассмотрим пути реализации данных задач и целей.

Начнем с задач. Итак, 1-ая задача - это как же разработать критерии повышения эффективности деятельности социального педагога? Наиболее важным в решении этой задачи является то, что социальный педагог практически непрерывно (за исключением его собственного отпуска) сотрудничает и работает со своими клиентами, то есть с учениками и их семьями, причем, хотелось бы вновь заметить, с неблагополучными семьями и в эмоциональном и в материальном плане, и в то же время, не исключая возможности присутствия в данном центре благополучных семей. Во-первых, их присутствие необходимо для создания в центре психологически нормальной среды, то есть, чтобы неблагополучные семьи себя таковыми не чувствовали, не ощущали бы себя в спец. лагере для “неправильных”. Во-вторых, благополучные семьи будут являться положительным примером для подражания, вызывая так называемую “зависть” у остальных семей, то есть они будут стремиться к налаживанию психологической сферы и в своей семье. В-третьих, семьи без особых проблем вносят определенную плату в стоимость путевки, что тоже может быть плюсом для финансирования центра. В-четвертых, социальный педагог будет иметь возможность общаться и опираться на пример благополучных семей, в том же время, не нарушая контакта и с ними, что, несомненно, повышает эффективность его деятельности в данном центре и даст свои плюсы в его дальнейшей работе в учебное время.

Вторая задача - разработать план работы на текущую смену и режимные моменты. Длительность одной смены предположительно от 18 до 24 дней. План работы с отдыхающими на текущую смену представляет собой план мероприятий и заполнения досугового времени отдыхающих. Примерный план мероприятий на 1-ую смену длительностью в 18 дней (например, с 8 по 25 июня).

Режимные моменты должны быть разработаны с учетом различия в возрасте отдыхающих (в отличие от детских реабилитационных центров и детских оздоровительных лагерей в данном семейном центре большая половина отдыхающих взрослые). Поэтому режим дня разработан, учитывая эту особенность, и не несет в себе строго обязательные моменты. Например, в послеобеденное время необязательно всем ложиться спать во время тихого часа. Семьи с детьми младшего школьного возраста могут остаться в своих комнатах, а семьи с детьми постарше могут сходить на лодочную пристань, поплавать на лодке или сходить на пляж, в общем, могут проводить время по желанию, только не создавая шум на территории центра, так как кто-то в это время, возможно, отдыхает.

Третья задача - заполнить досуг отдыхающих, - перекликается со второй задачей в плане разработки мероприятий. И вновь нужно учитывать разновозрастность отдыхающих. Нужно проводить такие мероприятия, которые были бы интересны как детям так и взрослым. Например, я думаю поиграть в лапту, разбившись на команду детей и команду взрослых, было бы интересно и тем и другим. Можно было бы подключить к игре и воспитательский состав и организатора досуга. Это придало бы игре большой азарт.

Четвертая задача касается непосредственной работы социального педагога и психолога с клиентами. Социальный педагог в течение смены должен проводить беседы с каждой семьей отдельно, а также отдельно с родителями и детьми, выясняя улучшения или ухудшения семейного климата. Также социальный педагог должен продолжать вести учет проблем каждой семьи и помогать решать их. Например, помогая семье безработных, он в определенные дни и время посещает биржу по безработице и узнает ситуацию (перспективу появления рабочих мест). Или же, чтобы отдыхающие в течение смены не покидали центр в целях решения своих проблем, социальный педагог посещает соответствующие учреждения по вопросам денежных пособий и т. п.

А психолог выполняет психологическую реабилитацию клиентов (беседы, методики, тесты и т. п. ), взаимодействуя в своей работе с социальным педагогом. Пятая задача автоматически реализуется в течение смены. Так как семейный центр “Веселая семейка” находится на гос. бюджете, то отдыхающие будут иметь возможность получать необходимые материальные блага (гигиенические услуги выдача постельного белья, душ, мед. осмотр; бесплатные медицинские и психологические консультации; питание и т. п. ) бесплатно, что избавляет их от проблем по финансовой части и от часто возникающих вопросов у семей в условиях жизни вне центра: “Где же взять денег, чтобы завтра купить хлеб? ”, “Чем оплачивать квартплату? ” и т. п. Особенно эти проблемы касаются малообеспеченных, многодетных семей, семей-беженцев и вынужденных переселенцев и т. п. Шестая задача - помочь увеличить доходы семьи, - может реализоваться следующим образом: в центре должности уборщика и дворника свободны, также возможен вариант свободных должностей подсобных рабочих, работников кухни и т. п. Некоторые взрослые и подростки, отдыхающие в семейном центре “Веселая семейка” таким образом могут иметь возможность занять такие должности за соответствующую оплату. Естественно, что отдыхающие не обязаны выполнять эту работу (кроме уборки своих комнат и корпусов), но если у кого-то возникнет желание подработать, то таким образом они смогут поправить свое материальное положение.

При разрешении всех этих задач вытекает и достижение целей семейного центра “Веселая семейка”, а конкретно, повышается эффективность работы школьного социального педагога, оказывается материальная и эмоциональная поддержка отдыхающим, а 3-я и 4-ая цель - улучшение эмоционально-психологического климата семьи и чувство эмоционального единения друг с другом - достигается в течение 18 дней посредством тесных контактов родителей со своими детьми, детей с родителями, родителей друг с другом; у детей как и родителей возможно появление новых друзей, новых интересов, эмоциональная разрядка.

Социальный педагог может занимать в центре параллельно должность старшего воспитателя или даже заместителя директора.

    Глава 3 Из опыта работы социальных педа
    гогов в школах г. Тамбова

§1. Социально-воспитательная направленность деятельности социального педагога школы № 6 г. Тамбова

Бытует мнение, что в современных школах эффективно осуществляется только образовательная и развивающая функции и, следовательно, школа отказывается от организации воспитательной работы с учащимися.

Это мнение, на мои взгляд, ошибочно, так как появившиеся в настоящее время подходы различной направленности к разработке содержания воспитания определили поиск организаторов воспитательного процесса, включая социальных педагогов в планирование воспитательной работы. Так, например, пытаясь добиться лучших результатов в осуществлении воспитательной деятельности, социальные педагог, классные руководители Тамбовской средней школы №6(экономико-математический лицей) во главе с заместителем директора по воспитательной работе Л. А. Сошкиной активно используют в своей работе различного рода педагогические находки школ страны применительно к своим условиям. В школе практикуется несколько программ воспитательной работы. Наиболее интересные из них: "Я живу среди людей" (г. Москва), "Воспитание человека культуры" (Ростовский ИПК), целевые программы по О. С. Газману, планирование воспитательной работы по Ю. П. Сокольникову.

Работа и анализ полученных результатов воспитательной работы определили целесообразность распределения имеющихся программ в соответствии с возрастными особенностями учащихся следующим образом:

1-4 классы - программа воспитательной работы "Я живу среди людей"; 5-8 классы - программа "Воспитание человека культуры";

9-11 классы - целевые программы по 0. С. Газману, планирование воспитательной работы по Ю. П. Сокольникову. Цель программы "Я живу среди людей" - формирование у детей положительного социального опыта, позволяющего ребёнку свободно ориентироваться в жизни современного общества в условиях города. Задачи данной программы:

1) нормировать навыки культурного общения со своими сверстниками и людьми старшего возраста;

2) расширить кругозор ребят, удовлетворять их любознательность в познании окружающего мира; 3) воспитывать в детях милосердие, стремление прийти на помощь к тем, кто в ней нуждается;

4) воспитывать чувство единства с природой, сознание бережного отношения к ней. Программа состоит из нескольких тематических циклов:

    1. Мой дом, мои родные и близкие.
    2. Моя школа, мои друзья.
    3. Пешеходная азбука города.
    4. Знакомство со службами города и профессиями.
    5. Мы с тобой уже с рождения тамбовчане.
    6. Будем жить в ладу с природой!
    7. Спорт любить - здоровым быть!

Социальный педагог совместно с классным руководителем могут выбрать на год несколько тематических циклов и строить социально-воспитательную работу по каждому из них на протяжении одного-двух месяцев. 1 [1 Педагогическая копилка: Материалы из опыта учебно-воспитательной работы школ г. Тамбова. - Тамбов: ТГУ, 1996. - 32с. , стр. 24]

Выбирая несколько тематических циклов, социальный педагог планировала социально-воспитательную работу на одну четверть используя таблицу (см. приложение № 2).

Другая программа, "работающая" в данной школе, -"Воспитание человека культуры" - преследует цель - формирование и развитие духовной сущности личности. По этой программе социально-воспитательная работа строится в виде мероприятий, выбираемых в соответствии с желаниями и интересами детей. (Схему данной программы см. в приложении № 3).

Представляет интерес, практикующаяся в школе программа социально-педагогической работы, разработанная Ю. П. Сокольниковым. В ней эта деятельность планируется по-иному:

1. Психолого-педагогическая характеристика класса. Анализ состояния учебно-воспитательной работы.

    2. Задачи социально-педагогической работы.

В индивидуальной работе особое внимание обращается на следующие группы учащихся, имеющие примерно одинаковые уровни отношения к коллективу и его деятельности: 1-ая группа (Ф. И. )- задачи: ....

    2-я группа (Ф. И. )- задачи: .... и т. д.

Таким образом обращается внимание на следующих учащихся, требующих индивидуального подхода: Ф. И. , задачи, пути индивидуального подхода. 3. Система мер по решению поставленных задач. (Пример ведения таблицы см. в приложении № 4). 4. Работа с родителями.

    5. Дополнения, внесённые в план в ходе работы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.