p>6. Анализ результатов выполнения плана работы. 1 [1 Педагогическая копилка: Материалы из опыта учебно-воспитательной работы школ г. Тамбова. - Тамбов: ТГУ, 1996. - 32с. , стр. 28]
§ 2. Анализ работы с неблагополучными семьями социального педагога школы № 17 г. Тамбова
Социальный педагог общеобразовательной средней школы № 17 г. Тамбова Л. Н. Близнецова составляет квартальные отчеты о своей работе. Вот выписка из одного отчёта за 1999 год: "В своей работе я руководствуюсь нормативным документом “Положением о социальном педагоге образовательного учреждения” (см. приложение № 9)1 [1Нагавкина Л. С. , Крокинская О. К. , Косабуцкая С. А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов– СПб. : КАРО, 2000. – с. 171-175]. В этом году я работаю с неблагополучными семьями. Эти семьи, в связи с тем, что мы с вами живём в такое сложное время, когда наше общество постепенно нищает в плане нравственном и экономическом, возрастают. Вы знаете, что это особая категория семей, которые дают нам детей психологически незащищенных. Задача социального педагога - изучить психолого-педагогические особенности личности и ее микросреды, условия жизни семьи; обеспечить ребенку из такой семьи душевный покой и свободу, чувство защищённости и уважение. Свою работу я начала с выявления неблагополучных семей (на данный момент их 30). Эту работу я проводила в тесном контакте с педагогами нашего коллектива. С пониманием отнеслись к этому вопросу многие учителя начальных классов. Например, двое из них оказывают в своих классах социальную помощь детям из неблагополучных семей. Многие дети из таких семей бесплатно питаются. В школе была организована помощь по сбору одежды детям, временно проживающим в детских домах. Например, Кружнов Эдуард из 3 "Б" прожил 2 недели дома абсолютно один, так как мать пьет и может несколько дней не появляться дома, а отца у Эдуарда нет. А у Волкова Димы, наоборот, нет матери. Он живёт только с отцом, который иногда выпивает, а иногда подрабатывает. И, следовательно, эти дети брошены. А в моменты, которые могут превращаться в месяцы, когда родители "отлучаются", дети временно находятся в детском доме. Ещё один мальчик живёт с папой. Мамы нет. Отец не работает, пьет. Живет семья случайным заработком. Ребёнок зачастую голодает. В данное время с ними проживает брат отца. Он работает и немного поддерживает семью. Посещая данную семью с одним из педагогов, мы предлагали оформить мальчика в интернат. Ответ был отрицательным: "Я сам из детского дома и ребёнка туда не отдам. "Папа был приглашён в школу. С ним состоялась серьёзная беседа.... Затем появились небольшие результаты. Например, после осенних каникул ребёнок пришёл в школу подстриженным, ухоженным и весёлым. Мы с классными руководителями посетили все неблагополучные семьи и поставили их для себя на учёт. Ежедневно по плану социальный педагог посещает данные семьи, поддерживает отношения с семьей, совместно решает проблемы воспитания в тесном контакте с классными руководителями. Но порой поступает сигнал тревоги, и семью приходится посещать несколько раз. А мать Кружнова Эдуарда была приглашена нами на заседание микросовета. Но она не пришла. Мы довели до сведения органы милиции о назначении матери Кружнова на лечение. Также на заседание была приглашена семья Лашиных. Присутствовал лишь отец Саши Лашина, так как мать пьёт, детьми не занимается. Стал вопрос о дальнейшем обучении Саши. Он оставлен в 5-ом классе на 3 год. Решение педсовета ходатайствовать перед департаментом образования о переводе Саши в ЦОМ. Работа социального педагога даёт не сразу положительные результаты. В своей работе мы сталкиваемся с разными трудностями, с различными ситуациями. И хочется видеть наших детей счастливыми и радостными". А второй социальный педагог средней, школы № 17 г. Тамбова В. М. Нидомолкина руководствуется следующими нормативными документами: 1. Информационный сборник № 9 за 1990 г. "Положение об общей инспекции по охране детства в Российской Федерации". 2. Вестник образования № 5 за 1993 г. "О неотложных мерах по социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей". 3. Вестник образования № 8 за 1993 г. , в котором изложена "Конвенция о правах ребёнка", ратифицирована 13 июня 1990 г.
4. Кодекс о браке и семье Российской Федерации. 5. "Работа с родителями" (пособие для учителя).
"Я строю свою работу на каждый день. Важным направлением в своей работе я считаю работу с опекаемыми, подопечными, неблагополучными семьями. В настоящее время в школе обучаются 17 опекаемых и подопечных учащихся разновозрастных групп (от 1 до 11 класса). Работать приходится как с опекаемыми и подопечными, так и с их опекунами и попечителями. В большинстве семей они справляются со своими обязанностями. Однако бывают случаи, когда опекуны в силу своих личных недостатков, зачастую связанных с пьянством, не выполняют своих обязанностей. Помимо того, что мне приходится работать с семьями 17 опекаемых учеников нашей школы, также мне приходится работать с 20 семьями опекаемых и подопечных детей микрорайона нашей школы. С целью более глубокого изучения условий жизни опекаемых и подопечных, а также контроля за работой опекунов, приходится постоянно заниматься составлением первичных и контрольных актов обследования жилищно-бытовых и материальных условий жизни детей. Два раза в году приходится составлять такие акты и сдавать в орган опеки и попечительства. На сегодняшний день в школе 69 многодетных семей. Администрация школы большое внимание уделяет социально незащищенным многодетным, опекаемым семьям. В настоящее время уже составлены социальные паспорта на семьи этих детей, дана характеристика их условий жизни, а также с историй их болезни. Практически все дети имеют 1 или 2 группы инвалидности. § 3. Деятельность социальных педагогов средней общеобразовательной школы № 33 г. Тамбова В тамбовской средней общеобразовательной школе № 33 работает два социальных педагога - Т. А. Шемаева и Т. Ф. Куприна. Опишу эпизод работы социального педагога в школе на примере плана работы на 2000 –2001 гг. Куприной Т. Ф. , пятидневный рабочий день, которой длится с 9. 00 до 16. 00: 1. Работа с малообеспеченными, многодетными и неблагополучными семьями. (При этом используется связь с классными руководителями). 2. Составление картотеки на каждого ребёнка из многодетной или неблагополучной семьи (см. приложение № 11). 3. Обеспечение льготными проездными билетами детей из многодетных, малообеспеченных семей. 4. Постановка на бесплатное питание детей из многодетных и малообеспеченных семей. 5. Выдача пособий на школьную и спортивную форму. 6. Акты обследования жилищно-бытовых условий. 7. Акты обследования семьи учащегося (схему акта см. в приложении № 10). 8. Организация летнего отдыха (май - август). Итак, из вышеизложенного текста видно, что социальный педагог работает с опекаемыми семьями, а также работает в области охраны прав детства (см. приложение № 5 и № 6). Социальными педагогами школы № 33 г. Тамбова составляются акты обследования жилищно-бытовых условий опекаемого учащегося. За социальными педагогами школы № 33 закреплены 25 малообеспеченных и многодетных семей по микрорайону. Дети из 13 данных семей учатся в школе № 33. Также в данной школе ведётся работа с детьми девиантного поведения, но, согласно внутреннему распорядку, этой работой занимается заместитель директора по воспитательной работе Качарава К. Д. Каждые полгода социальные педагоги составляют отчет о работе с малообеспеченными и многодетными семьями, с детьми-сиротами, с детьми, оставшимися без попечения родителей, проживающими в микрорайоне школы № 33. Составляют социальный паспорт учащегося (см. приложение № 12). Социальные педагоги школы № 33 в своей работе руководствуются теми же нормативными документами, что и социальный педагог школы № 17. Социальные педагоги школы № 33 имеют и много других функций в своей работе кроме вышеописанных. Совместно с классными руководителями они принимают участие в составлении характеристик на учащихся. Характеристика на учащегося составляется в процессе его обучения в школе несколько раз: 1. Первая полная характеристика ученика при переходе в 5 класс. 2. Промежуточная характеристика ученика в конце каждого учебного года. 3. Вторая полная характеристика ученика, даваемая ему при переходе в 9 класс. 4. Третья полная характеристика, выдаваемая выпускнику. 1 [1Организация воспитательной работы в школе: для заместителей директоров по воспитанию, классных руководителей и воспитателей/Библиотека администрации школы. Образовательный центр “Педагогический поиск” (под ред. Гуткиной Л. Д. , М. , 1996. - 79 с. , - стр. 41] § 4. Обобщение опыта социально-педагогической деятельности в школах г. Тамбова Я рассмотрела работу социальных педагогов 3-х школ г. Тамбова в ее различных проявлениях и формах. Социальный педагог школы № 17 делает в своей работе основной упор на детей из неблагополучных семей и фиксирует свою работу в своем рабочем дневнике. Социальный педагог школы № 33 в основном акцентирует свое внимание на детях из многодетных и малообеспеченных семей и детях-сиротах. Фиксирует свою работу в форме полугодовых отчетов. Социальный педагог школы № 6 в союзе с заместителем директора по воспитательной работе и классными руководителями строят свою работу на социально-воспитательной деятельности. Свою работу фиксирует в планах-таблицах. Если рассматривать их направления работы в совокупности, то можно прийти к следующим выводам: направления работы школьного социального педагога следующие: помощь семье в проблемах, связанных с учебой и воспитанием ребенка; помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его воспитание и обучение; привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-значимых мероприятий, акций; распознавание и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка с целью предотвращения серьезных последствий; консультирование (групповое и индивидуальное) детей и их родителей, лиц, заменяющих родителей по вопросам разрешения проблемных жизненных ситуаций; выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов соответствующих учреждений и организаций; помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми. А основными задачами социального педагога является предотвращение проблемы, своевременное выявление и устранение причины, порождающий ее; обеспечение профилактики различного рода проявлений отклонений в поведении, в общении и отношениях людей, и, таким образом, задача социального педагога - оздоровление окружающей среды ребенка. Школьный социальный педагог должен обязательно знать закон РФ “Об образовании”, Конвенцию о правах ребенка, основные закономерности развития личности, специфику формирования отношений в социуме; экологическое, демографическое положение в стране, социально-педагогическую характеристику различных сфер микросреды; формы и методы социальной работы с семьей, с различными группами и категориями населения; основы социальной политики, трудового диагностирования личности и ее микросреды; навыки анализа программирования социально-педагогической работы, педагогическую этику. На основе практических наблюдений за работой социального педагога в школе я пришла к выводу, что его базовые умения и качества следующие: слушать клиента и задавать вопросы; проявлять сочувствие, искренность, теплоту, доверие и оказывать поддержку учащимся;
проявлять выдержку, понимание проблемы и ситуации; деликатность, чувство такта;
быть коммуникабельным, контактным, уметь “разговорить” клиента, совместно определить пути решения проблемы; быть нужным, интересным для окружающих, направляя на это свои личностные возможности, эрудицию, опыт; быть посредником, связующим звеном между клиентом и его окружением; быть неформальным в работе с клиентом, выполнять роль советчика, помощника клиента в решении им собственных проблем, строить взаимоотношения на основе диалога; всегда исходить из позиции гуманизма и милосердия, не осуждать и не упрекать клиента, уважать его достоинство, предупреждать возможности негуманного поведения по отношению к личности или группе людей; защищать от физического или душевного дискомфорта, расстройства, опасности, унижения;
находить себе помощников в работе;
информировать людей о доступности социальных служб для различных групп населения; соблюдать высокие нравственные стандарты своего поведения, исключая любые уловки, ведения кого-либо в заблуждение, нечестные действия, всегда действовать исключительно в интересах клиента; вести работу только в рамках своей компетентности, нести персональную ответственность за качество своей работы; защищать чистоту профессии, уважать и доверять коллегам в ходе профессиональных взаимоотношений и взаимодействия, выступать против неэтичного поведения любого из своих коллег; не использовать свои профессиональные отношения в личных целях, уважать и не разглашать тайну, доверенную вам; стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, уровня квалификации как специалиста в области социальной работы. Основными методами изучения социальных результатов деятельности социального педагога является: наблюдение практической деятельности социального педагога (это формы общения с клиентами, степень удовлетворенности клиента результатами, участие в различных видах деятельности, атмосфера в микросоциуме); беседа с детьми, с родителями, психологом, воспитателями, пед. работниками; анализ анкет, социологических опросников; участие в общем собрании детей, жителей микрорайона, родителей; изучение информационных источников, анализ статистической отчетности, выполнение нормативной документации;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|