на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ - (диплом)
p>6. Анализ результатов выполнения плана работы. 1 [1 Педагогическая копилка: Материалы из опыта учебно-воспитательной работы школ г. Тамбова. - Тамбов: ТГУ, 1996. - 32с. , стр. 28]

    § 2. Анализ работы с неблагополучными семьями
    социального педагога школы № 17 г. Тамбова

Социальный педагог общеобразовательной средней школы № 17 г. Тамбова Л. Н. Близнецова составляет квартальные отчеты о своей работе. Вот выписка из одного отчёта за 1999 год:

"В своей работе я руководствуюсь нормативным документом “Положением о социальном педагоге образовательного учреждения” (см. приложение № 9)1 [1Нагавкина Л. С. , Крокинская О. К. , Косабуцкая С. А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов– СПб. : КАРО, 2000. – с. 171-175]. В этом году я работаю с неблагополучными семьями. Эти семьи, в связи с тем, что мы с вами живём в такое сложное время, когда наше общество постепенно нищает в плане нравственном и экономическом, возрастают. Вы знаете, что это особая категория семей, которые дают нам детей психологически незащищенных. Задача социального педагога - изучить психолого-педагогические особенности личности и ее микросреды, условия жизни семьи; обеспечить ребенку из такой семьи душевный покой и свободу, чувство защищённости и уважение. Свою работу я начала с выявления неблагополучных семей (на данный момент их 30). Эту работу я проводила в тесном контакте с педагогами нашего коллектива. С пониманием отнеслись к этому вопросу многие учителя начальных классов. Например, двое из них оказывают в своих классах социальную помощь детям из неблагополучных семей. Многие дети из таких семей бесплатно питаются. В школе была организована помощь по сбору одежды детям, временно проживающим в детских домах. Например, Кружнов Эдуард из 3 "Б" прожил 2 недели дома абсолютно один, так как мать пьет и может несколько дней не появляться дома, а отца у Эдуарда нет. А у Волкова Димы, наоборот, нет матери. Он живёт только с отцом, который иногда выпивает, а иногда подрабатывает. И, следовательно, эти дети брошены. А в моменты, которые могут превращаться в месяцы, когда родители "отлучаются", дети временно находятся в детском доме.

Ещё один мальчик живёт с папой. Мамы нет. Отец не работает, пьет. Живет семья случайным заработком. Ребёнок зачастую голодает. В данное время с ними проживает брат отца. Он работает и немного поддерживает семью. Посещая данную семью с одним из педагогов, мы предлагали оформить мальчика в интернат. Ответ был отрицательным: "Я сам из детского дома и ребёнка туда не отдам. "Папа был приглашён в школу. С ним состоялась серьёзная беседа.... Затем появились небольшие результаты. Например, после осенних каникул ребёнок пришёл в школу подстриженным, ухоженным и весёлым. Мы с классными руководителями посетили все неблагополучные семьи и поставили их для себя на учёт.

Ежедневно по плану социальный педагог посещает данные семьи, поддерживает отношения с семьей, совместно решает проблемы воспитания в тесном контакте с классными руководителями.

Но порой поступает сигнал тревоги, и семью приходится посещать несколько раз. А мать Кружнова Эдуарда была приглашена нами на заседание микросовета. Но она не пришла. Мы довели до сведения органы милиции о назначении матери Кружнова на лечение.

Также на заседание была приглашена семья Лашиных. Присутствовал лишь отец Саши Лашина, так как мать пьёт, детьми не занимается. Стал вопрос о дальнейшем обучении Саши. Он оставлен в 5-ом классе на 3 год. Решение педсовета ходатайствовать перед департаментом образования о переводе Саши в ЦОМ. Работа социального педагога даёт не сразу положительные результаты. В своей работе мы сталкиваемся с разными трудностями, с различными ситуациями. И хочется видеть наших детей счастливыми и радостными". А второй социальный педагог средней, школы № 17 г. Тамбова В. М. Нидомолкина руководствуется следующими нормативными документами:

1. Информационный сборник № 9 за 1990 г. "Положение об общей инспекции по охране детства в Российской Федерации". 2. Вестник образования № 5 за 1993 г. "О неотложных мерах по социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей". 3. Вестник образования № 8 за 1993 г. , в котором изложена "Конвенция о правах ребёнка", ратифицирована 13 июня 1990 г.

    4. Кодекс о браке и семье Российской Федерации.
    5. "Работа с родителями" (пособие для учителя).

"Я строю свою работу на каждый день. Важным направлением в своей работе я считаю работу с опекаемыми, подопечными, неблагополучными семьями. В настоящее время в школе обучаются 17 опекаемых и подопечных учащихся разновозрастных групп (от 1 до 11 класса). Работать приходится как с опекаемыми и подопечными, так и с их опекунами и попечителями. В большинстве семей они справляются со своими обязанностями. Однако бывают случаи, когда опекуны в силу своих личных недостатков, зачастую связанных с пьянством, не выполняют своих обязанностей. Помимо того, что мне приходится работать с семьями 17 опекаемых учеников нашей школы, также мне приходится работать с 20 семьями опекаемых и подопечных детей микрорайона нашей школы.

С целью более глубокого изучения условий жизни опекаемых и подопечных, а также контроля за работой опекунов, приходится постоянно заниматься составлением первичных и контрольных актов обследования жилищно-бытовых и материальных условий жизни детей. Два раза в году приходится составлять такие акты и сдавать в орган опеки и попечительства. На сегодняшний день в школе 69 многодетных семей. Администрация школы большое внимание уделяет социально незащищенным многодетным, опекаемым семьям. В настоящее время уже составлены социальные паспорта на семьи этих детей, дана характеристика их условий жизни, а также с историй их болезни. Практически все дети имеют 1 или 2 группы инвалидности.

§ 3. Деятельность социальных педагогов средней общеобразовательной школы № 33 г. Тамбова

В тамбовской средней общеобразовательной школе № 33 работает два социальных педагога - Т. А. Шемаева и Т. Ф. Куприна.

Опишу эпизод работы социального педагога в школе на примере плана работы на 2000 –2001 гг. Куприной Т. Ф. , пятидневный рабочий день, которой длится с 9. 00 до 16. 00:

1. Работа с малообеспеченными, многодетными и неблагополучными семьями. (При этом используется связь с классными руководителями). 2. Составление картотеки на каждого ребёнка из многодетной или неблагополучной семьи (см. приложение № 11). 3. Обеспечение льготными проездными билетами детей из многодетных, малообеспеченных семей.

4. Постановка на бесплатное питание детей из многодетных и малообеспеченных семей.

5. Выдача пособий на школьную и спортивную форму. 6. Акты обследования жилищно-бытовых условий. 7. Акты обследования семьи учащегося (схему акта см. в приложении № 10). 8. Организация летнего отдыха (май - август).

Итак, из вышеизложенного текста видно, что социальный педагог работает с опекаемыми семьями, а также работает в области охраны прав детства (см. приложение № 5 и № 6).

Социальными педагогами школы № 33 г. Тамбова составляются акты обследования жилищно-бытовых условий опекаемого учащегося. За социальными педагогами школы № 33 закреплены 25 малообеспеченных и многодетных семей по микрорайону. Дети из 13 данных семей учатся в школе № 33.

Также в данной школе ведётся работа с детьми девиантного поведения, но, согласно внутреннему распорядку, этой работой занимается заместитель директора по воспитательной работе Качарава К. Д. Каждые полгода социальные педагоги составляют отчет о работе с малообеспеченными и многодетными семьями, с детьми-сиротами, с детьми, оставшимися без попечения родителей, проживающими в микрорайоне школы № 33. Составляют социальный паспорт учащегося (см. приложение № 12). Социальные педагоги школы № 33 в своей работе руководствуются теми же нормативными документами, что и социальный педагог школы № 17. Социальные педагоги школы № 33 имеют и много других функций в своей работе кроме вышеописанных. Совместно с классными руководителями они принимают участие в составлении характеристик на учащихся. Характеристика на учащегося составляется в процессе его обучения в школе несколько раз: 1. Первая полная характеристика ученика при переходе в 5 класс. 2. Промежуточная характеристика ученика в конце каждого учебного года. 3. Вторая полная характеристика ученика, даваемая ему при переходе в 9 класс. 4. Третья полная характеристика, выдаваемая выпускнику. 1 [1Организация воспитательной работы в школе: для заместителей директоров по воспитанию, классных руководителей и воспитателей/Библиотека администрации школы. Образовательный центр “Педагогический поиск” (под ред. Гуткиной Л. Д. , М. , 1996. - 79 с. , - стр. 41]

§ 4. Обобщение опыта социально-педагогической деятельности в школах г. Тамбова

Я рассмотрела работу социальных педагогов 3-х школ г. Тамбова в ее различных проявлениях и формах. Социальный педагог школы № 17 делает в своей работе основной упор на детей из неблагополучных семей и фиксирует свою работу в своем рабочем дневнике. Социальный педагог школы № 33 в основном акцентирует свое внимание на детях из многодетных и малообеспеченных семей и детях-сиротах. Фиксирует свою работу в форме полугодовых отчетов. Социальный педагог школы № 6 в союзе с заместителем директора по воспитательной работе и классными руководителями строят свою работу на социально-воспитательной деятельности. Свою работу фиксирует в планах-таблицах.

Если рассматривать их направления работы в совокупности, то можно прийти к следующим выводам: направления работы школьного социального педагога следующие:

помощь семье в проблемах, связанных с учебой и воспитанием ребенка; помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его воспитание и обучение;

привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-значимых мероприятий, акций;

распознавание и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка с целью предотвращения серьезных последствий;

консультирование (групповое и индивидуальное) детей и их родителей, лиц, заменяющих родителей по вопросам разрешения проблемных жизненных ситуаций; выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов соответствующих учреждений и организаций; помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми.

А основными задачами социального педагога является предотвращение проблемы, своевременное выявление и устранение причины, порождающий ее; обеспечение профилактики различного рода проявлений отклонений в поведении, в общении и отношениях людей, и, таким образом, задача социального педагога - оздоровление окружающей среды ребенка.

Школьный социальный педагог должен обязательно знать закон РФ “Об образовании”, Конвенцию о правах ребенка, основные закономерности развития личности, специфику формирования отношений в социуме; экологическое, демографическое положение в стране, социально-педагогическую характеристику различных сфер микросреды; формы и методы социальной работы с семьей, с различными группами и категориями населения; основы социальной политики, трудового диагностирования личности и ее микросреды; навыки анализа программирования социально-педагогической работы, педагогическую этику.

На основе практических наблюдений за работой социального педагога в школе я пришла к выводу, что его базовые умения и качества следующие: слушать клиента и задавать вопросы;

проявлять сочувствие, искренность, теплоту, доверие и оказывать поддержку учащимся;

    проявлять выдержку, понимание проблемы и ситуации;
    деликатность, чувство такта;

быть коммуникабельным, контактным, уметь “разговорить” клиента, совместно определить пути решения проблемы;

быть нужным, интересным для окружающих, направляя на это свои личностные возможности, эрудицию, опыт; быть посредником, связующим звеном между клиентом и его окружением;

быть неформальным в работе с клиентом, выполнять роль советчика, помощника клиента в решении им собственных проблем, строить взаимоотношения на основе диалога;

всегда исходить из позиции гуманизма и милосердия, не осуждать и не упрекать клиента, уважать его достоинство, предупреждать возможности негуманного поведения по отношению к личности или группе людей;

защищать от физического или душевного дискомфорта, расстройства, опасности, унижения;

    находить себе помощников в работе;

информировать людей о доступности социальных служб для различных групп населения;

соблюдать высокие нравственные стандарты своего поведения, исключая любые уловки, ведения кого-либо в заблуждение, нечестные действия, всегда действовать исключительно в интересах клиента;

вести работу только в рамках своей компетентности, нести персональную ответственность за качество своей работы;

защищать чистоту профессии, уважать и доверять коллегам в ходе профессиональных взаимоотношений и взаимодействия, выступать против неэтичного поведения любого из своих коллег;

не использовать свои профессиональные отношения в личных целях, уважать и не разглашать тайну, доверенную вам;

стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, уровня квалификации как специалиста в области социальной работы.

Основными методами изучения социальных результатов деятельности социального педагога является:

наблюдение практической деятельности социального педагога (это формы общения с клиентами, степень удовлетворенности клиента результатами, участие в различных видах деятельности, атмосфера в микросоциуме);

беседа с детьми, с родителями, психологом, воспитателями, пед. работниками; анализ анкет, социологических опросников;

участие в общем собрании детей, жителей микрорайона, родителей; изучение информационных источников, анализ статистической отчетности, выполнение нормативной документации;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.