на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Правосубъектность высших военных учебных заведений Российской Федерации

·  Наличие двойного собственного наименования (действительного и условного).

Признание высшего военного учебного заведения субъектом права, признание наличия у нее правосубъектности (то есть наличия у нее призков субъектов права - право-, дее- и деликтоспособности), означает признание за высшим военным учебным заведением способности быть субъектом имущественных и связанных с ними неимущественных правоотношений.

Ведущим элементом, ядром правосубъектности, служит правоспособность. Сущность правоспособности состоит в том, что она служит юридической формой распределения и закрепления за конкретной категорией субъектов общего объема свобод и долга, прав и обязанностей. Она представляет собой меру возможностей правообладания.

Правоспособность заключает в себе две неразрывно связанные между собой возможности: выступать в качестве правообладающего и обязанного субъекта. Категория же правоспособности признается необходимой предпосылкой правообладания лишь в гражданском праве и, отчасти, в трудовом праве, поскольку право на труд следует рассматривать как предпосылку для правообладания. В других отраслях права правоспособность не нужна и ее там нет, так как субъективные права возникают непосредственно в силу закона (например, в сфере государственного и административного права).

В то же время с точки зрения общего учения о правосубъектности как категории, которая относится ко всем отраслям права, отмечалось, что такое различное по содержанию понимание правосубъектности непоследовательно и лишает это понятие определенности содержания[4]. Поэтому правосубъектность должна рассматриваться как единство правоспособности и дееспособности, как праводееспособность[5].

Законодательство, а вслед за ним и многие представители юридической науки признают, что в одних случаях достаточно обладать только правоспособностью для возникновения и нормального осуществления правосубъектности (таково положение физических лиц в гражданском праве, где отсутствующая дееспособность может дополняться действиями других лиц), а в других случаях правосубъектность возникает лишь при наличии и право- и дееспособности, их нераздельности.

Специфика правосубъектности как правовой формы состоит в том, что как правовая форма правосубъектность служит мерой возможности участия лица в соответствующих правоотношениях. Эта мера определяет и фиксирует границы возможности участия субъекта права в различного рода правоотношениях, делая это в «возможностно-необходимом аспекте».

Объем и существо юридического содержания правосубъектности определяются возможностями экономической системы. Его составляют гарантированные законом возможности быть носителем прав и обязанностей, приобретать их, пользоваться ими и исполнять их.

А значит, правосубъектность с точки зрения своего юридического содержания, своей юридической сущности, представляет собой именно социально-правовую возможность, то есть юридическое качество лица, обладающего этой правосубъектностью.

Правоспособность, как правило рассматривается как общая, абстрактная предпосылка субъективных прав и обязанностей, как предпосылка правообладания. Такое понимание правоспособности было обосновано в юридической науке С.Н. Братусем[6].

Дееспособность юридического лица можно определить как возможность приобретать и осуществлять свои права через соответствующие органы этого юридического лица[7].

Но если правоспособность и дееспособность выражают способность быть субъектом права, значит не только без правоспособности, но без праводееспособности нет субъекта права как обобщенного выражения способности лица иметь допускаемые законом права и обязанности.

Ведь при обычном ходе событий правоспособность существует одновременно с дееспособностью, дополняется последней и образует с ней единый комплекс социально юридических возможностей, характеризующий общее положение субъекта гражданского права.

Поэтому необходимым элементом гражданской правосубъектности юридических лиц является и дееспособность. Возможности, реализуемые собственными действиями, раскрываются в категории дееспособности. Дееспособность определяется как способность субъекта своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности (п.1 ст.21 ГК РФ). В ней учитывается существенное свойство лица - его волеспособность. Лица (в том числе и организации, признанные юридическими лицами) предполагаются волеспособными.

Дееспособность является, можно сказать, динамической стороной правосубъектности. Лицам предоставляются правовые возможности приобретать права и обязанности, пользоваться ими, осуществлять их, т.е. возможности правоприобретения, правопользования и правораспоряжения. Если возможности правообладания указывают на те права и обязанности, которые может иметь субъект, то возможности правоосуществления определяют способы и средства реализации прав и обязанностей.

Наиболее весомым элементом дееспособности в гражданском праве является сделкоспособность, которую определяют как «способность к волеизъявлению, направленному на достижение допускаемых законом положительных, а не противоправных результатов»[8], а также в качестве структурного элемента правосубъектности иногда называют еще и деликтоспособность, определяемую как способность лица самостоятельно нести гражданско-правовую ответственность за совершенное им правонарушение независимо от того, о какой - договорной или внедоговорной - ответственности идет речь. Поэтому некоторыми авторами деликтоспособность выделяется в самостоятельный структурный элемент правосубъектности, существующий наряду с право- и дееспособностью[9].

Если деликтоспособность - это единство двух возможностей: быть носителем соответствующих прав и обязанностей и создавать их своими действиями, то можно сказать, что это правосубъектность в сфере отношений, возникающих вследствие противоправного поведения, которая является частью всей отраслевой правосубъектности лица.

Значит, деликтоспособность занимает не однопорядковое положение с право- и дееспособностью, а формируется в другом ракурсе за счет объединения соответствующих частей право- и дееспособности.

Деликтоспособность выделяется из право- и дееспособности по характеру тех обязанностей, которые субъект может нести, и способу их исполнения. Эта категория является в известном смысле негативной стороной право- и дееспособности. Сущность деликтоспособности можно усмотреть в следующем. Государство, наделяя лиц различного рода правовыми способностями, оставляет за собой (либо делегирует иным субъектам) возможность пресекать случаи противоправного поведения и воздействовать на правонарушителя. Подобная возможность в гражданском праве не безгранична. Она обусловлена степенью волеспособности той или иной категории лиц, уровнем их имущественной самостоятельности, общим объемом их право- и дееспособности. Именно эта граница возможного эффективного воздействия на субъекта за нарушение мер дозволенного и должного, определенных общим объемом право- и дееспособности, закрепляется в деликтоспособности. Непосредственное содержание деликтоспособности составляют социально и экономически обеспеченные возможности лица нести возложенные на него меры ответственности. Объем ее измеряется всей совокупностью мер воздействия, возложение которых предусмотрено законом.

Субъекты права в числе других возможностей, которыми они наделяются правосубъектностью, располагают и способностью к защите нарушенных прав. Эта способность может быть охарактеризована как оборотная сторона деликтоспособности. При этом сама возможность защиты от правонарушений является элементом правоспособности, ибо потерпевший наделяется дополнительным правом, реализуемым в ходе защиты, а способность реализовать ее своими действиями входит в содержание дееспособности. Следовательно, предпосылкой участия субъектов гражданского права в охранительных правоотношениях служит не только деликтоспособность, но и юридическая способность лица к защите своих прав.

Таким образом, правосубъектность воинской части можно определить как обеспеченную государством материальными, юридическими гарантиями ее социально-правовую возможность быть участником правоотношений. Ее составными частями являются правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Специфика гражданской правосубъектности воинской части заключается в том, что поскольку высшие военные учебные заведения создаются не для участия в гражданских правоотношениях, а для обеспечения обороноспособности государства и подготовки квалифицированных кадров, то участие в гражанских правоотношениях носит для них вынужденный, вспомогательный по отношению к основной деятельности характер, и они не могут использовать свою правосубъектность в противоречии с этими целями и не должны иметь широких возможностей для занятия приносящей доход деятельностью. Поэтому их гражданская правосубъектность хотя и может быть достаточно широкой по содержанию, но в целом носит ограниченный характер, является специальной. Высшие военные учебные заведения как субъект права может иметь лишь те права и обязанности, которые соответствуют целям ее деятельности и публичным государственным интересам.


1.2 Нормативно-правовая основа деятельности высшего военного учебного заведения

Высшее военно-учебное заведение создается, реорганизуется и ликвидируется Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее именуются - федеральные органы) и осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Типовым положением, нормативными правовыми актами федерального органа и своим уставом.[10]

Классификацию актов, действующих в сфере высшего образования и составляющих правовую основу организации управления этой сферой, можно провести по различным критериям - традиционно, по юридической силе, или более разнообразно: в зависимости от принципа федерализма; по содержанию; по характеру их влияния на организацию управления.

Федеральные законы в области образования:

·  разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

·  регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации;

·  вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и, в соответствии с которыми, последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

Концентрированно принципиальную суть регулирования соответствующего круга общественных отношений всегда выражают нормы Конституции Российской Федерации[11]: применительно к высшему образованию это, ст. 43, а также ст. 71-73 о разграничении компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами. Конституция закрепляет гарантии реализации права на образование: это равноправие граждан (ст. 6, 9), многообразие форм собственности (ст. 8), идеологическое многообразие (ст. 13), светскость образования (ст. 14).

Одними из основных нормативных актов в соответствии с которыми высшие военные учебные заведения Российской Федерации осуществляют свою деятельность является Федеральный Закон от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» и Типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. № 650.

Федеральный Закон от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» провозглашает область образования приоритетной, устанавливает Федеральные государственные образовательные стандарты и раскрывают принципы государственной политики в этой области, такие как:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.